1. Речевая разминка
2.Подготовка к художественному восприятию.
А) Работа с рисунками.
Б) Работа с портретом писателя.
В) Работа с текстом.
Г) Мотивационный настрой.
2. Художественное восприятие.
3. Художественный анализ.
4. Словарная работа
Физкультминутка.
5. Художественные средства
6. Художники и осень
7..Художественное исполнение.
8.. Художественное творчество.
9. Синквейн
10. Рефлексия
Домашнее задание.
| Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад). - Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить? - Как образовалось слово “листопад”? - Назовите имена существительные. (Подчеркнуть) - Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах. - Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные. - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. ЭПИГРАФ (слова Блока) - Давайте вспомним всё, что мы знаем о его стихах, в этом нам помогут ваши рисунки. - Какая основная тема стихотворений И.А. Бунина?
- Посмотрите на портрет поэта. Вглядитесь в его глаза. Что вы можете прочитать в его взгляде?
- О жизни И.А. Бунина мы узнаем из статьи. Прочитайте данную статью, Отметьте те сведения, которые вам не известны. Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом. Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести). Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт. В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже. Последние годы очень тосковал по Родине.
- Тему нового стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, разгадав кроссворд Что выше леса, Краше света, Без огня горит? (солнце) Он стоит среди травы В шляпе, но без головы. У него одна нога, Но и та без сапога. (гриб) Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (сентябрь) Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (октябрь) с | г |
| о | о | р |
| к | л | и | с | т | н | б | е | я | ц |
| н | б | е |
| т | р |
|
| я | ь |
|
| б |
|
|
| р |
|
|
| ь |
|
- Какое главное слово получилось? (лист) - Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе осенью? (листопад) - Произнесите громко слово листопад. - А теперь тише. - А какое звучание больше подходит к этому слову?
- И вот мы подошли к теме нашего урока. Стихотворение «Листопад».
Послушайте его. Чтение стихотворения хорошо читающими детьми
-Ранняя осень. Прекрасная осенняя пора. Листья – главные герои этого времени. Какое явление мы наблюдаем в природе?
-Произнесите громко слово листопад. -А теперь тише. -А какое звучание больше подходит к этому слову?
-Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад». Учитель читает стихотворение.
-Какие картины вы представили, когда слушали это стихотворение?
-Какую картину вы представили ярче всего? -Какие чувства настроение у вас вызывает эта картина?
-А полностью стихотворение? -С чем сравнивает поэт лес? -Какие использует краски для описания леса?
- Только ли глазами воспринимает лес поэт, только ли зрительные образы нам передаёт? -Найдите и прочитайте, что говорит поэт о запахах и звуках.
- какие звуки услышал автор в осеннем лесу? - а разве тишину можно услышать? - а почему о тишине автор говорит, что она мертвая?
- а еще, чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика: - а можете вы услышать эти звуки в стихотворении?
- были ли в тексте слова или выражения малознакомые вам? Багряный - то же, что багровый - красный густого, темного оттенка. Пестрый - с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов. Резьба - резной - с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями. В дворе - во дворе. Лазурь - светло - синий цвет, синева
Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении. -Теперь прочитаем вторую картину. -Заключительная часть.
Дети под музыку изображают падающие листочки и игру мотылька.
-А сейчас я предлагаю поработать в группах. -На ваши парты опускаются осенние листья. Учитель опускает каждой группе листок. На обратной стороне листа написано слово.
-Сейчас каждая группа будет находить в стихотворении и вписывать в тетрадь олицетворения, метафоры, эпитеты, сравнения.
-Давайте послушаем, что у вас получилось? -Как вы думаете, почему поэт не «оживил» лес?
Учитель комментирует выступления.
Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников И.С. Остроухова и И.И. Левитана, которые имеют одинаковое название «Золотая осень». Рассмотрите картины и скажите, с какими чувствами писали художники картины? -можно ли соотнести строки Бунина с картинами русских художников?
-красивое в природе привлекает любого человека , - мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно -Назовите главные инструменты чтеца? -Давайте подготовимся к выразительному чтению стихотворения. Что значит выразительно? -Работа с таблицей «Словарь настроений»
-А сейчас посовещайтесь в группе и попробуйте нарисовать на листе бумаги то, что описывает Бунин, так чтобы, соединив ваши работы, у нас получилась полная картина прочитанного.
я строка сущ. я – прилагат. Я-глаголы Предложение Общее понятие
-Понравился ли вам урок? Чем? -Что особенно запомнилось? -Какие открытия сделали? -Что бы хотели ещё выполнить?
-Дома выучите наизусть отрывок из стихотворения. Спасибо за урок. | Дети читают стихотворение, подчеркивают существительные, читают с разными итнонациями
Рассматривают рисунки. Называют те стихотворения, которые узнали по рисункам: «Детство», «Шире грудь, распахнись для принятия», «Гаснет вечер, даль синеет…», «Листопад».
- Поэт писал о природе, родном крае.
Дети высказывают своё мнение.
Дети работают с текстом, делают пометки на листах Примерный план выполненной работы Детские годы на хуторе Бутырки. В 11 лет поступил в гимназию, окончил меньше 4-х классов. Работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом. Знал языки, делал переводы. В 1933 году получил Нобелевскую премию. Умер в Париже.
Один ученик рассказывает о жизни И.А.Бунина, другой зачитывает выписки.
-Листопад.
Дети произносят громко, затем тише.
Тихое, спокойное.
Дети слушают.
-Лес, одетый в разноцветную листву -Пустую солнечную поляну с игривым мотыльком и т.д.
-задумчивость, умиротворённость, печаль и т.д.
-с расписным теремом; -лиловый, золотой, багряный, жёлтый, синий;
не только;
Лес пахнет дубом и сосной, Такое мёртвое молчанье, Расслышать листика шуршанье, Заворожённый тишиной. - мертвую тишину
- можно - чтобы мы поняли, что в лесу нету никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и синей вышине»…
- здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика: Молчанье – ч Вышине – ш Можно – ж Тишине – ш Расслышать – ш Шуршание – ш
Дети читают хором, вместе с учителем до слов «Сегодня на пустой поляне…..» До слов «Сегодня так светло кругом…» Прочитывают до конца.
Дети группируются.
Дети рассматривают лист, читают написанное на нём слово. 1 группа – олицетворение. 2 группа – метафора. 3 группа – эпитет. 4 группа – сравнение.
Дети по группам работают с текстом, делают записи в тетрадь.
Выступление учащихся 1 группа – олицетворения Осень….вступает в терем свой. ….Играет…..мотылёк. Выступление учащихся 2 группа – метафоры 1. Лес….пёстрою стеной стоит. 2. ….Берёзы жёлтою резьбой…. …И осень … вдовой.
Выступление учащихся 3 группа – эпитеты. 1. …В листве сквозной…. 2. …Воздушной паутины…. 3. …Мёртвое молчанье…. Лес….лиловый, золотой, багряный. Лес, заворожённый тишиной.
Выступление учащихся 4 группа – сравнения Лес, точно терем… Как вышки, ёлочки темнеют… Просветы …, что оконца. … мотылёк … точно … лепесток
Бунин – Остроухов: То здесь, то там в листве сквозной просветы в небо, что оконца.. -поэт и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились
-Жесты, мимика, голос, тембр, интонация.
- Точно передать настроение.
Выразительное чтение 2 учащихся. (один раз)
1 группа – лес 2 группа – солнце 3 группа – поляна 4 группа – мотылёк
Дети выполняют творческое задание (рисуют, вырезают). На большом листе приклеивают свои работы. Получается особая картина.
Дети отвечают. | Стихи у каждого ученика, проверка на доске
На доске рисунки к стихотворениям И.А. Бунина, выполненные детьми
Статья даётся каждому учащемуся.
Звучит плавная музыка П.И. Чайковский «Времена года»
Звучит музыка. П.И. Чайковский «Времена года»
Работа в группах. Значение слов можно не повторять, так как работали с ними на предыдущих уроках.
Работа в группе.
|