Сказка "Снег и скрипка" В.Хмельницкий
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Терехова Светлана Александровна

 

Урок чтения Светланы Александровны Тереховой – это не просто урок, это событие… Событие – это не то, что идет по строго определенному плану. Поэтому она составляла не план, а сценарий занятия. Событие не может произойти ни с того ни с сего. Нужен эмоциональный и интеллектуальный настрой. На уроке она учила детей выражать себя в слове, писать, как дышать, подбирать слова, не боясь ошибиться, потому что сочинение (акростихи) не может быть правильным или неправильным, а самое главное – учительница предлагала задуматься о себе, о своей жизни. Своем Лице. И учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В. был в этом союзником, а не противником.

         Корчагина И.В.  методист Управления Образования

 

 

Урок чтения во 2 классе (I-IV) по книге Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир», II часть,

раздел 6 «Самое обыкновенное чудо».

Тема: Сказка «Снег и скрипка» Виктор Хмельницкий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_sneg_i_skripka_2_kl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения во 2 классе (I-IV) по книге Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Маленькая дверь в большой мир», II часть,

раздел 6 «Самое обыкновенное чудо».

Тема: Сказка «Снег и скрипка» Виктор Хмельницкий.

Тип урока по дидактической цели:  урок  обучения  чтению нового

текста.

Образовательная цель:     совершенствование      техники     чтения,

обучение элементам литературного анализа, формирование знаний о выразительном чтении.

Развивающая цель: развитие культуры речи, внимания, творческих

способностей.

Воспитательная цель: воспитание интереса   к   чтению,    культуры

общения, создание атмосферы доброжелательности, стимулирование активного творческого труда.

Оборудование:   выставка   детских   рисунков   о   зиме;  акростихи;

аудиозапись; снежинки 25 шт.; 2 мордашки, выражающие различное настроение; 2 картинки о зиме; девочка со скрипкой; ватман не котором воском нарисован снежок, синяя акварель, губка; выставка книг В.Хмельницкого.

Структура урока:

Оргмомент.

Актуализация, мотивация.

Погружение в урок. Введение в тему.

Работа с текстом до чтения:

предположение по заглавию;

предположение по ключевым словам.

Работа с текстом во время чтения:

самостоятельное чтение;

работа по развитию речи;

чтение с комментированием.

Ф/минутка.

Работа с текстом после чтения:

проблемный вопрос «открытия»;

беседа о писателе.

Выполнение творческих заданий.

Рефлексия.

Итог урока.

Самооценка, оценка деятельности учащихся.

Организационный.

       Проверка готовности к уроку.

Актуализация, мотивация.

– Какое у вас настроение?

Я вижу ваши умные, добрые глаза, ваше желание узнать новое. Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Я верю в вас. Пусть ваше хорошее настроение сохранится до конца занятия.

2. – Сегодня   мы   познакомимся  с  творчеством   детского  писателя          

Виктора Хмельницкого, научимся понимать мысли автора, будем выразительно читать его сказку и выполним творческие задания.

Прочитайте тему урока:

«Самое обыкновенное чудо».

А что можно назвать чудом?

Неужели можно сказать «Самое обыкновенное чудо»?

Бывает ли чудо обыкновенным?

Где можно увидеть чудо?

Вывод: Чудо можно увидеть в обычной жизни, среди обыкновенных

вещей. Просыпаем, а луч солнца скользит по стене, заходим в лес и слышим пение птиц, после дождя вдруг идет снег. Это так чудесно.

Погружение в урок.

Ребята, смогли бы вы почувствовать снег, сидя в классе?

Закройте глаза и представьте, что мы оказались на улице. Идет снег, его вокруг очень много. (звучит музыка, учитель читает стихотворение)

Белый пух, снежный пух

Все, все, все в пуху вокруг.

Пух – на шапках, пух – на шубах,

Пух – на бровках, пух – на губках,

Как щекотно, ух! Кто щекочет? Пух!

Какие картинки возникли в вашем воображении?

А художник изобразил снег по-своему. (Рассматривают два зимних пейзажа, нарисованных на ватманах).

Какая картина вам больше нравится? Почему?

А вы на своих рисунках показали снег таким…

Вывод: Снег можно представить по-разному.

Какой бывает снег? (высказывания детей, затем чтение хором слов, написанных на обратной стороне доски)

пушистый                        белый

мягкий                        голубой

колючий                         фиолетовый

блестящий                серый

искрящийся                розовый

Когда снег бывает блестящий, искрящийся?

 Какое определение ярче?

Вывод: Ваша речь будет выразительнее, красивее, если вы будете

больше употреблять образных художественных определений свойств предмета, т.е. эпитетов.

Введение в тему.

-  Сегодня мы познакомимся с творчеством Виктора Хмельницкого,

который пишет взрослые сказки для детей. Почему взрослые? Потому, что они заставляют детей думать и делать свои выводы. В сказках ничего необычного не происходит, нет там колдунов, волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам вещи – листик, бабочка, снежок – озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые.

Вывод: в  его  сказках   происходит   самое   обыкновенное   чудо.   И

сегодня нам предстоит увидеть такое чудо в одной из его сказок.

Работа до чтения.

 -   Прочитайте название сказки. (на доске)

Какова тема сказки?

Предположите, о чем будет она? (высказывания детей)

 -   Прочитайте опорные слова. (на доске)

беззвучно опускался

дома и деревья

сидя на форточке

звуки скрипки

стал учиться

Кто может что-нибудь добавить?

Как проверить наши предположения?

(Рассказывает наизусть учитель. После слов «…до него донеслись звуки скрипки…», играет на скрипке девочка, сидящая за последней партой.)

Подтвердились ли ваши предположения?

Работа во время чтения.

Откройте учебники на с.124, прочитайте самостоятельно сказку.     Читайте беззвучно, медленно, стараясь представить картины, которые рисует автор словами.

Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов.(устно)

беззвучно – без звука, едва слышно;

привычно – обычно, постоянно; так, как всегда;

доносились – сделались слышными; достигли слуха;

растопыренные – расставленные, раздвинутые в стороны.

Комментированное чтение.

1 абзац.        - С кем автор сравнивает снег?

2 абзац.        - Как снег падал с форточки?

                        - В чем разница между словами «падал на землю» и  

                           «падал с форточки?

Подберите синонимы к этим словосочетаниям.

3 абзац.         - Что однажды услышал снег?

                        - Откуда донеслись звуки скрипки?

                        - Что его могло поразить?

                        - О чем он подумал?

С помощью какого особого слова мы можем передать чувство

восхищения, восторга.

(Ах – междометие, делает нашу речь ярче, красочнее).

Прочитайте данное предложение, выражая это чувство.

Найдите словосочетание, которое подтвердило бы мысль о том, что мелодия показалась ему чудом?

Прочитайте 4 абзац. Задайте вопросы, которые возникли у вас в

ходе чтения. (О чем сожалеет снег? Какое решение он принял? Снег научился играть на скрипке? Почему он стал учиться, а все еще скрипит?)

Автор надеется, что это когда-нибудь произойдет, об этом говорят слова «пока» и «только».

Ф/минутка.

Работа после чтения.

Проблемный вопрос.

Почему сказка так называется?

Как можно еще ее озаглавить?

Какие строчки показались самыми главными?

«Открытие».

Если долго, упорно, прилежно учиться – это будет самое обыкновенное чудо.

Беседа о писателе.

Что же необычного сумел увидеть В.Хмельницкий в обычном

 мире?

Какой момент сказки озарен волшебным светом?

Как вы думаете, каким должен быть человек, который написал такую сказку?

Когда вы вдоволь набегаетесь, напрыгаетесь и вам вдруг захочется подумать и помечтать, вы можете прочитать другие сказки этого автора. (демонстрирование книжной выставки).

Выполнение творческих заданий.

Устное словесное описание.

Сейчас мы превратимся в художников-волшебников и будем

рисовать без кисти и красок, одними словами, н называя, какие краски вы бы использовали, что изобразили бы на листе.

Работа в рабочей тетради по чтению на с.50.

Нарисуйте цветными карандашами снег, сидящий на форточке.

Я не волшебница, но мне хочется показать вам самое обыкновенное чудо.

(На обратной стороне доски ½ ватмана, на котором воском нарисован снежок, сидящий на форточке. Дети видят чистый лист. Учитель берет губку, смоченную в голубой акварели и проводит по листу. Рисунок проявляется.)

Какие строки из сказки подходят к моей картине?

На свете живут самые обыкновенные поэты, писатели, художники, музыканты, которые в то же время являются необыкновенными волшебниками, они творят чудеса. Мы сегодня уже побывали в роли артистов, когда читали; в роли писателей, когда словесно рисовали, также были художниками. А сейчас я предлагаю вам побывать в роли поэтов и прочитать то чудо, которое вы сотворили сами.(чтение акростихов, которые дети составили дома).

 Мы вместе тоже можем создать литературное чудо.

(Коллективная работа – составление акростиха, который записывается учителем на доске).

        Снова зима                        Снег кружится

        Наступила                        На дворе мороз

        Ель нарядилась и                Едет в санках Дед Мороз

        Год проводила                        Где подарки? Что привез?

Рефлексия.(звучит музыка)

В начале урока мы размышляли над тем, что можно назвать

обыкновенным чудом. А какие чудесные мгновения     запомнились вам на уроке?

Какими чувствами вы хотите поделиться друг с другом?

Итог урока.

Вы не прощаетесь со сказками В.Хмельницкого, все еще впереди. Впереди - фантазия. Не бойтесь выдумывать, учитесь быть внимательными и видеть волшебное в простом. Пусть мир, окружающий вас, будет всегда загадочным, интересным и вы сможете найти в нем самое обыкновенное чудо.

Самооценка.

У вас на партах лежат снежинки. Напишите на них свое имя и поставьте себе отметку. Положите свою снежинку в карманчик тому человечку, который показывает ваше настроение после урока.

Оценка деятельности детей.

Активно отвечали, выразительно читали…

Красиво и правильно выражали свою мысль…

Были необыкновенными выдумщиками и фантазерами…

Внимательно слушали своих одноклассников…

Благодарю за урок.