Биография и творчество А.П.Чехова
презентация к уроку по чтению на тему
Материал можно использовать как для уроков в начальной школе, так и в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал
Биография А.П. Чехова (хронологическая таблица)
1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1869-79-учился в гимназии.
1879-1884 - учеба на медицинском факультете Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1890, 11 июля-13 октября - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.
1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 – венчание в Москве с актрисой художественного театра О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.
Биография А.П. Чехова (хронологическая таблица)
1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1869-79-учился в гимназии.
1879-1884 - учеба на медицинском факультете Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1890, 11 июля-13 октября - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.
1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 – венчание в Москве с актрисой художественного театра О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.
Биография А.П. Чехова (хронологическая таблица)
1860,17 (29) января – родился в Таганроге в мещанской семье.
1869-79-учился в гимназии.
1879-1884 - учеба на медицинском факультете Московского университета.
1880 - начал печатать короткие юмористические рассказы в журналах “Стрекоза”, “Будильник”.
1884 - окончил университет, занялся медицинской практикой.
1888, 7 октября – Чехову присуждена академическая Пушкинская премия за сборник «В сумерках».
1890, 11 июля-13 октября - совершает поездку на Сахалин. Пишет книгу “Остров Сахалин” (1893-1894)
1892 - поселился под Москвой, в деревне Мелихово (ныне Чеховский район). Создает повести и новеллы - “Дуэль”, “Дом с мезонином”, “Палата №6” и прочие.
1897-99 – работа участковым врачом. Создает пьесы “Чайка” “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
1901 – венчание в Москве с актрисой художественного театра О,Л, Книппер.
1902 - вследствие заболевания туберкулезом переселяется в Ялту.
1904, июнь – в связи с обострением туберкулеза выезжает в Германию для лечения на курорт Браденвейлер, где скончался 2 (15 )июля. Похоронен в Москве.
Урок- исследование по теме
"Личность и творчество А.П. Чехова"
Цель: Расширить представление учеников о личности писателя А.П.Чехова.
Задачи:
формировать интерес к жизни и творчеству А.П.Чехова;
воспитывать, на основе знакомства с жизненными принципами писателя и его творчеством, в учащихся порядочность, интеллигентность, серьезную жизненную позицию;
развивать их эмоциональную восприимчивость.
Оборудование: Выставка произведений А.П. Чехова, воспоминания об А.П. Чехове, компьютер.
Форма урока: урок-исследование.
Эпиграф к уроку:
"Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро".
А.П.Чехов.
ХОД УРОКА
Учитель. Добрый день, уважаемые ребята!
Сегодня приступаем к изучению творчества А.П. Чехова, который “созданием своих произведений открыл новую страницу в мировом искусстве”.
“Личность и творчество А.П. Чехова” - такова тема нашего урока.
Наш сегодняшний урок необычный. Сейчас вы станете экскурсантами, а я – вашим экскурсоводом. Вот вам задание: будьте внимательны и после заочной экскурсии ответьте: “Каким же был этот человек, сумевший завоевать сердца многих поколений?”
Заочная экскурсия
(компьютерная презентация )
(Слайд 3). Дом в г.Таганроге, где 17 января 1860 года родился А.П.Чехов
Чехов ведет свой род от крепостных крестьян. Дед Чехова по отцу, Чехов Егор Михайлович, был крепостным в Воронежской губернии, волевым и хозяйственным человеком, стремившимся дать максимальное образование детям. Упорным трудом им были скоплены деньги, позволившие выкупить себя вместе с семьей на волю. После этого он приписал себя к мещанскому сословию, купил домик в Таганроге
(Слайд 4). Отец - Павел Егорович Чехов был весьма интересной личностью. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.
(Слайд 5). Мать - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Ее всегда отличали ласковость и гостеприимство. Однажды в Мелихове она сказала: "Мои дети любят меня каждый по-своему. И я стараюсь любить каждого из них так, как это нужно именно ему».
Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».
(Слайд 6). Семья Чеховых. Таганрог, 1874 г. Сидят с лева направо: брат писателя Михаил, сестра Мария, Отец Павел Егорович, мать Евгения Яковлевна, жена дяди Митрофана Егоровича Людмила Павловна, их сын Георгий. Стоят: брат писателя Иван, Антон Павлович, старшие братья Николай и Александр, дядя Митрофан Егорович.
Братья и сестры: Александр - литератор, лингвист (1855 - 1913 г.г.); Николай - художник (1858 -1889 г.г.); Михаил - писатель, юрист (1868 - 1936 г.г.); Иван - учитель (известный московский педагог) (1861 - 1922 г.г.); Мария - художница-пейзажистка (1863 - 1957 г.г.). Все дети Чеховых были исключительно одарёнными, высокообразованными людьми.
(Слайд 7). Проба пера Чеховым началась еще в Таганроге где-то около 1876-1877 годов. К 14 октября 1878 года относится первое упоминание о юношеской драме «Безотцовщина». Текст этой драмы был найден и опубликован уже в 1923 году.
(Слайд 8). Москва. 1883 год. А.П.Чехов – студент.
В 1876 году произошел переезд семьи Чеховых в Москву. Торговля в Таганроге стала убыточной, Павел Егорович разорился и вынужден был бежать от кредиторов.
В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.
С приездом Антона Павловича в Москву жизнь семьи Чеховых изменилась к лучшему. Антон Павлович стал студентом-медиком.
Почему же Чехов решил стать врачом? Об этом он сам никогда не говорил. Может быть , ему хотелось исполнить желание матери. В письме, посланном из Москвы в феврале 1879 года, она писала: “…Скорее кончай в Таганроге учение да приезжай, пожалуйста, скорее, терпенья не достает ждать, и непременно по медицинскому факультету иди, уважь меня, самое лучшее занятие…”
Примерно в это же время он начал печататься в юмористических журналах, что отвечало его потребности, обозначившейся еще в детстве, — создавать смешное.
(Слайд 9). Литературным творчеством Чехов занимался в свободное от занятий в университете время, и как бы шутки ради и в совершенно случайной форме.
Сотрудничать Чехов начал в популярных тогда журналах «развлекательского» толка: «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Зритель».
Подписывался Чехов под написанными им рассказами не своей фамилией, а разными псевдонимами: «Антоша Чехонте», «Врач без пациентов», «Юный старец», «Человек без селезенки», «Улисс», «Брат своего Брата».
Чехов рано взял на себя заботу о своей семье. Был наставником не только младших, но и старших братьев, не отличавшихся твердостью характера.
“Сдержанность Чехова,- вспоминал Бунин, - свидетельствовала о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало что за гроши, но еще и в обстановке, способной угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но еще несколько человек гостей-студентов. Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу.
Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, гибкий, очень подвижный, со светло – карими весёлыми глазами, магнетически влекущий к себе. К своей неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой, и сказать: “Бомба!.. неси в участок, да смотри осторожнее…” Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе…
Из работ литературоведов: «...больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними... Этого молодого, бессмертно-веселого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди его тяжелых трудов выдавался хоть час передышки, веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним...»
(Слайд 10). Обложки журналов «Осколки» №45 с изображением А.П.Чехова и «Будильник» № 50.
С самой ранней юности лет десять — двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя. В течение ряда лет редкий номер журнала «Осколки» выходит без юмористических рассказов Чехова. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Вгоняя свои юмористические произведения в сто строк, писатель достиг удивительного умения писать кратко. Впоследствии Чехов высоко оценил это умение, придя к выводу, что писать талантливо — значит писать кратко.
«Краткость — сестра таланта» — это Чехов повторял не раз.
(Слайд 11). В течение 5 лет Чехов написал около 400 произведений, которые составили затем основу его сборников «Сказки Мельпомены» (1884) и «Пестрые рассказы» (1886).
(Слайд 12). После окончания университета в 1884 году Антон Павлович вместе с семьей уехал на лето в небольшой город Воскресенск. Практиковал в земской больнице уже как врач. В середине лета он переехал в Звенигород, чтобы замещать заведующего больницей.
В последние студенческие годы и в первые годы врачебной практики Чехов втайне от всех работал над историей врачебного дела в России. Он изучал древние летописи, составил список 112 книг, которые надо прочесть, чтобы осветить развитие медицины в России в связи с общественной историей страны, с ее бытом, нравами, экономикой.
Врачебная практика дала ему сюжеты для рассказов “Хирургия”, “Неприятность”, “Беглец” и другие.
(Слайд 13). «В сумерках». Титульный лист первого издания сборника 1887 год.
В 1888 году по решению Академии наук писатель получает половинную Пушкинскую премию за третий сборник рассказов «В сумерках». Несмотря на всё возрастающую известность и огромные литературные успехи, Чехов недоволен собой, он стремится не к славе, а к созидательной деятельности.
(Слайд 14-15). А. П. Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что «...писать для детей вообще не умею... надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений». Исключение составляют рассказы «Каштанка» и «Белолобый», написанные специально для детей. Более двадцати рассказов о детях были изданы отдельным сборником «Детвора». Уже при жизни писателя в круг детского чтения вошли такие рассказы, как «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Налим», «Ванька», «Детвора», «Событие», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется» и др.
(Слайд 16-17). В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин -место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».
Подвижническая работа была проведена Чеховым на Сахалине. Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин». Это произведение вызвало огромный резонанс в России. На Сахалин обратили внимание официальные лица. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на Сахалин своих представителей. Сахалинский врач Н.С.Лобас отмечал: «С легкой руки Чехова Сахалин стали посещать как русские, так и иностранные исследователи».
Через некоторое время появляются очерковые записки «Из Сибири» и «Остров Сахалин».
(Слайд 18). В феврале 1892 года Чехов купил усадьбу Мелихово недалеко от Москвы и переехал туда со всей семьей.
Усадьба состояла из запущенного сада, земли со множеством пустырей и неуютного дома. Вся семья взялась дружно за работу: кто занялся садом, кто огородом, кто посевами. Через год усадьбу нельзя было узнать.
Сам Антон Павлович очень любил сад и говорил, что мечта его жизни, когда он не сможет писать, - работать в саду.
Все свободное от работы время Антон Павлович проводил в саду: сажал цветы, обмазывал яблони, подрезал розы.
Писатель говорил, что для него нет большего удовольствия, чем следить, как цветок “лезет из земли, как старается- и потом пышно расцветает”. Когда Чехов уезжал, то заботился о цветах, как об оставленных детях. Из-за границы он писал сестре: “Около лилий: одна- против твоих окон, другая- около белой розы, по дороге к нарциссам”. Или: “ До моего приезда не обрезайте розы. Срежьте лишь стебли, которые замерзли зимой или очень больны, но осторожно: имей в виду, что больные иногда выздоравливают”.
В своих рассказах и пьесах Чехов часто прибегает к образам цветов. Они помогают ему глубже раскрыть переживания героев. В одной из пьес героиня говорит: ”Цветы повторяются каждую весну, а радость нет…”
В Мелихове он написал многие из самых значительных своих произведений: “Палата №6”, “Анна на шее”, “Человек в футляре” и другие.
Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа. Кроме того, организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами.
В Мелихове Чехову приходит идея создания общественной библиотеки в родном Таганроге. Писатель жертвует туда более 2-х тысяч томов собственных книг, среди которых немало уникальных изданий с автографами музейной ценности, а также составляет для библиотеки галерею портретов деятелей науки и искусства. Впоследствии Чехов постоянно отсылает в библиотеку закупаемые им книги, причем в больших количествах.
В Мелихове тоже Чехов очень много времени отдавал своим пациентам. Казалось совершенно естественным, что иной раз, когда его близкие и гости только что собирались в столовую к утреннему чаю, Антон Павлович возвращался от больного, к которому его вызывали ночью.
У земства было мало средств, и Антон Павлович взялся собирать их. Он объезжал соседних фабрикантов и помещиков и убеждал их дать средства на борьбу с холерой. В результате его деятельности на фабриках стали строить бараки для больных, улучшились санитарные условия, в которых жили рабочие.
Все, кто близко знал его, вспоминают, как много в нем было жалости и доброты к людям.
(Слайд 19).Мелихово. Гиляровский катает на тачке Антона и Мишу Чеховых. 1892 г. Несмотря на то, что дел всегда было невпроворот, да и здоровье не радовало, Антон Павлович преодолевал свою хандру извечными розыгрышами. От мелиховского периода жизни Чехова осталась шуточная фотография, история которой, изложенная Гиляровским, такова:"Кто-то из братьев Чеховых имел фотографический аппарат... И вот однажды ранней весной, только что снег сошел, мы гуляли в саду, Антон Павлович обратился ко мне:- Гиляй, я устал, покатай меня на тачке! - и сел в тачку. Туда же поместился его брат Миша, бывший тогда еще гимназистом, а когда я привез их к дому, то пожелали снять фотографию." На этой фотографии еще два брата Чехова - родной Иван и двоюродный Алеша.Чехов в Мелихове трепетно относился к своей усадебке - была она недорогой (5.778 рублей), но весьма обширной - 233 гектара. Все в ней холил и лелеял. Как-то приехал к нему погостить старший брат Саша. Пошли ловить карасей в пруду - "громкое название "пруд" относилось к четырехугольной яме, выкопанной подле самого дома", размером 10 на 5 метров, куда всю весну Чехов с братья-ми свозил снег, чтоб в пруду было побольше воды. Покурив, Саша машинально бросил в пруд окурок.Реакция Антона Павловича была резкой:
- Не бросай в воду окурков, - сказал мне серьезно А.П.
- Да ведь на поверхности пруда и без того плавает много дряни, - заметил я.
- Окурки отравляют воду никотином и могут отравить рыбу.
В этом замечании сказался одновременно и медик, и влюбленный в свое имение хозяин".
И ведь это замечание Чехова актуально - действительно, не стоит бросать окурки ни в пруд, ни в речку, ни в траву.
(Слайд 20). 25 мая 1901 г. Чехов венчается в Москве с О.Л.Книппер.
Ольга Леонардовна Книппер, ведущая актриса МХТ, первая исполнительница ролей в чеховских пьесах, с которой Чехов познакомился на репетициях в 1898 году и впоследствии активно переписывался.
(Слайд 21-22). В 1897 году у Чехова резко обострился туберкулезный процесс, и он вынужден лечь в больницу. Здоровье, и без того слабое, подорванное поездкой на Сахалин, ухудшилось настолько, что доктора настаивают на переезде Чехова на юг.
Дача в Ялте. Здесь писатель устроил настоящий ботанический сад: тополя, кипарисы, кедры, пирамидальные акации (ровно 50 деревьев) и, конечно, садовые цветы цвели круглый год. В 1902 году А.П.Чехов переселяется в Ялту.
(Слайд 23). В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад». Книппер играет Раневскую. Как и роль Маши в «Трех сестрах», роль Раневской явилась вершиной творческого взлета актрисы. «Вишневый сад» - это последнее произведение великого писателя и драматурга. Туберкулезный процесс усиливается настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии. Но о выздоровлении не могло быть речи, здесь Чехов только на время облегчил свои страдания.
Весной 1904 года здоровье писателя сильно ухудшилось. Он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался на сорок пятом году жизни.
Он прожил в двадцатом веке всего только четыре года. Но вместе с именами Льва Толстого и Достоевского имя Чехова получило признание всего человечества.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Для Чехова не существовало только внешней красоты, не озаренной красотой внутреннего содержания. Ценны его слова: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Ценность каждого человека, по мнению Чехова, определяется его отношением к труду. Лень, бездеятельность губительны для человека и несовместимы с красотой и правдой жизни.
В его записной книжке есть заметка: “Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде этого, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно”. Да, Антон Павлович Чехов оставил по себе добрую память: три школы, построенные им в сёлах Талеж, Новосёлки, Мелихове. Четвертая в Крыму. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова.
Учащиеся отвечают на вопрос, заданный им учителем перед экскурсией, аргументируя: Чехов – врач, Чехов – писатель, Чехов – служитель. Он спешил делать добро.
Устремленность А.П.Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта, в его творчестве ощущается некий свет тайны его личности.
Определение Л.Н.Толстого – «Чехов – это Пушкин в прозе» - помогает осознать место писателя в мировой литературе.
«…В жизни он был именно тем, чем он был в творчестве, - человеком редкого душевного благородства, воспитанности и изящества в самом лучшем значении этих слов, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности при редкой правдивости.»
И.А.Бунин. Памяти Чехова.
Использованная литература
М.П.Чехов “Вокруг Чехова”, Московский рабочий,1964 г.
Е.Балабанович “Из жизни А.П.Чехова. Дом в Кудрине”, Московский рабочий,
1967 г.
Б.М.Шубин “Дополнение к портретам. Доктор А.П.Чехов”, издательство “Знание”, Москва, 1985 г.
Л.А.Потанина. Литературная гостиная. Уроки Чехова. “Литература в школе” № 2, 1995 г.
Г.А.Шалюгин “К нему тянулось всё живое…”, А.П.Чехов в Ялте. “Литература в школе” № 5 1998 г.
И.Л.Гиматутдинова “В мастерской художника слова: А.П.Чехов”, “Литература в школе” № 4 1998 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация жизнь и творчество А.П.Чехова
Данная презентация поможет ближе познакомиться с жизнью А.П. Чехова и провести работу над содержанием рассказа "Мальчики"....
урок по творчеству А.П.Чехова "Мальчики". Характеристика главных героев.
Урок посвящен творчеству А.П.Чехова. Это второй урок по произведению "Мальчики", на котором дается характеристика главных героев....

Жизнь и творчество А.П.Чехова
Презентация расскажет ученикам начальной школы об Антоне Павловиче Чехове и о его произведении "Каштанка"...

Биография и творчество А.П.Чехова 4 класс литературное чтение
Тест презентация по литературному чтению 4 класс Биография и творчество А.П.Чехова...

Урок литературного чтения в 3 классе.Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька».
Урок литературного чтения в 3 классе.Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька».Цели урока: 1. Формировать умение вчитываться в речь а...

Рабочий лист "Жизнь и творчество А.П. Чехова" Литературное чтение 4 класс
Рабочий лист для кадого ученика. Заполняется тезисно....