С.А. Есенин "Черёмуха" 2класс
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. На таких уроках должна царить атмосфера импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов; очень важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая” атмосфера урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s.a.esenin_cheremuha.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Изучение стихотворения С. А. Есенина «Черемуха»
2 класс
Ход урока по изучению стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»
Организационный
Учитель | Ученик |
наличие конспекта портрет С.А. Есенина карточки «Чтение пейзажной лирики» карточки с дифференцированными заданиями оформление доски | учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасова II часть карандаши, ручка листок для иллюстраций карточка с дифференцированным заданием |
Цели:
познакомить учащихся с биографией поэта, с литературными терминами;
раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать поэтическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения;
развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии; прививать любовь к природе.
Учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения: эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный.
При изучении лирических произведений идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти.
Именно при изучении лирики на уроке должна царить атмосфера импровизации, творчества, простор для личностной читательской интерпретации текстов; очень важна создаваемая учителем на этих уроках особая “этико-эстетическая” атмосфера урока.
Актуализация опорных знаний
Оборудование: Портрет С.А. Есенина, картина черемухи
На уроке мы продолжаем знакомство с творчеством С.А. Есенина, со стихами которого вы познакомились в 1 классе.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь внутри они совсем не те…
Боимся мы смотреть в глаза друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться жить открыто,
В друзьях поддержку надо нам искать,
Друг другу в жизни надо помогать.
– Мы живем среди людей. Окружающие нас люди… о чем они думают, чем живут? Каждый человек – загадка! Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с жизнью и творчеством одного великого русского поэта.
III. Рассказ учителя о поэте.
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.
Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.
А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним.
Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.
Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось.
Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.
“Есенин – нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Из солнечного ливня
Весеннее лицо
Овеял ветер нивный
Цветочною пыльцой”.
Поэт прожил на земле до обидного мало – всего три десятилетия. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал свои стихи?
В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.
– А Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Родина … С детства знакомое и близкое слово. С чего она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово “Родина”?
Родина, мама, семья, дом, природа, река, любовь, забота, Отечество, Россия.
Чтение ст/я “О матери”.
В своих рисунках вы запечатлели образы, увиденные вами. Всмотритесь внимательно в них, вспомните стихи С. Есенина.
Выставка рисунков.
Мотивация: для чего?
-Чтобы вы хотели узнать и чему научится?
(научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова, узнать, почему С.А. Есенин написал это стихотворение)
-Для чего вам это нужно?
(нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим)
Погружение в урок
Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое, голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.
И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запас цветущей черемухи.
Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»
Я прочитаю стих «Черемуха», а вы представьте себе картину, описанную автором в стихотворение.
Чтение стихотворение.
Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?
Обмен впечатлениями
Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами.
Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.
Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль.
Вывод: Лирические стихотворения отражают не событие, а душевное переживание поэта.
Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения
Вывод: Читая стих, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотые», и ручеек, почувствовать аромат цветов черемухи.
Самостоятельное чтение стихотворение детьми.
Карточка «Чтение пейзажной лирики».
Правила выразительного чтения:
Читайте медленно.
Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;
После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства
Физкультминутка
Отметьте непонятные слова вам (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею)
Чтение стихотворения (1-2 ученика)
Вывод: Стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.
Работа по развитию речи: уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.
(На доске написано:
Роса медвяная - ароматная, с запахом меда
Зелень пряная- с острым ароматным запахом
Проталинка- место, где частично растаял снег, и оголилась земля
Обдает- окатывает водой, обливает сразу со всех сторон
Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки
Вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно
Под кручею - под обрывом, круча-обрыв)
Анализ лирического стихотворения
Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
На доске выбор ответов:
Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха
Чтобы передать свою радость
Чтобы привлечь читателя к красоте природы
Чтобы вызвать сопереживание
(ненужное стереть)
Работа с эпитетами
-При помощи, каких слов автор предает свою радость от вида необыкновенной красоты?
-Как называются слова: медвяная, душистая, золотистая? (эпитет)
Вывод: Употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.
-Какие эпитеты вы бы придумали к слову черемуха?
Коллективное чтение стихотворения «Черемуха»
Чтение выразительное, стараться передать настроение автора.
Дифференцированное задание (1, 2, 3- уровни)
У каждого ученика карточка с вопросами. Дается время на подготовку.
Вопрос1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
2-й уровень- природа
Вопрос2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могло бы сопровождать чтение этого стихотворения?
3-й уровень- лирическая песня
Вопрос3. Прочитайте понравившееся строчки.
1-й уровень
Вопрос4. Что удивляет автора?
3-й уровень- красота природы
Вопрос5. С каким чувством вы прочтете это стихотворение
2-й уровень- с чувством радости, восторга
Вопрос6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете?
3-й уровень- темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую
Вопрос7. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения
3-й уровень
Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть
Нарисовать те картинки, которые возникли в воображении при чтении этого стихотворения.
Рефлексия.
- Что вы не знали, а сейчас знаете- это новое для вас?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Зачем нужна такая работа со стихотворением?
Оценка работы
Детям предлагается провести самооценку по критериям:
«5»- на вопросы отвечали, стихотворение читали выразительно
«4»- на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно
( · )- не очень понравилась моя работа: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал не выразительно.
Встаньте те, кто за свою работу не поставил оценку, теперь те, кто поставил «4», «5».
Спасибо за работу!