Авторские работы.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Литвинова Татьяна Александровна

Разработки уроков и статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okrujaiushii_mir_ou.zip1.53 МБ
Package icon ou.zip268.36 КБ
Package icon staya.zip8.09 КБ
Package icon statya2.zip8.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №1»

Открытый урок окружающего мира

во 2 – Б классе

(Система Л.В. Занкова)

Тема: «Земля – наш общий дом. Строение Земли.»

         

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Литвинова Татьяна Александровна

Цели урока:

- Создать условия для формирования у детей представления о внутреннем строении Земли;

- помочь в усвоении понятий: «литосфера», «гидросфера», «атмосфера»;

- способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся;

- воспитывать бережное отношение к нашей планете.

Оборудование:

- учебник «Мы и окружающий мир» Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.

- рабочая тетрадь к учебнику;

- мультимедийная презентация ;

- словарь С.И. Ожегова;

- памятка по составлению синквейна;

- карточки с заданиями (для групповой работы);

- энциклопедии.

Тип по дидактической цели: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

1.Мобилизующий этап.

Цель: настрой на урок.

«Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!»

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которым мы покажем, как мы умеем думать на уроке, рассуждать, смекать, разгадывать секреты. И начнём наш урок с повторения изученного. Вы готовы?

2.Повторение пройденного.

- Прочитайте цепочку слов (Слайд №1).

Планета, река, Солнце, Марс, горы, звезда, Луна, Рак, рак, радуга.

- Назовите только астрономические понятия. Докажите свою мысль.

(Астрономия изучает строение и развитие всей Вселенной и космических тел.)

(Проверка. Слайд №2)

 

- На какие 2 группы можно разделить эти слова? Докажите.

(Общие понятия.                                      Конкретные названия.)

Планета.                                                    Солнце.

Звезда.                                                       Марс.

                                                                   Луна.

                                                                   Рак.

(Проверка. Слайд №3.)

- У каких слов во втором столбике, нет пары из первого? (Рак, Луна)

(Проверка)

- Как сделать так, чтобы каждому понятию в первом столбике соответствовало название из второго?

(добавить в 1-й столбик слова «спутник», «созвездие», или убрать названия «Луна», «Рак».)

- Какие ещё звёзды вы можете назвать?

- А какие планеты вы знаете?

- 1 -

3.Сообщение цели урока.

- О какой из названных планет мы с вами должны знать как можно больше?

Почему?

- Сегодня мы продолжим изучать нашу планету. И вам, юные исследователи, предстоит найти ответы на многие вопросы.

4.Новый материал.

Вводная часть. (Слайд №4)

- Мы живём на Земле. Это наш общий дом. Кроме нас и наших близких на ней живёт ещё множество людей. А кто же ещё живёт рядом с нами?

- Прекрасные бабочки и змеи, которые мало кому нравятся, нежные цветы и могучие деревья, диковинные рыбы и причудливые птицы, ловкие звери и противные насекомые. В нашем мире найдётся всё, о чём мы читали в фантастических сказках: подземное и морское царства, ледяные горы и живые леса, «чуды – юды» и дикие племена, удивительные страны и города, Эти сказки пришли к нам из древних времён, когда человек ещё очень мало знал о Земле.

Какой представляли Землю древние, мы узнаем от наших исследователей.

Представление древних о Земле. 

(Сообщения учеников.)

а) – Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый наверняка, задавался вопросом: что там далеко – далеко?

Есть ли жизнь на других планетах?

Кто создал этот удивительный мир?

Задавать эти вопросы люди начали давным давно. На часть вопросов уже ответили, а многие и сейчас остаются великой тайной. Сейчас каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе.

Слайд №5.

б) – Древние египтяне считали, что Земля плоская, а над ней висит купол неба, опирающейся на четыре горы по краям Земли.

в) Слайд №6.

Древние индусы были уверенны, что выпуклое полушарие Земли держат четыре слона (конечно же, индийских), стоящих на спине огромной черепахи, которая плавает в Мировом океане.

- 2 -

г) Слайд № 7.

У древних греков Земля просто плавала в океане (без слонов и черепах), а бог Солнца Гелиос каждый день объезжал небесный свод на своей колеснице.

Слайд №8.

д) – Многие раньше считали, что Землю, чтобы она не утонула, держали на своих спинах три кита.

- Все эти представления были ошибочными.

У. – С какими информационными источниками вы работали дома?

( 1) Энциклопедический словарь юного астронома.)

Составитель: Ерпылев Н.П.

2) Планета Земля.

Куликов К. А., Сидоренков Н.С.

3) Планета и жизнь.

Мухин Л.М.

Слайд №9.

- А что вы можете рассказать о нашей планете?

- Есть ли на Земле люди, которые своими глазами смогли в этом убедиться. Кто они?

- А кто из них был самым первым, произнесите его имя с особой гордостью.

Слайд №10.

- Что означают слова «Земля» и «земля»?

- Уточним значение этих слов в Толковом словаре С. И. Ожегова. (Дети находят в словаре значение этих слов и зачитывают вслух.)

- Объясните разницу выражений:

Мы живём на Земле.

Мы копаем землю.

Что же находится внутри планеты Земля, каково её строение? На эти вопросы нам и предстоит сегодня ответить.

- 3 –

Физминутка!

Мы ногами топ – топ (дети топают ногами)

Мы руками хлоп – хлоп (хлопают ладошками)

Мы глазами миг – миг (моргают глазами)

Мы плечами чик – чик (по очереди поднимают плечи).

Раз сюда, раз туда,

Повернись вокруг себя (поворот в одну и другую стороны).

Раз присели (приседают),

Два привстали (руки на пояс).

Руки кверху все подняли  (руки поднимают вверх).

Сели. Встали. Сели. Встали.

Ванькой – встанькой словно стали.

(покачивают головой влево, вправо)

И подскоки делать стали (подскоки на месте).

А потом пустились вскачь (прыгают как мячик)

Словно мой упругий мяч.

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора. (садятся за парты)

- Сегодня на уроке основным информационным источником будет ваша учебная книга.

 

5.Осмысление текста «Строение Земли» в учебнике (с. 71 – 73).

Парная работа. (На партах у детей листы с вопросами, на которые они должны будут ответить.)

Задание №1.

- Прочитайте 1 абзац текста и найдите ответы на следующие вопросы:

1)Что находится в центре Земли?

2)Что покрывает ядро?

3)Что прикрывает все внутренние части Земли?

Слайд №11. Проверка осмысления и дополнение информации.

(дети отвечают на вопросы).

- С чем можно сравнить внутреннее строение Земли? Что находится в центре Земли?

(В центре находится раскалённое ядро, подобно желтку в яйце. t + 2500 -    

+ 3000 С.)

- Что покрывает ядро? (Ядро покрывает мантия, подобная яичному белку. В верхней части мантия вязкая, как густой мёд.

- Что прикрывает все внутренние части Земли? (Все внутренние части Земли прикрывает земная кора, как яичная скорлупа, в которой заключено всё содержимое яйца. Но в отличии от яйца внутренние слои Земли имеют очень

- 4 –

высокую температуру и очень большое давление.

Задание №2.

- Прочитайте 2,3,4 абзацы текста и найдите ответы на вопросы:

1)Что такое гидросфера?

2)Как называется воздушная оболочка Земли?

3)Что называется литосферой?

Слайд №11. Проверка осмысления и дополнение информации.

(Дети отвечают на вопросы).

- Все воды Земли составляют водную оболочку, или гидросферу.

Если всю воду океанов, рек, озёр равномерно распределить по земной поверхности, то образуется слой почти в 3 км глубиной.

- Окутывает Землю толстый слой воздушной оболочки – Атмосфера.

Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода. Кроме того, воздушная оболочка защищает Землю от космических «снарядов», метеоритов. Также эта оболочка защищает нас от космических лучей – невидимок, следит за климатом на нашей планете. Толщина этой оболочки около 1000 км и состоит она из нескольких слоёв. Нижний слой – самый плотный.

Литосфера – слово греческого происхождения, означающее каменный шар, каменная оболочка. Её толщина от 50 до 200 км.

Реализация осмысления.

- А теперь закройте глазки и вспомните местность, в которой мы живём?

- Чем богата наша местность?

Есть ли в нашей местности леса?

Много ли водоёмов? Назовите их?

Что можете сказать о погоде летом и зимой? Часто ли идут дожди?

Сильные ли дуют ветры?

- А теперь скажите, что из ответов можно отнести к атмосфере? (Ветер, облака).

Что отнесёте к гидросфере? (Реки, озёра)

А к литосфере? (Меловые горы, равнины).

Задание №3.

Прочитайте 5 абзац текста и найдите ответы на вопросы.

1)Что составляет географическую оболочку Земли?

2) Рассмотрите внимательно рисунок в учебнике на с.73.

- В какой оболочке Земли обитают все живые организмы Земли?

- 5 -

 Проверка.

- Верхняя часть литосферы, гидросфера и нижняя часть атмосферы составляют географическую оболочку Земли.

Все живые организмы Земли обитают в биосфере.

6.Самостоятельная работа в рабочей тетради к учебнику (с.14 №30)

- Что такое гидросфера и атмосфера вы напишите дома, а сейчас на схеме подпишите где находится гидросфера и атмосфера. Проверьте друг у друга.

(Работа в парах.)

7.Итог урока. Что узнали нового? Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

- Какие оболочки Земли вы можете назвать?

Слайд №12.

Как они называются? Чем они похожи? (Общая часть сфера – пределы распространения чего – либо, область).

Что можно сказать про эти слова, какие они? (Сложные, родственные).

Что обозначает часть слова:

гидро (вода)

атмо (пар, газ, воздух)

лито (камень)

Наша Земля неповторима. Уникальность заключается в том, что на ней живём мы. Мы – земляне, жители планеты Земля должны как можно больше знать о нашей планете, беречь её, охранять, заботиться о её процветании. Поэт Аким назвал нашу планету – планетой – сад.

Планета – сад.

Есть одна планета – сад.

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей нет.

- 6 -

8. «Рефлексия» (Размышление)

(Групповая работа).

- Подведём итог нашей работы и составим синквейн по плану.

1.Существительное (тема урока).

2.Подобрать к нему 2 прилагательных.

3.Подобрать к существительному 3 глагола.

4.Составить фразу, выражающую основную тему урока.

Слайд №13. Памятка.

Земля. Круглая, живая. Вращается; имеет твёрдую, водную и воздушную оболочки; дарит жизнь. Земля – наш дом. Планета.

Земля. Прекрасная, разумная. Имеет свой спутник. Состоит из ядра, мантии, земной коры; вращается. Земля – это жизнь. Планета.

9.Задание на дом: 1. Рабочая тетрадь с. 14 зад. 30.

                                 2.Ответить на вопросы в учебнике на с. 73,74.

                                 3. Сочинить рассказ о своей собственной выдуманной

                                 планете (по желанию).

 

   

 

- 7 -



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 1»

Открытый урок по литературному чтению

Тема:

Авторская сказка.

Шарль Перро «Кот в сапогах».

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Литвинова Татьяна Александровна

Белгород

Тема:

Авторская сказка. Шарль Перро «Кот в сапогах».

Цель:

Продолжить работу над формированием умений осмысленного и выразительного чтения, над созданием условий для развития исследовательских навыков; воспитывать внимательное отношение к слову и работе с художественными приёмами языка.

Задачи:

Создать условия для ознакомления учащихся с творчеством французского писателя Шарля Перро, со сказкой этого писателя «Кот в сапогах»; формирования способности у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучения анализу художественного произведения; эмоционального вовлечения детей в проблему произведения, поставленную текстом; перечитывание разных фрагментов текста с целью выявить развитие сюжета; продолжение работы над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами. Создать условия для развития  речевой культуры учащихся; развития связной речи учащихся; выразительного чтения; для работы над уточнением значения слов. Создать условия для формирования нравственных качеств учащихся.

Оборудование:

Выставка книг писателя, материал для речевой разминки, учебник «Литературного чтения В.Ю. Свиридова», презентация, листы с творческим заданием.

Ход урока.

Оргмомент ( организовать учащихся на учебную деятельность)

- Ребята, сегодня на уроке литературного чтения у нас гости.

- Поздоровайтесь. Садитесь.

Каждое утро мы начинаем с улыбки, добрых, вежливых слов.

Покажите своё настроение в начале урока. Улыбнитесь мне, потом своему соседу.

Каждый урок литературного чтения у нас открытие. Мы открываем новых героев, узнаём себя, рассуждаем, сопереживаем, и каждый раз всё происходит по – новому. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок был не похож на предыдущий, но сначала проведём речевую разминку.

Речевая разминка (слайд №2)

Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.

«Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки А О У Ы Э»

Артикуляционная гимнастика.

а) «Губы в улыбке – губы в трубочку» – надо чередовать.

б) Круговые движения языком по часовой и против часовой стрелки.

в) «Лошадка».

Дикционные упражнения.  

а) Произнесение скороговорки.

- Прочитайте скороговорку (про себя, шёпотом, громко).

- Произнесите скороговорку:

1 ряд – спокойным голосом;

2 ряд – громче;

3 ряд – очень громко.

- Повернитесь друг к другу и произнесите:

1 вариант – с вопросительной интонацией;

2 вариант – с восклицательной интонацией.

- Мы научились чётко и грамотно произносить слова, что нам необходимо в течение всего урока и жизни. Я жду от вас точных и грамотных ответов.

Подготовка к восприятию.

- Ребята, какие виды устного народного творчества вы знаете? (потешки,

- 1 -

     загадки, песни, пословицы, поговорки, сказки …)

Узнайте жанр произведения, о котором мы будем говорить сегодня.

Кроссворд: слайд №3

а) Средство передвижения Бабы Яги. (проверка-слайд)

б) Герой фольклора, имеющий прозвище Бессмертный. (проверка)

в) Существо в образе девушки с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом. (проверка)

г) Герой фольклора, имеющий отчество Горыныч.

д) Жених Василисы Прекрасной.

е) Правитель в тридевятом царстве.

Проверка. Слайд №3.

Какое слово по горизонтали получилось? (Сказка)

Учитель:            Добрую сказку

                                  Помню я с детства.

                                  Хочу, чтобы сказку послушал и ты,

                                  Чтобы подкралась

                                  К самому сердцу

                                  И заронила зерно доброты.

                                                                                О. Дриз.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой.

- Выберите правильное определение сказки.   (Слайд №4)

Проверка. Слайд №5 (чтение вслух)

- А сейчас, я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказки.

Викторина. Слайд №6

Кто из персонажей сказал такие слова и в какой сказке он живёт? (Проверка)

- Я тоже хочу проведать твою бабушку.

(Волк. «Красная шапочка»)      Слайд

- Не бойтесь, братцы. Я приведу вас домой!

(Мальчик – с – пальчик. «Мальчик – с – пальчик»)    (Слайд)

- 2 -

- Как же вы это прядёте? Дайте-ка мне попробовать, - может быть, и я сумею прясть!

(Принцесса. «Спящая красавица»)    (Слайд)

- Можно ли мне примерить туфельку?

(Золушка. «Золушка».)      (Слайд)

- Дёрни за верёвочку, дитя моё, - дверь и откроется!

(Бабушка Красной Шапочки. «Красная Шапочка»)         (Слайд)

- Что объединяет эти сказки?

(Один автор – Шарль Перро.)

- Тема нашего урока: - Авторская сказка. Шарль Перро. «Кот в сапогах».

                                                                                                      (Слайд №7)

 - Информацию об авторе сказки «Кот в сапогах» нам подготовила Арина.

                                                                                                         (Слайд №8)

(Сообщение Арины + дополнение учителя)

Информация об авторе.

Шарль Перро (1628-1703) один из первых в истории «большой» светской литературы обратился к фольклору своего народа. Перро призывал писателей – современников питать своё творчество сюжетами из национальной культуры, из реальной жизни. Свои «Сказки матушки Гусыни» (1697) он посвятил «её королевскому высочеству» Елизавете Шарлоте Орлеанской (племяннице короля Людовика 16). Член французской академии, маститый писатель и критик постеснялся подписаться под главной книгой своей жизни и издал её под именем своего сына Перро д Арманкура.

Первоначально сборник состоял из восьми сказок: «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Волшебницы», «Золушка, или туфелька, отороченная мехом», «Мальчик – с – пальчик», «Синяя борода», «Господин Кот, или Кот в сапогах», «Рике с хохолком». В последующих изданиях в него были включены ещё три сказки – «Ослиная шкура», «Гризельда», и «Смешные желания». Сохраняя фольклорную основу сказок и сюжет, писатель придал им новую художественную форму, во многом изменяя первоначальный их смысл. Каждая сказка Перро заканчивалась ироническим стихотворным нравоучением.

- 3 -

5) Работа по новой теме.

- Сегодня нам снова предстоит быть исследователями. А любой исследователь ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы.

Прочитайте вопросы, на которые вы должны ответить.  (Слайд №9)

(Русская эта сказка или нет? Народная или нет? Волшебная или нет?)

- На какой из поставленных вопросов вы можете ответить, не читая сказки? (Эту сказку нельзя назвать народной, т.к. у неё есть автор, Шарль Перро, значит эта сказка авторская. Её нельзя назвать русской, т. к. она написана французским сказочником).

- Что мы узнали о коте на прошлом уроке? Как вы думаете, каким будет кот в этой сказке? (Умным, важным, находчивым, сообразительным)

                                                                                                   (Слайд №10)

6) Физкультминутка.

                 По дорожке, по дорожке

                 Скачем мы на правой ножке.

                 И по этой по дорожке

                 Скачем мы на левой ножке.

                 По тропинке побежим,

                 По лужайке добежим.

                 На лужайке, на лужайке

                 Мы попрыгаем как зайки.

                 Стоп. Немного отдохнём.

                 И домой пешком пойдём.

7) Продолжение работы по новой теме.

- Прочитаем сказку и узнаем всё об этом коте.

(Чтение произведения по цепочке)

Словарная работа.

- В этой сказке встретятся сложные и незнакомые для вас слова. Перед тем, как мы начнём читать, давайте выясним их значение.

Внимание на экран  (Слайд)

Наследство – имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу.

- 4 –

Жалкая доля – самая маленькая.

Обделить – лишить чего-либо.

Украсть всё до нитки – всю одежду.

Придворные – лица, состоящие при короле и входящие в его окружение.

Маркиз – дворянский титул в некоторых европейских странах.

Влюбится без памяти – очень сильно.

Пришёлся по сердцу – понравился.

Косари – те, кто косит траву.

Жнецы – те, кто жнёт.

Жать – срезать под корень колосья.

Не мог надивиться – не мог насмотреться.

Со всей учтивостью – с почтительной вежливостью.

Облик – лицо.

- Подтвердились ли ваши предположения о коте?

- Можно ли назвать Кота в сапогах волшебным помощником?

Найдите и прочитайте, как помогал он герою?   (Слайды №11 и №12).

(Поймал кролика и куропаток и подарил королю, придумал, как добыть богатую одежду для хозяина, хитростью победил великана – людоеда и завладел его землями и замком, тем самым помог хозяину жениться на принцессе).

- Как вы считаете, достоин ли герой иметь такого помощника?

- За что сын мельника получает всё «на блюдечке с голубой каёмочкой?».

- Что главным является в произведении?

                                                                   (Сюжет).

- 5 -

- Назовите трёх сестёр сюжета.

(Завязка. Кульминация. Развязка.)

- А в сказках как можно иначе назвать завязку?      (Зачин)

- Вспомните, что такое зачин.

(Традиционное начало в фольклорных произведениях.)

- Прочитайте предложения, соответствующие зачину?  (1 абзац)

- Как ещё могут начинаться сказки?

(Жили-были, в некотором царстве…)

- Какие ещё признаки вы нашли, напоминающие русскую народную сказку?

(Волшебное число 3)

- Найдите в сказке примеры использования магического числа 3.

(Три месяца подряд кот приносил дичь королю)

- А как же заканчивается сказка?

(Свадьбой. А свадьба – это характерная концовка для русских народных сказок.)

- Так какая это сказка- волшебная или нет?

(Волшебная, т.к. имеются признаки волшебной сказки)

(Зачин и концовка, волшебный помощник, волшебные превращения, использование магического числа 3.)

- Что во французской авторской сказке напоминает сказки русские народные?

8) Обобщение.     (Слайд №13)

 - Исследователи, нашли ли вы ответы на поставленные вопросы?

9) Работа в группах. Творческие задания.

(У каждой группы на столе лежит конверт с заданием)

1 группа.

- Пофантазируйте. Представьте себе, что людоед не смог превратиться в мышку, а превратился в другого зверя, как в этом случае развивалось бы действие сказки?

- 6 –

2 группа.

- Выберите и подчеркните пословицу, которая подходит к сказке. Объясните, почему именно эта пословица подходит к сказке, а не другая.

Кто бежит, тот спотыкается.

Кто долго ждёт, тот долго живёт.

Под лежащий камень вода не течёт.

Тот не ошибается, кто ничего не делает.

3 группа.

- Представьте себя режиссёрами – мультипликаторами. Посмотрите на стр. 74 учебника и проверьте диафильм по этой сказке: всё ли верно?

4 группа.

- Интересно узнать, как вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

- 7 –

Вопросы.

По горизонтали.

Животное, в которое Людоед превратился в первый раз. (Лев)

Часть наследства, которое досталось старшему брату. (Мельница)

Часть наследства, которая досталась среднему брату. (Осёл)

Животное, в которое Людоед превратился во второй раз. (Мышь)

Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах? (Маркиз)

Кто первым попался в мешок Коту? (Кролик)

Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу? (Жнецы)

Каких птиц преподнёс в дар королю кот?  (Куропатки)

Учитель. Прочитайте слово, записанное по вертикали.

(Вельможа.)

Проверка выполнения заданий.

10) Итог урока.    (Слайд №14)

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку?

(Добро побеждает зло. Помогает дружба.)

- Так чему же учит сказка?

(Добру, честности, порядочности и т. д.)

11) Рефлексия      (Слайд №14)

- А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло своей души другу, соединив ладонь с его ладошкой.

Пусть ваше тепло согревает друзей и помогает им в трудную минуту.

Учитель.   Как хорошо, что дружба есть на свете!

                   Она, как воздух нам с тобой нужна.

                   Так пусть шагает дружба по планете,

                   Пускай, как солнце, светит нам она.

- 8 –

- Я благодарю вас всех за хорошую работу.

12) Задание на дом:   (по выбору)            (Слайд №15)

Прочитать любую сказку Шарля Перро (обратиться к выставке книг в классе).

 Найти ответ на вопрос:

«В каких русских народных сказках действие развивается по тем же законам?»  Подсказка: ответ найдите в «Хрестоматии», сборниках русских народных сказок.

3. Сочинить  свою волшебную сказку о дружбе.

 

- 9 –

1 группа.

- Пофантазируйте. Представьте себе, что людоед не смог превратиться в мышку, а превратился в другого зверя, как в этом случае развивалось бы действие сказки?

2 группа.

- Выберите и подчеркните пословицу, которая подходит к сказке. Объясните, почему именно эта пословица подходит к сказке, а не другая.

Кто бежит, тот спотыкается.

Кто долго ждёт, тот долго живёт.

Под лежащий камень вода не течёт.

Тот не ошибается, кто ничего не делает.

3 группа.

- Представьте себя режиссёрами – мультипликаторами. Посмотрите на стр. 74 учебника и проверьте диафильм по этой сказке: всё ли верно?

4 группа.

- Интересно узнать, как вы запомнили сказку. Я предлагаю вам решить кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

                                   

Вопросы.

По горизонтали.

1. Животное, в которое Людоед превратился в первый раз.

2. Часть наследства, которое досталось старшему брату.

3. Часть наследства, которая досталась среднему брату.

4. Животное, в которое Людоед превратился во второй раз.

5. Какое имя придумал своему хозяину Кот в сапогах?

6. Кто первым попался в мешок Коту?

7. Кто сказал королю, что поля принадлежат маркизу Карабасу?

8. Каких птиц преподнёс в дар королю  кот?  

Прочитайте слово, записанное по вертикали.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Литвинова Т.А.

МАОУ «Гимназия №1» г. Белгород

Известно, что система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя. Личностные качества современного учителя актуальны на протяжении многих столетий, так как они заложены в простых истинах и составляют концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость. Вот эти истины:

- Я знаю, чему надо учить.

- Я знаю, как надо учить;

- Я уверенна в том, что мой труд полезен обществу.

Каждая истина начинается с буквы «Я», буква любимая не всеми, но именно её наука объявляет определяющей в системе самоанализа и самооценки личностных качеств – кредо современного учителя.

А если обратиться к требованиям освоения ООП НОО, то мы увидим, что введены не только новые требования к структуре предметных программ, но и усилено внимание к духовно-нравственному развитию личности младшего школьника.

Итак, я знаю, чему надо учить, как надо учить, и как научить, чтобы мои выпускники были благодарны мне за полученные знания, т.е. за мою работу. Как учитель, я ставлю перед собой задачу научить не только предмету, но, и, используя его содержание, сформировать учебную деятельность учащегося, мотивировать его интерес к продолжению обучения, к добыванию знаний вообще, а не только по конкретному предмету. Иными словами, опираясь на идеологию стандарта второго поколения, рассуждаю так: предмет, предметные умения, предметные действия - это не самоцель, это скорее основа для того, чтобы было сформировано на их основе что-то ещё. Что же именно должно быть сформировано в процессе обучения в начальной школе? Ответ на этот вопрос можно найти в программе формирования универсальных учебных действий: кроме предметных, у ученика должны быть  сформированы личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Причём, не во внеурочной деятельности, а в процессе изучения конкретного предмета, точнее, на каждом его уроке. Организуя деятельность ученика на уроке, я должна сформировать  учебную деятельность, т.е. умение учиться для получения знаний не только в процессе изучения школьного предмета, но и в любых жизненных ситуациях. Каждый урок должен носить воспитательный характер.

Возьмём, к примеру, урок «Литературного чтения». Новый образовательный стандарт в виде личностного результата начального образования требует «формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств», «развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей». Что же должна я сформировать у своих учеников? Прежде всего, понимание произведения литературы как особого вида искусства. Нравственные ориентиры, представленные в образах художественного текста надо так преподнести, чтобы они стали личностно принятые учениками, способствовали развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Особенно я люблю уроки фольклора, на которых дети легко ориентируются в распознании добра и зла, постигают тайны народной мудрости.

Я стараюсь показать на примере литературного произведения, что в нём сконцентрированы главные вопросы человеческого бытия; так выстраиваю диалог, чтобы дети могли самостоятельно подойти к выводу о ценности отношения к людям и жизни вообще.

Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературного чтения выделяется содержательной линией: практически все произведения формируют в сознании детей основы нравственно-этических норм, правило общения и построение общений со сверстниками и взрослыми. На протяжении всего курса решается задача национального и гражданского самосознания, чувств гордости за свою страну: в первом классе – в ходе изучений стихотворений  о Родине и родной природе. Со второго по четвёртый класс – в ходе работы с фольклорными, летописными литературными произведениями разных жанров. Изучая произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Куприна, Дж. Лондона и других писателей, младшие школьники познают нормы общения, впитывают культурные ценности своего народа и других народов.

Задачи духовно-нравственного воспитания, поставленные в ФГОС НОО, безусловно, требуют нового подхода и организации учебного процесса на современном уроке. Я стараюсь построить урок, как процесс «открытия» каждым учеником  конкретного знания. А это требует усилия, размышления, поиска в решении исследовательских и поисковых учебных задач, проблемных ситуаций. Мои ученики выдвигают самые разнообразные гипотезы, не боятся сделать ошибку. А это тоже одна из сторон духовно-нравственного воспитания.

Особый вклад в развитие личности младшего школьника вносит изучение предмета «Окружающий мир». Вот какие требования выдвигает ФГОС НОО:

- формирование основ российской  гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия победы.

Программа учебного предмета «Окружающий мир» предусматривает решение важнейших задач патриотического, нравственного, эстетического воспитания младших школьников.

Важным требованием стандарта является воспитание  осознания ценности человеческой жизни, необходимости заботиться о здоровом образе жизни. Эти личностные характеристики ребёнка  входят в портрет выпускника начальной школы:

 - выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

 - развития эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Известный академик Д.С. Лихачёв очень тонко подметил, что человек, который не умеет понять другого человека, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. Тот, кто не способен откликнуться на чужую боль, постепенно черствеет. Ничто не ранит душу так больно, как безразличие, невнимание. Равнодушие – бич современной жизни. Но такой человек и сам всегда несчастен. Уроки познания земного мира отличает уникальная способность: определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений. На этих уроках мы ставим и решаем проблемные задачи, проводим сравнения, находим причинные зависимости, демонстрируем опыты. Вместе с развитием мышления формируются коммуникативные умения: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования. Все эти виды работы способствуют решению ещё одной задачи, поставленной  в стандарте:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Существенен вклад предмета «Окружающий мир» и в решении другой важнейшей задачи образования, определённой стандартом: «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей…» Например,  изучение темы «Растительный мир Земли» мы заканчиваем разговором о том,  как развивалась история взаимоотношений человека с растительным миром: как и почему возникло земледелие, как человек повлиял на расселение  культурных растений, почему растёт число чёрных, красных и оранжевых страниц Красной книги и что должны делать люди, чтобы увеличивались её зелёные страницы. Такой разговор позволяет не только расширять знания младших школьников, но и одновременно решать очень важную нравственную проблему: человек внимательно наблюдает за всем, что происходит в природе и открывает законы, по которым она живёт. И детям не составляет труда сделать вывод, что вмешиваться в законы природы неграмотно и неосторожно нельзя; к природе нужно относиться внимательно, хорошо знать правила взаимоотношений с ней, чтобы не навредить ни природе, ни человеку. Таким образом, совершенно очевидно, что содержание предмета обеспечивает «решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств». От класса к классу «развёртывается» содержание для решения этой задачи. Дети узнают о правилах поведения в школе, в других общественных местах, усваивают нормы культурного поведения, правила взаимоотношений в коллективе и здорового образа жизни.

А это значит, что благодаря целенаправленной воспитательной работе, которая является неотъемлемой частью каждого урока литературного чтения

и окружающего мира, я обязательно увижу черты портрета выпускника

начальной школы в каждом конкретном своём ученике.

Литература:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2011 г. Авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва «Просвещение» 2011 г. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова.4-е издание, доработанное.



Предварительный просмотр:

Литвинова Татьяна Александровна

«ЭЛЕМЕНТЫ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ»

Прочные знания, умения и навыки учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным.

С этой целью я использую в своей практике различный занимательный материал: дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, игровые и занимательные ситуации. Занимательный материал на уроках математики не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучат считаться с интересами товарищей.

Увлечённые игрой дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки.

Вот почему включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у ребят бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание.

Каждый учитель, начальной школы знает, что основным требованием к знаниям, умениям и навыкам при обучении математике является знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления на уровне автоматизированного навыка. Важным звеном в изучении таблицы умножения являются математические игры. Они помогают быстро изучить и закрепить знание таблицы умножения, освоить соответствующие случаи деления. Хочу рассказать лишь о некоторых дидактических математических играх, которые можно применить при изучении таблицы умножения.

Для того, чтобы освоение таблицы умножения было более успешным, можно закупить электротехническую игрушку.

«Проверь ответ».

Учитель диктует примеры вида «2 умножить на 3», «4 взять 5 раз» и т. д. При правильном ответе у детей загорается красная лампочка. Когда учитель видит, что ребёнок не успевает или сомневается в ответе, спрашивает ученика. Дети быстро осваивают технику игры и с нетерпением ждут её.

«Чей ряд лучше?»

Дети или учитель выбирают из каждого ряда по 2 ученика. Выбранные ученики стоят напротив своего ряда, а учащиеся быстро по порядку, как сидят, задают им примеры на умножение и деление. Отмечаем, кто решил больше примеров.

Игра проходит в быстром темпе, детям нравится задавать примеры и решать их. При подведении ряд – победитель поднимается, класс громко произносит «Молодцы!» и хлопает в ладоши.

«Кто быстрее?»

Напротив каждого ряда на доске прикрепляются картинки, под которыми записаны примеры:

Самолёт                                Катер                                        Машина

9х6                                8х9                                        5х4

5х7                                5х6                                        7х8

6х4                                4х7                                        4х8

3х8                                6х9                                        6х6

3х3                                9х3                                        9х2

По сигналу учителя учащиеся каждого ряда с начала ряда по порядку выходят к доске и пишут ответ. Побеждает ряд, который быстрее и правильно запишет ответ.

Или так:

Катер                                Самолёт                                Машина

12                                63                                        42

18                                54                                        18

24                                27                                        35

72                                  9                                          8

В этом варианте нужно составить к данному ответу, например: 12=6х2, 3х4, или 2х6.

«Садовники»

На листе бумаги нарисовано дерево-яблоня. К ней прикреплены красные яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры. Кто больше успел решить и записать примеров, то следовательно, и больше сорвал яблок»

(Также «Нарядим ёлку»: «Нарви букет»).

«Магазин»

На доске устраивается выставка-продажа. Продаются линейки, тетради, открытки, книжки. Цены указаны соответственно. К доске выходят 2 ученика: один – покупатель, другой – кассир, весь класс – контролёры.

Весь класс следит, сколько истратил покупатель и правильно ли получил сдачу.

Игра с мячом «Отвечай не зевай!»

Учитель задаёт классу вопросы, например увеличьте число 7 в 5 раз; уменьшите число 20 в 4 раза; делимое 16, делитель 4, найти частное и т. д. Учитель ходит между рядами парт, задаёт вопрос и бросает большой яркий, но лёгкий мяч любому ученику. Все ждут, обдумывая ответ. Ученик ловит мяч, отвечает и быстро возвращает мяч учителю.

При верном ответе учитель бросает мяч другому ученику и игра идёт в быстром темпе. Класс следит за ответом. Если ответ неверный, учащиеся сигнализируют одним из указанных способов (поднимают красный кружок, хлопают в ладоши 3 раза, поднимают руки и два – три раза сжимают пальцы в кулики и др.).

Учитель сразу видит реакцию класса на ответ товарища, снова повторяет вопрос и бросает мяч.

Игра принимает более острый характер, если соревнование проходит по рядам. Побеждает тот ряд, ученики которого меньше сделают ошибок.

Эта игра, помимо отработки таблицы умножения, способствует выработке быстрой реакции и снятию у детей утомления.

«Весёлое путешествие»

После ознакомления с табличными случаями умножения и деления предложить учащимся сделать карточки из картона или плотной бумаги и разложить на ней цепочкой кружки размером не более чем двухкопеечная монета. В центре кружка записываются несколько примеров на табличное умножение и деление. Для эстетической завершённости кружки раскрасить цветными карандашами.

Карточки раскладываются на столе учителя примерами вниз. Класс делится на две или три команды. По сигналу учителя (хлопать в ладоши) ученик, стоящий первым в каждой команде, берёт по одной карточке, читает примеры в том порядке, в котором они записаны, и показывает ответы. При затруднении ответ быстро даёт кто–либо из команды. Решив, все примеры на карточке, ученик дотрагивается до руки следующего игрока, и тот быстро берёт следующую карточку и начинает отвечать. Взяв последнюю карточку и назвав ответы, ученик перевёртывает её и читает: «Весёлое путешествие окончено».

Он поднимает руку, сигнализируя, что его команда выполнила задание. Через некоторое время путешествие завершают и другие команды.

Учитель подводит итоги путешествия. Он учитывает не только быстроту выполнения задания, но и количество допущенных ошибок, смотрит сколько раз команда оказывала помощь отвечающему.

«По сугробам»

Из белой бумаги изготавливают небольшие карточки, на одной стороне которых записывают примеры табличных действий.

Карточки раскладываются на дорожке (можно на протёртом влажной тряпкой полу) белой стороной вверх. Каждая карточка – это сугроб. Выходят двое играющих. Они по очереди поднимают карточки, делают шаг вперёд (шагают по сугробам) и называют ответы. Класс следит за играющими. Тот, кто назвал ответ не верно, проваливается в сугроб. Провалившийся в сугроб назначает себе замену из учащихся, сидящих за партами.

Вариант. Можно играть разделившись на две команды. При подведении итогов учитывается быстрота выполнения задания и количество допущенных ошибок.

«Мальчики-девочки»

На карточках размером 5 на 20 см крупно, чётко записывают примеры так, чтобы их видно было всему классу. Обратную сторону одних карточек раскрашивают красным цветом, других – зелёным.

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и перевёртывает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета – то ответ хором называют девочки, если зелёного – мальчики.

Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок.

«У кого больше фигур?»

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя (хлопку в ладоши) они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. То ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или делению. Входящий тихо, чтобы никто не услышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру.

Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем.

 «Цветик – семицветик» 

На магнитной доске или фланелеграфе выставлен рисунок «цветика-семицветика».

Учитель читает:

«Лети, лети, лепесток,

через запад на восток,

через север, через юг…

возвращайся, сделав круг»

Дети хором.

«Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!»

Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепестки решают примеры. Класс следит за отвечающими. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берёт лепесток на парту. У кого в конце недели окажется больше лепестков, больше правильных ответов, может нарисовать «цветик-семицветик» и вместе с учителем написать на его лепестках новое задание.

«Счастливого перелёта»

После чтения стихотворения учитель предлагает детям помочь птицам благополучно добраться до тёплых краёв.

Учитель читает:

Осень –

Роща золотая,

Золотая, синяя.

А над рощей пролетает

Стая журавлиная.

Высоко над облаками

Гуси откликаются,

С дальним озером, с полями

До весны прощаются.

От каждого ряда по очереди, выходят ученики, берут карточки с изображением птиц, гусей, лебедей, журавлей, уток, выполняют задания, записанные на обороте карточек, и отправляют птицу в полёт.

Побеждают ученики того ряда, который отправит в полёт больше птиц.

Как бы ни любили дети игры, на каждом уроке необходима самостоятельная работа. Организация самостоятельной работы требует творческого подхода. Детям, например, очень нравиться работать с карточками. Особенно очень интересно работать с перфокартами.

7 х 7 = ?

8 х ? = 48

? : 6 = 9

27 : ? = 9 и т.д.

Очень интересно проходят математические диктанты с использованием веера (учитель читает пример, дети быстро показывают ответ).

Проверить сформированность навыков табличного умножения и деления помогают математические диктанты, выполняемые на планшете многократной записи.

Использование таких игр помогает воспитывать у детей интерес к изучению табличных случаев умножения и деления, активизирует внимание учащихся и способствует более прочному усвоению материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к авторской работе по предмету Самопознание

Аннотация к авторской работе по предмету Самопознание...

Из опыта моей работы: внеклассные мероприятия, уроки, технологические карты, авторская статья. Итоги областного заочного конкурса детских творческих работ "Мы - твои друзья!

Внеклассные мероприятия "Чудеса под Новый год" . «Масленица наша, нет тебя краше». Семейные посиделки «Союз родных сердец».   Конспект урока по курсу...

Авторская работа по самообразованию на тему " Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС"

В авторской работе размещены методические рекомендации по формированию читательской самостоятельности младших школьников....

Республиканский конкурс "Мирный космос" Авторская работа "Модель Вселенной"

Джон Грин. Виноваты звездыИногда мне кажется, что вселенная хочет, чтобы ее заметили.   Целью этой работы является знакомство с моделью  Солнечной системы, её составляющи...

Республиканский конкурс "Мирный космос" Авторская работа "Наша Вселенная"

Целью этой работы является изучение  модели Вселенной и её компонентов.Задачи:дать характеристику планетам Солнечной системы;определить группы планет;создать  макет  Солнечной системы....

Конспект занятия "В мире феноменов русского языка" с приложением в виде электронной презентации для 3-4 классов (авторская работа)

Представляю Вашему вниманию авторскую разработку в области русского языка - конспект занятия "В мире феноменов русского языка" с приложением в виде электронной презентации для 3-4 класс...