Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по УМК  "Перспективная начальная школа" 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Программа УМК «Перспективная начальная школа» 2009г.   Литературное чтение. 4 класс

     Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа» .  

Программу обеспечивают:

Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 4 класс: учебник: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.

Малаховская, О. В. Литературное чтение: 4 класс: хрестоматия / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.

Малаховская, О. В. Литературное чтение: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 4 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2007.

      В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах.

Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Основная цель выражается в главных идеях:

– сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы;

– познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом;

– на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве;

– на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве.

Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения, умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении); первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.

       Количество часов в год – 68 ч.

Количество часов в неделю – 2.

      Р.К. Программа общеобразовательных  учреждений  «Омское  Прииртышье» 1 – 11 кл. Омск 2007 г.

      Содержательная линия: Культура Омского Прииртышья.

                             Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу четвертого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

• содержание основных литературных произведений, изученных в классе, их авторов и названия;

• названия 1–2 детских журналов и их основное содержание (на уровне рубрик);

• основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

уметь:

• читать осознанно и выразительно про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

• различать основные малые жанры фольклора; сказку о животных, волшебную сказку; басню, рассказ; отличать народные произведения от авторских;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе;

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборник произведений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для самостоятельного выбора книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

• определения содержания книги по ее элементам («Оглавлению» или «Содержанию», аннотации, иллюстрациям);

• самостоятельного чтения выбранных книг;

• высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений;

• работы с разными источниками информации (включая словари разного направления).

                                                                                          Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела программы

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Элементы дополнительного
(необязательного) содержания

Вид

контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата проведения

план

Кор.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Постигаем законы волшебной сказки:

отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

Поход в «Музейный Дом». Икона с изображением Георгия Победоносца

1

Комбинированный

Определение жанра литературного произведения. Умение работать
с книгой

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

Уметь: определять вид сказки (сказка
о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира

в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения

Древнегреческое сказание

Выразительное чтение

С. 6–21

2

Древнегреческое сказание «Персей».

Поход в «Музейный Дом». Икона «Христос спускается

 в ад»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире.

Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьeро ди Кoзимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения  царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде XIX века, композицию на египетском папирусе

Ответы на вопросы

С.21-31

3

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Пословицы, поговорки, загадки. РК 

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Пересказ текста
по плану

С. 31–40

4


Постигаем законы волшебной сказки:

отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире 

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий
в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»

Пересказ текста
по плану

С. 41–45

5

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

Ответы на вопросы

С. 45–51

6

Русская народная сказка
«Морозко»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина;  читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой,
а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке

Звукопись. Контраст

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 6–11

7

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке

Повтор

Ответы  на вопросы

Хрестоматия,

с. 11–16

 


8


Постигаем законы волшебной сказки:

отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол».

Вьётся, вьётся хоровод. Рус. народные заклички, приговорки, календарные песни. РК

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях

Проверка техники чтения

Хрестоматия,

с. 1–22

9

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой

Чтение
по ролям

Хрестоматия,

с. 23–32

10

Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка»

1

Комбинированный

Сказки разных
народов мира

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников
в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 32–44

11

Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка»

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

1

Комбинированный

Сказки разных
народов мира

Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам;

создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы
по прочитанному произведению

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 32–44

 


12

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем
в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств
 

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Знать: жанр «былина».

Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица

Прием преувеличения

Выразительное чтение

С. 52–58

13

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля
«Богатырь»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:
с живописными
и музыкальными произведениями

Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь – это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

Ответы  на вопросы

С. 58–64

 

14

Илья Муромец
и Святогор.
 Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 45–56

15

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем
в былине  интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:
с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев;  пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

Выразительное чтение

С. 65–71

16

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Комбинированный

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Знать: творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена

и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена

Пересказ текста
по плану

С. 71–80

17

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

1

Комбинированный

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Пересказ текста
по плану

С. 81–89

 

 


18

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре.

Г.-Х. Андерсен

«Стойкий оловянный
солдатик»

1

Комбинированный

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя.

Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных
и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки
; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Пересказ текста
по плану

Хрестоматия,

с. 56–67

19-20

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается

 о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог
детей

Пересказ текста
по плану

Хрестоматия,

с. 67–77

21

 

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом». 

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:
с живописными
и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 86–91


22

Учимся у поэтов и художников видеть красоту
природы и красоту человека

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники».

Осенние праздники. РК

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: работать с  толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

Выразительное чтение

С. 90–100

23

Давид Самойлов «Красная осень».

Николай Заболоцкий «Сентябрь». 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства 

Сравнение. Олицетворение

Чтение наизусть

С. 101–105

 


24

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство», Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

Чтение наизусть

С. 106–113

25

Владимир Набоков «Обида»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники

Выразительное чтение

С. 113–120

26

Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки».

1

Комбинированный

Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

Отвечать на вопросы

С. 120–126

 


27

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!».  Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

 Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

Выразительное чтение

С. 127–133

28

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 91–98

29

Борис Сергуненков «Конь Мотылек».

Репродукция картины В. Ватенина «Голуби в небе»

1

Комбинированный

Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

Отвечать на вопросы

С. 133–136

 


30

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом»
(отрывок из повести «Моя семья и другие звери»)
. Репродукции картин Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление об изготовлении офорта.

Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж
с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника;  называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения

Пересказ текста
по плану

Хрестоматия,

с. 98–107

31

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас

(14 часов)

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие
и понимание их переживаний

Уметь: работать с толковым словарем;  высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения;  работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

Фантазия

Отвечать на вопросы

С. 137–146

 


32

Леонид Андреев «Петька на даче». Репродукции картин
Н. Богданова-Бельского
«Ученицы», «У дверей школы»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

Пересказ текста
по плану

С. 147–152

33

Антон Чехов «Ванька». 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова-Бель-ского «Визитеры», «Дети за пианино»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

Выразительное чтение

С. 152–161

34

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас

Антон Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения

Небольшое письменное высказывание по литературному произведению

Выразительное чтение

С. 162–172

35

Антоний Погорельский «Черная курица, или

подземные жители»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»

Воображение и фантазия

Пересказ текста
по плану

Хрестоматия,

с. 108–117

36

Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас

Антоний Погорельский «Черная курица, или
подземные жители»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений

Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 118–133

37

Антоний Погорельский «Черная курица, или
подземные жители»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: выражать свое отношение к герою произведения;  доказывать свою точку зрения, опираясь на текст

Отвечать на вопросы

Хрестоматия,

с. 133–140

38

Антоний Погорельский «Черная курица, или
подземные жители»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание переживаний героев

Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 140–148

39

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

1

Обобщение

Связь названия
с темой текста, мысль текста

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Характер героя, его поступки и их мотивы

Отвечать на вопросы

С. 173–176

 


40

Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь: работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения

Выразительное чтение

С. 6–13

41

Людмила Улицкая «Бумажная победа».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины З. Серебряковой «Катя с натюрмортом»

1

Комбинированный

Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент; работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы

Пересказ текста
по плану

С. 14–29

42

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле»

1

Комбинированный

Связь названия
с темой текста, мысль текста

Уметь смотреть на происходящее
с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию

Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой.

Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять
в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

Отвечать на вопросы

Выразительное чтение

С. 29–36

 


43

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!» Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

1

Комбинированный

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения

Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

Отвечать на вопросы

С. 37–39, выучить наизусть

С. 41–43

44

Борис Пастернак «Опять весна»
(отрывок).

Весенние праздники. РК

1

Комбинированный

Различение жанров литературных произведений

Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

Ритм. Звукопись. Повторы слов

Чтение наизусть

С. 39–40

45

Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА

Ирина Пивоварова «Мы пошли
в театр». Сергей Козлов «Лисичка»

Обобщение
по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини

Проза
и стихи

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 149–155

46

Приближаемся к разгад ке

тайны особого зрения

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Связь названия
с темой текста, мысль текста

Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения

Отвечать на вопросы

С. 44–62

 


47

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения.

Выясняем, что помогает человеку стать человеком

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

1

Комбинированный

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану

Отвечать на вопросы

С. 63–70

48

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

Произведения
о детях. Герои произведения

Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение

С. 70–75

49

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1

Комбинированный

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст
по плану

Выразительное чтение

С. 75–81

50

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения
к персонажам

Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

Характер героя, его поступки и их мотивы

Отвечать на вопросы

С. 156–170

 


51

К. Паустовский «Теплый хлеб».

Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». 

1

Комбинированный

Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: доказывать свое мнение; объяснять название произведения; определять, есть ли в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения;  работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения

Выразительное чтение

С. 171–176

52

Обнаруживаем, что
у искусства есть своя,
особенная, правда

 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». Заседание клуба «Ключ и заря», на котором присутствовал бы настоящий писатель

1

Комбинированный

Построение небольшого монологического высказывания

Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

Выразительное чтение

С. 82–90

53

Мария Вайсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Выразительное чтение

С. 90–102

 


54

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». 
В. Хлебников «Кузнечик».

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной

бывают дни

такие…». 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой»

1

Комбинированный

Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

Отвечать на вопросы








Чтение наизусть

С. 101–107

55

Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда

А. Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень»

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Комбинированный

Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать литературное произведение А. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

Чтение наизусть

С. 108–114

56

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»

Летние праздники. РК

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

Чтение

 наизусть

С. 115–120

57

Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда

М. Лермонтов «Парус»; Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль…».

Самуил Маршак «Как поработала зима!».

Зимние праздники. РК

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме.

Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения

Чтение

 наизусть

С. 120–127

 

 


58

А. Пушкин «Евгений Онегин»
(отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение

 наизусть

С. 128–130

59

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины А. Дейнеки «Окраина Москвы»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

Выразительное чтение

С. 130–144

60

Алексей Пантелеев «Главный инженер». 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

Выразительное чтение

С. 144–150

61

Задумываемся над тем, что такое отечество

Анна Ахматова «Памяти друга»

Н. Рыленков

«К Родине»

1

Комбинированный

Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события

Знать понятие «контраст».

Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой.

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности – контраст

Характер героя, его поступки и их мотивы. Контраст

Чтение

 наизусть

С. 151–153

 


62

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего.

Задумываемся над тем, что такое отечество 

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

Чтение

 наизусть

С. 154–155

63

Дмитрий Кедрин

«Все мне мерещится поле
с гречихою…».
 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка

и ее ковер»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

Чтение

наизусть

С. 156–159

 


64

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего.

Задумываемся над тем, что такое отечество 

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот». Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать, что гимн – это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость.

Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, к кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание последних строк; объяснять значение выделенных слов 

Выразительное чтение

С. 159–167

65

А. Пушкин
«Везувий зев открыл – дым хлынул клубом…»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве
А. Пушкина

Чтение наизусть

С. 167–169

 


66

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее

Путешествие
в Казань. В мастерской художника

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Уметь рассказывать о творчестве художника

Выразительное чтение

Хрестоматия,

с. 177–182

67

В мастерской художника.

Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Мусы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавловский собор» 

1

Комбинированный

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану.  Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства
художественной выразительности

Офорты

Пересказ текста
по плану

С. 183–192

68

Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

1

Обобщение

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Проверка техники чтения

С. 170–176

 








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...