УМК "Планета знаний". Рабочая программа.
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Лялина Людмила Борисовна

Рабочая  программа - 4 класс.

УМК "Планета  знаний".

Литературное  чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._liter.chtenie_v_4_klasse.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребенка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми, Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувства, мировоззрение, дает гигантский объем разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненны опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественны произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текст в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, еще недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребенок, живущий в ХХI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспекта жизни.

Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребенок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенным нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определенном этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определенного материала. Установка обеспечивает интерес ребенка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определенной проблемы, переживание эмоционального состояния.

Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определенной группы произведений.

Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребенок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. дети учатся «слышать» голос автор различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одни и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включенных в «круг чтения» может корректироваться, расширяться.

Художник — творец, он создает свой мир по особым законам.

Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литер туры в средних и старших классах.

Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие "техника чтения" должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.

Необходимо "расшифровать" для детей словосочетание "выразительное чтение", которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка "молчаливого" чтения, чтения "про себя". Л. С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести-семи годам у ребенка формируется внутренняя речь. «Молчаливое" чтение также способствует ее развитию.

На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определенные психологопедагогические и нравственно-эстетические задачи.

В первом классе ребенок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребенка, ритм создает определенную инерцию речевого "движения" "ведет за собою". Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительность детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам.

Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

В четвертом классе учащиеся получают представление о родах литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество различных писателей. Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни.

Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ученику оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ребенок учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.

Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. "Барьер" между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определенное место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.

В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствия полноценного общения в семье и других социальных факторов. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.

Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи.

Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников.

Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику "Читальный зал". В учебниках третье го и четвертого классов отдельно дается система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.

Обсуждению произведений, включенных в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности.

Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценки самооценку, творческое преобразование слова-знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.

Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

Основные задачи курса литературного чтения:

  1. формирование потребности чтения художественной литературы;
  2. развитие навыков чтения вслух и "про себя";
  3. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  4. освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для "проникновения" в художественный текст;
  5. развитие устной и письменной речи;
  6. формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
  7. развитие воображения, творческих способностей ребенка;
  8. формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свой смысл переживания, знания и поступки;
  9. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
  10. обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

Навык и культура чтения.

Овладение сознательным беглым чтением произведений разных жанров с соблюдение норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, с помощью которых ученик выражает понимание прочитанного.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов в минуту; осознанного, продуктивного чтения про себя» — примерно 120 слов.

Работа с текстом и книгой.

Развитие умения прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям. Закрепление умения находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами.

Развитие умения различать последовательность событий и последовательность их изложения. Формирование умения выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его  частям, пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений.

Формирование умения выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения.

Развитие умения при самостоятельном чтении обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке.

Формирование умения составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности.

Развитие умения создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени ого из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета.

Обучение созданию рассказов по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего.

Формирование умения писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче.

Развитие умения участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические изведения, отрывки прозаических текстов.

Литературоведческая пропедевтика.

Закрепление и развитие на новом литературном материале знаний, полученных в З классе.

Знакомство с родами и жанрами литературы: эпосом, лирикой, мифом, былиной, драмой.

Знакомство с выразительными средствами языка: гиперболой, повтором.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны овладеть навыком беглого осмысленного, правильного, выразительного чтения.

Скорость чтения вслух — примерно 90 слов. Скорость осознанного чтения «про себя» — примерно 120 слов.

Учащиеся должны знать:

— основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, пьес, басен;

— не менее 12 стихотворении русской и зарубежной классики; не менее 10 пословиц и крылатых выражений; сюжеты не менее З значительных по объему литературных произведений, их авторов и главных героев;

должны уметь:

— читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

— делить текст на части, составлять разные виды плана;

— выделять в тексте ключевые слова, определять главную мысль произведения;

— выделять слова автора, действующих лиц, пейзаж, описание внешности героев, их поступков, бытовые описания;

— вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

— определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

— выбирать слова из предложенного ряда для характеристики эмоционального настроя произведения, персонажа, авторского отношения;

— различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка басня, сказка — былин сказка — рассказ и др.); находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражен объяснять их смысл;

— писать небольшие сочинения-повествования, описания, рассуждения, опираясь на свой читательский и жизненный опыт;

— составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

— самостоятельно выбирать книгу для чтения и определять ее содержание по структурным элементам (титульному листу, аннотации, предисловию, послесловию, оглавлению);

— ориентироваться в различных источниках информации (учебные книги, детские справочные издания).

Программа рассчитана:

количество часов в год — 68;

количество часов в неделю — 2;

количество часов в 1 четверти — 18;

количество часов во II четверти — 14;

количество часов в III четверти — 20;

количество часов в IV четверти  — 16.

      Развернутое рабочая программа составлено по учебнику, входящему в учебно-методический комплект учебников «Планета знаний» (под общей редакцией И. А. Петровой), планирование было составлено с учетом Закона Республики Татарстан «О языках народов РТ» от 11 октября 2004 года  под №52 ЗРТ, действующего до 2013 г.  

Кац, Э. Э. Литературное чтение: учеб. для 4 кл. четырехлетней нач. шк. : в 2 ч. Ч. 1, 2 / Э. Э. Кац. - М.: АСТ : Астрель, 2008.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика учебной

Планируемый результат

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

8

10

11

1

Мифы. Шумерские мифы. «Подвиги бога Нинурты»

1

Комбинированный

Работа с книгой: тип книги, исходные данные (автор, заглавие, подзаголовок), оглавление, аннотация для самостоятельного выбора и чтения книг

Знать понятие «мифы». Иметь представление о шумерских мифах. Уметь объяснять значение слов «обряд», «ритуал»; отвечать на вопросы по тексту; давать характеристику героям; выразительно читать; различать тип книги

Фронтальная беседа

 

2

Древнегреческие мифы. «Нарцисс и эхо»  

1

Комбинированный

Постановка вопросов по прочитанному, ответы на них. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него

Иметь представление о древнегреческих мифах. Уметь определять главную мысль произведения; анализировать истории героев; вспоминать народные или авторские произведения, герои которых похожи на Нарцисса

Фронтальная беседа

 

3

Славянские мифы. Колыбельная песня  

Поэтические приемы, пришедшие из мифов. А. В. Кольцов «Урожай»

1

Комбинированный

Ритм стихотворения. Различение жанров произведений. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге о прочитанном

Знать русские народные сказки, в которых встречается Баба Яга; что корень -лад- обозначает мир, согласие. Иметь представление о славянских мифах.
Уметь вспоминать русские сказки, в которых часто встречается число «три»; рассказывать, что в них повторяется

Иметь представление о средствах художественной выразительности: метафоре, сравнении, олицетворении. Знать произведения А. В. Кольцова. Уметь сравнивать стихотворение с древними мифами; анализировать средства художественной выразительности; объяснять значение слова «темя»

Индивидуальный опрос

Фронтальная беседа

 

 

4

Народные сказки

1

Комбинированный

Различие жанров устного народного творчества. Герои произведения, их переживания. Умение ставить вопросы по прочитанному, отвечать на них.

Знать жанр устного народного творчества «сказка»; виды сказок (сказки о животных, волшебные сказки и бытовые сказки). Уметь называть постоянные сочетания слов, которые встречаются в сказках; находить зачин и концовку сказки; рассказывать о героях, которые пришли в сказки из мифов; называть произведения, в которых они встречались; определять качества героев

Фронтальная беседа

 

5

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

Комбинированный

Роль волшебных предметов в волшебной сказке. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Вопросы по содержанию прочитанного текста и ответы на них. Чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения

Уметь подбирать синоним к слову «светло» в предложении «Жили они хорошо, светло, да и на них горе пришло»; называть сказки, схожие по сюжету со сказкой «Василиса Прекрасная»

Уметь определять, что пришло в сказку «Василиса Прекрасная» из мифов; находить в сказке выражения, сочетания слов, которые используются и в других народных сказках; рассказывать, как используется прием троекратного повтора в сказке

Индивидуальный опрос

Фронтальная беседа

 

 

6

Русская сказка «Находчивый солдат»

1

Комбинированный

Работа с книгой: различие типа книги, пользование исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией самостоятельного выбора и чтения книг  

Уметь подбирать синонимы к словосочетаниям «простое решение», «простой человек», «простое платье»;рассказывать о поступках солдата; объединять в группы близкие по смыслу слова; объяснять значение слов; подбирать слова для характеристики солдата; сравнивать солдат из сказок «Каша из топора» и «Находчивый солдат»; объяснять, как относятся к солдатам люди, сочинившие сказки; пользоваться дополнительной литературой

Индивидуальный опрос

 

7

Русская сказка "Мужик и царь"

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Уметь объяснять смысл выражений "горе мыкать", "кликнуть клич", "попытать счастья"; объяснять смысл поговорки "Что написано пером, того не вырубишь топором"; сравнивать царей из сказок "Находчивый солдат" и "Мужик и царь"; выполнять сравнение по плану

Фронтальная беседа

 

8

Армянская сказка "Портной и царь"

1

Комбинированный

Устное народное творчество. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного текста

Уметь подбирать антонимы и синонимы к словам "медлительный", "умелый"; показывать, как выразили сочинители сказки свое отношение к царю в отдельных словах, в описании дворца, в речи царя; объяснять свое отношение к героям сказки; находить и объяснять поговорки в сказке; сравнивать портного и мужика из сказок "Портной и царь" и "Мужик и царь" по плану; выделять сходства и различия героев

Фронтальная беседа

 

9

Итальянская сказка "Кола-рыба"

1

Комбинированный

Зарубежные народные сказки. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения

Уметь составлять план сказки; анализировать отношение рассказчика к матери Кола; выражать свое отношение к героям; объяснять значение слов

Уметь рассказывать о жителях Мессины по плану; определять главные мысли сказки; называть народные или авторские сказки, в которых человек уходил жить в море

Индивидуальный опрос

Фронтальная беседа

 

 

10

Читальный зал. Русская народная сказка "По колено ноги в золоте"

 

 

Совершенствование умений работать с книгой

Уметь определять, какими качествами наделены царь-батюшка и Иванцаревич; вспоминать народные сказки, в которых зависть заставляла героев совершать жестокие поступки

Индивидуальный опрос

 

11

Внеклассное чтение. Обобщение по теме "Народные сказки"

1

Обобщение знаний

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь различать элементы книги; читать осознанно текст художественного произведения "про себя" (без учета скорости); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Фронтальная беседа

 

12

Былины. "Как Илья из Мурома богатырем стал"

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события их последовательность

Знать жанр устного народного творчества «былины". Уметь объяснять значение слов "гусли", "калики перехожие", "околица", "пожня", "тын", "палица", "стольный", «потник», «подпруга»; находить ответы в тексте; рассказывать о делах Ильи после того, как получил он силу великую; определять главную мысль произведения; называть сказки, герои которых похожи на Илью  

Фронтальная беседа

 

13

Былины. "Как Илья из Мурома богатырем стал"

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Сравнительный анализ литературного и художественного произведений, которые имеют одинаковое название

Уметь подбирать синонимы и антонимы к слову «мягкий»; объяснять значения слов «дородный», «заутреня», «обеденка», «заколодела», «замуравела» «покляпыя», «верста», «пята»; давать характеристику героям; объяснять поступки героев; выполнять выборочное чтение; сравнивать отношение соловья к князю Владимиру и к Илье Муромцу; рассказывать, как вел себяИлья Муромец в княжеских палатах; находить определения, которые постоянно употребляются в произведении со словами «лук», «тетива», «дорога», «конь», «Киев»; находить в былине повторяющиеся описания; делить былину на части и озаглавливать их; пересказывать одну из частей; находить в былине преувеличения (конь Илы Муромца стал «с горы на гору перескакивать, с холмы на холмы перемахивать»)

Фронтальная беседа

 

Индивидуальный опрос

 

14-15

Былины. "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

2

Комбинированный

Фронтальная беседа

 

16

Читальный зал. Н. Асеев «На заставе богатырской»  

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь анализировать художественное произведение; сравнивать описание Илы Муромца в народной былине и в произведении Н. Асеева

Фронтальная беседа

 

17

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Понимание основного содержания услышанного произведения

Знать произведения и творчество А. С. Пушкина. Уметь подбирать синонимы к словам «тешиться», «грезить», «наяву»; объяснять значение слов «аршин», «сватья», «гульлива», «дело лихо», «зыбь»; находить в сказке слова и сочетания слов, встречавшиеся в произведениях, созданных народом; определять сходство авторской сказки А. С. Пушкина и народной; рассказывать историю трех сестер и их матери Бабарихи; использовать в своем рассказе строки из сказки; анализировать отношение поэта к сестрам царицы и их матери; вспомнить народную сказку, в которой встречалась мудрая девица-красавица, и сравнивать ее с царевной Лебедь; сравнивать князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане...» с царевичем Елисеем из другого произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; находить сходства и отличия народной сказки «По колено ноги в золоте» и авторской «Сказки о царе Салтане...»; читать наизусть отрывок из сказки

Индивидуальный опрос

 

18

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление дели чтения. Особенности волшебного помощника и представление волшебного мира в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнительный анализ народной и авторской сказок. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Фронтальная беседа

 

19

Н. С. Гумилев «Маркиз де Карабас»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него. Умение работать с книгой. Сравнительная характеристика героев

Уметь объяснять значение словосочетаний «бросить вызов», «отличать среди всех»; объединять близкие по смыслу слова «безразличный», «ленивый», «равнодушный», «неблагодарный»; находить в произведении реальные и фантастические события; отвечать на вопросы строками стихотворения; описывать качества характера маркиза де Карабаса; сравнивать героев произведений Ш. Перро и Н. С. Гумилева; составлять план сравнения; объяснять, почему маркиз де Карабас из стихотворения Н. С. Гумилева не соглашается жить при дворе, «есть и пить на серебре»  

Фронтальная беседа

 

 

20

Д. Р. Киплинг «Рикки Тикки-Тави».

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Знать произведения Д.Р.Киплинга. Уметь подбирать синонимы к словам "поведать", "проведать", "разведать", "изведать"; объяснять значение слов "мускусная крыса", "мангуст", "ложбина", "фут", "бантамка"; отвечать на вопросы; составлять свои вопросы по прочитанному; выполнять выборочное чтение; выразительно читать целыми словами; озаглавливать отдельные части этого произведения; читать по ролям эпизоды, в которых Рикки беседует с разными животными; рассказывать о чувствах, которые вызвал Рикки у читателя при чтении; объяснять свои чувства и переживания по отношению к героям; пересказывать историю от лица мальчика, в доме которого произошла эта история; находить в произведении разные литературные приемы для рассказа о Рикки; составлять рассказ о знакомом животном, используя литературные приемы для рассказа о Рикки; составлять рассказ о знакомом животном, используя литературные приемы, которые использовал автор в сказке "Рикки-Тикки-Тави"

 

Фронтальная беседа

 

21

Д. Р. Киплинг «Рикки Тикки-Тави».

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный откли на него

Индивидуальный опрос

 

22

Д. Р. Киплинг «Рикки Тикки-Тави».

1

Комбинированный

Высказывание оценочных суждений. Понимание основного содержания услышанного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Фронтальная беседа

 

23

Д. Р. Киплинг «Рикки Тикки-Тави».

1

Комбинированный

Фронтальная беседа

 

24

Д. Р. Киплинг «Рикки Тикки-Тави».

1

Комбинированный

Пересказ текста, деление текста на части. Герои произведения. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Индивидуальный опрос

Фронтальная беседа

 

 

 

25

Д. Р. Киплинг «Рикки Тикки-Тави». Картинная галерея: М.А.Врубель "Царевна-лебедь"

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь анализировать произведения изобразительного искусства

Индивидуальный опрос

 

26

Читальный зал. О. Кургузов «Телевизионные макароны»

1

Комбинированный

Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении
прослушанного произведения

Уметь выразительно читать произведение; придумывать свою сказку о событиях на телевизионном экране или новую историю из жизни Фунтика

Фронтальная беседа

 

27

С. Седов «Король женится»

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения

Уметь читать по ролям; придумывать продолжение сказки С. Седова «Король женится»

Фронтальная беседа

 

27

Малая конференция. Проектная деятельность по теме "Авторские сказки"

1

Комбинированный

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг

Знать русских и зарубежных писателей-сказочников, иллюстраторов сказок. Уметь выбирать один из предложенных проектов или придумывать свой проект; выбирать карточку с вопросами и заданиями, над которыми интересно подумать; готовить устные выступления; подбирать иллюстрации к своему выступлению (портреты писателей, фрагменты фильмов, иллюстрации к сказкам, музыкальные записи)

Индивидуальный опрос

 

28

Конкурс творческих работ. Проектная деятельность по теме «Авторские сказки»

1

Комбинированный

 

Знать этапы подготовки проекта. Уметьвыбирать

вид деятельности (исполнение фрагментов любимой сказки; чтение сказки, сочиненной учеником; инсценирование); определять команду единомышленников и требования к участникам конкурса; оформлять афишу конкурса; продумать содержание выставки (иллюстрации к авторским сказкам; макеты, поделки; сказки писателей одной страны и т. д.); собирать экспонаты выставки

Фронтальная беседа

 

29

Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Авторские сказки»  

1

Обобщение знаний

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения

Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ,работать с разными источниками информации(словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)

Фронтальная беседа

 

30

И. А. Крылов «Трудолюбивый Медведь

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Знать, какое произведение называется басней; произведения И. А. Крылова. Уметь подбирать синонимы к выражениям «попасться на удочку», «нет проку», «был таков»; подбирать антонимы к словам «бодрый», «бережливый»; выразительно читать произведение; объяснять, почему названия зверей пишутся с большой буквы; читать басню по ролям; сравнивать Медведя из басни и медведей из народных сказок; объяснять, почему Медведь «задумал жить такими же трудами»; анализировать причины неудач Медведя; находить мораль басни

Фронтальная беседа

 

31

Эзоп «Ворон и Лисица»

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него

Иметь представление о баснях Эзопа. Уметь перечитывать и анализировать мораль басни; объяснять, как связана мораль басни с содержанием этого произведения; давать характеристику качествам Вороны и Лисицы

Фронтальная беседа

 

32

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний автора

Уметь объяснять смысл слов и словосочетаний «не сводить глаз», «вещунья», «голова вскружилась»; сравнивать героев басен Эзопа и И. А. Крылова; сопоставлять мораль басен Эзопа и И. А. Крылова; рассказывать о переживаниях и поведении Вороны; использовать в своем рассказе слова из басни

Индивидуальный опрос

 

33

И.А. Крылов "Любопытный"

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь чсочинять мораль к этой басне; придумывать историю, в которой можно использовать слова "Слона-то я и не приметил"; давать характеристику героям басни; читать наизусть басню

Фронтальная беседа

 

34

Читальный зал. И.А.Крылов "Лисица и виноград". И.И. Дмитриев "Рысь и крот"

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного произведения

Знать произведения И.А.Крылова, И.И.Дмитриева. Уметь выразительно читать произведения; анализировать мораль басни

Фронтальная беседа

 

35

А.Е.Измайлов "Филин и Чиж"

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного произведения

Знать произведения А.Е.Измайлова. Уметь выразительно читать произведения; анализировать мораль басни

Индивидуальный опрос

 

36

Томас де Ириарте "Утка и Змея"

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Знать произведения Томаса де Ириарте. Уметь выразительно читать произведения; анализировать мораль басни

Фронтальная беседа

 

37

Внеклассное чтение. Обобщение по теме "Басни"

1

Обобщение знаний

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); читать осознанно текст художественного произведения "про себя" (без учета скорости); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Фронтальная беседа

 

38

М.Яковлев "У мамы"

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стихотворения. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения

Знать произведения М.Яковлева, М.Ю.Лермонтова; что многоточие может обозначать паузу, которая скрывает не названные словами чувства и мысли. Уметь продолжать ряд слов "голос - нежный, резкий, родной, …"; находить близкие по смыслу слова "объяснять", "понимать", "пояснять", "знать", "угадывать", "предсказывать"; находить олицетворение в стихотворении; уточнять значение слов по толковому словарю; читать текст, выдерживая паузы; рассказывать, какие первые открытия в детстве помогла сделать мама, какой представляешь свою Родину; объяснять значение слова "Родина"; рассказывать, рассматривать и анализировать иллюстрацию к стихотворению описывать, какие чувства передал автор в своем произведении

Фронтальная беседа

 

39

С. Есенин "С добрым утром!". М. Пришвин "Моя Родина"

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Позиции автора и героев

Знать произведения С. Есенина, М. Пришвина. Уметь подбирать синонимы к словам "вырядиться", "нарядиться", "проснуться" "проспать"; называть другие стихотворения о Родине С. Есенина; читать наизусть стихотворения; описывать какие чувства передал автор в произведении; рассказывать, какие сокровища родной природы вы открыл в произведении М. Пришвина; сравнивать произведения М. Яковлева "У мамы" и М. Пришвина "Моя Родина"

Фронтальная беседа

 

40

Лирические произведения. И. Северянин "Запевка". И. С. Никитин «Русь»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. События, составляющие основу произведения. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Знать произведения И. Северянина, И. С. Никитина, что такое лирическое произведение. Уметь определять значение слов и словосочетаний "храм", "сложить крылья», «сложить голову», «опустить руки», «опустить голову», «романс»; сравнивать мысли, чувства, которые выразил И. Северянин в произведении «Запевка» и М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...»; называть художественные и музыкальные произведения о России; читать выразительно; находить сравнения и метафоры, которые использовал И. С. Никитин; подкреплять свои выводы строчками из стихотворения; рассматривать иллюстрации

Индивидуальный опрос

 

41

Читальный зал. А. Н. Плещеев «Летние песни». Н. Рубцов «Тихая моя Родина

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Знать произведения А. Н. Плещеева, Н. Рубцова.
Уметь объяснять значение слов «погост», «обитель»; рассказывать, какие чувства выражены в этом произведении

Фронтальная беседа

 

42

«Повесть временных лет». А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы, Создание условий для сравнения характеров героев

Иметь представление о летописи Нестора «Повесть временных лет». Знать, почему А: С. Пушкин назвал свое произведение не «песня», а «песнь». Уметь подбирать синонимы к словосочетаниям «верный друг», «верными путь», «ветер волнует», «мысль волнует», «вещие слова», «вещать истину»; объяснять значение старинных слов; находить в тексте слова, которые характеризуют князя, в которых выражено отношение князя к коню; анализировать отношение автора к кудеснику; находить и читать слова кудесника; читать наизусть отрывок из произведения  

Фронтальная беседа

 

43

Народные исторические песни. «Сборы польского короля на Русь»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Герои произведения

Иметь представление о народных исторических песнях. Уметь объединять близкие по смыслу слова «храбрый», «мужественный», «самоуверенный», «смелый», «хвастливый», «трусливый»; находить слова и сочетания слов, которые встречаются в других произведениях народного творчества; сравнивать качества характера русского воеводы и польского короля. Характер

Фронтальная беседа

 

44

К. Ф. Рылеев "Иван Сусанин». Картинная галерея: В. В. Моторин «Дмитрий Донской»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Работа с книгой

Знать произведения К. Ф. Рылеева. Уметь подбирать антонимы к словам «хвалить», «спасать», «создавать»;объяснять смысл словосочетаний "недолго до беды", "вкушать покой", «гореть любовью», «приняться за сабли»; рассказывать, используя слова произведения, о страшной ночи, во время которой поляки шли по лесу; читать произведение по ролям; описывать характер Сусанина и поляков; анализировать произведение изобразительного искусства

Индивидуальный опрос

 

45

Читальный зал. Ф. Н. Глинка «Москва»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание основного содержания произведения  

Уметь объяснять слова «посад», «хартия»; рассказывать о своих переживаниях; пользоваться дополнительной литературой; выразительно читать; эмоционально откликаться на прочитанное

Фронтальная беседа

 

46

А. Ахматова «Мужество». Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения, основных норм литературного произношения

Современные произведения для детей. Связь названия с темой текста, мысль текста. Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного текста и отвечать на них. Построение небольшого монологического высказывания; краткий, полный, выборочный пересказ прочитанного

Знать произведения А. Ахматовой. Уметь объяснять значение слова «мужество»; рассказывать о литературных героях, которые совершали мужественные поступки; находить строки, посвященные русской речи; читать рифмующиеся слова в конце строк; читать стихотворение А. Ахматовой наизусть

Знать произведения Б. Полевого. Уметь подбирать антонимы к словам "защищать", "красивы", любить"; объединять слова, близкие по значению "угрюмый", "жизнерадостный", "нелюдимый», "разговорчивый", "общительный", "молчаливый"; составлять план рассказа; читать по ролям беседу Матвея Кузьмина с немецким офицером; находить описание наружность Матвея Кузьмина, пришедшего с немецким отрядом на поляну; определять главную мысль произведения; сравнивать историю Ивана Сусанина и Матвея Кузьмина; рассказывать о людях, совершавших подвиги во время Великой Отечественной войны

Фронтальная беседа

 

 

47

А. Твардовский "Рассказ танкиста"

1

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении. Правильное выразительное чтение

Знать произведения А. Твардовского. Уметь подбирать синонимы к словам "нынче", "бедовый", "главарь", "спросонок"; рассказывать, что узнали о танкисте; описывать наружность и характер мальчика, который помог танкистам; выразительно читать предложения, в конце которых стоит многоточие; определять главную мысль стихотворения; прочесть стихотворение о войне наизусть

Индивидуальная беседа

 

48

Читальный зал. К. Симонов "Майор привез мальчишку на лафете…". А.Ахматова "Памяти друга"

1

Комбинированный

Совершенствование умений работать с книгой

Знать произведения К. Симонова, А. Ахматовой. Уметь объяснять, почему А. Ахматова называет войну "вдовой"; объяснять значение слов "заря" и "зарево"; рассказывать, как представляет себе долг своего сына рассказчик

Фронтальная беседа

 

49

Внеклассное чтение. Обобщение по теме "Прошла по земле война"

1

Обобщение знаний

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь различать элементы книги; читать осознанно текст художественного произведения без учета скорости); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с разными источниками информации

Фронтальная беседа

 

50

А. А. Фет "На рассвете". И. А.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги…»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в о прочитанном произведении «Густой зеленый ельник у дороги...»; сравнивать переживания, выраженные А. А. Фетом и И. А. Буниным в стихотворениях «На рассвете» и «Густой зеленый ельник у дороги...»;

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге о прочитанном произведении. Уметь находить слова и сочетания слов, которые помогли А. А. Фету превратить неживые явления природы

Фронтальная беседа

 

51

Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Саша»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Знать произведения Н. А. Некрасова. Уметь объяснять значение слов и сочетаний слов «дело спорится», «слезы льются градом», «корчить», «аркан», «роковой»; подбирать антонимы к словам «настоящий», «легкий», «красота»; читать строки, которые произвели особенно сильное впечатление; анализировать, как изобразил поэт страдание природы; определять отношение поэта к людям, рубившим лес; сочинять рассказ, в котором говорится о жестоком отношении людей к природе; вспоминать стихотворения русских поэтов о красоте природы

Фронтальная беседа

 

52

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Комбинированный

Произведения современной отечественной литературы для детей. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Знать произведения К. Паустовского. Уметь читать фрагмент рассказа, который произвел сильное впечатление; объяснять название рассказа; озаглавливать части произведения; читать ведения; описывать характер Дагни и Грига; определять главную мысль произведения; объяснять слова "ее жизнь не пройдет даром"; рассказывать, почему Нильс был спокоен за Дагни; находить в детской музыкальной энциклопедии статью об Эдварде Григе; рассказывать о чувствах и мыслях, которые вызвало произведение

Индивидуальный опрос

 

53

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

1

Комбинированный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Правильное выразительное чтение

Фронтальная беседа

 

54

А. Н. Майков "Мать"

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Знать произведения А. Н. Майкова. Уметь подбирать синонимы и антонимы к словам "скрытый", "усталый", "честный", "нежный"; объяснять, почему в стихотворении много многоточий; определять главную мысль произведения; вспоминать народные или авторские произведения, в которых говорится о материнской любви; передавать чувства героев

Фронтальная беседа

 

55

Х.-К. Андерсен "Соловей"

1

Комбинированный

Пересказ текста. Деление текста на смысловые части. Герой произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного

Знать произведения Х.-К. Андерсена; понятия авторская и народная сказка. Уметь подбирать синонимы и антонимы к словам "отзывчивый", "чудесный", "удивительный"; составлять план сказки; пересказывать особенно поправившийся фрагмент сказки; объяснять, почему путешественники ставили соловья, жившего в лесу, выше всего; рассказывать, какими изобразил автор придворных; вспоминать героев разных произведений, в которых соединились внешняя и внутренняя красота

Фронтальная беседа

 

56

А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...». Картинная галерея: И. И. Шишкин «Рожь»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Знать произведения А. Ахматовой. Уметь представлять и описывать сухое дерево; характеризовать чувства, испытываемые человеком, говорящим, что ветер «нежен и упруг»; находить слова в тексте, в которых полнее всего передается весеннее настроение человека; анализировать произведение изобразительного искусства

Индивидуальный опрос

 

57

Малая конференция. Сборник произведений учащихся о Родине. Проектная деятельность по теме «Моя Родина»  

1

Комбинированный

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться исходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг

знать произведения о Родине. Уметь выбирать один из предложенных проектов или придумывать свой проект; выбирать карточку с вопросами и заданиями, над которыми интересно подумать; находить книги, которые помогут ответить на эти вопросы; готовить устные выступления; подбирать иллюстрации к своему выступлению (портреты писателей, фрагменты фильмов, иллюстрации к сказкам, музыкальные записи)

Фронтальная беседа

 

58

Внеклассное чтение. Обобщение по теме «о добре и красоте»

1

Комбинированный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; самостоятельно выбирать и определять содержание книги по ее элементам

Индивидуальный опрос

 

59

Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него

Знать произведения Н. А. Некрасова. Уметь подбирать антонимы к словам «внимательный», «утомленный», «мгновенно»; объяснять значение слов «вирши», «умиление», «мякина», «нега», «лава», «оскома», «содом», «вестимо»; читать разговор детей по ролям; рассказывать, что узнали о крестьянских детях, об их жизни, прочитан это произведение; вспоминать произведения о крестьянских детях; читать наизусть фрагмент стихотворения

Фронтальная беседа

 

60

Л.Н.Толстой "Maмan", "Детство". И.А.Бунин "Детство"

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Правильность чтения: чтение вслух с соблюдением ударения; основных норм литературного произношения

Знать произведения Л. Н. Толстого, И.А.Бунина. Уметь находить описание внешности мамаn; выбирать слова, подходящие к описанию ее внешности; передавать чувства и переживания автора в рассказе; описывать внешность своей мамы; объединять слова, близие по смыслу; находить и читать рифмы в стихотворении И. А. Бунина; самом добром или самом красивом воспоминании

Индивидуальный опрос

 

61

М.Твен Великолепный маляр" (из книги «Приключения Тома Сойера")

2

Комбинированный

Произведения зарубежных авторов. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Постановка вопросов по содержанию прочитанного текста и ответы на них. Краткий, полный, выборочный пересказ прочитанного; устное изложение текста по плану

Знать произведения М. Твена. Уметь подбирать синонимы к словосочетаниям «как ни в чем ни бывало», «пылать любопытством», «преставилось в новом свете», «направить свои стопы»; читать по ролям беседу Тома с Джимом и Беном; описывать качества Тома; находить и перечитывать рассуждение Марка Твена об отличии игры от работы; рассказывать о своей работе; объяснять значение слов «миля», «омнибус», «Монблан», «обязанность», «швартов», «алебастр», «фут», «ярд», «мулат»

Фронтальная беседа

 

62

В.Солоухин "Ножичек с костяной ручкой"

1

Комбинированный

Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Знать произведения В. Солоухина. Уметь подбирать антонимы к словам "верить", "великий", "молчать"; делить рассказ на части и озаглавливать их; объяснять слово "преимущество";  рассказывать, какие чувства испытал мальчик, когда обнаружил пропажу; читать по ролям; пересказывать историю от лица одноклассников мальчика

Индивидуальный опрос

 

63

М. И. Цветаева «Наши царства». Р. Л. Стивенсон «Страна кровати»  

1

Комбинированный

Понимание основного содержания услышанного произведения. Эмоциональный отклик на него. Ритм стихотворения

Знать произведения М. И, Цветаевой, Р. Л. Стивенсона. Уметь объяснять смысл слов «счастье быть на свете»; рассказывать о своем счастье; сравнивать детей, от лица которых ведется рассказ в стихотворениях М. И. Цветаевой и Р. Л. Стивенсона; вспомнить стихотворения, в которых говорится о детях-фантазерах; находить рифмующиеся слова в произведениях М. И. Цветаевой и Р. Л. Стивенсона; сравнивать расположение рифм в этих 16.05произведениях; учить наизусть стихотворения о детях  

Фронтальная беседа

 

64

А. П. Чехов «Мальчики»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Жанры произведений. Тема и главная мысль произведения. Постановка вопросов по содержанию прочитанного текста и ответы на них

Знать произведения А. П. Чехова. Уметь подбирать синонимы к сочетаниям слов «поднять настроение», «поднять голос»; читать по ролям беседы Чечевицына с Катей и Володей; составлять план рассказа; рассказывать эту историю от лица Кати или Володи; определять отношение автора к героям рассказа; сравнивать героев - любителей путешествий - из рассказов М.М. Зощенко «Великие путешественники» и А. П. Чехова «Мальчики»; рассказывать о своих путешествиях

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

 

 

65

Р. Э. Распе "Самый правдивый человек на земле" (из книги "Приключения барона Мюнхгаузена": "Искры из глаз", "Необыкновевяый олень", "Верхом на ядре", «За волосы»)

1

Комбинированный

Произведения зарубежных авторов. Связь названия с темой текста, мысль текста. Пересказ текста. Деление текста на смысловые части

Знать произведения Р. Э. Распе. Уметь выразительно читать; описывать характер главного героя; пересказывать одну из историй; сочинять новую историю о приключениях барона

Фронтальная беседа

 

66

Д. Свифт «Путешествие в Лилипутию»

1

Комбинированный

Произведения зарубежных авторов. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Понимание содержания литературного произведения: тема, события, последовательность

Знать произведения Д. Свифта. Уметь озаглавливать части истории о Гулливере; пересказывать третью часть; сравнивать невероятное в рассказах Мюнхгаузена и в историях Гулливера; описывать качества маленьких человечков; сравнивать придворных короля Лилипутии и придворных императора из сказки Х.-К. Андерсена «Соловей»; вспоминать произведения о маленьких человечках; объединять слова, близкие по смыслу: «удивляться», «уничтожить», «изумляться», «убавить», «истребить», «дивиться», «уменьшить», «всколыхнуть», «сократить», «ликвидировать»

Фронтальная беседа

Индивидуальный опрос

 

 

67

Читальный зал Т. Крюкова «Крылатый конь», «Усыня» (главы из повести-сказки «Хрустальный ключ»)

1

Комбинированный

Современные произведения для детей. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Уметь называть мифы и народные сказки, которые похожи на главы из книги Т. Крюковой; читать по ролям; отвечать на вопросы; пересказывать отрывки из глав; передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

Фронтальная беседа

 

68

Внеклассное чтение. Обобщение по теме «Удивительные приключения»

1

Обобщение знаний

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь различать элементы книги; читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); самостоятельно выбирать книгу и определять содержание по ее элементам

Фронтальная беседа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...