Совершенствование умений и навыков техники чтения. Из опыта работы.
методическая разработка по чтению по теме
Одной из главных задач, для учителя начальных классов, является
научить ребёнка читать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_chteniyu.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №34»
Федосеевой И. В.
Владимир, 2010
Одной из главных задач, для учителя начальных классов, является
научить ребёнка читать.
Выражение «уметь читать», для ребёнка, должно включать не
только умение складывать слоги в слова, умение прочитывать
текст, но и умение осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
Но часто учителя начальных классов сталкиваются с проблемой низкой техники чтения у учащихся. А ведь чтение играет очень важную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 факторов. Но фактором номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем воздействие всех остальных факторов - это скорость чтения.
Изучая статью В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» познакомилась с термином «оптимальное чтение». «Оптимальное чтение» - это чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп чтения от 120 до 150 слов в минуту.
В. Н. Зайцев в своей статье описывает следующую закономерность: отличники в конце начального образования читали в среднем 150 слов в минуту, хорошисты – 120 слов в минуту, троечники – в среднем 80-90 слов.
Это можно записать так:
«5» - 150 слов
«4» - 120 слов
«3» - 90 слов
Не учитывать эту закономерность нельзя. И мы, учителя начальных классов, должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения в среднем 120 слов в минуту.
Как же научить ребёнка читать? А тех, кто уже умеет - научить читать без ошибок.
На первом этапе своей работы, над совершенствованием техники чтения, в 1-ом классе, использовала методику Е. В. Усенковой (г. Ашхабад). Это обучение чтению по блокам. Работа по данной методике строится так: весь алфавит разбивается на 8 групп (блоков). Принцип объединения групп – по степени похожести или их
резком отличии.
Сами блоки выглядят вот так:
А а | У у | |
О о | И и | |
ы | Э э |
Г г | Га | |
П п | Го | |
Т т | Гы | |
Р р | Ги |
Л л | Ла | |
М м | Му | |
Н н | Но | |
К к | Ки |
Ж ж | Жи | |
Х х | Хо | |
С с | Са |
Я я | ян | |
Юю | юл | |
Е е | ел | |
Ё ё | ёж |
Д д | Дя | |
Б б | Бо | |
В в | Ви |
Шш | Ша | |
Щщ | Щу | |
Ц ц | Ца | |
й |
З з | За | |
Ф ф | Фи | |
Ч ч | Ча | |
Ъ ь |
|
Во второй столбик наклеиваются картинки, изображающее слово, начинающееся с данной буквы.
Время, отводимое на изучение блоков:
- 1 блок – 6 дней
- 2 блок – 2 дня
- 3 блок – 2 дня
- 4 блок – 2 дня
- 5 блок – 3 дня
- 6 блок – 2 дня
- 7 блок – 2 дня
- 8 блок – 2 дня
Первый блок вводится 2 сентября.
При работе с блоками дети учатся читать слоги, работают по правой стороне блоков.
Данная работа способствует лучшему запоминанию букв, более быстрому развитию навыка чтения.
2 этап работы:
Большую помощь в обучении чтению учащихся оказывают и таблицы слогов. Работа по таблице строится так:
КА
Ко
Ку
Кы
Ки
Ке
Кю
Кя
1. Дети прочитывают слоги при изучении данной буквы.
- Далее можно усложнить задание, приставляя к таблице, справа или слева карточку с изученной согласной.
с
с
ка
ка
- Например: или Если возможно проговорить слово до конца.
3 этап работы – устранение причин, которые затрудняют обучение чтению.
Первая причина – антиципация (предвосхищение).
Задания для предотвращения антиципации:
- Прочитай.
Малень---- пушис---- кроль-----.
Рыж---- хитр--- лиси---.
- Прочитай.
Бежа-- лиса, на –рон зазева-- и попа-- в коло--.
- Найди ошибку.
Мурзик умывается, рукою вытирается.
- Закончи пословицы.
Делу время - ___________.
Кончил дело - __________.
Вторая причина – недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата.
Задания на развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата.
Задания данной группы нужно выполнять поэтапно.
Этап 1
- Работа с отдельными звуками.
Сначала прочитать, а затем читать, обращая внимание на ударение.
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
Аоуи аоуиыэ
- Начинать читать сначала с О, а затем с И.
а
у
О и И
ы
э
Этап 2 Чтение чистоговорок.
- Троекратное повторение слога в начале чистоговорок помогает правильно его произнести в конце фразы.
Шо –шо –шо
Всё будет хорошо. Ко – ко – ко
Прочитаем всё легко.
- Усложнённые задания.
Шпри –шпря –шпра – шпро – шпре- шпрю – шпру –
Начинаем мы игру.
Фоль – канифоль
Фаль – тефаль
Фель – портфель
Филь – профиль.
Этап 3. Чтение скороговорок.
- Прочитать цепочку слов.
Греч грач сургуч горяч
Гренка грелка гречка
Гречне гречнев ячнев
Еву вую юю
- Прочитать скороговорки.
Грек в грелке гречку ел.
Гречневую кашу грач Григорий съел.
Гений Гена генерал всю квартиру убирал.
Генеральною уборкой это дело называл.
Третья причина – малое поле зрения.
Задания на увеличение поля зрения.
1. Таблица 1 Таблица 2
М а а м
М о о м
М у у м
М и и м
М е е м
М ы ы м
При чтении слогов глаза смотрят в центр таблицы.
2.Прочитай слоги, глядя в центр таблицы, соедини их в слово.
Ми ша
Ти мур
Ро ман
Кос тя
- Прочитай слова.
Та паль ля
НА стя ло то ня
Чало реше ша
лим
- Словесная лесенка.
МА знать
Мал узнать
Мама познать
Марка опознать
Маркиз опознанный
- Прочитай цепочку. Зачеркни каждый второй слог. Оставшиеся слоги соедини дугами и прочитай что получилось.
Ми ва шут стра ка про
Четвёртая причина – недостаточное развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
Задания на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
- Сколько спряталось слов?
Волчишкоткрытолщенокночь
- Найди слова, которые спрятались.
Строжирафартликитромисбарашек
- Поставь слоги на место.
ра ко блик
ре мо
ро мат сы
- Сколько слов спряталось в словах.
Победа, кортик
Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения:
- Чтение «Эхо»
- Чтение «Канон»
- Чтение «Спринт»
- Чтение «Разведка»
Чтение «Эхо» (проводится на первом этапе обучения грамоте): по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.
Чтение «Канон»: один ученик начинает читать абзац текста, другой начинает читать этот же абзац вместе с первым, но опаздывая на 3-4 слова.
Чтение «Спринт»: небольшие отрывки текста несколько учащихся начинают читать одновременно – на скорость. Кроме быстроты чтения, им надо ещё следить за выразительностью, безошибочностью.
Чтение «Разведка»: заключается в том, что дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например «разведчики» находят в тексте словарные слова или слова на какое-либо правило.
Чтение «Финиш»: проходит так же, как и при чтении «Спринт», только читают до указанного ранее слова или выражения.
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работа над её развитием ведётся с помощью зрительных диктантов.
В своей работе использовала зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т.Федоренко. Более подробная методика работы над зрительными диктантами описана в статье В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению», стр. 18.
Из системы И. Т. Федоренко использовала в работе три типа упражнения:
- Многократное чтение.
- Чтение в темпе скороговорки.
- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все перечисленные упражнения проводятся коллективно, т. е. читают одновременно все ученики вполголоса (каждый в своём темпе).
Многократное чтение. После того, как начало прочитано учителем, учитель предлагает начать чтение заново в течение 1 минуты. По истечении времени каждый из учеников отмечает, до какого слова успел прочитать.
Чтение в темпе скороговорки. Затем следует повторное чтение этого же отрывка в темпе скороговорки. (При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности) Чтение продолжается в течение 1 минуты, с последующей отметкой остановки.
Выразительное чтение. Далее детям предлагается начать читать текст снова, но чуть медленнее, выразительно. Дети прочитывают знакомую часть текста и не останавливаемые учителем переходят на незнакомую часть текста, сохраняя некоторое время повышенный темп чтения.
Выше перечисленные методики и упражнения позволили мне, как учителю, добиться стабильных результатов в обучении чтения у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути совершенствования навыков техники чтения.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ. Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и раз...
Совершенствование навыков техники чтения для 1-2 классов.
Данный материал позваляет улучшить технику чтения и уменьшить количество ошибок на письме....
«Совершенствование навыка техники чтения у учащихся в условиях реализации ФГОС»
Движение за качественное обновление школы приобретает все более широкий характер. Школа работает над проблемами умений и навыков учащихся, а также сохранения и укрепления здоровья. Осознание новых цел...
Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.
Приёмы работы по совершенствованию навыков техники чтения....
Доклад «Совершенствование навыков техники чтения учащихся специальной коррекционной школы VIII вида школы».
В данной работе приводятся восемь рекомендаций по использованию технологичных приёмов обучения чтению....
Совершенствование навыков техники чтения младших школьников.
Педагогический опыт....
Совершенствование навыков техники чтения у младших школьников.
Для того чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, использует нетрадиционный метод обучения чтению - метод динамического чтения....