Внеклассное мероприятие "19 октября - День лицеиста."
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Праздник, посвященный  творчеству  А.С. Пушкина, проводится  в  4  классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den__liceista.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное     мероприятие

“День   лицеиста “

( праздник, посвященный   19   октября)

План   проведения :

1.Лицейские  годы  А.С. Пушкина

2.Викторина  по  сказкам  Пушкина

3.Игра “Продолжи  стихотворение…”

4.Инсценировка   отрывка  из  “Сказки  о  рыбаке  и  рыбке”.

5.Пушкинские  места  в  Санкт-Петербурге.

Основные задачи:

-развивать  интерес к жизни и творчеству А.С. Пушкина,

-способствовать развитию интереса в чтению,

-расширять литературный кругозор учащихся.

Оборудование:

-репродукции портретов  А.С. Пушкина и лицеистов,

-выставка книг,

-выставка детских рисунков по произведениям А.С. Пушкина,

-фотографии «пушкинских  адресов» в Санкт-Петербурге.

Ход  мероприятия:

Ведуший 1:

19  октября – день Царскосельского  лицея. Когда-то  в  течение  многих  лет  выпускники  этого  самого  престижного  учебного  заведения  России  собирались  в  этот  день, чтобы  вспомнить  годы  своей  учебы, годы  братства, которое  зародилось  в  его  стенах, и  которое  лицеисты    хранили    всю    свою   жизнь.

Конечно, всенародную  славу  лицею   составил  Александр  Сергеевич  Пушкин. Несмотря  на  столетия, разделяющие  нас, есть  какое-то  чувство  родства   между  лицеистами  и  нами. И  это  не  случайно, ведь  Лицей – образ  яркой  юности. Тут  щедрость  от  богатства  душевного, тут  потребность  отдать, а  не  взять. Поделиться,а  не   утаить. Тут  верность  идеалам, уроки  свободы  и  чести, совести  и  мужества.

Лицей – это  место  духовного  и  творческого   рождения  поэта.

Ведущий 2:          

        Александр  Сергеевич  Пушкин  родился  6  июня 1799 года. В  семье  Пушкиных  было трое  детей. Александр  был  средним. Старшую  сестру  звали  Ольгой, младшего  брата – Львом. Когда  Александр  Сергеевич  был  маленьким, его  родители  не  предвидели  в  нем  никакого  особого  таланта.

        До  12  лет  Саша  воспитывался  дома. В детстве  он  говорил  по-русски  хуже, чем  по-французски. Помимо  гувернеров- французов, Сашу  воспитывала  няня Арина  Родионовна  Матвеева  и  бабушка  Мария  Алексеевна. Начиная  с  9 лет, Саша  стал  много  читать. Он  тайком  забирался  в  библиотеку  отца  и  читал  часами  напролет. С  8  лет  он  начал  писать  стихи, разумеется – по-французски.

       Однако  учиться он  никак  не  хотел. У  него  была  прекрасная  память  и  он  пытался  хитрить : старался  запомнить  уроки  в  тот  момент, когда   его  сестра  отвечала  их  учителю. Арифметика  казалась  ему  недоступной, и  он  часто  над  ней  заливался  горькими  слезами.

Ведущий 3::      

          Прошло  детство. Жизнь  привела  Пушкина  в  лицей. Торжественное  открытие  лицея  состоялось  19  октября  1811  года  в  Царском  Селе. Многие  наставники  и  гувернеры  любили своих  воспитанников  совсем  по-родственному. Жизнь  в  лицее  была  очень  замкнутой. Первые  три  года  никого  не  отпускали  домой. Не  приезжали  и  родители. Звучит  невероятно, но  у  лицеистов  не  было  каникул !  Но  зато  им  дозволялось  присутствие  на  царских  балах, так  же , как  и  праздничные  гуляния.

           Знанием  французского  языка  Пушкин  покорил  всех, за  что  и  получил  первое  прозвище – “француз”. А  за  свою  неусидчивость – второе  прозвище  “егоза”. При  этом  он  был  прост  и  отзывчив  по  характеру. Терпеть  не  мог  математику, а  вот  риторика  стала  для  него  любимым  предметом. Про  русский  язык  и  литературу  и  говорить  нечего.

            О  себе  он  написал  так :

Мой  рост  с  ростом  самых  долговязых

Не   может  равняться.

У  меня  свежий  цвет  лица, русые волосы

И кудрявая  голова.

Я  люблю  свет и  шум,

Уединение   я  ненавижу.

Мне  претят  ссоры  и  препирательства,

А  отчасти  и  учение.

По  всему  этому, милый  друг,

Меня  можно  узнать.

Да ! Таким ,как  Бог  меня  создал,

Я  и  хочу  казаться.

Сущий  бес  в  проказах,

Сущая  обезьяна  лицом,

Много, слишком  много  ветрености-

Вот  каков  Пушкин.

Ведущий 1::

         Всю  жизнь  поэт  вспоминал  о  лицейских  годах  с  нежностью  и  восторгом. Это  были  годы  дружбы   и  поэзии. И  где  бы  Пушкин  ни  был, душой   он  рвался  сюда, в  Царское  Село. Здесь  он  нашел  друзей, которые  полюбили  поэта  и  оценили  его  талант.

Друзья    мои, прекрасен  наш  союз !

Он ,как  душа, неразделим  и  вечен –

Неколебим, свободен  и  беспечен,

Срастался  он  под  сенью  дружных  муз.

Куда  бы  нас  не  бросила  судьбина

И  счастие  куда б ни повело –

Все  те  же  мы : нам  целый  мир – чужбина.

Отечество  нам – Царское  Село.

Ведущий 2:          

           Тесная  дружба  связывала  Александра  Пушкина  и  Вильгельма  Кюхельбекера, которого  лицеисты  ласково  называли  Кюхлей.  Лицеисты  жили  весело, часто  подшучивали друг  над  другом, а  чаще  всего  доставалось  Кюхле. Однажды, не выдержав насмешек, он побежал топиться в пруд. Но пруд за лето обмелел, и утопиться не удалось. Его вытащили, на нем с головы до ног - грязь, слизь, тина. Это событие - новая тема для шуток и эпиграмм. В  другой  раз   Вильгельм вдохновенно читал свои стихи, а Саша Пушкин при этом невинно произносит:
                                   
Вильгельм, прочти свои стихи,

                                    Чтоб мне заснуть скорее.

         Любимый  друг  Пушкина  Антон  Дельвиг  тоже давал   повод  к  насмешкам, потому  что   был  ленив  и  любил  поспать. Однажды  Дельвиг   не  выучил  урок , спрятался  под  кафедрой  и  уснул. Потом  Пушкин  вспоминал  об этом  так :

Дай  руку, Дельвиг ! Что  ты  спишь ?

Проснись, ленивец  сонный !

Ты  не  под  кафедрой  лежишь,

Латынью усыпленный.  

Ведущий 3:        

         Встретились и подружились в лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

        Пущин  вспоминал  много  лет  спустя : "Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь и не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было по 12 лет)".

За  участие  в  восстании  декабристов  Пущин  был  сослан  в  Сибирь. И  именно  там  ему  передали  стихотворный  привет  его  друга  Пушкина:

Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил;
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

              До конца жизни Пущин хранил это послание Пушкина как святыню.

Ведущий 1:

          Быстро  промчались  лицейские  годы, шесть  лет  позади. Лицеисты  покидали   Царское  Село  с  грустью  и  радостью. Расставаясь  с  друзьями, они  были  устремлены  в  будущее.

Стихи  Пушкина  проходят  через  всю  нашу  жизнь. Вспомним, пока  мы  еще   маленькие, мама  нам  читает :

У  Лукоморья  дуб  зеленый,

Златая  цепь  на  дубе  том.

И  днем,  и  ночью  кот  ученый

Все  ходит  по  цепи  кругом.

Учитель:

         А  что  за  прелесть  сказки  Пушкина ! В  них, сколько  не  перечитывай, всегда  найдешь  что-то  новое  для  себя. Ребята, а  если  бы  мы  вдруг  попали  в  сказку  и  встретились  с  героями, смогли  бы  мы   их  узнать ?

                Назовите  имя  героя  и  заглавие  сказки.

Живет  он  в  поповом  доме,

Спит  себе  на  соломе,

Ест  за  четверых,

Работает  за  семерых.        ( Балда  “Сказка  о  попе  и  работнике  Балде”)

Правду  молвить, молодица

Уж  и  впрямь  была  царица.

Высока ,стройна , бела,

И  умом, и  всем  взяла.         ( Мачеха, “Сказка  о  царе  Салтане”)  

Говорят, царевна  есть,

Что  не  можно  глаз  отвесть.

Днем  свет  божий  затмевает,

Ночью  землю  освещает.              ( Царевна-Лебедь   “Сказка  о  царе  Салтане”)

Чуть  опасность  где  видна,

Верный  сторож, как  во  сне,

Шевельнется, встрепенется,

К  той  сторонке  обернется.         (Золотой  петушок)

Белолица, черноброва,

Нраву  кроткого  такого.       (Царевна       “Сказка  о  царе  Салтане”)  

Парчовая  на  маковке  кичка,

Жемчуги  огрузили  шею,

На  руках  золотые  перстни,

На ногах  красные  сапожки .      ( Старуха         “Сказка  о  рыбаке  и  рыбке”)  

Все  красавцы  молодые,

Великаны  удалые,

Все  равны, как  на  подбор,

С  ними  дядька  Черномор . ( 33  богатыря)          

         Бывает  так : услышишь  где-нибудь  слово  или  предложение,  а  в  мыслях  уже  мелькнет  знакомая  песня  или  стихотворение. Вашим  заданием  будет  продолжить  стихотворение  по   нескольким строчкам .

Буря  мглою  небо  кроет…

Мороз  и  солнце, день  чудесный !

Подруга  дней  моих  суровых…

У  Лукоморья  дуб  зеленый…

Уж  небо  осень  дышало…

Зима ! Крестьянин, торжествуя….

Ветер  по  морю  гуляет…

Белка  песенки  поет..

Три  девицы  под  окном…

                                                 ( Инсценировка   по  сказкам  Пушкина.)

Учитель:        

            Пушкин  родился  в  Москве, но  его  жизнь  была  тесно  связана  с  Петербургом. Здесь  он  и  скончался  от  смертельной  раны, полученной  на  дуэли.

А  какие  вы  знаете  “пушкинские”  адреса ? Какие   места  в  нашем   городе   связаны  с  именем  поэта ?

- памятник  Пушкину  на  площади  Искусств  у  Русского  музея

-памятный  знак  на  месте  дуэли

-памятник  на  станции  метро “Черная  Речка “

-метро “Пушкинская”

-улица  Пушкинская  и  памятник  на  ней

-набережная  реки  Мойки, дом  12

-Пушкинский  театр

Любимому  городу  Пушкин  посвятил  такие  строки :

                                               

                                                 Отрывок  из  поэмы  “Медный  всадник”

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи  полчаса..

                   Прошло  более  170  лет, как  погиб  поэт, но  наша  любовь  к  нему  не  ослабевает, а    стихи  становятся  все  ближе, дороже  и  нужнее.  Живут  в  нас  пушкинские  строчки, слышится  чудная  музыка  стихов. И каждый  раз, когда  мы  раскрываем  пушкинские  страницы, заново  творится  чудо  рождения  поэзии.

Я  благодарю  всех   участников  нашего  праздника !

                                                 

Приложение.  Инсценировка  фрагмента

СКАЗКА    О    РЫБАКЕ    И   РЫБКЕ

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
 Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
 Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!
 Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
 Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
 Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
 «Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
 Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
 Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
 Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
 Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
 «Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».

Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».

Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
 Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
 Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассноемероприятие на тему "Урок доброты"

Мероприятие посвящено воспитанию доброты.Занятие прошло очень увлекательно. Детям понравились игры, в которых они участвовали сами.Они  убедились, в том, как важно быть добрым...