Детская поэзия К.Х.Жанэ
презентация по чтению по теме
Адыгейская детская литература за время своего существования успела накопить определенный опыт. Она имеет своих учителей: детские произведения устнопоэтического творчества адыгов и русскую детскую литературу. Учеба на их образцах сказалась на рождении и становлении адыгейской детской литературы. В адыгейской литературе для детей одно из первых мест занимает творчество Киримизе Хаджемусовича Жанэ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_poeziya_k.h.zhane_..doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская поэзия К.Жанэ
Адыгейская детская литература за время своего существования успела накопить определенный опыт. Она имеет своих учителей: детские произведения устнопоэтического творчества адыгов и русскую детскую литературу. Учеба на их образцах сказалась на рождении и становлении адыгейской детской литературы. В адыгейской литературе для детей одно из первых мест занимает творчество Киримизе Хаджемусовича Жанэ.
Киримизе Хаджемусович Жанэ родился 7 марта 1919 года в ауле Афипсип Теучежского района.
Окончив школу в 1935 году, он поступил в педагогическое училище города Краснодара. Здесь он стал членом литературного кружка, где и попробовал свои силы в литературном творчестве. В 1957 году Киримизе Жанэ закончил заочно филологический факультет Адыгейского пединститута. В 1957 – 1959 годах учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР.
Киримизе Хаджемусович был участником Великой Отечественной войны, награждался боевыми наградами.
Разнообразна политра его общественной жизни: с 1944 по 1957 год Киримизе Хаджемусович работал заведующим отдела областной газеты «Социалистическая Адыгеей». В 1959 – 1973 годах был председателем областного комитета по телевидению и радиовещанию. С 1973 года – ответственный секретарь Адыгейской писательской организации. С 1966 года возглавлял областной комитет защиты Мира. В 1973 г. был участником Всемирного конгресса миролюбивых сил в Москве, являлся депутатом Адыгейского областного Совета народных депутатов. Киримизе Хаджемусович Жанэ был членом Союза писателей СССР и Правления Союза писателей РСФСР. Награжден орденами и медалями, являлдся заслуженным работником культуры РСФСР.
Литературная деятельность Киримизе Хаджемусовича многогранна. Плодотворно работал он в области детской литературы. В докладе на II съезде писателей РСФСР Л.С.Соболев назвал имя К.Х.Жанэ в числе лучших писателей, пишущих для детей.
В его поэзии вставала многогранная, полная радостных, а то и грустных настроений, боевая, трепетная, содержательная жизнь детей. Его детские произведения отличаются широтой и оригинальностью решения темы. Жизнерадостный мир ребенка, его фантазия, любознательность, дружба людей нашей страны,- все эти темы находили яркое и своеобразное воплощение в стихах поэта.
50-е годы были годами начала творческого роста поэта; вышли следующие сборники стихов: «Для младших братьев и сестер» (1956 г.), «Друзья и подружки» (1958 г.),«Дети аула»,«Ребята с нашей улицы»(1959 г.).
В 60-е годы его поэзия для детей достигла еще большей художественной зрелости. Ярославским книжным издательством выпущена книжка К.Х.Жанэ «Для чего? А для того!..» (1960 г.); Детгизом – «Как Хазрет уходил на скачки» (1963 г.); Адыгейское книжное издательство выпустило сборники «Дед и внуки» (1961 г.) и «Первый цветок» (1962 г.).
Замечательные сборники его стихов для детей вышли в 70-х годах: «Неразлучные друзья» (Краснодарское книжное издательство, 1976 г.), «Сколько мне сегодня лет?» -(Москва, 1979 г.).
Большое место в творчестве К.Жанэ занимает тема родины, и неслучайно свое первое стихотворение для детей поэт назвал «Родина». Богатством и красотой своей Родины гордился поэт и о ней писал вдохновенно:
Адыгея моя!
Край любимый навеки,
Где поют даже камни
И нивы, и реки.
Где цветы на лугах,
словно пламя цветут,
Где дороги широкие
К счастью ведут.
В творческом развитии Киримизе Жанэ велика роль таких детских писателей, как К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто.
Его стихи о родном крае, ауле вливаются в общую песню о славе нашей страны, о ее мощи и красоте. В одном из лучших стихотворений «Вышивала Фатимет» К.Жанэ пишет:
Нитку ярко-красную Фатимет продела.
Вышивала ею солнце, флаги, крыши…
Можно очень многое красной ниткой вышить.
Красный цвет в сознании девочки олицетворяет радость и счастье, силу и мощь любимой Родины.
Стихи поэта проникнуты большим гуманизмом. Например, стихотворение «Как Адышес птичку спас».
В страшную непогоду, когда «метель бушевала, свистела, мела и все заносила впотьмах», Адышес увидел, как упал с дерева воробышек. Долго он его искал, даже залезал в сугробы. В конце концов нашел его промокшего и сильно озябшего. Отнес домой воробьишку и держал его всю зиму. Наступила весна.
Лети! – сказал Адышес.
Лети! И окно распахнул.
И вмиг рванулся воробышек ввысь.
Грустно стало Адышесу.
Но он не жалеет ничуть.
Ведь радость его сильнее, чем грусть.
Доброта, человечность являются темой стихотворения «Кому скучнее?». Разиет и Хаджет всегда играли вместе. Но, однажды, Разиет, придя к Хаджет, не застала ее. Снова и снова приходила Разиет, но подруги по-прежнему не было дома. Хаджет вернулась только под вечер.
-Как я соскучилась! Где ты была?
Я тебя столько сегодня ждала…
-Здесь есть соседка, старушка одна,
Вот уж три дня, как болеет она.
Скоро приедет к ней старшая дочь…
Ну, а пока ей нужно помочь.
Хочешь, пойдешь к ней вместе со мной?
-Нет, не пойду я… скучно с больной.
Стихотворения «Как Адышес птичку спас», «Кому скучнее? и другие стихи поэта – это гимн щедрости души, теплоте человеческого сердца.
Жанэ тонко подмечал и остроумно высмеивал недостатки своих маленьких героев. Например, в стихотворении «Как Ахмед пробовал закурить». Ахмед видит, что дед все время курит. Он подумал, что здесь какой-то секрет и решил проверить. Скрываясь от деда, Ахмед взял дедушкину трубку в рот, зажег, затянулся и сдачу получил.
Затянулся
только раз –
Слезы брызнули
из глаз,
пол уехал
из-под ног,
завертелся потолок,
трубка выпала из рук…
Поэт вводит читателя в мир детских интересов, игр, забот, рисует разные ребячьи характеры. И всегда он оставался умным и добрым наставником. К.Жанэ любил свомх юных героев, верил, что они вырастут достойными гражданами своей Родины.
Киримизе Жанэ воспевал радость колхозной жизни, обновленных аулов Адыгеи. Сколько радости испытывает мальчик, которого отец взял покататься на комбайне (стихотворение «Мальчик на комбайне»).
Повернул отец штурвал –
И комбайн работать стал:
И молотит он, и косит, -
И шуршат, шуршат колосья,
И зерно течет, течет…
Смотрит мальчик и вопросов
Никому не задает.
ВСЕ ПОНЯТНО ЕМУ –
Что,
Да как,
Да почему…
Так умело поэт вводит маленьких читателей в большую жизнь. Он вдохновенно рассказывает о людях труда, знакомит с тем, что любой труд почетен, если он полезен людям. Нравится маленькому герою стихотворения «Мой папа – шофер» профессия отца, и он твердо решает:
Буду я таким, как папа!
Папа мой – шофер!
Другой малыш хочет быть чабаном, как его отец («Возьми меня с собой, отец!»). Рассказывая о конкретном случае, автор подводит читателей к выводу о преемственности поколений в труде, в жизни общества.
Умение от единичного, частного привести к большому обобщению является спецификой поэзии Киримизе Жанэ. Такое обобщение мы встречаем во многих его стихах. Стихотворение «Голуби Масхуда» рассказывает о мальчике, так любовно выращивающем и ухаживающем за голубями. С утра, до школы он спешит на голубятню, «рассыплет просо, воды нальет в корытце». Придя из школы, вновь торопится к голубям на крышу, «а голуби все краше, а голуби все выше».
И если ты в дороге,
То вдаль вглядись оттуда:
Родной аул узнаешь
По голубям Масхуда.
Повествование о мальчике Масхуде приводит к обобщению, к мысли о том, что наша страна миролюбива, и голубь – символ мира – ассоциирует с образом нашей Родины.
Немало стихов посвятил К.Жанэ школьной жизни. Будучи сам педагогом, он внимательно наблюдал за детьми. Этими наблюдениями он наполнил свои стихи. Например, в стихотворении «Плохой предмет» мы читаем:
Я – хороший ученик,
Посмотрите мой дневник.
Арифметика – «пять»,
Рисование – «пять»…
-Но постой, постой-ка,
А за что же двойка?
-А за поведение!
Не предмет – мучение…
Поэт выступает здесь от имени своего героя, сохраняя непринужденность детской интонации. Мальчику труднее всего дается в школе умение правильно себя вести. Разочарованно звучит концовка стихотворения:
То «нельзя», и это «нет» -
Вот какой плохой предмет!
Киримизе Хаджемусович владел тонким юмором. Читая стихотворение «Ну, какой же там ответ?», невольно чувствуешь ироническое отношение автора к своему герою. Рашид поторапливает деда, решающего ему примеры.
-Ну, какой же там ответ?
Поторапливайся, дед!
Должен я еще в тетрадь
Все успеть переписать.
Поэт на правах большого друга школьной детворы тонко высмеивает леность, праздность, баловство в стихотворениях: «Маленький Буб», «Чьи это проказы?», «Лентяй» и др.. Много книг написал К.Жанэ о самых маленьких – «Первые шаги», «Как внуки запутали бабушку», «Нарисованное письмо» и пр.. Жанэ поднял детскую поэзию на новую высоту. Он ставил в книгах о детях нравственные проблемы, стремился решить их не упрощенно, а осваивая детский мир.
К.Х.Жанэ обладал способностью проникать в мир детской души и рисовать убедительные характеры, поднимать вопросы, волнующие детей. Вот маленький трусишка из стихотворения «Как Нурдин испугался» мечтает быть смелым летчиком и постоянно говорит: «Я смелый, я буду летать выше гор!». Но погасший свет вызывает у него страх, малыш плачет. Сосед пристыдил его:
Я думал, ты летчиком будешь, малыш,
А ты темноты испугался, кричишь…
Дети неистощимы в выдумках, и мальчик находит выход.
-Я буду летать только днем,- говорит.
Малыш вновь счастлив, вновь в своем неповторимом мире.
В своих произведениях поэт глубоко раскрывает мир мыслей и чувств детей. Герой стихотворения «Почему я люблю закрывать глаза» склонен фантазировать, ярко представлять желаемое рядом с собой. Закрыв глаза, он видит лес, наполненный разноголосым пением птиц, деда, давно уехавшего. Мальчик скучает по деду и потому часто закрывает глаза, чтоб вновь его увидеть.
Глаза открою – деда нет,
Закрою – снова рядом дед!
Вот почему я люблю закрывать глаза.
Маленький герой его связан с жизнью разными нитями. А.А.Схаляхо отметил «широту и оригинальность решения темы» как лучшие черты детских стихов поэта. Критик обращает внимание и на их фабульность. К.Жанэ разнообразил жанры детской поэзии. В ней можно встретить стихотворение-рассказ, стихотворение-балладу, юмористическую зарисовку, но всегда в них есть общий элемент – занимательность, рассказ о каком-то событии.
Его стихи богаты зрительными образами, и дети легко и с большой любовью их иллюстрируют.
Такой же альбом подарили дети Киримизе Хаджемусовичу в день его рождения 7 марта 1983 года.
Во всех стихотворениях слышится радостный голос поэта, воспевающий красоту наших дней, богатство Родины. Свежо и сильно звучит тема дружбы народов.
Русский мальчик с маленьким адыгом
Вместе учатся по русским книгам.
Песни мира заодно поют.
Вечерами мастерят комбайны,
Подрастут и по земле бескрайней
Корабли степные поведут.
Национальное своеобразие поэзии К.Жанэ несомненно. Его стихи богаты народными оборотами речи, поговорками, пословицами. Во многих стихах он тепло и любовно воссоздает картины природы («Весна», «Реченька-речка» и др.).
О чутком сердце поэта красноречиво говорят страницы его умных и добрых книжек. Написанные им книги заставляют порой задуматься, не раз улыбнуться, а иногда и засмеяться вслух.
Стихи К.Жанэ отмечены глубокой правдивостью, проникновенностью, передающей мысли и чувства детей. Раскрыть внутренний мир детей, отобразить всю их многогранную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Киримизе Хаджемусовича Жанэ.
Он был глубоко убежден в том, что именно в детстве закладывается основа человека, поэтому в своих стихах он учил их честности и чести, душевной щедрости и доброте, непримиримости в борьбе со всяким злом на земле. Вот маленький Кучук, попав первый раз в кино, смотрит фильм «Чапаев». Мальчик, «забыв, что идет картина», кричит – Ура! – и рвется на помощь Анке – пулеметчице, залегшей у бугра. Он верит в победу чапаевцев,… но вот волны Урала сомкнулись над головой Чапая, и по щекам Кучука рекой побежали слезы. Когда же он пришел домой, то
Вырвал палку из плетня:
-Вот и сабля у меня! –
Стул малыш перевернул –
Стал конем отныне стул.
В доме шум, в доме стук –
Всюду бегает Кучук,
С белыми сражается.
И твердит он каждый раз,
Что Чапаева бы спас,
Если б был чапаевцем!
Поэт даже очень «недетские» вопросы, как вопросы мира, войны решает в формах «легко усвояемых», чтобы их глубокий смысл был понятен детям, воспитывал их. В его стихах звучит подлинное уважение к ребенку как к личности, как к юному гражданину. Он стремился передать жизнеутверждающее мироощущение детства, его мечту, жажду всего яркого, необычного. В стихотворении «Хочешь в космос, дедушка?» передано ощущение героем необычной обстановки космоса. Он видит черное, а не голубое, небо «и уже Луна все ближе!». Мальчику не терпится, чтоб и дедушка ощутил все это, увидел бы таинственный космос. Дедушка не хочет считаться с фантазией внука и его бурной энергией. Симпатии поэта на стороне маленького героя, искренне просящего:
Ты скорей глаза закрой –
Полетели мы с тобой.
Когда на вопрос: «Что ты видишь под собою?» дедушка отвечает:
-Аул,
Потолок, тебя и стул,
Мальчик, горестно вздохнув, приходит к выводу:
-Лучше нам играть в лошадки.
К.Жанэ уделял много внимания проблеме отношений взрослых и детей. И в стихотворении «Хочешь в космос, дедушка?» он как бы советует взрослым не убивать фантазию детей, творческого огонька в душах будущих граждан. Для стиля К.Жанэ характерно живое образное повествование с прямой, но неназойливой моралью.
Стихи для детей Жанэ разнообразны по темам. Они расширяют познания своих читателей, воспитывают их характер, обогащают язык, моральные и эстетические чувства.
Поэт жил жизнью своей страны и родного народа. Это находит отражение в его произведениях.
Киримизе Хаджемусович неустанно трудился, веря в силу света и тепла поэзии, в ее могущественные способности воздействовать на умы и сердца людей, подрастающего поколения. Он в живой форме дал в своих стихах для детей основы социального воспитания, интересно и занимательно рассказал о важных и серьезных вещах, говорил с детьми как с равными. В его стихах для детей заметна музыкальность поэтической речи. Они прививают детям вкус к поэзии, одновременно являясь интересными и для взрослых.
Своими творениями он как бы раскрывает перед детьми двери в счастливый и яркий мир, полный звуков и красок. Страницы книги «Сколько мне сегодня лет?» словно кадры цветного фильма, радуют детей многоцветием всего живого.
Отличительной чертой его творчества является образность его произведений, искренность, задушевность его поэтического тона. В стихах поэта органически сочетается богатство содержания с высокохудожественной формой. Богата и разнообразна рифма стихов К.Жанэ. Она всегда звонкая, крепкая.
В 1983 году он закончил сборник стихов о детях и для детей на адыгейском языке. Одновременно К.Жанэ работал над новыми стихами, которые были предложены композиторам.
Несмотря на занятость творческой работой и многочисленными общественными обязанностями, поэт находил время поддерживать связь с юными читателями не только города Майкопа, но и отдаленных аулов. В письме моим ученикам в январе 1983 года он прислал «Быль о букваре», в которой повествуется о тяге адыгов к грамоте.
Два столетия назад жил адыг Натауко Шеретлук. Он научился грамоте и решил составить букварь на родном языке. На это ушло много лет упорного труда. В начале XIX века он, к великой своей радости, закончил работу над букварем. Натауко очень хотелось, чтобы хоть часть адыгов овладела начальной грамотой. Он утверждает:
Адыги – такие же люди,
Им грамота тоже нужна!
Но его мечтам не суждено было осуществиться. Натауко Шеретлука стали преследовать церковники и богатеи. «Какая может быть другая книга, кроме священного Корана!»-кричали враги просвещения.
Часть поэмы, озаглавленная «Последний бой», подробно рассказывает о борьбе Шеретлука со святошами, которые «шакалами воют в ночи»: «Сожги писанину, герой», «В костер твою книгу пора!».
Острую боль переживает Натауко Шеретлук. Затравленный религиозными фанатиками и местной знатью, он в отчаянии сжег свой букварь…
Сгущаются синие тени,
И птица ночная кричит.
И книга летит на поленья,
В горячее пламя летит…
Заканчивается «Быль о букваре» словами благодарности человеку из рода Шеретлуков.
Эта песня –
Память о тебе,
Человек из рода Шеретлуков!
Мы живем в тревогах и борьбе
И храним в сердцах твою науку!
Гордится поэт своей Родиной и о ней поет вдохновенно:
Об адыгах радостно пою,
Снова славлю Родину свою!
И перестраивая читателя на лирический лад, завершает «Быль о букваре» так:
Тихо занимается заря,
Шелестят страницы букваря…
Познакомившись с этим произведением Киримизе Жанэ, дети получили новые знания о том, как и когда адыги обрели свою письменность, стали грамотными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект «Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат».
Целью учебного годичного проекта является создание альбома картин русских художников и поэтических произведений, которые являются словесной иллюстрацией к творению живописца, помогают восп...
Презентация на тему "Поэзия Н. Некрасова,Ф.И.Тютчева, А.А.Фета в детском чтении."
Донести до ребенка свою любовь и уважение к простому человеку через творчество авторов....
День детской поэзии. "Весна пришла - просыпаться пора!"
Разработка внеклассного мероприятия...
Встреча с детскими писателями «Волшебный мир поэзии»
статья по итогам встречи с детскми писателями...
Урок литературного чтения в 4 классе I отделения «Поэзия Валерия Яковлевича Брюсова. Работа над содержанием и выразительностью стихотворений: «Опять сон», «Детская»
На уроке учащиеся анализируют литературные произведения, опираясь на вопросы учителя. На занятии делается акцент на интонации вопросительного предложения, проходит работа по развитию слухового в...
Жанры небылицы, перевертыша, нелепицы в детской поэзии 20 века.
Малые фольклорные жанры. Произведения игрового и внеигрового детского фольклора. Их тематическое богатство, жанровые особенности, воспитательное значение....
«АНГЛИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ В ПЕРЕВОДЕ С.Я. МАРШАКА»
Конспект занятия по английскому языку - литературная гостиная посвящен английской детской поэзии в переводе С.Я. Маршака. Целью данного занятия является повышение интереса учащихся к изучению ан...