А.Кольцов "Урожай"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Урок литературного чтения по теме А.Кольцов "Урожай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.kolcov_urozhay.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Алексей Васильевич Кольцов «Урожай»

Цель: Ознакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к природе, повторить правила дорожного движения.

Ход урока:

1.Организация класса.

-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте.  Путешествие будет трудным и опасным, поэтому в дороге нам должны помогать лучшие читатели и сочинители. Отправимся на автобусе: Вот автобус стоит уныло -не работает мотор, кепку сдвинул на затылок озабоченный шофёр.

-Давайте, ребята, поможем шофёру завести автобус. (чтение таблицы)

2.-Загудел мотор исправный, улыбается шофёр:

   -Ну, садись, теперь по Горной прокачу во весь опор.

   -Итак, нужно преодолеть горную извилистую дорогу

                   Ра                           ли                            ша                          бы

Ды                            да                          да                            ры                     Ки

-Удачно  преодолели горную дорогу. Но впереди на светофоре красный свет. Можно ехать?

3.Тогда прочитаем орфографическим чтением:

Правил дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало,

Но основное из правил движенья знать, как таблицу должны умноженья.

Красный свет – проезда нет. Жёлтый будь готов к пути, а зелёный свет- кати.

(все вместе, затем отдельно, кто выучил наизусть)

4.-Едем, смотрим в окно, любуемся природой. Какое время года сейчас?

   -Назовите осенние месяцы.   Какой месяц идёт сейчас?

   -Какие стихи, пословицы, поговорки, загадки об осени вы знаете?

(чтение   стихов)

-По каким приметам мы узнаём, что наступила осень?

-Каким трудом занимаются люди осенью на огородах и на полях?

Вот мраморная арка ведёт в аллею парка. Идёт аллея до ворот, а у ворот автобус ждёт.

5.Улица Рисуйкиных.

-Перед вами картина Левитана «Владимирка». Как вы думаете, какое время года изображено на этой картине? Почему?

Внимательно рассмотрите, какого цвета небо?

-Что вы можете сказать о дороге?

Вывод: Эта картина писалась по этюду, сделанному во Владимирской губернии  близ станции Болдино. На ней изображена дорога, которая тянется от переднего плана в глубину, среди полей и перелесков теряется далеко в синих далях. Низкие и серые облака передают грусть наступающего серого дня.

6. –Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, счастливые друзья

-Подъезжаем к переулку Сочиняйкиных. Рассмотрите на столах красные, жёлтые листья деревьев и составьте рассказ об осени, используя в нём слова:

жаркое лето, цветы завяли, трава пожухла, сухие листья, серые тучи, мелкий дождь.

- А какие стихи со словами «листок, цветок» сочинили сами?

-Продолжаем наше путешествие: В час, когда на небе синем утром солнышко встаёт, интересная машина выезжает из ворот.

-Подъезжаем к полю. Что собирают осенью с полей и огородов?

-Расскажите, кто видел, как убирают урожай на полях в нашем селе.

7.-Сегодня на уроке мы с вами будем работать над произведением А.В.Кольцова «Урожай». А.В. Кольцов-(1809-1842)-выдающийся русский поэт, родился в Воронеже, в семье торговца скотом. Однажды в Петербурге встречался с Пушкиным. Некоторые стихи Кольцова стали словами народных песен, а стихотворение «Урожай» впервые было напечатано в журнале «Современник»

8.Чтение стихотворения учителем.

-Чем понравилось стихотворение?

9.Чтение стихотворения про себя с заданием: найти непонятные слова.

  Полымя     закрома      гужом     темя

-Назовите имя, отчество, фамилию произведения.

-Что в этом стихотворении вам показалось удивительным? Скажите, какого оно цвета? Почему?

-Прочитайте, как меняются краски в описании картины зари.

-Прочитайте описание дня.

-Прочитайте описание тучи и грозы.

-Как выглядит земля под дождём?

-Какие эпитеты вам встретились в стихотворении? С чем сравнивает поэт землю?

-Как поэт описывает рожь?

-Прочитайте стихотворение ещё раз и подумайте, почему оно называется «Урожай»?

-Обычно в конце стихотворных строк находятся слова- рифмы, например, в стихотворении Пушкина это слова: туманы – поляны, родное- удалое. Такие слова придают музыкальность стихотворению. Вы тоже, когда дома сочиняли стихи, использовали слова-рифмы.

-А есть ли такие слова в стихотворении «Урожай»?

-Тем не менее стихотворения Кольцова очень музыкальны. Известные композиторы Доргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков сочиняли к ним музыку.

-Прочитайте стихотворение ещё раз шёпотом и подготовьтесь к выразительному чтению.

10.Выразительное чтение стихотворения  учениками

Я зашёл в красивый дом и недолго пробыл в нём, оказался этот дом быстро в городе другом.

11.Подъезжаем к остановке Интересная улица, и здесь нам дают интересное домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение, сочинить стихи со словами «звонок, урок», составить рассказ на тему «Мой любимый урок».

12.Мы ехали, мы пели, и с песенкой смешной все вместе, как сумели приехали домой.

_Вот и приехали мы в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Вы очень хорошо потрудились во время урока, и волшебница Грамота приглашает вас прочитать книги об осени, об уборке урожая, об отлёте птиц.

-Закончилось наше путешествие. Где мы были во время путешествия?

-Что делали?

-Мне было интересно путешествовать с хорошими читателями и сочинителями….