А.Кольцов "Урожай"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Урок литературного чтения по теме А.Кольцов "Урожай"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.kolcov_urozhay.docx | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Алексей Васильевич Кольцов «Урожай»
Цель: Ознакомить учащихся с содержанием произведения, совершенствовать навык беглого и выразительного чтения, развивать речь учащихся и фантазию, воспитывать любовь к природе, повторить правила дорожного движения.
Ход урока:
1.Организация класса.
-Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Путешествие будет трудным и опасным, поэтому в дороге нам должны помогать лучшие читатели и сочинители. Отправимся на автобусе: Вот автобус стоит уныло -не работает мотор, кепку сдвинул на затылок озабоченный шофёр.
-Давайте, ребята, поможем шофёру завести автобус. (чтение таблицы)
2.-Загудел мотор исправный, улыбается шофёр:
-Ну, садись, теперь по Горной прокачу во весь опор.
-Итак, нужно преодолеть горную извилистую дорогу
Ра ли ша бы
Ды да да ры Ки
-Удачно преодолели горную дорогу. Но впереди на светофоре красный свет. Можно ехать?
3.Тогда прочитаем орфографическим чтением:
Правил дорожных на свете немало, все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движенья знать, как таблицу должны умноженья.
Красный свет – проезда нет. Жёлтый будь готов к пути, а зелёный свет- кати.
(все вместе, затем отдельно, кто выучил наизусть)
4.-Едем, смотрим в окно, любуемся природой. Какое время года сейчас?
-Назовите осенние месяцы. Какой месяц идёт сейчас?
-Какие стихи, пословицы, поговорки, загадки об осени вы знаете?
(чтение стихов)
-По каким приметам мы узнаём, что наступила осень?
-Каким трудом занимаются люди осенью на огородах и на полях?
Вот мраморная арка ведёт в аллею парка. Идёт аллея до ворот, а у ворот автобус ждёт.
5.Улица Рисуйкиных.
-Перед вами картина Левитана «Владимирка». Как вы думаете, какое время года изображено на этой картине? Почему?
Внимательно рассмотрите, какого цвета небо?
-Что вы можете сказать о дороге?
Вывод: Эта картина писалась по этюду, сделанному во Владимирской губернии близ станции Болдино. На ней изображена дорога, которая тянется от переднего плана в глубину, среди полей и перелесков теряется далеко в синих далях. Низкие и серые облака передают грусть наступающего серого дня.
6. –Мы едем, едем, едем в далёкие края, хорошие соседи, счастливые друзья
-Подъезжаем к переулку Сочиняйкиных. Рассмотрите на столах красные, жёлтые листья деревьев и составьте рассказ об осени, используя в нём слова:
жаркое лето, цветы завяли, трава пожухла, сухие листья, серые тучи, мелкий дождь.
- А какие стихи со словами «листок, цветок» сочинили сами?
-Продолжаем наше путешествие: В час, когда на небе синем утром солнышко встаёт, интересная машина выезжает из ворот.
-Подъезжаем к полю. Что собирают осенью с полей и огородов?
-Расскажите, кто видел, как убирают урожай на полях в нашем селе.
7.-Сегодня на уроке мы с вами будем работать над произведением А.В.Кольцова «Урожай». А.В. Кольцов-(1809-1842)-выдающийся русский поэт, родился в Воронеже, в семье торговца скотом. Однажды в Петербурге встречался с Пушкиным. Некоторые стихи Кольцова стали словами народных песен, а стихотворение «Урожай» впервые было напечатано в журнале «Современник»
8.Чтение стихотворения учителем.
-Чем понравилось стихотворение?
9.Чтение стихотворения про себя с заданием: найти непонятные слова.
Полымя закрома гужом темя
-Назовите имя, отчество, фамилию произведения.
-Что в этом стихотворении вам показалось удивительным? Скажите, какого оно цвета? Почему?
-Прочитайте, как меняются краски в описании картины зари.
-Прочитайте описание дня.
-Прочитайте описание тучи и грозы.
-Как выглядит земля под дождём?
-Какие эпитеты вам встретились в стихотворении? С чем сравнивает поэт землю?
-Как поэт описывает рожь?
-Прочитайте стихотворение ещё раз и подумайте, почему оно называется «Урожай»?
-Обычно в конце стихотворных строк находятся слова- рифмы, например, в стихотворении Пушкина это слова: туманы – поляны, родное- удалое. Такие слова придают музыкальность стихотворению. Вы тоже, когда дома сочиняли стихи, использовали слова-рифмы.
-А есть ли такие слова в стихотворении «Урожай»?
-Тем не менее стихотворения Кольцова очень музыкальны. Известные композиторы Доргомыжский, Бородин, Римский-Корсаков сочиняли к ним музыку.
-Прочитайте стихотворение ещё раз шёпотом и подготовьтесь к выразительному чтению.
10.Выразительное чтение стихотворения учениками
Я зашёл в красивый дом и недолго пробыл в нём, оказался этот дом быстро в городе другом.
11.Подъезжаем к остановке Интересная улица, и здесь нам дают интересное домашнее задание: научиться выразительно читать стихотворение, сочинить стихи со словами «звонок, урок», составить рассказ на тему «Мой любимый урок».
12.Мы ехали, мы пели, и с песенкой смешной все вместе, как сумели приехали домой.
_Вот и приехали мы в страну Слогов и Слов в гости к волшебнице Грамоте. Вы очень хорошо потрудились во время урока, и волшебница Грамота приглашает вас прочитать книги об осени, об уборке урожая, об отлёте птиц.
-Закончилось наше путешествие. Где мы были во время путешествия?
-Что делали?
-Мне было интересно путешествовать с хорошими читателями и сочинителями….