Урок чтения в 4 классе "Гимн любви и верности"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Обобщающий урок чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimn_lyubvi_i_vernosti_4kl..doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 4 классе.

Гимн любви и верности.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи

богатырях».

Цели:

1.     расширить представления детей о Пушкине-сказочнике;

2.  дать им возможность почувствовать глубину пушкинских мыслей, ощутить волшебный мир сказки, ее образность, мудрость;

3.   совершенствовать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование:

1.   CD проигрыватель;

2.   CD диск «Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»;

3.  мультимедиапроектор;

4.   презентация Power Point к уроку;

5.   портрет А.С.Пушкина.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Сообщение темы, постановка целей урока.

(Звучит музыка Чайковского «Спящая красавица»)

Александр Сергеевич, я о вас скучаю.

С вами посидеть бы, с вами выпить чаю.

Вы бы говорили, я б, развесив уши,

Слушал бы и слушал...

- А вот слова Максима Горького: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне. Прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».

-Любил слушать сказки и А. С. Пушкин. Еще семнадцатилетним юношей, лицеистом, Пушкин поэтически воскрешал чувства, которые его охватывали, когда   маленьким   он   слушал   сказки   Арины   Родионовны    и   бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.

Ученик читает стихотворение:

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы ...

Я трепетал — и тихо наконец

Томленье сна на очи упадало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетались,

Обманами мой сон обворожали.

Терялся я в порыве сладких дум;

В глуши лесной, средь муромских пустыней

Встречал лихих Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум.

- Какую гамму чувств переживал Пушкин, слушая сказки? (Трепет, томленье сна, порыв сладких дум, крылатые мечты...)

-Прошли годы. В ссылке в Михайловском поэт  вновь попросит Арину Родионовну   рассказать   ему   те   детские   сказки.   Поэт   делает   короткие записи.   Впоследствии   они   превратились   в   те   замечательные   сказки, которые мы с вами с удовольствием читаем.

III Проверка домашнего задания.

-   На   прошлом   уроке   прочитали   «Сказку   о   мертвой   царевне   и   семи богатырях». Дома вы подбирали к иллюстрациям отрывки и готовились к  их выразительному чтению.

По каждой иллюстрации:

- Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён?

- Как выглядит герой сказки?

- Какие чувства к нему испытываете?

- Прочитайте отрывок, который соответствует этому эпизоду.

IV Работа по теме.

-Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим произведением.

Анализ сказки.

- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?

- О какой черте характера это говорит? (Зависть.)

-   Найдите точные слова автора,  в  которых он  говорит об этой черте. Прочитайте, как автор описывает царевну.

-  С чём ее сравнивает Пушкин? (С цветком. «Росла, росла, поднялась и расцвела», «тихомолком расцвела».)

-  Автор противопоставляет своенравие царицы и кротость царевны,

-  Как автор противопоставляет царицу другим героям? (Царица злобная, полна зависти, а остальные герои бедный царь тужит по своей дочери, королевич Елисей собирается в дорогу искать молодую невесту,  Чернавка отпустила, царевну, пожалела ее.)

- Как царевна набрела на терем богатырей? Прочитайте.

- Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.

- Как   вы   думаете,   почему   царевна   не   сразу   вышла   к   богатырям?

- Как царевне жилось у богатырей?

- Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.

-  Что означают слова «не прекословит, не перечат»?

- Что    же    придумала    злая    царица,    чтобы     погубить    царевну? Прочитайте, как Соколко защищал царевну.

- Почему    Пушкин    называет    черницу    «старушонкой»,    а    царевна бабушкой?    (Автор   знает,    что    царица    пришла    отравить    царевну,  а царевна ничего об этом не знает, поэтому ласково ее называет.)

-  Что же случилось после того, как царевна взяла яблоко?

- Как отнеслись к этому событию богатыри? Прочитайте этот отрывок.

- Как Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью?

- Кто ему помог отыскать царевну?

- Какую печальную новость сообщил ветер королевичу?

-  Прочитайте по ролям эпизоды встречи Елисея с месяцем, с солнцем, с ветром, (по партам)

-  В какой мир вы, ребята, попадаете, читая, слушая пушкинские сказки?

Дети рассуждают:

•    в волшебный;

•    таинственный;

•    в мир, где рядом живут добро и зло, и это делает сказку грустной;

•    полный невыразимого обаяния.

- Как вы думаете, что же именно создает его таким?

Дети отвечают:

•  простота, легкость, музыкальность стиха;

•  вымысел, несказанные чудеса;

•  яркость языка;

•  живая народная речь;

•   близость к народным- волшебным сказкам;

•   пушкинский ум, который сверкает в каждой строчке сказок;

•   пушкинское  слово,   которое может,  выразить  все: радость,   боль, утешение, иронию.

- О чем же эта сказка? Дети отвечают:

•   о том, как добро побеждает зло;

•   о благородных поступках и коварстве;

•   о прекрасной царевне и злой царице-мачехе.

- «Сказка о мертвой царевне ...» - упование на верность и любовь, т. е. сказка о любви и верности.

- Как вы понимаете, что значит любить? Быть верным?

Дети рассуждают.

- Кого из героев сказки вы считаете таковыми?

Ответы детей подкрепляются примерами из текста:

Царица-мать.

(«Ждет-пождет сутра до ночи ...» «Смотрит в поле ... с белой зори до ночи ...» «С поля глаз она не сводит ...»)

- От любви можно умереть, как умерла царица-мать.

Королевич Елисей.

-  Сила его любви такова, что,   от нее можно и воскреснуть. Он долго ищет. царевну. 

«И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился.

Дева вдруг Ожила...»

Молодая царевна верна своему жениху.

«Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно отдана».

«Мне всех милей Королевич Елисей».

Семь богатырей.

- Они любят родную землю. Они ее защитники

Перед утренней зарею

Братья дружною толпою

Выезжают погулять,

Серых уток пострелять,

Руку правую потешить,

Сорочина в поле спешить,

Иль башку с широких плеч

У татарина отсечь,

Или вытравить из леса

Пятигорского черкеса.

- А кого же любит царица-мачеха? (Только себя).

- Почему она умерла? Ведь никто никакого насилия над нею не совершал. (От злобы на тех, кто не только прекраснее ее, но и добрее)

«Тут тоска ее взяла,

И царица умерла».

- Чрезмерная любовь к себе оказалась губительной силой.

- Почему   сказка  заканчивается   не   смертью   царицы-мачехи,   а   свадьбой царевны и Елисея.

•   Торжествует любовь;

•  Возрождается семья;

•  Автор убеждает, что добро всегда выше злобы.

- Вспомните, с чего началась сказка?

Сказка началась с описания любви и семейного счастья.

- Счастьем и заканчивается.

- Через  что  пришлось  пройти  героям  сказки,  чтобы  стать  счастливыми, обрести радость, любовь, понимание и душевное спокойствие?

(смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство)

-  Значит эта сказка и о силе духа человека. Пушкин учит правде и доброте, воспитывает человечность.

V Итог урока

Но там и я свой след оставил,

Там ветру в дар, на темну ель

Повесил звонкую свирель...

- О чём же пела сегодня звонкая свирель Пушкина? (устные высказывания детей)

Домашнее задание:

На этот вопрос более подробно ответите письменно в тетрадях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День семьи, любви и верности"

Занятие, раскрывающее смысл праздника Дня семьи. любви и верности. Оно знакомит детей с житем Петра и Февронии Муромских....

Сценарий семейно-спортивного праздника «День семьи, любви и верности»

ЦЕЛЬ: Создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. ЗАДАЧИ:  ·        Развивать интерес у...

Презентация к внеклассному мероприятию или внеурочной деятельности "8 июля - День семьи, любви и верности"

Презентация к внеклассному мероприятию или внеурочной деятельности "8 июля - День семьи, любви и верности". •В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июл...

День Семьи,Любви и Верности.

История праздника:"День Семьи"...

Презентация ко Дню семьи, любви и верности

Презентация ко Дню семьи, любви и верности...