Урок чтения в 4 классе "Гимн любви и верности"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Обобщающий урок чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimn_lyubvi_i_vernosti_4kl..doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 4 классе.
Гимн любви и верности.
А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях».
Цели:
1. расширить представления детей о Пушкине-сказочнике;
2. дать им возможность почувствовать глубину пушкинских мыслей, ощутить волшебный мир сказки, ее образность, мудрость;
3. совершенствовать устную и письменную речь учащихся.
Оборудование:
1. CD проигрыватель;
2. CD диск «Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»;
3. мультимедиапроектор;
4. презентация Power Point к уроку;
5. портрет А.С.Пушкина.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Сообщение темы, постановка целей урока.
(Звучит музыка Чайковского «Спящая красавица»)
Александр Сергеевич, я о вас скучаю.
С вами посидеть бы, с вами выпить чаю.
Вы бы говорили, я б, развесив уши,
Слушал бы и слушал...
- А вот слова Максима Горького: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне. Прочитав их несколько раз, я уже знал их на память; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну».
-Любил слушать сказки и А. С. Пушкин. Еще семнадцатилетним юношей, лицеистом, Пушкин поэтически воскрешал чувства, которые его охватывали, когда маленьким он слушал сказки Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал.
Ученик читает стихотворение:
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы ...
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум.
- Какую гамму чувств переживал Пушкин, слушая сказки? (Трепет, томленье сна, порыв сладких дум, крылатые мечты...)
-Прошли годы. В ссылке в Михайловском поэт вновь попросит Арину Родионовну рассказать ему те детские сказки. Поэт делает короткие записи. Впоследствии они превратились в те замечательные сказки, которые мы с вами с удовольствием читаем.
III Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке прочитали «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Дома вы подбирали к иллюстрациям отрывки и готовились к их выразительному чтению.
По каждой иллюстрации:
- Посмотрите на иллюстрацию. Кто на ней изображён?
- Как выглядит герой сказки?
- Какие чувства к нему испытываете?
- Прочитайте отрывок, который соответствует этому эпизоду.
IV Работа по теме.
-Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим произведением.
Анализ сказки.
- Как вы думаете, почему царица решила погубить царевну?
- О какой черте характера это говорит? (Зависть.)
- Найдите точные слова автора, в которых он говорит об этой черте. Прочитайте, как автор описывает царевну.
- С чём ее сравнивает Пушкин? (С цветком. «Росла, росла, поднялась и расцвела», «тихомолком расцвела».)
- Автор противопоставляет своенравие царицы и кротость царевны,
- Как автор противопоставляет царицу другим героям? (Царица злобная, полна зависти, а остальные герои — бедный царь тужит по своей дочери, королевич Елисей собирается в дорогу искать молодую невесту, Чернавка отпустила, царевну, пожалела ее.)
- Как царевна набрела на терем богатырей? Прочитайте.
- Как произошла первая встреча царевны с богатырями? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему царевна не сразу вышла к богатырям?
- Как царевне жилось у богатырей?
- Как они к ней относились? Найдите в тексте и прочитайте.
- Что означают слова «не прекословит, не перечат»?
- Что же придумала злая царица, чтобы погубить царевну? Прочитайте, как Соколко защищал царевну.
- Почему Пушкин называет черницу «старушонкой», а царевна бабушкой? (Автор знает, что царица пришла отравить царевну, а царевна ничего об этом не знает, поэтому ласково ее называет.)
- Что же случилось после того, как царевна взяла яблоко?
- Как отнеслись к этому событию богатыри? Прочитайте этот отрывок.
- Как Елисей искал свою невесту? К кому он обращался за помощью?
- Кто ему помог отыскать царевну?
- Какую печальную новость сообщил ветер королевичу?
- Прочитайте по ролям эпизоды встречи Елисея с месяцем, с солнцем, с ветром, (по партам)
- В какой мир вы, ребята, попадаете, читая, слушая пушкинские сказки?
Дети рассуждают:
• в волшебный;
• таинственный;
• в мир, где рядом живут добро и зло, и это делает сказку грустной;
• полный невыразимого обаяния.
- Как вы думаете, что же именно создает его таким?
Дети отвечают:
• простота, легкость, музыкальность стиха;
• вымысел, несказанные чудеса;
• яркость языка;
• живая народная речь;
• близость к народным- волшебным сказкам;
• пушкинский ум, который сверкает в каждой строчке сказок;
• пушкинское слово, которое может, выразить все: радость, боль, утешение, иронию.
- О чем же эта сказка? Дети отвечают:
• о том, как добро побеждает зло;
• о благородных поступках и коварстве;
• о прекрасной царевне и злой царице-мачехе.
- «Сказка о мертвой царевне ...» - упование на верность и любовь, т. е. сказка о любви и верности.
- Как вы понимаете, что значит любить? Быть верным?
Дети рассуждают.
- Кого из героев сказки вы считаете таковыми?
Ответы детей подкрепляются примерами из текста:
Царица-мать.
(«Ждет-пождет сутра до ночи ...» «Смотрит в поле ... с белой зори до ночи ...» «С поля глаз она не сводит ...»)
- От любви можно умереть, как умерла царица-мать.
Королевич Елисей.
- Сила его любви такова, что, от нее можно и воскреснуть. Он долго ищет. царевну.
«И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился.
Дева вдруг Ожила...»
Молодая царевна верна своему жениху.
«Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно отдана».
«Мне всех милей Королевич Елисей».
Семь богатырей.
- Они любят родную землю. Они ее защитники
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
- А кого же любит царица-мачеха? (Только себя).
- Почему она умерла? Ведь никто никакого насилия над нею не совершал. (От злобы на тех, кто не только прекраснее ее, но и добрее)
«Тут тоска ее взяла,
И царица умерла».
- Чрезмерная любовь к себе оказалась губительной силой.
- Почему сказка заканчивается не смертью царицы-мачехи, а свадьбой царевны и Елисея.
• Торжествует любовь;
• Возрождается семья;
• Автор убеждает, что добро всегда выше злобы.
- Вспомните, с чего началась сказка?
Сказка началась с описания любви и семейного счастья.
- Счастьем и заканчивается.
- Через что пришлось пройти героям сказки, чтобы стать счастливыми, обрести радость, любовь, понимание и душевное спокойствие?
(смерть, испытания, людская злоба, жестокость, обман, коварство)
- Значит эта сказка и о силе духа человека. Пушкин учит правде и доброте, воспитывает человечность.
V Итог урока
Но там и я свой след оставил,
Там ветру в дар, на темну ель
Повесил звонкую свирель...
- О чём же пела сегодня звонкая свирель Пушкина? (устные высказывания детей)
Домашнее задание:
На этот вопрос более подробно ответите письменно в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "День семьи, любви и верности"
Занятие, раскрывающее смысл праздника Дня семьи. любви и верности. Оно знакомит детей с житем Петра и Февронии Муромских....
Сценарий праздника "Моя семья - моя радость" (8 июля - День семьи, любви и верности)
ДОЛ "Юбилейный"...
Сценарий семейно-спортивного праздника «День семьи, любви и верности»
ЦЕЛЬ: Создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада. ЗАДАЧИ: · Развивать интерес у...
Презентация к внеклассному мероприятию или внеурочной деятельности "8 июля - День семьи, любви и верности"
Презентация к внеклассному мероприятию или внеурочной деятельности "8 июля - День семьи, любви и верности". •В России появился новый праздник — День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июл...
День Семьи,Любви и Верности.
История праздника:"День Семьи"...
Презентация ко Дню семьи, любви и верности
Презентация ко Дню семьи, любви и верности...