Поурочные планы по чтению для 1 класса (урок 17-26)
план-конспект по чтению на тему
Поурочные планы по литературному чтению для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_17-29_1_ch..doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 17
БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У])
Цели: учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.
Ход урока
I. Повторение изученного. Игра «Живые буквы».
Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.
– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.
Дети-«буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.
– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)
Учитель приглашает другую группу детей, раздает им те же карточки.
– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик. Учитель обращается к «букве» А.
– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук а после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)
Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего учитель приглашает третью группу детей, раздает им те же карточки.
– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.
Ученики-«буквы» (О, А, У) присели.
– Назовите эти гласные.
– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?
Учитель обращает внимание учеников на то, что буква Ю в прятки не играла.
– Может ли буква Ю обозначать два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «юла».
– Отгадайте загадку.
Одинокий Ивашка – расписная рубашка,
Петь-плясать мастак, а стоять – никак (Юла.)
2. Чтение стихотворения.
– Кто такой юнга? Найдите ответ в стихотворении. (Юнга – будущий матрос.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «юнга».
На доске – две модели слов: «юла» и «юнга».
3. Дифференцированная работа.
Читающие дети получают карточки.
№ 1. Назовите слова со звуками й’, у в начале слова.
…ля, …ра, …мор, …ноша, …г.
Впишите нужную букву. Подчеркните слова, написанные с большой буквы.
№ 2. Составьте фразы со словом «я», например: «Я... играть» (я играю). Петь, делать, слушать, рисовать, говорить, убирать, мастерить.
– Какой буквой заканчивается каждое из новых слов? Напишите эту букву __
Нечитающие дети работают в рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
– Разгадайте кроссворд. (Стул, брюки, груша, клюква.)
– Назовите слово, которое отличается от остальных количеством гласных звуков. (Стул – один гласный звук.)
– Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (Стул, груша.)
– Объясните, чем похожи и чем различаются слова «брюки» и «груша». (Похожи: количество букв, звуков; различие: звуки р’, р.)
– Почему в словах «груша» и «клюква» третьи звуки одинаковые, а буквы разные?
4. Работа по учебнику. «Разгадай кроссворд».
– Обозначьте согласные звуки в словах кроссворда фишками, гласные – буквами. (Кактус, клюв, кукла, люстра, клюшка.)
5. Работа в парах (по учебнику).
Двое учеников работают на доске.
– Попробуйте найти модель каждого слова. (Брюки, лук, клюв, рука.)
– Замените красные фишки на гласные буквы.
– В каком слове не удалось этого сделать. Почему?
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? Что узнали о букве Ю?
– Назовите гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного.
Урок 18
Цели: познакомить с буквой е; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске – иллюстрации с изображением персонажей.
– Сказка начинается!
«Жили-были Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Работали Львом и Белкой. Днем было весело – приходили дети, вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука. Каждый день одно и то же. Надоело!
Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»
– Я читаю книги, – ответила Белка.
– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».
– Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Попробуем доказать Льву, что тот, кто много читает, скуки не знает. Познакомимся с новой буквой.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».
2. Знакомство с новой буквой.
– Сегодня познакомимся с новой буквой – Е, е.
– Рассмотрите букву. На что похожа?
Работа по закреплению зрительного образа (рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»).
– Прочитайте пословицу на доске.
Кружится как б..лка в колесе.
– Чтобы решить, какая буква пропущена, измените слово «белка» и прочитайте другие слова.
– Вставьте букву а. Изменился ли предшествующий согласный звук? (Буква а пишется после твердых согласных, поэтому надо поменять зеленую фишку на синюю.)
– Прочитайте получившееся слово. (Балка.)
– Вставьте букву у, подумайте, нужно ли при этом заменить предшествующую фишку? (Нет, так как перед буквой у, как и перед буквой а, согласный звук читается твердо.)
– Прочитайте получившееся слово. (Булка.)
– Прочитайте все получившиеся новые слова. (Белка, балка, булка.)
– Какое из этих слов можно вставить в пословицу? Вставьте нужную букву.
– Когда так говорят: кружится как белка в колесе? (Когда человек суетится или делает сразу много-много дел.)
– Белка предложила прочитать веселое стихотворение «Путаница».
– Если случайно ошибиться всего лишь в одной букве в слове, то получится путаница.
Ученики читают стихотворение. На доске – слова: «бутон», «батон», «бидон», «питон», «бетон». Начинает читать учитель. Слова, на которые он показывает указкой, читаются хором.
Вот – … бутон, А вот – … батон, Вот – … бидон, А вот – … питон. Ну а вот – … бетон. В печке выпечен … батон А в петлицу вдет … бутон, По траве ползет … питон, Молоко течет в … бидон. А на стройке есть … бетон. Повтори и ты мне в тон: Где … бутон, А где … батон, Где … бидон, А где … питон. Ну а где – … бетон. | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаю повторять: В печке выпечен … бутон, А в петлицу вдет … батон, По траве ползет … бидон, Молоко течет в … бетон, А на стройке есть … питон. Нет, не так! Нет, не так! Подскажите сами: как? Разберитесь сами в том, Где … бутон, А где … батон, Где … бидон, А где … питон. Ну а где – … бетон. |
Н. Матвеева
– Льву очень понравилась игра с гласными. А что вы знаете об этих звуках и буквах? Назовите гласные буквы.
– Распределите их на группы. Какие группы получились и сколько таких групп? (После твердого согласного звука пишутся буквы: а, о, у, э; после мягкого согласного звука пишутся буквы: я, ё, ю, е.)
3. Работа по учебнику.
– Догадайтесь, где какое слово. Соедините схему и рисунок.
– Лев соединил первую схему с рисунком «Пень», вторую – с рисунком «Мел», третью схему – с рисунком «Клоун». Вы согласны? (Нет. Первая схема – «Мел», вторая – «Клоун», третья – «Пень».)
4. Соотнесение рисунков со звукобуквенными схемами слов.
– Рассмотрите рисунки и звукобуквенные схемы под ними. Подходят ли схемы к рисункам? (Два варианта ответа: 1) лев, тарелка, белка; булка, пенал, зебра; 2) лев, тарелка, зебра; булка, пенал, белка. Здесь возможно и то и другое расположение рисунков, так как звукобуквенные модели слов «белка» и «зебра» одинаковые.)
– Лев пригласил Зебру в зоопарк. Но сначала попросил ее выполнить звукобуквенный анализ в тетради «Я учусь писать и читать».
Самостоятельное выполнение задания. Фронтальная проверка.
III. Итог урока.
– Лев понял, что чтение и скука несовместимы. Какую книгу вы ему посоветуете прочитать? Почему?
Урок 19
БУКВА Е В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])
Цели: познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устную речь учащихся.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
– Хотите побывать в лесу? Тогда идемте! Только кто же ходит в лес без лукошка?
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод
Наберешь в лукошко на год.
Работа в парах. Игра «Собери буквы в лукошко».
На каждой парте разложены карточки. (Одна корзина зеленого цвета, другая – синего.)
– Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы. Выберите себе лукошко и соберите в него нужные буквы: соедините буквы с лукошком.
Проверка работы. (В зеленом лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных. В синем – а, о, у, э, так как они пишутся после твердых согласных.)
– Сегодня познакомимся с особенностями буквы е. Узнаем, какие звуки она обозначает в начале слова.
II. Работа по теме урока.
– Посмотрите, кто нас встречает!
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
1. Работа по учебнику.
– Найдите на рисунке самую маленькую ель. Видите, она стоит одна. Сестры не приглашают ее в игру, потому что она не выполнила задание. Делу – время, а потехе – час. Поможем елочке, а потом поиграем. Согласны?
– Выполните звуковой анализ слова «ели».
2. Звуковой анализ слова «ели».
3. Игра « Живые буквы».
– Назовите первый звук в слове «ели».
– Назовите второй звук в слове «ели». (Ученик получает красную фишку и т. д.)
– Выйди к доске, «Буква Е». (К доске выходят два ученика с зеленой и красной фишками – это буква е: звуки [й’], [э].)
– Выйди к доске, «Буква И». Выйди к доске, «Буква Л».
– «Буквы», встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Проверим. Назовите по порядку свой звук.
– Садись на место, «Звук й’». Садись на место, «Звук э».
– Садись на место, «Звук л’». Садись на место, «Звук и» .
– Вы прекрасно помогли елочке. Давайте поиграем еще.
4. Игра «Узнай звук».
У с л о в и е: встают только мальчики, если слово начинается со звука э; встают только девочки, если ответ начинается со звуков й’, э.
– Небольшой чистоплотный зверек с ценным мехом. (Енот – й’, э.)
– Поездка по интересным местам. (Экскурсия – э.)
– Самая низкая школьная отметка. (Единица – й’, э.)
– Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – э.)
– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – э.)
– Хвойное дерево. (Ель – й’, э.)
5. Задание для читающих детей.
– Разгадайте ребусы. Чем похожи все слова? Что в них общего? (Во всех словах есть одинаковая часть – «ель».)
8. Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».
– Что изображено первым? (Карандаш.)
– На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук ш.)
– Что изображено вторым? (Шкаф.)
– Назовите первый звук в этом слове. (Звук ш.)
– Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.
– Назовите последний звук в слове «шкаф». (Звук ф.)
– С какого звука начинается слово «флаг»? (Звук ф.)
– Каким звуком заканчивается? (Звук к.)
– С какого звука должно начинаться следующее слово? (Со звука к) И т. д.
Вариант 1: кот – топор – ракета – автобус – сом – мак – крокодил – лук – ключ – чайник – куст.
Вариант 2: крокодил – лук – кот – топор – ракета – ананас – сук – ключ – чайник– куст.
Вариант 3: ключ – чайник – крокодил – лук – куст – топор – ракета – ананас – сук– кот.
III. Итог урока.
– Вот и закончился наш поход в лес. Заканчивается и урок. О какой букве сегодня говорили?
– Какие звуки обозначает буква е в начале слова? (Звуки й’ и э.)
Урок 20
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ы
Цели: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей урока.
– Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)
Учитель читает стихотворение В. Татаринова.
На самом темном чердаке живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.
Глазенки у него горят, как угольки в кострах,
На воробьев и на мышат он нагоняет страх.
Он прибыл к нам из дальних мест,
Он дождик пьет и ветер ест.
Он не боится высоты, не птица он, не зверь...
– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает.
II. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слова «рыба».
2. Знакомство с новой буквой.
– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?
А бедняжка буква ы
Бродит с палочкой, увы.А. Шибаев
Бывает эта буква В конце и в середине. В конце капусты, брюквы, А в середине дыни. Е. Григорьев | Вот топор, полено рядом – Получилось то, что надо. Получилась буква ы, Все мы знать ее должны. В. Степанов |
– Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?
– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)
Вот что совершенно верно:
Ы не нравится быть первой,
Ы не начинает слов –
Видно, нрав ее таков.
Т. Синицына
3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
Для читающих детей:
– Прочитайте стихотворение С. Маршака.
Для нечитающих детей:
– Выполните работу по индивидуальным карточкам.
Мыла Мила мишку мылом, Уронила Мила мыло,
Мила мыло уронила. Мишку мылом не домыла.
– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)
Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.
4. Игра «Будь внимателен».
Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».
– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)
– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)
5. Звукобуквенный анализ слова «усы».
6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».
– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.
– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.
У буквы ы обычай есть,
За него хвала и честь:
Буква ы спокойно может,
Встав в конце, предметы множить:
Стол – столы, забор – заборы,
Пол – полы, узор – узоры.
7. Работа по учебнику.
– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)
8. Звукобуквенный анализ слова «мышка».
– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.
– Пых очень любит сказки. Отгадайте, из каких сказок эти герои.
– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).
– Что нужно поменять, кроме буквы?
9. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
III. Итог урока. – С какой буквой-труженицей познакомились?
– Чем она отличается от всех остальных?
Урок 21
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
(урок-КВН)
Цели: повторить правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков; учить работать в команде; расширять кругозор; развивать чувство товарищества.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Учитель. Вы веселые ребята и не любите скучать.
С удовольствием мы с вами будем в КВН играть!
Учитель – председатель жюри – делит класс учащихся на 3 команды. Результаты каждого конкурса учитель фиксирует на доске.
Пусть острей кипит борьба, сильней соревнование.
Успех решает не судьба, а только ваши знания.
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Программа сегодняшнего соревнования:
1. Разминка.
2. Звуковой анализ слов.
3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».
4. Конкурс капитанов.
5. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».
6. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».
III. КВН.
1. Разминка. Повторение правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.
В букваре живет семья:
Буквы все – от А до Я.
Две команды у них есть,
Кажется, они уж здесь.
1-я команда.
– Объясните, почему после синего квадрата расположены буквы: а, о, у, э, ы.
2-я команда.
– Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков.
3-я команда.
– Прочитайте буквы парами: а – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и.
За полный правильный ответ – 2 балла.
2. Звуковой анализ слов.
– Отгадайте загадки и определите слово, звуковой анализ которого вам предстоит выполнить.
1-я команда.
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? ...(Мел.)
2-я команда.
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься. (Лук.)
3-я команда.
Между двух светил
Я в середине один. (Нос.)
Каждая команда выстраивает звуковую модель слова с помощью цветных фишек и букв и выступает.
Пример:
– Интонационное выделение на фоне слова и изолированное произношение каждого звука с последующей характеристикой: [н] – твердый согласный звук, ставлю желтую фишку; второй звук [о] – гласный, ставлю букву о; третий звук [с] – твердый согласный звук, ставлю желтую фишку.
Далее ученик «читает» слово, ведя указкой по схеме.
Учитель задает команде по 3 вопроса. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Назвать и дать характеристику первому звуку вашего слова.
2. Интонационно выделить последний звук.
3. Назвать гласный звук в вашем слове.
3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».
Каждая команда получает по 4 карточки-буквы: а, ё, у, о; а, ю, у, и; я, ё, и, у.
Задание: меняя последовательно гласные буквы в словах-отгадках, прочитать новые слова.
За каждое слово – 1 балл.
1-я команда: нос – нас, нёс; лук – лак; мел – мал, мёл, мул. (6 баллов.)
2-я команда: нос – нас; лук – лак, люк, лик; мел – мал, мул, мил. (7 баллов.)
3-я команда: нос – нёс; лук – лик; мел – мял, мёл, мил, мул. (6 баллов.)
Дополнительное задание эрудитам (1 балл): объяснить значения слов – «мул», «люк», «лик». (Мул – домашнее животное, помесь осла с кобылою. Люк – отверстие. Лик – лицо, облик, обличие; выражение лица.)
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть,
Все дело лишь – где и как
Поставлен в слове каждый знак. С. Михалков
4. Конкурс капитанов.
Индивидуальная работа капитанов, команда может оказать помощь, но только один раз.
– Послушайте стихотворение А. Стройло «Катюшки» . Сравните слова «Катюшки» и «катушки». Чем отличается звучание этих слов? (2 балла.)
В деревушке три Катюшки взяли в руки 3 катушки,
Шуре сшили сарафан, сшили дедушке кафтан,
А девчонкам и мальчишкам, всем Андрюшкам и Наташкам
Сшили яркие штанишки, сшили пестрые рубашки.
5. Работа по учебнику. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».
Учитель читает стихотворение.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
Каждая команда готовится к выступлению – выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой (3 балла).
6. Классификация предметов по заданному признаку. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».
– А сейчас – игра. Я буду рассказывать, как маленький Мишутка собирался в школу и что он с собой брал. Если он взял то, что ученику на уроке ни к чему, – хлопайте в ладоши.
Собирался мишка в класс.
Взял он меда про запас,
Взял учебники, тетрадки,
Две большие шоколадки,
Положил в портфель пенал,
Ручку, краски, книжку взял.
Положил карандаши и точилку тоже,
Взял он куклу и волчок сунул осторожно.
Положил в портфель альбом,
Кисточку, машинки
И блестящий туесок, полненький малинки.
И, довольный очень, мишка
Щелкнул весело замком
И березовым леском
В школу побежал вприпрыжку.
– Как вы думаете, умеет ли Мишутка собираться в школу? (Не умеет.)
– Он взял много вещей, которые школьнику на уроках не нужны. Отгадайте загадки «Что нужно школьнику».
За правильный ответ – 1 балл.
Ты в школу ходишь вместе с ним,
Ведь он тебе необходим.
Пенал, тетрадки с букварем –
Все поместиться может в нем.
Что это?
(Портфель, ранец.)
Самая главная, самая важная,
Самая нужная книга для вас,
Очень красивая, с буквами разными.
А ну угадайте! Обратно считаю:
Три, два, раз!
(Букварь.)
Отгадайте, что за вещица –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена…
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки.
(Ручка.)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души!
(Пенал.)
Я родился длинный очень,
А подрос – и стал короче.
Я товарищ верный ваш,
Ваш помощник… (карандаш).
Если сломан карандаш,
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу:
Быстро, остро заточу.
(Точилка.)
IV. Итог урока.
1. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Учитель подводит итоги игры.
– Что помогло команде выиграть?
2. Конкурс «Пословица».
– Каждая команда получает карточку с пословицей. Пословица – это народная мудрость. Она учит, советует, наставляет, предупреждает. Пословица недаром молвится. Задание командам – объяснить смысл пословицы.
1-я команда: «Век живи – век учись».
2-я команда: «Без наук – как без рук».
3-я команда: «Знание – сила».
Урок 22
ЧТЕНИЕ СЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК
Цели: учить сопоставлять согласные звуки по твердости – мягкости; формировать навык чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; развивать мышление и память.
Ход урока
I. Организационный момент.
Парта – это не кровать. И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
II. Повторение пройденного.
III. Работа по теме урока.
1. Работа по учебнику.
– Как нужно назвать верхнюю картинку? Докажите. (Мышка; в звуковой схеме 5 клеточек, значит, в слове должно быть 5 звуков.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка». При этом обозначьте согласные звуки желтыми фишками, а гласные звуки – буквами.
– Замените букву ы на букву и. Прочитайте получившееся слово.
– Определите, одинаковые ли первые звуки в слове «мышка» и «мишка». Почему? (В слове «мишка» первый звук нужно произносить мягко, на это указывает буква и, этой буквой обозначается гласный звук после мягких согласных.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «миска», обозначая согласные звуки желтыми фишками, а гласные – буквами.
– Замените букву и на букву а. Прочитайте новое слово.
– Одинаковые ли первые звуки в словах «миска» и «маска»?
– Почему первый звук в слове «маска» нужно произносить твердо? (На это указывает буква а, этой буквой обозначается гласный звук после твердых согласных.)
– Многие поэты научились играть со звуками. Вот как это получилось у Н. Голь.
МЫШКА В НОРКЕ
Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
«Я меняю ы на и!»
– Какое получилось новое слово? (Мишка.)
Мишка в норке живет,
Мишка лапу сосет.
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно...
Я меняю и на о!»
– Какое же теперь образовалось новое слово? (Мошка.)
Мошка в норке живет,
Мошка крошку сосет.
«Неуютно дома –
Целые хоромы.
От кровати до ворот –
Очень длинный перелет.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чем моей вины,
Я меняю о на ы!»
Мышка в норке сидит,
У нее довольный вид.
– А теперь какое слово образовалось? (Мышка.)
– Н. Егоров придумал такую скороговорку:
Вымыли мышки миски для мишки.
– Давайте разучим эту скороговорку.
2. Игра «Шарады».
С буквой Л в игре в футбол
Часто слышим слово…
С Д уж в слове смысл не тот:
Мерой стало – просто… (Гол – год.)
С Б мучительной бываю,
С М одежду пожираю,
С Р актеру я нужна,
С С – для повара важна. (Боль – моль – роль – соль.)
4. Коллективная работа.
– Незнайка перепутал схемы. Соотнесите схемы и картинки.
зел. | И | син. | А | син. | У | син. | син. | А | |
син. | У | син. | А | зел. | И | син. | У | син. |
На картинках: лиса, муха, кукла, фикус.
IV. Итог урока.
1. Работа по учебнику.
– Как разделить буквы на две группы? Объясните, почему так разделили.
Урок 23
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м
Цели: познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; познакомить с понятием «дружба».
Ход урока
I. Введение в тему урока.
Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,
И не вспыхнет ссора из любого спора.
У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.
– Назовите первый звук в каждом слове.
– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)
– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение о дружбе.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.
– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)
– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.
Звучит песня «Улыбка».
– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?
– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)
– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
II. Изучение нового материала.
1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.
Вот качели – буква М!
Здесь качаться можно всем! Е. Тарлапан
– Из каких элементов состоит буква М?
– На что похожа буква М?
– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.
– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?
2. Чтение слогов. Работа по учебнику.
Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».
– Какую букву нашёл ёжик?
Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети – мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – ме.
ма – мо – мя – мы – ми
му – мё – мю – мэ – ме
3. Составление слов.
– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.
4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.
– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)
– Кто автор? (В. Орлов.)
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.
О-би-дел – обидел.
У-да-рил – ударил.
Дру-жи-ли – дружили.
Не по-де-ли-ли – не поделили.
Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.
– О ком это стихотворение?
– Кто задает вопросы мальчикам?
– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?
– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».
– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)
6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.
7. Работа в парах.
– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?
– Какие звуки обозначает буква М?
Урок 24
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р, р
Цели: познакомить с буквой Р, р; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Фонетическая зарядка.
Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат... «Гар-р-р»,
Вороны кричат... «Кар-р-р»,
Кони храпят... «Хр-р-р»,
Ставни скрипят... «Скр-р-р».
И не догадается никто,
Что
Тигры рычат…
Вороны кричат…
Ставни скрипят…
Кони храпят…
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать! П. Высоцкий
– С каким звуком будем работать?
– Сегодня мы познакомимся с буквой Р, р и узнаем, какие звуки она обозначает.
III. Работа по теме урока.
1. Звуковой анализ слов «рысь», «речка».
– Отгадайте загадку.
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!(Рысь.)
– Рассмотрите схему под рисунком. Составьте звукобуквенную модель слова «рысь».
– Отгадайте загадку.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.(Речка.)
– Буква, которой обозначаются звуки [р], [р’], называется «эр». На что похожа буква р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.В. Степанов
– Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р’]. Определите, мягкий или твердый это звук.
– Замените буквами первые фишки в схемах слов «рысь» и «речка».
– Какие нужно взять буквы: заглавные или строчные? Почему?
– Сравните слова «рысь» и «речка». Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые?
– В каком из этих слов звуков меньше, на сколько? (В слове «рысь» на 2 звука меньше, чем в слове «речка».)
– Назовите как можно больше слов со звуками [р] и [р’].
2. Работа по учебнику. Дифференцированная работа.
1-я группа: прочитать слоги с буквой Р, используя «окошечки».
2-я группа: прочитать слоги по строкам (верхняя, средняя, нижняя); по столбцам: один слог из верхней строки, другой – из средней строки, третий – из нижней строки.
3-я группа: прочитать предложения; найти и прочитать имена (учебник: Марина, Рома, Нина).
3. Коллективная работа.
– Прочитайте слова по столбикам, по строчкам.
– Прочитайте слова, в которых по две гласные буквы.
– Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. (Мир.)
– Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. (Марина, Нина, рана, имена.)
– Прочитайте только имена.
4. Работа по учебнику. Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело».
Чтение начала рассказа читающими детьми вслух.
– Кто герой рассказа? Что вы о нем узнали?
– Как вы относитесь к поступку Алеши? Почему?
– Как вы думаете, чем закончилась эта история? Узнаем ее продолжение немного позже.
Группа хорошо читающих детей (3 человека) готовит чтение по ролям. Учитель заранее готовит 3 экземпляра текста, где обозначены слова каждого героя (как в пьесе): слова Алеши, мамы, автора.
Другие читающие дети читают рассказ до конца шепотом.
Остальные работают по тетради «Я учусь писать и читать». К ним постепенно присоединяются те, кто прочитал текст.
Игра «Радиотеатр». Слушание чтения по ролям.
– Почему Алеша решил опять пойти в школу?
5. Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
1) Закрепление зрительного образа буквы р.
6. Работа по учебнику. Продолжение рассказа С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело».
1) «Радиотеатр». Слушание чтения по ролям.
– Почему Алеша решил опять пойти в школу?
– Кто помог ему принять это решение?
– Почему вы ходите в школу?
IV. Итог урока.
– С какой буквой познакомились на уроке?
– Какой звук обозначает буква р? (Звуки р, р’.)
Урок 25
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Л, л
Цели: учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки л, л’, узнавать графический образ букв; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений; воспитывать интерес к чтению.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Отгадайте загадку.
Рыжая плутовка обманывает ловко.
Её боится мышка и зайка-шалунишка.
Хоть сама в лесу живёт, из деревни кур крадёт.
(Лиса.)
– Лисичка Лизавета – героиня многих сказок. Из каких сказок эти лисы.( показ иллюстраций)
– Лисичка Лизавета любит повторять: «Маленькое дело лучше большого безделья». Определите смысл этой пословицы.
– Сколько в ней слов?
– Назовите слова, противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.)
– Произнесите пословицу еще раз.
– Что заметили, какие звуки повторяются чаще других? (Звуки л, л’.)
– Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?
– Сегодня вы познакомитесь с новой буквой, научитесь читать новые слова. С каждым днем вы будете узнавать все больше и больше.
II. Работа по теме урока.
1. Артикуляция звуков.
– Произнесите звук л.
– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении? (Между губами и зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка неба.)
– Произнесите звук л еще раз.
– Определите, как проходит воздух через горло при его произнесении, что слышится при этом: голос и шум или только шум? Сделайте вывод.
Вывод: при произнесении звука л воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.
2. Игры со словами.
– Замените л на л’ в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).
3. Звуковой анализ слов «луна», «лиса».
– Рассмотрите схемы под рисунками.
– Составьте звукобуквенную модель слов «луна», «лиса» с помощью фишек и букв.
– Дайте характеристику первым звукам этих слов.
– Для обозначения твердого согласного л и мягкого л’ существует специальная буква, которую называют буквой «эль». Повторите.
– Рассмотрите букву л. На что похожа буква?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш. (В. Степанов)
Клоун с бантом стал гигантом.
Он в толпе ходил и пел.
Мы взглянули на ходули –
Увидали букву Л. (Г. Ванюхина)
– Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему? (Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.)
– Сравните слова «луна», «лиса».
– Определите, сколько в словах одинаковых букв и сколько одинаковых звуков.
– Объясните, почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые.
– Вспомните и назовите как можно больше слов со звуком л, со звуком л’.
4. Знакомство с ребусами. Работа по учебнику.
– Лизавета – хитрая, любит все необычное.
– Ребусы – это загадки, в которых отгадка нарисована. Ее надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв.
– Сегодня вы познакомитесь с некоторыми правилами, которые помогут вам не только решать, но и самим составлять ребусы. Попробуем решить ребус. (Отгадка: мерка.)
– Что обозначает это слово? (Определенный размер, от слов «мерить», «измерять».)
5. Работа по учебнику. Чтение за ведущим.
– Прочитайте слоги с буквой л, используя «окошечки».
– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.
6. Работа в парах. Самостоятельное чтение предложений.
7. Выборочное чтение.
1) Чтение слогов с твердым звуком л, с мягким звуком л’.
2) Чтение слов, в которых первая буква л, вторая л, чтение слов, в которых нет буквы л.
8. Игры на внимание.
10. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
III. Итог урока.
– Лисичке Лизавете пора возвращаться в лес. Составьте звуковое письмо для жителей леса. – Что изучали сегодня? Что понравилось? Что было самым трудным?
Урок 26
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Й, й
Цели: познакомить с буквой й; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Отгадайте загадку.
Спозаранку за окошком –
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Добегают до окраин,
А потом бегут назад.
Впереди сидит хозяин
И ногою бьет в набат.
Поворачивает ловко
Рукоять перед окном.
Там, где надпись «Остановка»,
Останавливает дом.
То и дело на площадку
Входит с улицы народ,
А хозяйка по порядку
Всем билетики дает.
(Трамвай.)
– Произнесите слово-отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите этот звук. (Звук й’.)
– Что вы про него знаете? (Гласные е, ё, ю, я в особых случаях обозначают два звука, один из которых й’.)
III. Работа по теме урока.
1. Сказка про Й. (Метод. пособие стр. 135)
– Пока слушали сказку, наш трамвай вез нас по рельсам фантазии, а теперь… стоп! Первая остановка – «Звукобуквенные схемы».
2. Звукобуквенный анализ слов «чайка», «гайка».
3. Знакомство с буквой Й, й.
Эта буква не простая, голос краток и сердит,
Потому что запятая на ее плечах сидит.
– Рассмотрите букву Й.
– Замените в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки буквами.
– Сравните слова «чайка», «гайка». Объясните, чем они похожи и чем различаются.
– Продолжите ряд слов. (Чайка, гайка, майка, зайка, лайка, байка, сайка, шайка и т. п.)
4. Дифференцированная работа.
1) Заучивание двустишия со слов учителя (нечитающие дети).
Наверху у Й – кавычка,
Словно маленькая птичка! (Т. Синицына)
– Подчеркните слова, которые можете прочитать. (И, на, ей, у, неё.)
2) Работа по учебнику. Чтение четверостишия Н. Кудыкиной (читающие дети).
– Едем дальше!
– Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –
Я, мой друг, совсем больной!
– Ты пойди-ка, погуляй!
Все пройдет! – сказал Ай-ай.
– Давайте и мы «погуляем» по странице «Букваря».
5. Словарно-лексическая работа.
– Наш удивительный трамвай продолжает двигаться вперед. Впереди – тоннель (показ иллюстрации). Что такое тоннель? (Сквозной коридор, проезд, прорытый под землей, в горах.)
– Ребята, закройте глаза, пофантазируйте. (Учитель выдерживает паузу.) Что представили?
С темнотой плохие шутки,
У нее характер жуткий,
Ей бы только колдовать
И проходу не давать.
В темноте любой сучок
Превращается в крючок,
А засушенный стручок
Превращается в сачок. П. Синявский
6. Игра «Превращения слов».
– Посмотрите, к нам в трамвай просятся новые пассажиры. Но мы не можем их принять. У них в именах-названиях нет буквы Й. Что же делать? (Превращать: заяц – зайка, змея – змейка, семья – семейка.)
– Никто не остался на остановке. Все в порядке, можно ехать!
8. Определение лексических значений многозначных слов (омонимов) «рой», «мой».
– У нас в трамвае есть интересные пассажиры – слова-близнецы. Давайте познакомимся с ними поближе. Прочитайте слова.
– Попробуйте догадаться, почему от каждой записи идет по две стрелочки.
– Докажите, составьте словосочетания с данными словами.
– А вы можете привести примеры таких слов? (Ручка, кран, ключ и др.)
9. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
– Закрасьте зеленым карандашом те части рисунка, в которые вписана буква й.
IV. Итог урока. – Какую работу выполняет эта буква?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочные планы по чтению для 1 класса
Поурочные планы по чтению для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
поурочные планы русский язык 2 класс Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В
поурочные планы по курсу русского языка во 2 классе (1–4) по учебнику: Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 2 к...
Поурочные планы по математике 4 класс программа Школа России
Разнообразный методический материал позволит учителю построить урок с учётом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать практические навыки и умения учащихся....
Поурочные планы по математике 2 класс ПНШ
Поурочные планы по математике 2 класс ПНШ. Разработки уроков....
Поурочные планы по математике 2 класс (уроки 1 - 20) ПНШ
Поурочные планы по математике 2 класс (урок 1 -20) ПНШ...
Поурочные планы по чтению 3 класс по программе "Школа Росии"
Поурочное планирование (начальная школа)...
Поурочные планы Литературное чтение 3 класс "Школа России"
Поурочные планы по Литературному чтению УМК "Школа России"...