Поурочные планы по чтению для 1 класса (урок 17-26)
план-конспект по чтению на тему

Поурочные планы по литературному чтению для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_17-29_1_ch..doc230 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 17
БУКВА
Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [У])

Цели: учить ориентироваться в звуковой структуре слова, проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; воспитывать чувство взаимоподдержки.

Ход урока

I. Повторение изученного. Игра «Живые буквы».

Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Дети-«буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)

Учитель приглашает другую группу детей, раздает им те же карточки.

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик.    Учитель обращается к «букве» А.

– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук а после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего учитель приглашает третью группу детей, раздает им те же карточки.

– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.

Ученики-«буквы» (О, А, У) присели.

– Назовите эти гласные.

– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

Учитель обращает внимание учеников на то, что буква Ю в прятки не играла.

– Может ли буква Ю обозначать два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю.

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «юла».

– Отгадайте загадку.

                Одинокий Ивашка – расписная рубашка,

                Петь-плясать мастак, а стоять – никак (Юла.)

2. Чтение стихотворения.

– Кто такой юнга? Найдите ответ в стихотворении. (Юнга – будущий матрос.)

– Выполните звукобуквенный анализ слова «юнга».

На доске – две модели слов: «юла» и «юнга».

3. Дифференцированная работа.

Читающие дети получают карточки.

№ 1. Назовите слова со звуками й’, у в начале слова.

…ля, …ра, …мор, …ноша, …г.

Впишите нужную букву. Подчеркните слова, написанные с большой буквы.

№ 2. Составьте фразы со словом «я», например: «Я... играть» (я играю). Петь, делать, слушать, рисовать, говорить, убирать, мастерить.

– Какой буквой заканчивается каждое из новых слов? Напишите эту букву __

Нечитающие дети работают в рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

– Разгадайте кроссворд. (Стул, брюки, груша, клюква.)

– Назовите слово, которое отличается от остальных количеством гласных звуков. (Стул – один гласный звук.)

– Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые. (Стул, груша.)

– Объясните, чем похожи и чем различаются слова «брюки» и «груша». (Похожи: количество букв, звуков; различие: звуки р’, р.)

– Почему в словах «груша» и «клюква» третьи звуки одинаковые, а буквы разные?

4. Работа по учебнику. «Разгадай кроссворд».

– Обозначьте согласные звуки в словах кроссворда фишками, гласные – буквами. (Кактус, клюв, кукла, люстра, клюшка.)

5. Работа в парах (по учебнику).

Двое учеников работают на доске.

– Попробуйте найти модель каждого слова. (Брюки, лук, клюв, рука.)

– Замените красные фишки на гласные буквы.

– В каком слове не удалось этого сделать. Почему?

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? Что узнали о букве Ю?

– Назовите гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного.

Урок 18

Цели: познакомить с буквой е; учить проводить звуковой анализ слова; развивать фонематический слух; формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске – иллюстрации с изображением персонажей.

– Сказка начинается!

«Жили-были Лев и Белка. Жили они в зоопарке. Работали Львом и Белкой. Днем было весело – приходили дети, вечером Белка читала книги, а Лев рычал. Однажды Лев заболел. На него напала скука. Каждый день одно и то же. Надоело!

Тогда Лев спросил Белку: «Почему тебе не скучно никогда?»

– Я читаю книги, – ответила Белка.

– Если твои книги помогут побороть скуку, – сказал Лев, – я их тоже почитаю».

– Сегодня Белка и Лев – гости нашего урока. Попробуем доказать Льву, что тот, кто много читает, скуки не знает. Познакомимся с новой буквой.

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «лев», «белка».

2. Знакомство с новой буквой.

– Сегодня познакомимся с новой буквой – Е, е.

– Рассмотрите букву. На что похожа?

Работа по закреплению зрительного образа (рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать»).

– Прочитайте пословицу на доске.

Кружится как б..лка в колесе.

– Чтобы решить, какая буква пропущена, измените слово «белка» и прочитайте другие слова.

– Вставьте букву а. Изменился ли предшествующий согласный звук? (Буква а пишется после твердых согласных, поэтому надо поменять зеленую фишку на синюю.)

– Прочитайте получившееся слово. (Балка.)

– Вставьте букву у, подумайте, нужно ли при этом заменить предшествующую фишку? (Нет, так как перед буквой у, как и перед буквой а, согласный звук читается твердо.)

– Прочитайте получившееся слово. (Булка.)

– Прочитайте все получившиеся новые слова. (Белка, балка, булка.)

– Какое из этих слов можно вставить в пословицу? Вставьте нужную букву.

– Когда так говорят: кружится как белка в колесе? (Когда человек суетится или делает сразу много-много дел.)

– Белка предложила прочитать веселое стихотворение «Путаница».

– Если случайно ошибиться всего лишь в одной букве в слове, то получится путаница.

Ученики читают стихотворение. На доске – слова: «бутон», «батон», «бидон», «питон», «бетон». Начинает читать учитель. Слова, на которые он показывает указкой, читаются хором.

Вот – … бутон, 

А вот – … батон, 

Вот – … бидон, 

А вот – … питон. 

Ну а вот – … бетон. 

В печке выпечен … батон

А в петлицу вдет … бутон,

По траве ползет … питон,

Молоко течет в … бидон.

А на стройке есть … бетон.

Повтори и ты мне в тон:

Где … бутон, 

А где … батон, 

Где … бидон, 

А где … питон.

Ну а где – … бетон.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаю повторять:

В печке выпечен … бутон,

А в петлицу вдет … батон,

По траве ползет … бидон,

Молоко течет в … бетон,

А на стройке есть … питон.

Нет, не так!

Нет, не так!

Подскажите сами: как?

Разберитесь сами в том,

Где … бутон, 

А где … батон, 

Где … бидон, 

А где … питон.

Ну а где – … бетон. 

Н. Матвеева

– Льву очень понравилась игра с гласными. А что вы знаете об этих звуках и буквах? Назовите гласные буквы.

– Распределите их на группы. Какие группы получились и сколько таких групп? (После твердого согласного звука пишутся буквы: а, о, у, э; после мягкого согласного звука пишутся буквы: я, ё, ю, е.)

3. Работа по учебнику.

– Догадайтесь, где какое слово. Соедините схему и рисунок.

– Лев соединил первую схему с рисунком «Пень», вторую – с рисунком «Мел», третью схему – с рисунком «Клоун». Вы согласны? (Нет. Первая схема – «Мел», вторая – «Клоун», третья – «Пень».)

4. Соотнесение рисунков со звукобуквенными схемами слов.

– Рассмотрите рисунки и звукобуквенные схемы под ними. Подходят ли схемы к рисункам? (Два варианта ответа: 1) лев, тарелка, белка; булка, пенал, зебра; 2) лев, тарелка, зебра; булка, пенал, белка. Здесь возможно и то и другое расположение рисунков, так как звукобуквенные модели слов «белка» и «зебра» одинаковые.)

– Лев пригласил Зебру в зоопарк. Но сначала попросил ее выполнить звукобуквенный анализ в тетради «Я учусь писать и читать».

Самостоятельное выполнение задания. Фронтальная проверка.

III. Итог урока.

– Лев понял, что чтение и скука несовместимы. Какую книгу вы ему посоветуете прочитать? Почему?

Урок 19
БУКВА
Е В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’] И [Э])

Цели: познакомить с гласным звуком [й’э]; учить акцентированному произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру произношения; развивать мышление, устную речь учащихся.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

                Здравствуй, лес, дремучий лес,

                Полный сказок и чудес.

– Хотите побывать в лесу? Тогда идемте! Только кто же ходит в лес без лукошка?

                В лес пускают без билета.

                Там грибов, плодов и ягод

                Наберешь в лукошко на год.

Работа в парах. Игра «Собери буквы в лукошко».

На каждой парте разложены карточки. (Одна корзина зеленого цвета, другая – синего.)

– Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы. Выберите себе лукошко и соберите в него нужные буквы: соедините буквы с лукошком.

Проверка работы. (В зеленом лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они пишутся после мягких согласных. В синем – а, о, у, э, так как они пишутся после твердых согласных.)

– Сегодня познакомимся с особенностями  буквы е. Узнаем, какие звуки она обозначает в начале слова.

II. Работа по теме урока.

– Посмотрите, кто нас встречает!

                Ее всегда в лесу найдешь –

                Пойдем гулять и встретим:

                Стоит колючая, как еж,

                Зимою в платье летнем. (Ель.)

1. Работа по учебнику.

– Найдите на рисунке самую маленькую ель. Видите, она стоит одна. Сестры не приглашают ее в игру, потому что она не выполнила задание. Делу – время, а потехе – час. Поможем елочке, а потом поиграем. Согласны?

– Выполните звуковой анализ слова «ели».

2. Звуковой анализ слова «ели».

3. Игра « Живые буквы».

– Назовите первый звук в слове «ели». 

– Назовите второй звук в слове «ели». (Ученик получает красную фишку и т. д.)

– Выйди к доске, «Буква Е». (К доске выходят два ученика с зеленой и красной фишками – это буква е: звуки [й’], [э].)

– Выйди к доске, «Буква И». Выйди к доске, «Буква Л».

– «Буквы», встаньте по порядку, чтобы получилось слово «ели». Проверим. Назовите по порядку свой звук.

– Садись на место, «Звук й’». Садись на место, «Звук э».

– Садись на место, «Звук л’». Садись на место, «Звук и» .

– Вы прекрасно помогли елочке. Давайте поиграем еще.

4. Игра «Узнай звук».

У с л о в и е: встают только мальчики, если слово начинается со звука э; встают только девочки, если ответ начинается со звуков й’, э.

– Небольшой чистоплотный зверек с ценным мехом. (Енот – й’, э.)

– Поездка по интересным местам. (Экскурсия – э.)

– Самая низкая школьная отметка. (Единица – й’, э.)

Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор – э.)

– Машина с большим ковшом. (Экскаватор – э.)

– Хвойное дерево. (Ель – й’, э.)

5. Задание для читающих детей.

– Разгадайте ребусы. Чем похожи все слова? Что в них общего? (Во всех словах есть одинаковая часть – «ель».)

8. Работа по учебнику. Игра «Продолжи цепочку слов».

– Что изображено первым? (Карандаш.)

– На какой звук обратим внимание в слове? Посмотрите на схемы. (Последний звук ш.)

– Что изображено вторым? (Шкаф.)

– Назовите первый звук в этом слове. (Звук ш.)

– Слово «шкаф» начинается с последнего звука в предыдущем слове.

– Назовите последний звук в слове «шкаф». (Звук ф.)

– С какого звука начинается слово «флаг»? (Звук ф.)

– Каким звуком заканчивается? (Звук к.)

– С какого звука должно начинаться следующее слово? (Со звука к) И т. д.

Вариант 1: кот – топор – ракета – автобус – сом – мак – крокодил – лук – ключ – чайник – куст.

Вариант 2: крокодил – лук – кот – топор – ракета – ананас – сук – ключ – чайник– куст.

Вариант 3: ключ – чайник – крокодил – лук – куст – топор – ракета – ананас – сук– кот.

III. Итог урока.

– Вот и закончился наш поход в лес. Заканчивается и урок. О какой букве сегодня говорили?

– Какие звуки обозначает буква е в начале слова? (Звуки й’  и э.)

Урок 20
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Ы

Цели: познакомить с буквой ы; учить выполнять звуковой анализ слов, наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твердые – мягкие); развивать фонематический слух, память, внимание, речь.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

– Как пыхтит тесто? (Пых-пых.)

Учитель читает стихотворение В. Татаринова.

                На самом темном чердаке живет косматый Пых.

                На чердаке, на сквозняке, среди забытых книг.

                Он летней ночью в тишине картинки смотрит при луне.

                Глазенки у него горят, как угольки в кострах,

                На воробьев и на мышат он нагоняет страх.

                Он прибыл к нам из дальних мест,

                Он дождик пьет и ветер ест.

                Он не боится высоты, не птица он, не зверь...

– Пых познакомит вас с новой буквой и звуком, который она обозначает.

II. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слова «рыба».

2. Знакомство с новой буквой.

– Рассмотрите образцы буквы ы. На что она похожа?

                А бедняжка буква ы

                Бродит с палочкой, увы.А. Шибаев

Бывает эта буква

В конце и в середине.

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

Е. Григорьев

Вот топор, полено рядом –

Получилось то, что надо.

Получилась буква ы,

Все мы знать ее должны.

В. Степанов

– Пых любит букву ы. Он знает огромное количество слов с буквой ы. А какие слова можете назвать вы?

– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и на конце слов.)

– Назовите слова, которые начинаются на [ы]. Попробуем найти в словаре С. И. Ожегова. Какой вывод можно сделать? (В русском языке нет слов, которые начинаются на [ы].)

                Вот что совершенно верно:

                Ы не нравится быть первой,

                Ы не начинает слов –

                Видно, нрав ее таков.

Т. Синицына

3. Работа по учебнику. Дифференцированная работа с коллективной проверкой.

Для читающих детей:

– Прочитайте стихотворение С. Маршака.

Для нечитающих детей:

– Выполните работу по индивидуальным карточкам.

Мыла Мила мишку мылом,        Уронила Мила мыло,

Мила мыло уронила.        Мишку мылом не домыла.

– Подчеркните в словах букву ы. (6 букв.)

Вывод: надо просматривать буквы подряд слева направо.

4. Игра «Будь внимателен».

Учитель читает стихотворение М. Пляцковского «У кого растут усы?».

– Кто слушал внимательно? У кого растут усы? (У моржа, лисы, бобра, крота, кота, кита, мотыльков, тюленей, жуков, зайца, сверчка, сома, хомяка, тигра, мышей, львов, ежей, у папы.)

– Кого еще вы знаете с усами? (Белка, рысь и др.)

5. Звукобуквенный анализ слова «усы».

6. Самостоятельная работа. Звукобуквенный анализ слова «дым».

– Пых любит играть в игру «Один – много». Вам нужно образовать множественное число.

– Попробуйте объяснить, почему Пых любит эту игру.

                У буквы ы обычай есть,

                За него хвала и честь:

                Буква ы спокойно может,

                Встав в конце, предметы множить:

                Стол – столы, забор – заборы,

                Пол – полы, узор – узоры.

7. Работа по учебнику.

– Попробуйте догадаться, как нужно назвать картинку, чтобы количество звуков в ее названии соответствовало количеству клеточек на схеме. (Мышка.)

8. Звукобуквенный анализ слова «мышка».

– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка», используя фишки и буквы.

– Пых очень любит сказки. Отгадайте, из каких сказок эти герои.

– Попробуйте из слова «мышка» сделать слово «мушка» («мошка», «мишка»).

– Что нужно поменять, кроме буквы?

9. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

III. Итог урока. – С какой буквой-труженицей познакомились?

– Чем она отличается от всех остальных?

Урок 21
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ  СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
(урок-КВН)

Цели: повторить правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков; учить работать в команде; расширять кругозор; развивать чувство товарищества.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Учитель. Вы веселые ребята и не любите скучать.

    С удовольствием мы с вами будем в КВН играть!

Учитель – председатель жюри – делит класс учащихся на 3 команды. Результаты каждого конкурса учитель фиксирует на доске.

             Пусть острей кипит борьба, сильней соревнование.

             Успех решает не судьба, а только ваши знания.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Программа сегодняшнего соревнования:

1. Разминка.

2. Звуковой анализ слов.

3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».

6. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».

III. КВН.

1. Разминка. Повторение правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

                     В букваре живет семья:

                     Буквы все – от А до Я.

                     Две команды у них есть,

                     Кажется, они уж здесь.

1-я команда.

– Объясните, почему после синего квадрата расположены буквы: а, о, у, э, ы.

2-я команда.

– Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков.

3-я команда.

– Прочитайте буквы парами: а – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и.

За полный правильный ответ – 2 балла.

2. Звуковой анализ слов.

– Отгадайте загадки и определите слово, звуковой анализ которого вам предстоит выполнить.

1-я команда.

                В черном поле заяц белый

                Прыгал, бегал, петли делал.

                След за ним был тоже бел.

                Кто же этот заяц? ...(Мел.)

2-я команда.

                Сарафан на сарафане,

                Платьице на платьице,

                А как станешь раздевать,

                Досыта наплачешься. (Лук.)

3-я команда.

                Между двух светил

                Я в середине один. (Нос.)

Каждая команда выстраивает звуковую модель слова с помощью цветных фишек и букв и выступает.

Пример:

– Интонационное выделение на фоне слова и изолированное произношение каждого звука с последующей характеристикой: [н] – твердый согласный звук, ставлю желтую фишку; второй звук [о] – гласный, ставлю букву о; третий звук [с] – твердый согласный звук, ставлю желтую фишку.

Далее ученик «читает» слово, ведя указкой по схеме.

Учитель задает команде по 3 вопроса. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Назвать и дать характеристику первому звуку вашего слова.

2. Интонационно выделить последний звук.

3. Назвать гласный звук в вашем слове.

3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».

Каждая команда получает по 4 карточки-буквы: а, ё, у, о; а, ю, у, и; я, ё, и, у.

Задание: меняя последовательно гласные буквы в словах-отгадках, прочитать новые слова.

За каждое слово – 1 балл.

1-я команда: нос – нас, нёс; лук – лак; мел – мал, мёл, мул. (6 баллов.)

2-я команда: нос – нас; лук – лак, люк, лик; мел – мал, мул, мил. (7 баллов.)

3-я команда: нос – нёс; лук – лик; мел – мял, мёл, мил, мул. (6 баллов.)

Дополнительное задание эрудитам (1 балл): объяснить значения слов – «мул», «люк», «лик». (Мул – домашнее животное, помесь осла с кобылою. Люк – отверстие. Лик – лицо, облик, обличие; выражение лица.)

                Большая сила в буквах есть,

                Когда мы можем их прочесть,

                Все дело лишь – где и как

                Поставлен в слове каждый знак. С. Михалков

4. Конкурс капитанов.

Индивидуальная работа капитанов, команда может оказать помощь, но только один раз.

– Послушайте стихотворение А. Стройло «Катюшки» . Сравните слова «Катюшки» и «катушки». Чем отличается звучание этих слов? (2 балла.)

                        В деревушке три Катюшки взяли в руки 3 катушки,

                        Шуре сшили сарафан, сшили дедушке кафтан,

                        А девчонкам и мальчишкам, всем Андрюшкам и Наташкам

                        Сшили яркие штанишки, сшили пестрые рубашки.

5. Работа по учебнику. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».

Учитель читает стихотворение.

                Как хорошо уметь читать!

                Не надо к маме приставать,

                Не надо к бабушке идти:

                «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

                Не надо умолять сестрицу:

                «Ну, почитай еще страницу!»

                Не надо звать,

                Не надо ждать,

                А можно взять и почитать!

                В. Берестов

Каждая команда готовится к выступлению – выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой (3 балла).

6. Классификация предметов по заданному признаку. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».

– А сейчас – игра. Я буду рассказывать, как маленький Мишутка собирался в школу и что он с собой брал. Если он взял то, что ученику на уроке ни к чему, – хлопайте в ладоши.

                Собирался мишка в класс.

                Взял он меда про запас,

                Взял учебники, тетрадки,

                Две большие шоколадки,

                Положил в портфель пенал,

                Ручку, краски, книжку взял.

                Положил карандаши и точилку тоже,

                Взял он куклу и волчок сунул осторожно.

                Положил в портфель альбом,

        Кисточку, машинки        

                И блестящий туесок, полненький малинки.

                И, довольный очень, мишка

                Щелкнул весело замком

                И березовым леском

                В школу побежал вприпрыжку.

– Как вы думаете, умеет ли Мишутка собираться в школу? (Не умеет.)

– Он взял много вещей, которые школьнику на уроках не нужны. Отгадайте загадки «Что нужно школьнику».

За правильный ответ – 1 балл.

                Ты в школу ходишь вместе с ним,

                Ведь он тебе необходим.

                Пенал, тетрадки с букварем –

                Все поместиться может в нем.

                Что это?

                (Портфель, ранец.)

                Самая главная, самая важная,

                Самая нужная книга для вас,

                Очень красивая, с буквами разными.

                А ну угадайте! Обратно считаю:

                Три, два, раз!

                (Букварь.)

                Отгадайте, что за вещица –

                Острый клювик, а не птица.

                Этим клювиком она

                Сеет-сеет семена…

                Не на поле, не на грядке –

                На листах твоей тетрадки.

                        (Ручка.)

                В этой узенькой коробке
                Ты найдешь карандаши,
                Ручки, перья, скрепки, кнопки –
                Что угодно для души!

                (Пенал.)

                Я родился длинный очень,
                А подрос – и стал короче.
                Я товарищ верный ваш,
                Ваш помощник…
(карандаш).

                Если сломан карандаш,
                Я помощник верный ваш.
                Я, как врач, его лечу:
                Быстро, остро заточу.

                (Точилка.)

IV. Итог урока.

1. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

Учитель подводит итоги игры.

– Что помогло команде выиграть?

2. Конкурс «Пословица».

– Каждая команда получает карточку с  пословицей. Пословица – это народная мудрость. Она учит, советует, наставляет, предупреждает. Пословица недаром молвится. Задание командам – объяснить смысл пословицы.

1-я команда: «Век живи – век учись».

2-я команда: «Без наук – как без рук».

3-я команда: «Знание – сила».

Урок 22
ЧТЕНИЕ СЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК

Цели: учить сопоставлять согласные звуки по твердости – мягкости; формировать навык чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; развивать мышление и память.

Ход урока

I. Организационный момент.

Парта – это не кровать. И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.

II. Повторение пройденного.

III. Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

– Как нужно назвать верхнюю картинку? Докажите. (Мышка; в звуковой схеме 5 клеточек, значит, в слове должно быть 5 звуков.)

– Выполните звукобуквенный анализ слова «мышка». При этом обозначьте согласные звуки желтыми фишками, а гласные звуки – буквами.

– Замените букву ы на букву и. Прочитайте получившееся слово.

– Определите, одинаковые ли первые звуки в слове «мышка» и «мишка». Почему? (В слове «мишка» первый звук нужно произносить мягко, на это указывает буква и, этой буквой обозначается гласный звук после мягких согласных.)

– Выполните звукобуквенный анализ слова «миска», обозначая согласные звуки желтыми фишками, а гласные – буквами.

– Замените букву и на букву а. Прочитайте новое слово.

– Одинаковые ли первые звуки в словах «миска» и «маска»?

– Почему первый звук в слове «маска» нужно произносить твердо? (На это указывает буква а, этой буквой обозначается гласный звук после твердых согласных.)

– Многие поэты научились играть со звуками. Вот как это получилось у Н. Голь.

МЫШКА В НОРКЕ

Мышка в норке росла,
Мышка грызла корки,
Только грызла тоска
Мышку в этой норке.
И решила от тоски:
«Я меняю
ы на и

– Какое получилось новое слово? (Мишка.)

Мишка в норке живет,
Мишка лапу сосет.
Косолапый тужит:
«Очень скудный ужин!
В этой норке тесно,
Жить неинтересно,
Как-то сыро и темно...
Я меняю
и на о

– Какое же теперь образовалось новое слово? (Мошка.)

Мошка в норке живет,
Мошка крошку сосет.
«Неуютно дома –
Целые хоромы.
От кровати до ворот –
Очень длинный перелет.
Это не годится:
Я ведь вам не птица!
Нет ни в чем моей вины,
Я меняю
о на ы
Мышка в норке сидит,
У нее довольный вид.

– А теперь какое слово образовалось? (Мышка.)

– Н. Егоров придумал такую скороговорку:

Вымыли мышки миски для мишки.

– Давайте разучим эту скороговорку.

2. Игра «Шарады».

                    С буквой Л в игре в футбол
                Часто слышим слово…
                С
Д уж в слове смысл не тот:
                Мерой стало – просто…
(Гол – год.)

                С Б мучительной бываю,
                С
М одежду пожираю,
                С
Р актеру я нужна,
                С
С – для повара важна. (Боль – моль – роль – соль.)

4. Коллективная работа.

– Незнайка перепутал схемы. Соотнесите схемы и картинки.

зел.

И

син.

А

син.

У

син.

син.

А

син.

У

син.

А

зел.

И

син.

У

син.

На картинках: лиса, муха, кукла, фикус.

IV. Итог урока.

1. Работа по учебнику.

– Как разделить буквы на две группы? Объясните, почему так разделили.

Урок 23
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
М, м

Цели: познакомить с буквой М, м; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух; познакомить с понятием «дружба».

Ход урока

I. Введение в тему урока.

Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить,

   И не вспыхнет ссора из любого спора.

У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз.

– Назовите первый звук в каждом слове.

– Составьте из этих звуков слово. (Дружба.)

– Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение о дружбе.

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие.

– Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.)

– Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова – подпевайте.

Звучит песня «Улыбка».

– О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом?

– Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.)

– Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?

II. Изучение нового материала.

1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек.

                Вот качели – буква М!

                Здесь качаться можно всем! Е. Тарлапан

– Из каких элементов состоит буква М?

– На что похожа буква М?

– Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М.

– А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

                Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
                А за ним ежатки, малые ребятки.
                «Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл».

– Какую букву нашёл ёжик?

                Прибежал веселый А, прочитали дети – ма.
                Прибежал задорный
О, прочитали дети – мо.
                Прибежал зазнайка
Я, прочитали дети – мя.
                Прибежал пузатый
Ы, прочитали дети – мы.
                Прибежал игривый
И, прочитали дети – ми.
                Прибежал упрямый
У, прочитали дети – му.
                Прибежал забияка
Ё, прочитали дети – мё.
                Прибежал тихоня
Ю, прочитали дети – мю.
                Прибежал обжора
Э, прочитали дети – мэ.
                Прибежал звонкий
Е, почитали дети – ме.

                      ма – мо – мя – мы – ми

                       му – мё – мю – мэ – ме

3. Составление слов.

– Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м’] интонационно.

4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова.

– Прочтите название стихотворения. («Кто кого?»)

– Кто автор? (В. Орлов.)

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами.

                О-би-дел – обидел.

                У-да-рил – ударил.

                Дру-жи-ли – дружили.

                Не по-де-ли-ли – не поделили.

Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми.

– О ком это стихотворение?

– Кто задает вопросы мальчикам?

– Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?

– Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться?

– Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.)

– Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы – друзья».

– Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.)

6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок.

7. Работа в парах.

– Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя – рубашка; моё – ведро; платье, мой – велосипед; мои – брюки, кубики.)

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились?

– Какие звуки обозначает буква М?

Урок 24
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Р, р

Цели: познакомить с буквой Р, р; учить выполнять звукобуквенный анализ слов, плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; развивать фонематический слух.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Фонетическая зарядка.

Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат... «Гар-р-р»,
Вороны кричат... «Кар-р-р»,
Кони храпят... «Хр-р-р»,
Ставни скрипят... «Скр-р-р».

И не догадается никто,
Что
Тигры рычат…
Вороны кричат…
Ставни скрипят…
Кони храпят…
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать!
П. Высоцкий

– С каким звуком будем работать?

– Сегодня мы познакомимся с буквой Р, р и узнаем, какие звуки она обозначает.

III. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «рысь», «речка».

– Отгадайте загадку.

                Меньше тигра, больше кошки,

                Над ушами – кисти-рожки.

                С виду кроток, но не верь:

                Страшен в гневе этот зверь!(Рысь.)

– Рассмотрите схему под рисунком. Составьте звукобуквенную модель слова «рысь».

– Отгадайте загадку.

                Течет, течет – не вытечет,

                Бежит, бежит – не выбежит.(Речка.)

– Буква, которой обозначаются звуки [р], [р’], называется «эр». На что похожа буква р?

                Буква Р – на мачте парус,

                Вдаль плывет, небес касаясь.В. Степанов

– Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р’]. Определите, мягкий или твердый это звук.

– Замените буквами первые фишки в схемах слов «рысь» и «речка».

– Какие нужно взять буквы: заглавные или строчные? Почему?

– Сравните слова «рысь» и «речка». Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые?

– В каком из этих слов звуков меньше, на сколько? (В слове «рысь» на 2 звука меньше, чем в слове «речка».)

– Назовите как можно больше слов со звуками [р] и [р’].

2. Работа по учебнику. Дифференцированная работа.

1-я группа: прочитать слоги с буквой Р, используя «окошечки».

2-я группа: прочитать слоги по строкам (верхняя, средняя, нижняя); по столбцам: один слог из верхней строки, другой – из средней строки, третий – из нижней строки.

3-я группа: прочитать предложения; найти и прочитать имена (учебник: Марина, Рома, Нина).

3. Коллективная работа.

– Прочитайте слова по столбикам, по строчкам.

– Прочитайте слова, в которых по две гласные буквы.

– Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. (Мир.)

– Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. (Марина, Нина, рана, имена.)

– Прочитайте только имена.

4. Работа по учебнику. Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело».

 Чтение начала рассказа читающими детьми вслух.

– Кто герой рассказа? Что вы о нем узнали?

– Как вы относитесь к поступку Алеши? Почему?

– Как вы думаете, чем закончилась эта история? Узнаем ее продолжение немного позже.

 Группа хорошо читающих детей (3 человека) готовит чтение по ролям. Учитель заранее готовит 3 экземпляра текста, где обозначены слова каждого героя (как в пьесе): слова Алеши, мамы, автора.

 Другие читающие дети читают рассказ до конца шепотом.

Остальные работают по тетради «Я учусь писать и читать». К ним постепенно присоединяются те, кто прочитал текст.

 Игра «Радиотеатр». Слушание чтения по ролям.

– Почему Алеша решил опять пойти в школу?

5. Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».

1) Закрепление зрительного образа буквы р.

6. Работа по учебнику. Продолжение рассказа С. Баруздина «Как Алеше учиться надоело».

1) «Радиотеатр». Слушание чтения по ролям.

– Почему Алеша решил опять пойти в школу?

– Кто помог ему принять это решение?

– Почему вы ходите в школу?

IV. Итог урока.

– С какой буквой познакомились на уроке?

– Какой звук обозначает буква р? (Звуки р, р’.)

Урок 25
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Л, л

Цели: учить выделять из слов на слух и дифференцировать согласные звуки л, л’, узнавать графический образ букв; формировать навык чтения сочетаний букв, слов, предложений; воспитывать интерес к чтению.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Отгадайте загадку.

Рыжая плутовка обманывает ловко.

Её боится мышка и зайка-шалунишка.

Хоть сама в лесу живёт, из деревни кур крадёт.

                (Лиса.)

– Лисичка Лизавета – героиня многих сказок. Из каких сказок эти лисы.( показ иллюстраций)

– Лисичка Лизавета любит повторять: «Маленькое дело лучше большого безделья». Определите смысл этой пословицы.

– Сколько в ней слов?

– Назовите слова, противоположные по значению. (Маленькое – большое, дело – безделье.)

– Произнесите пословицу еще раз.

– Что заметили, какие звуки повторяются чаще других? (Звуки л, л’.)

– Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

– Сегодня вы познакомитесь с новой буквой, научитесь читать новые слова. С каждым днем вы будете узнавать все больше и больше.

II. Работа по теме урока.

1. Артикуляция звуков.

– Произнесите звук л.

– Как располагаются видимые органы речи при его произнесении? (Между губами и зубами образуется небольшая щель. Кончик языка слегка касается верхних зубов и краешка неба.)

– Произнесите звук л еще раз.

– Определите, как проходит воздух через горло при его произнесении, что слышится при этом: голос и шум или только шум? Сделайте вывод.

Вывод: при произнесении звука л воздух встречает препятствие, значит, этот звук согласный.

2. Игры со словами.

– Замените л на л’ в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).

3. Звуковой анализ слов «луна», «лиса».

– Рассмотрите схемы под рисунками.

– Составьте звукобуквенную модель слов «луна», «лиса» с помощью фишек и букв.

– Дайте характеристику первым звукам этих слов.

– Для обозначения твердого согласного л и мягкого л’ существует специальная буква, которую называют буквой «эль». Повторите.

– Рассмотрите букву л. На что похожа буква?

                Алфавит продолжит наш

                Буква Л – лесной шалаш. (В. Степанов)

                Клоун с бантом стал гигантом.

                Он в толпе ходил и пел.

                Мы взглянули на ходули –

                Увидали букву Л. (Г. Ванюхина)

– Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему? (Нужно выбрать строчные буквы, так как это не имена собственные.)

– Сравните слова «луна», «лиса».

– Определите, сколько в словах одинаковых букв и сколько одинаковых звуков.

– Объясните, почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые.

– Вспомните и назовите как можно больше слов со звуком л, со звуком л’.

4. Знакомство с ребусами. Работа по учебнику.

– Лизавета – хитрая, любит все необычное.

– Ребусы – это загадки, в которых отгадка нарисована. Ее надо увидеть в комбинации фигур, знаков, букв.

– Сегодня вы познакомитесь с некоторыми правилами, которые помогут вам не только решать, но и самим составлять ребусы. Попробуем решить ребус. (Отгадка: мерка.)

– Что обозначает это слово? (Определенный размер, от слов «мерить», «измерять».)

5. Работа по учебнику. Чтение за ведущим.

– Прочитайте слоги с буквой л, используя «окошечки».

– Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.

6. Работа в парах. Самостоятельное чтение предложений.

7. Выборочное чтение.

1) Чтение слогов с твердым звуком л, с мягким звуком л’.

2) Чтение слов, в которых первая буква л, вторая л, чтение слов, в которых нет буквы л.

8. Игры на внимание.

10. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

III. Итог урока.

– Лисичке Лизавете пора возвращаться в лес. Составьте звуковое письмо для жителей леса. – Что изучали сегодня? Что понравилось? Что было самым трудным?

Урок 26
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ
Й, й

Цели: познакомить с буквой й; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Отгадайте загадку.

                Спозаранку за окошком –

                Стук, и звон, и кутерьма.

                По прямым стальным дорожкам

                Ходят красные дома.

                Добегают до окраин,

                А потом бегут назад.

                Впереди сидит хозяин

                И ногою бьет в набат.

                Поворачивает ловко

                Рукоять перед окном.

                Там, где надпись «Остановка»,

                Останавливает дом.

                То и дело на площадку

                Входит с улицы народ,

                А хозяйка по порядку

                Всем билетики дает.

        (Трамвай.)

– Произнесите слово-отгадку, выделяя интонационно последний звук. Назовите этот звук. (Звук й’.)

– Что вы про него знаете? (Гласные е, ё, ю, я в особых случаях обозначают два звука, один из которых й’.)

III. Работа по теме урока.

1. Сказка про Й. (Метод. пособие стр. 135)

– Пока слушали сказку, наш трамвай вез нас по рельсам фантазии, а теперь… стоп! Первая остановка – «Звукобуквенные схемы».

2. Звукобуквенный анализ слов «чайка», «гайка».

3. Знакомство с буквой Й, й.

                Эта буква не простая, голос краток и сердит,

                Потому что запятая на ее плечах сидит.

– Рассмотрите букву Й.

– Замените в схемах слов фишки, обозначающие третьи звуки буквами.

– Сравните слова «чайка», «гайка». Объясните, чем они похожи и чем различаются.

– Продолжите ряд слов. (Чайка, гайка, майка, зайка, лайка, байка, сайка, шайка и т. п.)

4. Дифференцированная работа.

1) Заучивание двустишия со слов учителя (нечитающие  дети).

                Наверху у Й – кавычка,

                Словно маленькая птичка! (Т. Синицына)

– Подчеркните слова, которые можете прочитать. (И, на, ей, у, неё.)

2) Работа по учебнику. Чтение четверостишия Н. Кудыкиной (читающие дети).

– Едем дальше!

                – Ой-ой-ой! – сказал Ой-ой. –

                Я, мой друг, совсем больной!

                – Ты пойди-ка, погуляй!

                Все пройдет! – сказал Ай-ай.

– Давайте и мы «погуляем» по странице «Букваря».

5. Словарно-лексическая работа.

– Наш удивительный трамвай продолжает двигаться вперед. Впереди – тоннель (показ иллюстрации). Что такое тоннель? (Сквозной коридор, проезд, прорытый под землей, в горах.)

– Ребята, закройте глаза, пофантазируйте. (Учитель выдерживает паузу.) Что представили?

                С темнотой плохие шутки,

                У нее характер жуткий,

                Ей бы только колдовать

                И проходу не давать.

                В темноте любой сучок

                Превращается в крючок,

                А засушенный стручок

                Превращается в сачок. П. Синявский

6. Игра «Превращения слов».

– Посмотрите, к нам в трамвай просятся новые пассажиры. Но мы не можем их принять. У них в именах-названиях нет буквы Й. Что же делать? (Превращать: заяц – зайка, змея – змейка, семья – семейка.)

– Никто не остался на остановке. Все в порядке, можно ехать!

8. Определение лексических значений многозначных слов (омонимов) «рой», «мой».

– У нас в трамвае есть интересные пассажиры – слова-близнецы. Давайте познакомимся с ними поближе. Прочитайте слова.

– Попробуйте догадаться, почему от каждой записи идет по две стрелочки.

– Докажите, составьте словосочетания с данными словами.

– А вы можете привести примеры таких слов? (Ручка, кран, ключ и др.)

9. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».

– Закрасьте зеленым карандашом те части рисунка, в которые вписана буква й.

IV. Итог урока. – Какую работу выполняет эта буква?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочные планы по чтению для 1 класса

Поурочные планы по чтению для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

поурочные планы русский язык 2 класс Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В

поурочные  планы  по курсу русского  языка  во  2  классе  (1–4)  по  учебнику:  Бунеев, Р. Н.,  Бунеева, Е. В., Пронина, О. В. Русский язык. 2 к...

Поурочные планы по математике 4 класс программа Школа России

Разнообразный методический материал позволит учителю построить урок с учётом новых технологий и современных требований, а также совершенствовать практические навыки и умения учащихся....

Поурочные планы по математике 2 класс ПНШ

Поурочные планы по математике 2 класс ПНШ. Разработки уроков....

Поурочные планы по математике 2 класс (уроки 1 - 20) ПНШ

Поурочные планы по математике 2 класс (урок 1 -20) ПНШ...

Поурочные планы по чтению 3 класс по программе "Школа Росии"

Поурочное планирование (начальная школа)...

Поурочные планы Литературное чтение 3 класс "Школа России"

Поурочные планы по Литературному чтению УМК "Школа России"...