ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Введение
Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Обновление содержания образования нацелено на формирование нового воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно- нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, общечеловеческих ценностей свободы, добра, справедливости и других.
Мы считаем, что решению вышеозначенных задач способствует работа методических объединений.
Методическое объединение является структурным подразделением методической службы школы, объединяющим учителей по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы.
Методическая служба - и это должно стать законом - не имеет права подменять собой административные органы и выполняет совместно со школой и по запросу школы следующие функции:
- обеспечение профессиональной информацией;
- поддержка экспериментальной работы педагогов в школе;
- диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;
- помощь в подготовке школы к аттестации;
- организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;
- поддержка в организации методической и научно- исследовательской работы школы;
- организация повышения квалификации;
- помощь в проведении профессиональных конкурсов;
- помощь в повышении качества и управлении образовательным процессом;
- выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;
- помощь в организации и проведении семинаров, конференций;
- отбор и тиражирование педагогических материалов;
- помощь в разработке и проведении экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов;
- помощь в проведении открытых мероприятий.
Актуальность работы. Методическая работа- это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Методическая работа –это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их…научно- теоретического, общекультурного уровня, психолого - педагогической подготовки и профессионального мастерства. Методическая работа – это целостная, основанная на достижения науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно – воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно- воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников.
Исходя из этого тема нашей работы «Организация работы методического объединения учителей начальных классов».
Цель: Выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию личности младшего школьника.
.Задачи:
-выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
-создавать новые условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работы коллектива;
- проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
Объект: Воспитательно-образовательный процесс детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Если правильно организовать учебно-методическую работу, можно добиться повышения качества образования.
Методологическая и теоретическая основа:
1.Изучение требований руководящих документов, передового педагогического опыта. В качестве методологической основы опирались на труды великого русского физиолога Павлова И.П., виднейшего психолога Эльконина Д.В., автора теории развивающего обучения Давыдова В.В., доктора пед. наук Селевко Г.К.
2.Материалы Х1 съезда учителей и общественности Республики Саха (Я)
3.Знакомство с нормативно-правовыми документами по организации методической работы в школе.
Методы исследования:
-наблюдение;
-опрос;
-анкетирование;
-сопоставление;
-сравнение;
-собеседование;
-база данных;
-отчет;
-рекомендации.
Новизна: Сделана попытка выявления оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию творческой личности младшего школьника.
Практическая значимость работы. В проведенном исследовании содержатся практические разработки по созданию условий для творческой работы, обеспечению единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практические решения проблем преемственности начальная школа- ДОУ и начальная школа-среднее звено , которые могут быть использованы руководителями методических объединений и начинающими руководителями школ.
В процессе организации методической работы реализовались следующие принципы:
1.Личностно-ориентированного подхода (учет опыта, личностных ценностей, педагогических позиций и педагогической культуры учителей). Учет развития учащихся школ, их состояние здоровья. Учет востребованности преобразований со стороны учащихся и их родителей.
2.Принцип осознанного участия педагогов в работе методического объединения.
I.Работа методических объединений.
Работа руководителей методических объединений строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый год, плана проведения общешкольных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы на текущий год. В соответствии со стоящими перед методическим объединением задачами, работа МО включает:
Работа МО
- проведение заседаний МО
- выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций МО
- знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей МО
- подготовка и проведение предметных недель
- подготовка и проведение конференций, семинаров, круглых столов и т.д.
- проведение интеллектуальных марафонов
- подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам МО
- посещение учебных и кружковых занятий по предметам МО.
1.1. Документации методических объединений.
Для нормальной работы в методическом объединении должны быть следующие документы:
- Анализ работы за прошедший год.
- Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
- План работы МО на текущий учебный год.
- План- сетка работы МО на каждый месяц.
- Банк данных об учителях М/О: количественный и качественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон).
- Сведения о темах самообразования учителей М/О.
- Перспективный план аттестации учителей М/О.
- График прохождения аттестации учителей М/О на текущий год.
- Перспективный план повышения квалификации учителей М/О.
- График повышения квалификации учителей М/О на текущий год.
- График проведения текущих контрольных работ (вносят сами учителя или руководители методических объединений. Цель: предупреждение перегрузок учащихся не более одной контрольной работы в день).
- График административных контрольных работ на четверть.
- График проведения открытых уроков учителями М/О.
- План проведения методической недели.
- График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д. в М/О.
- Программы кружков.
- Календарно- тематическое планирование (по предмету, по кружкам по предмету).
- План проведения предметной недели.
- ВШК (экспресс, информационные и аналитические справки, диагностика)
- Протоколы заседаний М/О.
Тетради:
- заседаний с учителями- предметниками (5 заседаний в год, тематические, оформляются протоколы М/О);
- посещений уроков;
- посещений внеурочных мероприятий по предмету.
Папки:
- Нормативно- правовые документы (приказы ,положения конкурсов, распоряжения, инструктивные письма по МР).
- Методическая работа:
- положение о методическом объединении;
- анализ работы за прошедший год;
- цель;
- приоритетные направления и задачи на новый учебный год;
- банк данных об учителях М/О (количественный и качественный состав):
- возраст;
- образование
- специальность
- преподаваемый предмет
- общий стаж и педагогический
- квалификационная категория
- награды
- звание
- домашний адрес;
- план работы М/О на текущий учебный год;
- план- сетка работы М/О на каждый месяц;
- план М/О на год;
- планы творческих групп, в т.ч. планы работы с одаренными, мотивированными, неуспевающими учащимися, с учащимися экстерном и на семейном обучении;
- план работы с молодыми специалистами;
- план проведения предметной недели;
- сведения о темах самообразования учителей М/О;
- перспективный план аттестации учителей М/О;
- перспективный план повышения квалификации учителей М/О;
- все графики.
3. Программы кружков. Календарно- тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным занятиям, кружкам по предмету).
4. ВШК (экспресс информационные и аналитические справки; диагностика).
1.2. Планирование работы методических объединений.
В конце каждого учебного года (апрель- май) руководители методических объединений готовят отчет о проделанной работе в М/О за год, в котором излагаются стоявшие перед объединением задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, возникшие проблемы и определяются основные задачи и краткая программа деятельности на следующий год.
После определения основных задач и мероприятий для М/О заместителем директора по МР руководители М/О составляют «План работы М/О на учебный год». План представляет собой структурно определенную последовательность мероприятий, ведущих к достижению уже определенного комплекса целей. Он должен показывать, кто и что должен делать, в какие сроки и каким образом, и включать все необходимые решения. Для реализации плана в школе необходимо разработать стандартную систему отчетности и осуществлять ее анализ как по результатам деятельности всего М/О, так и отдельного учителя. Сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности М/О, сравнение полученных результатов с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений, разработка мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели невозможны без качественного планирования. План становится предпосылкой для составления подробных календарных графиков, расписаний и т.д.
Центральное место в планировании занимают задачи календарного планирования, т.е. увязывания мероприятий во времени между собой и с возможностями других М/О. В простейшем случае параметры календарного плана составляют даты начала и окончания каждого мероприятия, их продолжительности и необходимые ресурсы (кадровые, научно- методические, материально- технические). Существуют различные способы отображения календарного плана. Наиболее распространены календарные планы в виде линейных диаграмм (ленточных диаграмм Гантта, логических сетей) и списков работ (таблицы, план- сетки). Опыт показывает, что наиболее приемлемым для руководителей М/О является календарный план в виде таблиц.
План работы методического объединения состоит из следующих разделов:
- тема, над которой работает М/О;
- цель и задачи М/О на новый учебный год;
- общешкольные мероприятия;
- учебно-воспитательная работа в М/О;
- методическая работа в М/О;
- совершенствование учебно-методического обеспечения.
Тему, цель и основные задачи деятельности методическое объединение формирует, исходя из общешкольных задач с учетом специфики работы. (см. приложение 1)
II Из опыта работы методического объединения учителей начальных классов
В современном образовании приоритетными стали проблемы творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.
В процессе традиционного начального обучения недостаточно используются творческий потенциал ребенка, возможности развития его личности и индивидуальности. Для развития креативности младшего школьника нужны новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, следовательно, и соответствующая подготовка учителей начальных классов. Актуальность выбранной методическим объединением в 2002-2003 учебном году темы подтверждается документом «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» (2004 г.) В нем указано: «Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
- охрану и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- сохранение и поддержку индивидуальности ребенка».
Тема нашего методического объединения: «Формирование творческой личности младшего школьника через учебно-воспитательный процесс».
В 2005/2006 учебном году наше объединение работало над реализацией следующей цели: Создание условий для развития творческого потенциала младшего школьника.
Для достижения этой цели учителя начальных классов ставили перед собой задачи:
- Формирование общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
- Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
- Создать условия для творчества во всех видах деятельности.
- Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
В качестве методологической основы темы методическое объединение опирается на труды великого русского физиолога Павлова И.П., виднейшего советского психолога Эльконина Д.Б., автора ТРИЗ Альтшуллер Г.С., педагога-новатора Волкова И.П. и других. По утверждению Селевко Г.К., доктора педнаук: «Творчество – понятие условное, может выражаться в создании принципиально нового, не существовавшего ранее, но и в открытии относительно нового (для данной области, данного времени, в данном месте, для самого субъекта)…
Достижение творческого уровня развития личности может считаться наивысшим результатом в любой педагогической технологии».
В своем учебном пособии «Развитие творческого мышления обучающихся в профессионально-техническом образовательном учреждении» Софронеев В.Н. приводит высказывание академика Павлова И.П. «Человек есть, конечно, система (грубее говоря - машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым законам природы; но системы, в горизонте нашего современного научного видения единственная по высочайшему саморегулированию… Главнейшее сильнейшее и постоянно остающееся впечатление нервной деятельности… - это чрезвычайная пластичность этой деятельности, ёе огромные возможности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменится к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».
Формирование творческого потенциала младших школьников возможно при наличии следующих условий:
- наряду с традиционными формами обучения использование новых педагогических технологий;
- совершенствование внеурочной, кружковой работы, способствующей развитию логического, художественно-образного, творческого мышления учащихся;
- укрепление взаимодействия семьи – школы - социальных учреждений
В своей работе учителя начальных классов руководствуются следующими принципами:
- Гуманность;
- Демократизм;
- Научность;
- Индивидуализация и дифференциация;
- Развивающее обучение;
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Ориентирами педагогической деятельности учителей начальных классов являются модель выпускника начальной школы, разработанный самим коллективом, и модели личности учителя и руководителя, разработанные Аввакумовым Н.И.
Воспитательно-образовательную работу у нас ведут – 14 учителей начальных классов
1 организатор ОДД «Кэнчээри»
1 библиотекарь
Образование учителей:
Высшее – 13
Среднее специальное – 1
Педагогический стаж:
От 10 до 15 лет – 5
От 15 до 25 лет – 8
Свыше 25 – 3
УПД: Высокая – 13
Повышенная – 3
Звания: Отличник образования РС/Я/ - 1 /Терехова А.С./
Руководитель методического объединения – Строева М.М.
Основные направления деятельности методического объединения
учителей начальных классов.
Работа по преемственности
дошкольного, начального и основного
образования
Внеурочная Взаимодействие с
воспитательная МО социальными учреждениями
работа с. Кобяй
Работа с родителями Повышение профессионализма
Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.
Большое влияние на формирование профессионализма оказывает самообразование.
Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень на курсах
Курсы ИПКРО
2003- 2004 год
I. «Программа развивающего обучения Эльконина- Давыдова. 1 класс» Степанова В.Е., 9- 15 марта 2003 г., г.Якутск
II. «Методология педагогического проектирования» Бугаев Н.И., Андреев Г.П., 2- 5 марта 2004 г., с. Кобяй.
III. «Организация учебной деятельности» Егорова Н.Е., Гуляева А.Н., 15- 20 марта 2004 г., п.Сангар.
IV. «Основы управленческой деятельности» Сметанина В.И., 13- 17 декабря 2004 г., с. Тыайа.
2004- 2005 учебный год
1. «Методология пед.проектирования» Бугаев Н.И., Андреев Г.П. с.Кобяй, 21- 25 марта 2005г.
2. Улусный авторский семинар учительницы начальных классов Куокуйской СОШ Гуляевой С.М. «Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческих способностей младших школьников» 15- 17 марта 2005 г., с. Куокуй.
2005- 2006 учебный год
1) «Методология пед.проектирования» Бугаев Н.И., Андреев Г.П. с.Кобяй
2) «Деятельностно- компетентностный подход в условиях модернизации образования» п. Сангар.
3) «Анализ и планирование» п.Сангар.
4) Заочные курсы. Педагогический университет «Первое сентября»
«Особенности обучения младших школьников математике» (по системе Л.В.Занкова)
Перестраивая свою работу в соответствии с возникшими потребностями, методобъединение взяло курс на поддержку инноваций, на сохранение всего лучшего, что было в традиционном образовании и методической работе.
Учителя работают по разным программам «Обновленная традиционная система «Школа 2100», Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова.
Организовано взаимопосещение уроков учителей. На заседаниях, семинарах учителя выступают с отчетами, делятся с опытом своей работы.
В 2005-06 учебном году всего посещен 221 урок, проведено 45 открытых уроков.
Учителя обобщают опыт своей работы и распространяют на улусных, региональных и республиканских педчтениях, выступают научно-практических конференциях.
Улусные Рожинские чтения п. Мукучи
Максимова Т.И. «Кылаас таьынан аа5ыы уруоктарыгар айыл5аны харыстыырга иитии»- сертификат.
48 республиканские очные педагогические чтения «Образование и образованность в культуре современного общества» 25- 26 января 2006г. Якутск.
Захарова А.Д. «Роль интеграции математики, литературы в творческом развитии младших школьников» (на примере кружка «Дьо5ур»)- сертификат
Творческая группа –Терехова А.С., Строева М.М., Игнатьева С.С. «Т.Сметанин айымньыларынан дидактическай матырыйааллар»-сертификат
Республиканская НПК «Деятельностно- компетентностный подход в условиях модернизации образования» 20- 28 декабря 2005г. п.Сангар
Захарова А.Д.- проект «Семейный клуб»- сертификат
Одним из средств повышения педагогического мастерства учителя является ВШК. Функция ВШК- оказание учителю конкретной и своевременной методической помощи, содействие росту его пед.мастерства.
Контроль за процессом формирования программных знаний, умений, навыков учащихся, как правило, осуществляется в форме административных контрольных работ и в форме проверки техники чтения, посещения уроков. По их результатам составляется справка, где фиксируется снижение (повышение) уровня, анализируются допущенные детьми ошибки.
Ведется мониторинг результатов контроля ЗУН и чтения.
Схемы анализа контрольных работ по чтению.
I класс.
Число проверенных учащихся
Понимают прочитанное
Способ чтения.
Читают по буквам
Читают по слогам
Читают по слогам и целыми словами
Читают целыми словами
Правильность чтения.
Без ошибок
Пропуск , замена, искажение букв, слогов
Постановка ударения
Ошибки в окончании слов
Выразительность чтения.
Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого
Соблюдение пауз, диктуемых знаками препинания в предложении
II класс.
Число проверенных учащихся
Понимают прочитанное
Способ чтения.
Читают по буквам
Читают по слогам
Читают по слогам и целыми словами
Читают целыми словами
Правильность чтения.
Без ошибок
Пропуск , замена, искажение букв, слогов
Повторы слов, слогов
Постановка ударения
Ошибки в окончании слов
Выразительность чтения.
Соблюдение интонации в конце предложения
Соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знаком препинания в конце предложения
III класс.
Число проверенных учащихся
Понимают прочитанное
Способ чтения.
Читают по слогам
Читают по слогам и целыми словами
Читают целыми словами
Правильность чтения.
Без ошибок
Пропуск , замена, искажение букв, слогов
Постановка ударения
Ошибки в окончании слов
Выразительность чтения.
Выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз между предложениями и частями
Нахождение интонации (темп, логические ударения, паузы, тон), соответствующей содержанию читаемого текста
IV класс
Число проверенных учащихся
Понимают прочитанное
Способ чтения.
Читают по слогам
Читают по слогам и целыми словами
Читают целыми словами
Правильность чтения.
Без ошибок
С 1 – 2 ошибками
Пропуск , замена, искажение букв, слогов, слов
Ошибки в окончании
Выразительность чтения.
Использование основных средств выразительности (пауз, логических ударений, тона, темпа ), с помощью которых выражается понимание
Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации
В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села.
Соц.учреждения села не могут не влиять на воспитание и образование детей.
Воспитание и обучение осуществляются с учетом национальных и социально-экономических особенностей, специфики окружающей природной, социальной и производственной среды: При этом обеспечивается преемственность воспитания и обучения детей в учебной деятельности и дополнительном образовании, тесное взаимодействие школы с социокультурными и производственными объектами социума, в том числе с семьями учащихся, общественными органами, культурными учреждениями, местной властью.
Взаимодействие с социальными учреждениями с. Кобяй
Центр экологии и творчества |
ДОУ «Кэскил», «Кустук», «Сардаана».
|
Народный театр им. Т. Сметанина |
Школа искусств |
Филиал ДЮСШ |
Краевед. музей |
Пожарное депо |
Сель. библ. им. Г. Кобякова |
Школа |
Сегодня в условиях гуманизации школы, воспитание становится доминантой в профессиональной деятельности учителя, потому что у воспитанной личности обучение будет потребностью.
В настоящее время наиболее актуальным становится воспитание ответственного родителя. В концепции «О правах ребенка» за родителями закреплено первоочередное право на воспитание своих детей, но далеко не все родители проникаются ответственностью за их полноценное развитие. Задача пед.коллектива – привлечь родителей и выработать совместную стратегию воспитательной работы.
С целью совершенствования целостной системы воспитания, направленной на формирование человека, деятельность МО строится по такой форме:
Спонсорство |
Помощь родителей в ремонте класса |
Открытые уроки для родителей |
Учитель |
Организация кружков по интересам |
Консультации по учебным предметам |
Участие родителей в общешкольных делах |
Проведение родителями классных часов |
Родительское собрание |
Характерная потребность детей младшего школьного возраста – жажда познавать мир, самореализация, развитие индивидуальности ребенка формируются в кружках, студиях. Дети, педагоги, родители – единомышленники в этой работе. Все учащиеся охвачены предметными кружками:
- Учителя работают в тесном контакте со школьными психологами, ведется психолого-педагогическое наблюдение, коррекционная работа.
- Учащиеся успешно участвовали в улусном смотре Республиканского конкурса «Полярная звезда», где есть и лауреаты, и дипломанты, в улусной выставке «Звезда Севера», в улусных соревнованиях «Ладья», в республиканской выставке-ярмарке прикладного творчества «Радуга Севера», в республиканском конкурсе детского творчества «Служба спасения глазами детей», в республиканском конкурсе чтецов посвященной к 100 летию Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона, в международном детском художественно-миротворческом марафоне «Кисточка мира» «Индия глазами детей России». Творческие работы учащихся печатаются в республиканских газетах «Кэскил», «Киин куорат», в журнале «Чуораанчык».
В течение ряда последних лет педколлектив проводит работу по приобщению младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности. Под руководством учителей заинтересованные учащиеся выбирают и формируют темы своих работ, проводят информационно- поисковую работу в рамках избранной темы, выполняют творческие задания, выступают с сообщениями перед учащимися и учителями.
Формирование исследовательских умений, навыков учащихся 1-4 классов.
Использование учебных заданий исследовательского характера на уроках и занятиях кружка |
Обучение письму сочинений, рефератов на заданную тему |
Выступление учащихся с докладами, рефератами на школьных, улусных «Сметанинских чтениях» |
Участие детей в республиканских сетевых региональных научно- практических конференциях |
Исследовательская работа учащихся.
2004 год
- Республиканский сетевой конкурс «Сметанин уонна мин». Отправлено 12 работ учащихся 2- 4 классов.
- Региональная научно- практическая конференция «Нравственно- патриотическое значение творчества Т.Е.Сметанина- воина- писателя, поэта, драматурга».
1. Захаров Стас, 3 «в» класс. «Мэхээлэчээн булчут сатабылларынан булка уерэтии».
2. Максимова Аня, 3 «в» класс, «Куоскалар уонна саЬыл» хоЬоону аа5ан баран»
3. Кобяков Дима, 4 «а» класс. «Т.Е.Сметанин айымньыларыгар куоскал уобараЬа».
2005 год
- Республиканский сетевой конкурс «Торообут тыл- биЬиги ааппытыгар». Отправлено 18 работ учащихся 2- 4 классов.
- Школьный конкурс рефератов «Земля- наш дом родной». Прослушаны рефераты 13 учащихся 3- 4 классов.
- Школьный конкурс рефератов «Мин эЬэм», «Мин эбэм», посвященный 60- летию Великой Победы. Участвовало 39 учащихся.
- Смотр сочинений, рефератов «Мин дьиэ кэргэним». Приняли участие 75 учащихся 2- 4 классов. Лучшие работы продемонстрированы по местному ТВ.
2006 год
- VI улусные Сметанинские чтения с.Кобяй
Всего участвовало – 16 учащихся
Обутов Айсен –номинация «Юный исследователь»
- Улусная НПК «Шаг в будущее» п.Сангар
Всего участвовало – 15 учащихся.
1 место- Захаров Сеня
2 место- Харлампьев Дима
3 место- Захарова Сардаана
Кириллина Куннэй- поощрение
Обутов Айсен –поощрение
- Улусные Рожинские чтения п.Мукучи
Всего участвовало – 4 учащихся
Захаров Стас- номинация «Юный исследователь»
- Региональная НПК «Шаг в будущее»
3 место- Захаров Сеня 4в
- Региональные Виноградовские чтения п.Техтюр Хангаласского улуса
Всегоучаствовало- 17 учащихся
Диплом 1 степени – Захаров Сеня 4в,
Лугинова Наташа 4в,
Олесова Маруся 4б.
Диплом 2 степени- Попова Дуся 4а
Захаров Стасик- номинация «Юный садовод»
Кириллина Куннэй, Обутов Айсен- поощрение
- Республиканская НПК «Шаг в будущее»
Захаров Сеня 4 «в»- сертификат
- Республиканская чат –конференция «Олонхо уйэлээх угэспит»
Хабарова Лена 3 «б»- сертификат
Эверстов Ваня 4 «б»- сертификат
- Республиканские Ксенофонтовские чтения (заочно)
Всего участвовало -9 учащихся (сертификат)
-2006 год улусные Сметанинские чтения -46 учащихся.
В этом учебном году создано научное общество учащихся начальных классов «Росток», целью которого является объединение всех любознательных и организация их деятельности.
Ведется работа по предметам с целью развития индивидуальной способности учащихся. Ежегодно наши учащиеся участвуют и занимают призовые места в кустовых, улусных олимпиадах, участвуют в Мустакимовской олимпиаде по математике, во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», в Международном математическом конкурсе «Кенгуру»- 67 учащихся.
Сегодня без детских организаций школа не может решать многие проблемы воспитания.
Для учащихся начальных классов действует детская организация «Кэнчээри» с целью создания условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков самостоятельной и коллективной деятельности, привитие любви и уважения к родителям, окружающим людям, формирование и развитие нравственной личности.
Школьная библиотека – это структурное подразделение школы, организующее библиотечное обслуживание учащихся и учителей.
Основные направления работы: Работа с учащимися, с учителями, с родителями
Тема: Воспитание читателя
Цели и задачи:
- Пробудить интерес к чтению
- Обогащение книжного фонда
Систематизация, хранение книг и учебников
Методическое объединение участвует в ежегодном школьном конкурсе методобъединений.
В 2004 году МО начальных классов участвовало в улусном конкурсе работников образования «Серебряный глобус» и стало лауреатом.
Заключение
Учитель- объект профессионального самосознания, умеет реально оценивать свои личностные особенности и действия, способен ставить перед собой цели, проектировать собственную профессиональную деятельность.
Методическое объединение помогает педагогам в решении конкретных проблем, здесь идет активный обмен опытом между педагогами, знакомство с технологией обобщения опыта, обучение методам педагогической диагностики, самоанализ педагогической деятельности, развитие педагогических и творческих способностей, профессиональный рост педагогов.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования- развитие творческого потенциала младшего школьника- помогает сформировать личность.
При анализе работы МО выявлено:
- повышение качества образования и воспитания;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- формирование и развитие творческой атмосферы.
Считаем, что система работы нашего МО позволяет:
- двигаться в разных содержательных направлениях, учитывая разные интересы детей, их родителей, учителей;
- более мобильно управлять пед.коллективом начальных классов.
Использованная литература
- Лизинский В.М. О методической работе в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Научно-методический журнал «Начальная школа». – М.: Молодая гвардия, 2006. - № 2
- Научно-методический журнал «Начальная школа». – М.: Молодая гвардия, 2006. - № 3
- Научно-методический журнал «Начальная школа». – М.: Молодая гвардия, 2006. - № 6
- Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 - №1
- Научно-практический журнал «Завуч». - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006 - № 6
- Общественно-педагогический журнал «Народное образование Якутии». – Якутск: Сахаполиграфиздат, 2005. - № 4
- Селевко Г.К. Педагогические технологии авторских школ . – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
Приложение 4
Анкета для определения уровня профессионально – методической подготовки педагога.
- Характеристики уровней.
- уровень – характеризуется отсутствием знаний и умений по данному компоненту
- уровень – характеризуется наличием отдельных фрагментальных знаний по данному компоненту. Выполняются только отдельные действия, из которых складывается методика реализации данного компонента. Нет последовательности в выполнении действий.
- уровень – характеризуется недостаточными знаниями и умениями по данному компоненту. Не всегда последовательно выполняются действия, из которых складывается методика реализации данного компонента.
- уровень – характеризуется наличием системы знаний по методике реализации данного компонента. Последовательно и рационально на уровне воспроизведения рекомендации выполняются все действия, из которых складывается данная методика.
- уровень – характеризуется глубоким знанием методики, творчески используемой в различных ситуациях. Все действия, из которых складывается методика реализации данного компонента выполняются рационально и последовательно в различных педагогических ситуациях .
Компоненты профессиональных знаний и умений |
Уровень самооценки |
К = К2 – К1 | |
I этап К1 |
II этап К2 | ||
|
|
|
|
Компоненты.
- Тематическое планирование.
Поурочное планирование.
- Формирование задач.
- Отбор учебного материала.
- Определение оптимальных видов деятельности учащихся.
- Подбор дидактических средств.
- Подбор вопросов и упражнений.
- Планирование внеклассной работы по предмету.
- Проверка письменной работы учащихся.
- Введение классной документации.
- Сбор и рациональное хранение дидактического материала.
- Оборудование и ведение учебного кабинета
Изучение учащихся.
- Ведение записей наблюдения.
- Регистрация основных данных.
Повышение профессиональной квалификации.
14. Обобщение собственного опыта.
15. Описание собственного опыта.
16. Изучение и использования передового педагогического опыта.
17. Самообразование.
Организация работы на занятиях в классе.
18. Установление контакта с учащимися.
19. Владение вниманием учащихся.
20. Активизация учащихся.
21. Обеспечение дисциплины учащихся.
22. Организация самостоятельной работы.
23. Организация фронтальной работы учащихся.
24. Организация групповой работы учащихся.
25. Организация дифференцированной работы с учащимися.
26. Организация индивидуальной работы.
Формирования общеучебных умений и навыков.
27. Умственной деятельности.
28. Работы с учебником.
29. Восприятия и осмысливания материала.
30. Навыков закрепления и применения знаний.
Проблемы воспитания.
31. Изучение и развитие возможностей учащихся.
32. Изучение и развитие интересов учащихся.
33. Воспитания товарищеских отношений в учебном труде.
34. Воспитание ответственного отношения к учебе.
35. Использования воспитательных возможностей учебного материала.
Решение узловых проблем внеклассной учебно – воспитательной деятельности.
36. Установление контакта с детьми.
37. Умение убедить, повлиять словом.
38. Создание общественного мнения в классе.
39. Воспитание отдельных учащихся через коллектив.
40. Организация коллектива для выполнения отдельных задач.
41. Вовлечение каждого в дела коллектива.
Работа с общественными детскими организациями.
42. Индивидуальная воспитательная работа.
43. Индивидуальная воспитательная работа с трудными.
44. Работа с семьями учащихся.
45. Нравственное воспитание учащихся.
46. Трудовое воспитание учащихся.
47. Эстетическое воспитание учащихся.
48. Правовое воспитание.
49. Экологическое воспитание.
50. Гигиеническое воспитание учащихся.
51. Физическое воспитание.
52. Проведение внеклассных и внешкольных мероприятий.
53. Анализ воспитательной работы.
Тезис
к докладу «Организация работы методического объединения учителей начальных классов» учителей КСОШАЭН им.Е.Е.Эверстова Строевой М.М., Тереховой А.С.
Методическое объединение является структурным подразделением методической службы школы, объединяющим учителей по предметам, образовательным областям, видам воспитательной работы.
Актуальность работы. Методическая работа- это основной вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.
Исходя из этого тема нашей работы «Организация работы методического объединения учителей начальных классов».
Цель: Выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию личности младшего школьника.
.Задачи:
-выявлять и осуществлять новые подходы к организации обучения и воспитания;
-создавать новые условия для самообразования учителей и осуществлять руководство творческой работы коллектива;
- проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности;
Объект: Воспитательно-образовательный процесс детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: Если правильно организовать учебно-методическую работу, можно добиться повышения качества образования.
Методы исследования:
-наблюдение, опрос, анкетирование, сопоставление, сравнение, собеседование, база данных, отчет, рекомендации.
Новизна: Сделана попытка выявления оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих развитию творческой личности младшего школьника.
Практическая значимость работы. В проведенном исследовании содержатся практические разработки по созданию условий для творческой работы, обеспечению единой воспитательно-образовательной среды развития и формирования личности, практические решения проблем преемственности начальная школа- ДОУ и начальная школа-среднее звено , которые могут быть использованы руководителями методических объединений и начинающими руководителями школ.
Работа руководителей методических объединений строится на основе анализа работы МО за истекший год, задач на новый год, плана проведения общешкольных мероприятий, планов учебно-воспитательной и методической работы школы на текущий год.
В современном образовании приоритетными стали проблемы творчества, развитие творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.
В процессе традиционного начального обучения недостаточно используются творческий потенциал ребенка, возможности развития его личности и индивидуальности.. Актуальность выбранной методическим объединением темы подтверждается документом «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования» (2004 г.)
Тема нашего методического объединения: «Формирование творческой личности младшего школьника через учебно-воспитательный процесс».
Наше объединение работает над реализацией следующей цели: Создание условий для развития творческого потенциала младшего школьника.
Для достижения этой цели учителя начальных классов ставили перед собой задачи:
- Формирование общеучебных и исследовательских умений у младших школьников.
- Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
- Создать условия для творчества во всех видах деятельности.
- Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
Формирование творческого потенциала младших школьников возможно при наличии следующих условий:
Ориентирами педагогической деятельности учителей начальных классов являются модель выпускника начальной школы, разработанный самим коллективом, и модели личности учителя и руководителя, разработанные Аввакумовым Н.И.
Основные направления деятельности методического объединения
учителей начальных классов.
1. Работа по преемственности дошкольного, начального и основного образования
2. Внеурочная воспитательная работа
3. Взаимодействие с социальными учреждениями с. Кобяй.
4. Работа с родителями.
5. Повышение профессионализма.
Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.
Большое влияние на формирование профессионализма оказывает самообразование.
Все учителя работают по выбранным темам самообразования, совершенствуют свой профессиональный уровень на курсах
Перестраивая свою работу в соответствии с возникшими потребностями, методобъединение взяло курс на поддержку инноваций, на сохранение всего лучшего, что было в традиционном образовании и методической работе.
Учителя работают по разным программам «Обновленная традиционная система «Школа 2100», Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова.
Организовано взаимопосещение уроков учителей. На заседаниях, семинарах учителя выступают с отчетами, делятся с опытом своей работы.
Учителя обобщают опыт своей работы и распространяют на улусных, региональных и республиканских педчтениях, выступают научно-практических конференциях.
Одним из средств повышения педагогического мастерства учителя является ВШК. Функция ВШК- оказание учителю конкретной и своевременной методической помощи, содействие росту его пед.мастерства.
В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села.
Взаимодействие с социальными учреждениями с. Кобяй
Центр экологии и творчества |
ДОУ «Кэскил», «Кустук», «Сардаана».
|
Народный театр им. Т. Сметанина |
Школа искусств |
Филиал ДЮСШ |
Краевед. музей |
Пожарное депо |
Сель. библ. им. Г. Кобякова |
Школа |
Сегодня в условиях гуманизации школы, воспитание становится доминантой в профессиональной деятельности учителя, потому что у воспитанной личности обучение будет потребностью.
В настоящее время наиболее актуальным становится воспитание ответственного родителя. Задача пед.коллектива – привлечь родителей и выработать совместную стратегию воспитательной работы.
С целью совершенствования целостной системы воспитания, направленной на формирование человека, деятельность МО строится по такой форме:
Спонсорство |
Помощь родителей в ремонте класса |
Открытые уроки для родителей |
Учитель |
Организация кружков по интересам |
Консультации по учебным предметам |
Участие родителей в общешкольных делах |
Проведение родителями классных часов |
Родительское собрание |
Самореализация, развитие индивидуальности ребенка формируются в кружках, студиях. Дети, педагоги, родители – единомышленники в этой работе. Все учащиеся охвачены предметными кружками.
Учителя работают в тесном контакте со школьными психологами, ведется психолого-педагогическое наблюдение, коррекционная работа.
В течение ряда последних лет педколлектив проводит работу по приобщению младших школьников к основам поисковой и исследовательской деятельности.
Формирование исследовательских умений, навыков учащихся 1-4 классов.
Использование учебных заданий исследовательского характера на уроках и занятиях кружка |
Обучение письму сочинений, рефератов на заданную тему |
Выступление учащихся с докладами, рефератами на школьных, улусных «Сметанинских чтениях» |
Участие детей в республиканских сетевых региональных научно- практических конференциях |
Для учащихся начальных классов действует детская организация «Кэнчээри» с целью создания условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности.
Методическое объединение участвует в ежегодном школьном конкурсе методобъединений.
В 2004 году МО начальных классов участвовало в улусном конкурсе работников образования «Серебряный глобус» и стало лауреатом.
При анализе работы МО выявлено:
- повышение качества образования и воспитания;
- повышение профессионального уровня педагогов;
- формирование и развитие творческой атмосферы.
Считаем, что система работы нашего МО позволяет:
- двигаться в разных содержательных направлениях, учитывая разные интересы детей, их родителей, учителей;
- более мобильно управлять пед.коллективом начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство Образования Республики Саха (Якутия) МУ “Управление образования” МО “Кобяйский улус (район) РС(Я)” МОУ - Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления имени Е. Е. Эверстова
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Строева Марианна Михайловна
учитель начальных классов
Кобяй,2010
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Творчество – это создание объективно или субъективно нового. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.
Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Согласно мысли Л.С.Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка.
Исследованием этого вопроса занимались многие педагоги и психологи, такие как Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Р. С. Немов, Е. И. Рогов, они углубили теорию развития мышления и научно обосновали процесс решения творческих задач, охарактеризовали условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения.
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Цель исследования: изучение проблемы развития творческой деятельности детей, а именно тех ее аспектов, значение которых необходимо для практической деятельности в этом направлении учителя начальной школы.
В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
1. изучить и проанализировать разработанную проблему в психолого-педагогической литературе;
2. выявить основные компоненты творческих способностей на основе анализа изученной литературы;
3. выявить эффективные средства развития творческих способностей младших школьников
Предмет исследования - развитие творческого мышления.
Объектом данной работы является педагогический процесс, а именно процесс формирования творческой деятельности и развития творческих способностей у детей.
Младший школьник -- еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребе-нок сохраняет много детских качеств -- легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления ,Начальная школа -- наиболее ответственный период в жизни человека. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств
Учение для младшего школьника -- значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
В этот период жизнь во всем ее разнообразии, не иллюзорная и фантастическая, а самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая - вот что возбуждает его деятельность. В этом периоде ребенок мало-помалу покидает иллюзорный мир, в котором он жил раньше. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Он уже не мистик и мечтатель. Он - реалист.
Интерес привлекает уже и то, что не обязательно должно быть дано в личном, настоящем или прошедшем опыте. Другие страны, другие народы и их деятельность привлекают внимание школьника в достаточно сильной степени. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора.
Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.
Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.
Наиболее благоприятны для развития творческого потенциала ребёнка уроки литературного чтения. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает.
Чтение тоже включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.
Авторы учебников нового типа стремятся подготовить полноценного читателя, осуществить литературное развитие детей, сформировать их учебную деятельность и предметные умения, а также обогатить речь учащихся. Таковым является комплекс учебных книг Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой.
Основной педагогический лейтмотив учебных книг Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой – развитие творчески мыслящего читателя, способного к субъективному восприятию прочитанного произведения.
В Образовательной системе «Школа 2100» в программе «Чтение и начальное литературное образование» реализуется идея именно литературного чтения.
Литературное чтение в начальных классах преследует следующие основные цели: помочь ребёнку стать читателем; путём чтения произведения и его элементарного анализа ввести учащихся в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; познакомить с особенностями искусства художественного слова и таким образом обогатить читательский и жизненный опыт младших школьников. Литературное чтение должно решать комплексно задачи эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребёнка, а также его нравственно-эстетического воспитания. Следует помнить, что чтение для ребёнка – это труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и конечно, удовольствие.
Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
- Замечать любые творческие проявления учеников;
- Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Актуальна педагогическая идея К. А. Москаленко, что «нестеснённое слово» ребёнка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества.
С целью развития творческой активности на уроках литературного чтения необходимо использовать систему творческих заданий, которая отвечает следующим требованиям:
- познавательные творческие задания должны строится на междисциплинарной интегративной основе, и содействовать развитию памяти, внимания, воображения детей;
- творческие задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично- поисковым, а затем и к собственно творческим.
- система заданий должна вести к развитию гибкости ума, любознательности, умения выдвигать и проверять гипотезы.
Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т. д.
Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, собственные сочинения сказок, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т. д.
Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры- драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.
Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.
Назовём возможные формы драматизаций:
- Пальчиковый театр;
- Кукольный театр;
- Театр теней;
- Костюмированные представления по известным сказкам и рассказам;
- Музыкальные инсценировки сказок и рассказов;
- Спектакли по собственным сценариям;
- Драматизация сказок.
Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой вклад в работу методического объединения учителей начальных классов .
Повышение профессионального мастерства учителяТворческая деятельностьВзаимодействие с общественными организациями и родителямиРазвитие кабинетной системы...
План работы методического объединения учителей начальных классов МОУ СОШ № 5
Титульный лист. Методическая тема. План работы на 2010-2011-уч.год...
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012год
Анализ работы МО за 2010-2011учебный год. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2011-2012 уч.год. Утверждение тем по самообразованию, рабочих программ. Обзор методической литературы. Аттеста...
Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.
В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»
План работы методического объединения учителей начальных классов на 2011-2012 годы МОУ «Курьяновская начальная школа-детский сад»...
«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).
Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...
Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и образовательных проектов
Значимыми инициативами, осуществленными совместно с коллегами являются: участие в работе методического объединения учителей начальных классов, принимаю участие в работе по реализации воспитательных и ...