Рабочая программа по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме
Данная программа составлена по УМК ПНШ для 4 класса с учётом ФГОС из расчёта 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературному чтению
Н.А.Чуракова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).
Основная цель отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.
Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.
Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).
Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения. Программные требования 1-го класса определяются:
- необходимостью формирования потребности и мотива чтения;
- начальными умениями и навыками чтения детей шести лет;
- логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам;
- актуальным уровнем эстетического и нравственного развития детей шести лет.
Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты.
Главная задача обучения в 1-м классе – формирование мотива и совершенствования начальных умений и навыков чтения.
Программа 2-го класса предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных, знакомство с народной волшебной сказкой, с жанром рассказа.
Итогом второго года обучения должно стать понимание обучающимися образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства.
Программа 3-го класса знакомит обучающихся со следующими жанрами: сказка о животных, басня, пословица. Основной литературой для анализа является классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые не являются сюжетными аналогами изучаемых литературных произведений, но представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Программа 4-го класса впервые знакомит школьников с понятием «миф», его связью со сказкой о животных, с волшебной сказкой, с малыми жанрами фольклора (загадка, считалка, дразнилка). Продолжается знакомство с шедеврами отечественной и зарубежной живописи. Углубляется представление о содержательной выразительности поэтической формы. Развивается представление учащихся о прозаических и поэтических текстах. Учит анализу объемных произведений, сложных по композиции и художественному содержанию. Завершается формирование инструментария, необходимого читателю основной школы для анализа и оценки произведений разных жанров фольклора и разных родов и жанров авторской литературы.
Итогом четвертого года обучения должны стать: начальные умения анализа литературного произведения; умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров; первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественной литературы; эстетическое переживание ценности художественных произведений.
«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взрос-ления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укорененным: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. В 1 классе 4 раза в неделю, во 2 классе 3 раза в неделю, в 3 и 4 классах по 2 раза в неделю. Общий объём учебного времени составляет 374 часа.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов |
1.Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | 8 |
2.Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке - интерес к миру чувств | 9 |
3.Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. | 9 |
4.Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас | 6 |
5.Пытаемся понять, как на нас воздействует красота. | 8 |
6.Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | 8 |
7.Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная, правда. | 8 |
8.Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. | 7 |
9.Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее | 5 |
VI. Содержание курса.
4 класс (68 ч)
Количество часов в неделю - 2.
Количество часов в I четверти - 18.
Количество часов во II четверти - 14.
Количество часов в III четверти - 20.
Количество часов в IV четверти - 16.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.
Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учёт тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Дальнейшее формирование культуры предметного общения:
- умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- способности критично относиться к результатам собственного творчества;
- способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Умение определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.
Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.
Формирование библиографической культуры
Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по её элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках – иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений.
Использование толкового, фразеологического и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.
Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
- роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
- участие воображения и фантазии в создании произведений;
- диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество
Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающем установить отношения че ловека с миром природы. Представления о Мировом дереве как о связи между миром человека и волшебными мирами; представления о тотемных животных и тотемных растениях как о прародителях че ловека.
Волшебная сказка.
Отражение древних (мифологических) пред ставлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о вол шебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, вол шебных числах и словах.
Особенности сюжета (нарушение социаль ного (природного) порядка как причина выхода героя из дома; доро га к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восста новление социального (природного) порядка и справедливости).
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на родных сказках.
Былина как эпический жанр (историческое повествова ние).
Характеристика эпического (исторического) героя (победи тель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торгов лей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет кон кретно-исторического времени, исторических и географических на званий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Народная и авторская сказка.
Сохранение структурных (жанровых и сюжет ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торже ству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нрав ственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Приро де» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Сказочная повесть. С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рас сказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного мира, превраще ния, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и ре чи, развитие характера во времени. Перенесение победы над вол шебным миром в область нравственного смысла: не знание волшеб ного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспита ние в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии.
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин ми ра, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современ ной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Рассказ.
Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рас сказа:
- событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
- сложность характера героя и развитие его во времени;
- драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на даче»,
- Л. Улицкая «Бумажная победа»);
- формирование первичных представлений о художественной правде как о правде мира чувств, которая может существовать в кон тексте вымысла и воображения;
- выразительность художественного языка.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными наблюдениями и впечатлениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объёмные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).
Круг чтения
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.
Русские народные волшебные сказки
«Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист – ясный сокол»*.
Зарубежная волшебная сказка
«Алтын-сака – золотая бабка».
Былины:
Киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
Новгородского цикла: «Садко».
Классики русской литературы 18 – первой половины 20 веков
В. Жуковский «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами…», «Сквозь волнистые туманы…»; М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «как весел грохот летних бурь…»; А. Фет «Это утро, радость эта…»; И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»; Н. Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель»; В. Хлебников «Кузнечик»; В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак «Опять весна»; А. Чехов «Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины 20 века
А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни…», «Памяти друга»; С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков «К Родине»; Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов «Красная осень»; А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; Ю. Коваль «Лес, Лес! Возьми мою грусть!»; И. Пивоварова «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая «Бумажная победа»; М. Вайсман «Шмыгимышь»; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*; Б. Сергуненков «Конь Мотылёк»; С. Маршак «как поработала зима»!..»; А. Пантелеев «Главный инженер».
Зарубежная литература
Древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»; Плиний Младший «Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках); Д. Даррелл «Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
VII. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
4 класс
Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения и качества:
- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.
- высказывания оценочных суждений о героях прочитанных произведений
- чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы,
бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного
слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности,
ответственности по отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное
отношение к предпочтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –
своих и окружающих людей;
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно выбирать книгу в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определённую тему);
- обосновывать своё высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения;
- ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «содержание», иллюстрации)
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- рассказывать о любимом литературном герое.
VIII. Предметные результаты освоения программы «Литературное чтение»
К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов
и научится:
- проявлять интерес к чтению, использовать чтение как универсальное умение для работы с любым произведением и любым источником информации, для обогащения читательского опыта;
- воспринимать умение читать как инструмент для своего интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития, способ приобретения знаний и опыта;
- понимать и оценивать духовные ценности, которые несет в себе художественная литература; объяснять понятия: честность, отзывчивость, ответственность, добро, зло;
- понимать значение литературы как предмета отечественной и зарубежной литературы, сохраняющего и передающего нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;
- осознавать себя гражданином России, понимать ценности
- многонациональной литературы своей страны и мира; проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к литературе других народов;
- работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними о книгах, произведениях, героях и их поступках, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников;
- пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями по организации своей работы с литературными произведениями (принимать и понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
- пользоваться чтением для решения учебных задач и удовлетворения читательского интереса, поиска нужной информации на межпредметном уровне;
- пользоваться умением читать вслух и молча в темпе, позволяющем понимать и осознавать прочитанное (читать вслух не менее 80 слов в минуту, а «про себя» — не менее 100 слов в соответствии с индивидуальными возможностями);
- читать выразительно подготовленные или изученные произведения из круга чтения, определяя задачу чтения и алгоритм действий;
- пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым (выборочным), осознавать и объяснять выбор вида и формы чтения для той или иной работы;
- различать тексты художественной, научно-популярной, учебной и справочной литературы;
- ориентироваться в содержании художественного произведения, прослушанного или прочитанного самостоятельно: определять тему, жанр, авторскую принадлежность и главную мысль; устанавливать причинно-следственную связь в развитии событий и их последовательность, отвечать на вопросы по содержанию произведения; задавать вопросы и дополнять ответы одноклассников по сюжету произведения;
- работать с учебным, научно-популярным и справочным текстами: понимать смысл, определять тему и выделять микро-темы (подтемы), отвечать на вопросы и задавать вопросы по текс ту, дополнять ответы и подтверждать их конкретными сведениями, заданными в явном виде;
- понимать и объяснять поступки героев, высказывать свое мнение них соотносить поступки с нравственными нормами;
- передавать содержание произведения подробно, кратко или выборочно, рассказывать отдельные эпизоды или о героях произведения;
- различать тексты стихотворной и прозаической формы, учебные, научно-популярные произведения по теме, жанру и авторской принадлежности;
- составлять по образцу краткую аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;
- пользоваться разными источниками информации, печатными и электронными справочниками (словари, энциклопедии), соответствующими возрасту;
- пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно находить нужную книгу в библиотеке.
Ученик получит возможность научиться:
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к произведениям, героям и их поступкам;
- сравнивать художественные и научно-популярные произведения, выделять две-три отличительные особенности;
- работать с детскими периодическими изданиями (журналы и газеты): находить нужную информацию, знакомиться с современной детской литературой.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
- различать тексты произведений: стихотворный и прозаический, художественный и научно-популярный;
- сопоставлять структуры произведений фольклора (сказка, былина, песня, пословица, загадка);
- использовать в речи литературоведческие понятия: произведение, тема и главная мысль произведения, диалог, монолог, герой произведения, автор произведения, жанр произведения, автор — герой произведения, автор— рассказчик, главный герой, положительные и отрицательные герои произведения;
- практически находить в тексте произведения эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры и объяснять их роль;
- подбирать к словам из произведений синонимы и антонимы.
Ученик получит возможность научиться:
- сравнивать и характеризовать тексты, используя литературоведческие понятия (прозаическая и стихотворная форма, фольклорное и авторское произведение);
- находить и читать диалоги и монологи героев произведений, описания пейзажей и портретов героев, повествования и рассуждения;
- различать понятия: произведение, книга, периодические издания (газеты, журналы), использовать их в речи и для решения учебных задач.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
- читать по ролям литературное произведение, инсценировать произведение, моделировать живые картинки к эпизодам произведения или этапам сюжета (вступление, кульминация, заключение);
- создавать по аналогии произведения разных жанров (загадки, сказки, рассказы, былины), сочинять стихотворные тексты по заданным строфам и рифмам;
- выполнять индивидуально, в парах или группах тематические проекты, собирать информацию; оформлять материал по проекту в виде рукописных книг, книг-самоделок; представлять результаты работы на конкурсах, предметных неделях, библиотечных уроках, школьных праздниках;
- писать небольшие сочинения о произведениях; о героях произведений, по иллюстрациям к произведению или репродукциям картин, соответствующих теме изучаемых литературных произведений.
Ученик получит возможность научиться:
пересказывать текст произведения от имени героя, от лица автора,от своего имени;
- пересказывать текст с зачитыванием отдельных эпизодов, читать произведение с рассказыванием и чтением наизусть отдельных эпизодов;
- писать небольшие сочинения о произведениях, о героях, о своихвпечатлениях о книге.
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
- находить информацию в тексте произведения;
- прогнозировать содержание книги, исходя из анализа ее структуры (фамилия автора, заглавие, оглавление (содержание), аннотация, титульный лист);
- работать с моделями, таблицами, схемами: сравнивать, дополнять, составлять; использовать моделирование для решения учебных задач;
- использовать информацию из текстов произведений для описания пейзажей, портретов героев.
Ученик получит возможность научиться:
- находить явную и скрытую (контекстуальную) информацию в тексте произведения;
- находить необходимую информацию о книгах, авторах книг и произведений в справочниках и энциклопедиях;
- собирать информацию для выполнения проектов по темам и разделам, обобщать, развивая эрудицию и читательский кругозор
XI. Тематическое планирование по литературному чтению для 4-го класса
УМК «Перспективная начальная школа»
(2 ч. в неделю, 68 ч. в год)
(авт. учебника Н.А. Чуракова)
№/п | Тема урока | Стр. учебника | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (8 часов) | |||||
1 | Знакомство с учебником. Земной и волшебный мир в волшебных сказках. «Персей». Древнегреческое сказание. Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трёхчастной композиции. | С. 6-23 | Воспринимать на слух художественное произведение жанра «былина», отвечать на вопросы по содержанию былины . | ||
2 | Вн. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом. Урок – путешествие. | Составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. | |||
3 | Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем». Особенности героя волшебной сказки. Русская сказка «Сивка-бурка». Анализ сказки, деление на смысловые части. | С.23-38 | Давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке. Пересказывать текст кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий) и подробно (с учетом всех сюжетных линий). Осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части. Уметь отличать жанр сказки по характерным признакам. Составлять отзывы о прочитанном. | ||
4 | Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка». Сравнение содержания и прядокасобытий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | С.38-45 | |||
5 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | С. 45 - 51 | |||
6 | Вн. чт. Вологодский фольклор: сказки, считалки, пословицы и поговорки. Русская народная сказка «Морозко» | Хр.с. 6-11 | Определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям, сравнивать героев; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке Осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части. Пересказывать текст кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий) и подробно (с учетом всех сюжетных линий). | ||
7 | Русская народная сказка «Финист - ясный сокол». Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк» | Хр. | |||
8 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака - золотая бабка». Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древ них представле ний о мире» | ||||
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке – интерес к миру чувств (9 часов) | |||||
9 | Произведения устного народного творчества. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | С.52-65 | Определять особенности прочитанного текста; анализировать особенность авторских выразительных средств; интонировать предложения на основе знаков препинания; декламировать произведение (отрывок) Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; пересказывать текст кратко. | ||
10 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Сравнение богатырей и сказочных героев. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Богатырь». Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. | ||||
11 | Былина «Илья Муромец и Святогор». Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь». Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | ||||
12 | Вн. чт. Дискуссия по теме « Былины». Былина «Садко». Анализ произведения. Поход в «Му зейный Дом». Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости» | С.65-71 | |||
13 | Зарубежные автор ские сказки. Ганс Христиан Андерсен «Русалочка». Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | С.71-89 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрация, аннотации; анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения; анализировать содержание сказ ки; описывать внешний вид героев; сравнивать характеры героев; называть географические названия мест, которые указывает автор; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения | ||
14 | Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Мир чувств и переживаний героя. Деление текста на части. | Хр. с. 56-67 | |||
15 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках». «История вторая. Мальчик и девочка». «История пятая. Маленькая разбойница». | Хр.с. 67-77 | |||
16 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История шестая. Лапландка и финка». Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига | Хр.с. 77-91 | |||
17 | Вн. чт. Сказки Г.Х.Андерсена. Урок - конференция Обобщение по теме «Знакомим ся с повествованиями, основан ными на фольк лоре. Обнаружи ваем в былине интерес к исто рии, а в автор ской сказке - интерес к миру чувств» | Знать изученные произведения по раз делу; выразительно и осознанно чи тать текст; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | |||
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (9 часов) | |||||
18 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство», Давид Самойлов «Красная осень» Поход в «Му зейный Дом». Репродукции картин И. Левитана «Тихая обитель», «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | С. 90-100 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения; работать с толковым словарем; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины | ||
19 | Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь», «Оттепель». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины М. Врубеля «Жемчужина» | С.101 - 109 | Сравнивать произведения разных авторов; объяснять смысл заголовка; декламировать стихотворение; конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст, выбирать выразительные средства языка | ||
20 | Вн.чт. «Мир природы глазами художника» (рассказы и стихи Г.Скребицкого, А.Фета, К.Паустовского, Д.Мамина-Сибиряка, И.Бунина, В.Астафьева). Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство» | С.110 -113 | Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины, разыгрывать роли героев художественного произведения, используя тон, темп, интонацию речи, мимику, жесты | ||
21 | Владимир Набоков «Обида». Поход в «Му зейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки» | С.113-127 | Работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразитель ности | ||
22 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею» Юрий Коваль «Лес, Лес! Возьми мою глоть». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины С. Лучишкина «Шар улетел» | С.127-133 | Декламировать произведение; конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст; создавать серии картин, воспроизводить словесные картины | ||
23 | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» | Хр.с. 91-98 | Сравнивать произведения разных авторов; характеризовать героев рассказов; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского и др. авторов | ||
24 | Вн. чт. К.К. Сергиенко "До свидания, овраг". Знакомство с книгой Д. Пеннака "Собака Пес" Громкое чтение, обсуждение, обзор. | Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; пересказывать текст кратко. | |||
25 | Борис Сергуненков «Конь Моты лек». Репродукция картины В. Ба тенина «Голуби в небе» | С.134-136 | Сравнивать произведения живо писи и литературные произведения; анализировать содержание произведе ния; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев, декламировать произведение | ||
26 | Дж. Даррелл «Землянично - розовый дом» (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»). Обобщение по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» | Хр.с. 98-108 | Анализировать содержание произведения; характеризовать героев рассказов; цитировать строки из произведения заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности Высказывать оценочные суждения. Различать жанры произведений. Создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по изученным произведениям | ||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. Выясняем, насколько мы схожи (6часов) | |||||
27 | Леонид Андреев «Петька на даче». Репродукции картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | С.137-152 | Составлять план текста: делить текст на части (по опорным, ключевым словам), работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев, рассматривать и анализировать репродукции двух картин | ||
28 | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Визитеры», «Дети за пианино» | С.152-161 | Пересказывать произведение подробно (с учетом сюжетных линий); интонировать предложения на основе знаков препинания. | ||
29 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Антон Чехов «Мальчики». | С.162-172
| Работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения, делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения, выразительно читать произведение, передавая основную мысль автора | ||
30 | Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители». События, составляющие основу произведения. Анализ характеров героев. Восприятие и понимание переживаний героев | Хр.с. 108- 148 | Работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Выделять важные события в жизни героя, анализировать характеры героев, доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части, выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст | ||
31 | Вн. чт. «Все мы родом из детства» (стихи и рассказы о детстве Л.Пантелеева, Л.Кассиля, А.Алексина, В.Левина, Р.Сефа и др.). | Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; пересказывать текст кратко. | |||
32 | Вн. чт. В.П. Катаев "Сын полка". Беседа. Видеопросмотр фрагментов. Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде (1 час) | |||||
33 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. | С.173-176 | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с темой и правилами речевого общения | ||
Пытаемся понять, как на вас воздействует красота (8 часов) | |||||
34 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | С. 6-13 | Конструировать монологическое высказывание по предложенному плану и образцу; Воспринимать на слух художественное произведение | ||
35 | Людмила Улицкая «Бумажная победа». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины 3. Серебряковой «Катя с натюрмортом» | С.14-29 | Составлять план текста: делить текст на части (по опорным, ключевым словам) | ||
36 | Вн. чт. «Мои герои – животные» (по произведениям Э. Сетона-Томпсона). Знакомство с книгой Ю.И. Коваля «Шамайка». Круглый стол. | Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; пересказывать текст кратко. | |||
37 | Сергей Козлов «Не летай, пой, птица» | С. 29-32 | Сравнивать произведения одного автора Характеризовать главных героев | ||
38 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Му зейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огоро женное поле» | С.33-37 | Выразительно читать произведение; Формулировать вопрос (с использованием вопросительных слов и интонации) | ||
39 | Владимир Соколов «О умножение листвы …». Борис Пастернак «Опять весна». Владимир Соколов «Все чернила вышли…» | С.37-43 | Сравнивать произведения разных авторов; объяснять смысл заголовка. Понимать общее содержание произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои) | ||
40 | Вн. чт. У всех у нас есть мать одна по имени Природа. Знакомство с произведениями вологодских авторов К.К. Большаковой, С.В. Викулова, С.В.Фарутина, Ю.М. Леднёва и др. | Сравнивать произведения разных авторов; объяснять смысл заголовка; декламировать стихотворение; конструировать монологическое высказывание (на заданную тему): формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст, выбирать выразительные средства языка | |||
41 | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» Сергей Козлов «Лисичка». Обобщение по теме «Пыта емся понять, как на нас воздейст вует КРАСОТА» | Хр.с. 149- 155 | Работать с толковым словарем; объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героев, сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | ||
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком (8 часов) | |||||
42 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | С.44-54 | Характеризовать текст художественного произведения; Определять тему, главную мысль, последовательность событий; Кратко характеризовать героев произведения и их поступки; Пересказывать часть текста художественного произведения с опорой на план; Читать по ролям: отбирать фрагмент текста для чтения по ролям, распределять роли, вбирать выразительные средства) | ||
43 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | С. 54-63 | |||
44 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | С. 63-70 | |||
45 | Вн. чт. «Страна Фантазий» (литературные сказки Л.Петрушевской, Р.Киплинга, Г.Андерсена, Э.Фарджон, Э.Рауда, Э.Успенского). Урок- рассуждение о прочитанном. | Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; пересказывать текст кратко. | |||
46 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | С.70-81 | Понимать общее содержание произведения: различать основной и второстепенный план (действия, события, герои); Участвовать в диалоге: формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, используя текст произведения. | ||
47 | Антуан де Сент- Экзюпери «Маленький принц» | ||||
48 | Вн. чт. А. Линдгрен "Эмиль из Леннеберги". Знакомство с книгами лауреатов Мемориальной премии имени А. Линдгрен | Характеризовать текст художественного произведения; Определять тему, главную мысль, последовательность событий; Кратко характеризовать героев произведения и их поступки; Пересказывать часть текста художественного произведения с опорой на план; Читать по ролям: отбирать фрагмент текста для чтения по ролям, распределять роли, вбирать выразительные средства) | |||
49 | К. Паустовский «Теплый хлеб». Поход в «Музейный Дом». Репродукции рисунков углем В. Серова «Портрет Елизаветы Карзинкиной», «Портрет Клеопатры Обнинской». Слушаем музыку «Шутка» из Оркестровой сюиты си-минор И.С. Баха Обобщение по теме «Приближаемся к раз гадке тайны осо бого зрения. Выясняем, что по могает человеку стать человеком» | Хр. С. 156-162 | Доказывать своё мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения Осмысливать цели чтения. Различать жанров произведе ний | ||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (8 часов) | |||||
50 | Мария Вейсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом». Репродукции картин П. Пи кассо «Плачу щая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Ша гала «День рождения», Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)». | С.82-98 | Работать с иллюстрациями; вы делять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей. Сравнивать учебный, удожественный, научно‐популярный тексты; восприниматьна слух, выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия Участвовать в диалоге: формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, используя текст произведения | ||
51 | В. Хлебников «Кузнечик», А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие...». Поход в «Му зейный Дом». Репродукция картины Натана Альтмана «Портрет Анны Ахматовой» | С.99-107 | Определять особенности прочитанного текста; Анализировать особенность авторских выразительных средств; Интонировать предложения на основе знаков препинания; Декламировать произведение( отрывок) | ||
52 | Вн.чт. Необычный календарь («Лесная газета» В.Бианки). Урок – конференция. | Доказывать своё мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией | |||
53 | А.Кушнер «Сирень». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Кончаловского «Сирень». Афанасий Фет «Это утро, радость эта...» | С. 108- 111, С.115-118 | Проводить подготовку к выразительному чтению на основе разметки текста: определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические) | ||
54 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь...». В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | С. 111-115, С.118-120 | Определять особенности прочитанного текста; Анализировать особенность авторских выразительных средств; Интонировать предложения на основе знаков препинания; Декламировать произведение (отрывок) | ||
55 | М. Лермонтов «Парус», Максимилиан Волошин «Зеленый вал отпрянул и пугливо умчался вдаль...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал» | С.120-124 | Проводить подготовку к выразительному чтению на основе разметки текста: определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические Сравнивать произведения разных авторов; Декламировать произведение | ||
56 | Самуил Маршак «Как поработала зима!» А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» | С. 125 - 130 | Интонировать предложения на основе знаков препинания; Декламировать произведение (отрывок); Находить выразительные средства, используемые автором Участвовать в диалоге: формулировать вопросы, отвечать на вопросы, используя текст учебника | ||
57 | Обобщение по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда» | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | |||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумаемся над тем, что такое Отечество (7часов) | |||||
58 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | С. 130-148 | Определять особенности прочитанного текста; Анализировать особенность авторских выразительных средств; Интонировать предложения на основе знаков препинания | ||
59 | Анна Ахматова «Памяти друга» Н.Рыленков «К Родине» Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». Слушаем музыку С. Рахманинова «Концерт № 2, Сочинение 18» | С.151-155 | Проводить подготовку к выразительному чтению на основе разметки текста: определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические Работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; опи сывать пейзаж; определять главного ге роя стихотворения Делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение | ||
60 | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | С. 156-158 | Проводить подготовку к выразительному чтению на основе разметки текста: определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические | ||
61 | Вн. чт. Русь, Россия. (Стихи о Родине грязовецких авторов: Л.Силановой, Н. Дружининского, А. Дубини на, Е Лялиной, Л. Даниловой, В. Сиротина и др). | Проводить подготовку к выразительному чтению на основе разметки текста: определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические Сравнивать произведения разных авторов; Декламировать произведение | |||
62 | Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации. Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Б. Кустодиева «Вербный торг у Спасских во рот». | С. 160-164 | Конструировать монологическое высказывание на заданную тему; Формулировать лавную мысль; Сравнивать произведения разных авторов | ||
63 | Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи». Плиний Младший «Письмо Тациту». Александр Пушкин «Везувий зев открыл…» | С.164-169
| Сравнивать произведения разных авторов; декламировать произведение; проводить подготовку к выразительному чтению на основе разметки текста: определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические | ||
64 | Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у лю дей нет будуще го. Задумываемся над тем, что та кое отечество» | С.170-176 | Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; осознание смысла произведения при чтении про себя, определения вида чтения | ||
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее (4 часа) | |||||
65 | Путешествие в Казань. В мас терской худож ника. А Пушкин «гонимы вешними лучами», «Сквозь волнистые туманы» | С. 172-176, хр., с. 177-182 | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Выстроить неболь шого монологиче ское высказывание о произведении (героях, событиях) | ||
66 | М. Яснов «Снизу вверх посмотрел». В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». Репродукции кар тин И. Колмогорцевой «Мост через Казанку», «Улица Муссы Джалиля», «Казанский кремль», «Ивановский монастырь», «Петропавлов ский собор» | С. 176-177, хр. с.183-192 | Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности | ||
67 | Вн. чт. «От благодарных читателей». Художественные произведения, героям которых установлены памятники. Урок – исследование. | Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста; пересказывать текст кратко. | |||
68 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоя щее и будущее» Итоговое заседа ние клуба «Ключ и заря». Знакомство с рекомендательным списком литературы. | хр.с. 170-176 | Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендуемому списку); объяснять назначение каталожной карточки; составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря» |
X. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
СПИСОК УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ КОМПЛЕКТА
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
4 КЛАСС
1.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2.Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
3.Программы четырехлетней начальной школы. "Перспективная начальная школа"/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
4.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...