Ю. Яковлев "Баваклава"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 4 классе.
Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Vneklassnoe_chtenie________4_klass.docx | 14.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение 4 класс
Тема урока: Юрий Яковлев «Баваклава»
Цели урока: знакомство с творчеством писателя Ю. Яковлева, воспитание читательской активности, развитие памяти, речи, формирование нравственных качеств у младших школьников.
Оборудование урока: выставка книг Ю. Яковлева, компьютер, сочинения учащихся.
Ход урока:
1.Организация урока.
2.Вступительное слово учителя:
- Сегодня мы откроем для себя еще одно имя: Юрий Яковлев.
(Краткая биография писателя, показ слайдов.)
- Какие рассказы Ю. Яковлева вы читали?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Ю. Яковлева «Баваклава».
-Почему рассказ так называется?
Послушайте, что автор говорит о своей книге:
«Эта книга про мальчика и его бабушку, которую он скороговоркой называл Баваклава. И если у тебя есть бабушка, то она наверняка чем- то похожа на Баваклаву. Прочти эту книгу и, может быть, ты станешь немного иначе относиться к своей бабушке да и к другим людям, которые живут рядом с тобой. И сможешь больше уважать себя».
3.Давайте познакомимся с семьей главного героя Лени Шарова.
Вот представьте себе, вы поднимаетесь по ступенькам и нажимаете на звонок в эту квартиру.
- Кто откроет нам дверь?
(Вчера еще бабушка, а сегодня…
«Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить – никто не открывал. Что она , уснула? Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей свое недовольство, но дверь открыл отец».)
Он сказал, что бабушки нет, она ушла.
- Когда он во второй раз рассердился на бабушку?
(«Стол не был накрыт. Юного Шарова никто не ждал к обеду».)
Но вдруг он увидел на вешалке ее потертое пальто с серым воротником и решительно направился в её комнату.
(Чтение эпизода с мертвой бабушкой).
- Понял ли мальчик, что бабушка умерла?
(Нет он включил телевизор, и только голос отца :«Имей совесть!»-вернул Леню к действительности. А потом помчался во Дворец водного спорта.)
Как относился юный Шаров к своей бабушке?
На доске написано слово БЛАГОДАРНОСТЬ.
- Как вы понимаете значение этого слова?
(Лексическое значение слова. Подбираются синонимы: признательность , внимательность, чуткость)
- А какие антонимы у этого слова? (Эгоизм, черствость, грубость.)
- Можем ли мы сказать, что Леня был неблагодарным?
- Какой была бабушка Клава?
- Чему она учила внука?
(Рассказ о военных годах, работе в колхозе, она радовалась, когда отдавала самую дорогую вещь.)
- Что было в доме при бабушке?
(« А дом жил: в нем варился обед, стиралось белье, выметался мусор, гладились брюки…И все это руками бабушки. Сердце Баваклавы не только разгоняло кровь по старым жилам, но и обогревало дом, делало его живым..»)
4.Медленно Леня начал осознавать, что произошло что-то непоправимое. Он начал понимать значение слово «умерла».
(Чтение отрывка «При нем никто никогда не умирал…»)
Он вдруг понял, что бабушки нет и никогда не будет.
На доске слово НИКОГДА
(Чтение отрывка «Никогда. Это обычное слово…»
5.- О чем пишет автор в конце рассказа?
- Чему научила мальчика баба Клава?
-Зачем Леня побежал в аптеку за глазными каплями, ведь бабушке они больше не нужны?
6. Чтение сочинений «Моя бабушка».
7.Рефлексия.
- Что тебе дало прочтение рассказа?
- Что встревожило, заставило задуматься?
- После урока вы пойдете домой. Кому откроет дверь бабушка? Что вы сделаете?
8.Учитель:
- Этот урок я хочу завершить стихотворением О. Высоцкой:
Берегите друг друга.
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минуту досуга
Рядом с другом побудьте.
9. Оценки.