Ю. Яковлев "Баваклава"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 4 классе.

Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Vneklassnoe_chtenie________4_klass.docx14.64 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение        4 класс

Тема урока: Юрий Яковлев «Баваклава»

Цели урока: знакомство с творчеством писателя Ю. Яковлева, воспитание читательской активности, развитие памяти, речи, формирование нравственных качеств у младших школьников.

Оборудование урока: выставка книг Ю. Яковлева, компьютер, сочинения учащихся.

Ход урока:

1.Организация урока.

2.Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы откроем для себя еще одно имя: Юрий Яковлев.

(Краткая биография писателя, показ слайдов.)

- Какие рассказы  Ю. Яковлева вы читали?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Ю. Яковлева «Баваклава».

-Почему рассказ так называется?

Послушайте, что автор говорит о своей книге:

«Эта книга про мальчика и его бабушку, которую он скороговоркой называл Баваклава. И если у тебя есть бабушка, то она наверняка чем- то похожа на Баваклаву. Прочти эту книгу и, может быть, ты станешь немного иначе относиться к своей бабушке да и к другим людям, которые живут рядом с тобой. И сможешь больше уважать себя».

3.Давайте познакомимся с семьей  главного героя Лени Шарова.

Вот представьте себе, вы поднимаетесь по ступенькам и нажимаете на звонок в эту квартиру.

- Кто откроет нам дверь?

(Вчера еще бабушка, а сегодня…

«Когда он вернулся из школы, пришлось долго звонить – никто не открывал. Что она , уснула? Он здорово рассердился на бабушку и уже готовился высказать ей свое недовольство, но дверь открыл отец».)

Он сказал, что бабушки нет, она ушла.

- Когда он во второй раз рассердился на бабушку?

(«Стол не был накрыт. Юного Шарова никто не ждал к обеду».)

Но вдруг он увидел на вешалке ее потертое пальто с серым воротником и решительно направился в её комнату.

(Чтение эпизода с мертвой бабушкой).

- Понял ли мальчик, что бабушка умерла?

(Нет он включил телевизор, и только голос отца :«Имей совесть!»-вернул Леню  к действительности. А потом помчался во Дворец водного спорта.)

Как относился юный Шаров к своей бабушке?

На доске написано слово  БЛАГОДАРНОСТЬ.

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Лексическое значение слова. Подбираются  синонимы: признательность , внимательность, чуткость)

- А какие антонимы у этого слова? (Эгоизм, черствость, грубость.)

- Можем ли мы сказать, что Леня был неблагодарным?

- Какой была бабушка Клава?

- Чему она учила  внука?

(Рассказ о военных годах, работе в колхозе, она радовалась, когда отдавала самую дорогую вещь.)

- Что было в доме при бабушке?

(« А дом жил: в нем варился обед, стиралось белье, выметался мусор, гладились брюки…И все это руками бабушки. Сердце Баваклавы не только разгоняло  кровь по старым жилам, но и обогревало дом, делало его живым..»)

4.Медленно Леня начал осознавать, что произошло что-то непоправимое. Он начал понимать значение слово «умерла».

(Чтение отрывка «При нем никто никогда не умирал…»)

Он вдруг понял, что бабушки нет и никогда не будет.

На доске слово НИКОГДА

(Чтение отрывка «Никогда. Это обычное слово…»

5.- О чем пишет автор в конце рассказа?

    - Чему научила мальчика баба Клава?

    -Зачем Леня побежал в аптеку за глазными каплями, ведь бабушке они      больше не нужны?

6. Чтение сочинений «Моя бабушка».

7.Рефлексия.

- Что тебе дало прочтение рассказа?

- Что встревожило, заставило задуматься?

- После урока вы пойдете домой. Кому откроет дверь бабушка? Что вы сделаете?

8.Учитель:

- Этот урок я хочу завершить стихотворением О. Высоцкой:

Берегите друг друга.

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте.

9. Оценки.