Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_chteniyu_4_klass.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 141» Советского района г.Казани
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей начальных классов Протокол №___ от «___» ______200_г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебной работе ____________/_________/ «___»___________200__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________ /__________/ «___»___________200__г. |
Рабочая программа
по предмету «Литературное чтение»
4 класс
Составитель:
Т.А.Романова,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2010 – 2011 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературному чтению и на основе программы, разработанной Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой «Литературное чтение».
Основная цель уроков чтения – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Компоненты необходимые для осуществления читательской деятельности:
- восприятие текста (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним;
- понимание читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.);
- воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события);
- воспроизводить текст, т.е. уметь рассказать его в различных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Основные линии программы:
- Развитие навыка чтения;
- Развитие восприятия произведения;
- Развитие литературоведческих понятий;
- Развитие речевых умений;
- Развитие творческой деятельности.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Система работы над навыками чтения.
3 .Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
4. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Концептуальные положения курса:
- Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;
- В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
- Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Учебный предмет изучается в 4 класс, рассчитан на 70 часов.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
Навык чтения
- Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.
- Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.
- Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, Логические ударения, паузы, мелодика речи).
- Темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, про себя – не менее 110 слов в минуту.
- Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе – не менее 15 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Основные разделы чтения
Произведения фольклора
Сказки, легенды, былины, героические песни
Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка
Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.
Басни. Русские баснописцы
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»; А.Е. Измайлов «Кукушка»; И.И.Дмитриев «Муха»
В.А.Жуковский
Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».
А.С.Пушкин
«Осень»(отрывки), «И.И.Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И.Пущин «Записки о Пушкине»; В.И.Даль «Из воспоминаний».
М.Ю.Лермонтов
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утёс».
П.П.Ершов
«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении)
В.М.Гаршин
«Лягушка – путешественница».
Н.Г.Гарин - Михайловский
«Детство Тёмы» (отдельные главы)
Произведения зарубежных писателей
М.Твен «Приключения Тома Сойера» ( глава II, в сокращении); Х.-К.Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года».
Мифы народов мира
Древнегреческие мифы: «Арион», «Делал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце», Древнеиндийский миф «Творение».
Книги Древней Руси
«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».
Л.Н.Толстой
«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».
А.А.Блок
«Россия», «Рождество».
К.Д.Бальмонт
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».
А.И.Куприн
«Скворцы».
И.И.Бунин
«Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад»(отрывок).
С.Я.Маршак
«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».
Н.А.Заболоцкий
«Детство», «Лебедь в зоопарке».
Произведения о детях войны
В.П.Катаев
«Сын полка».
К.М.Симонов
«Сын артиллериста».
Н.М.Рубцов
«Берёзы», «Тихая моя родина».
С.В.Михалков
«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».
Юмористические произведения
Н.Н.Носов «Федина задача»; И.Л.Гамазкова «Страдания».
Очерки
А.И.Куприн «Сказки Пушкина», И.С.Соколов-Микитов «Родина»; Н.С.Шер «Картины-сказки».
Путешествия. Приключения. Фантастика
Н.П.Вагнер «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П.Найдёнов «Мой друг»
Литература и средства обучения
1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
3.Л.А.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.
4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
5.Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
Учебно-тематический план
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Содержание, методические приёмы | Страницы учебника | Домашнее задание |
1 четверть (16 ч.) | |||||
1. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Cерый волк» | Особенности волшебной сказки. Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Герои положительные и отрицательные. | 4 – 16 | По выбору: выразительное чтение или краткий пересказ | |
2. | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | Продолжение работы над сказкой. | 4 - 16 | Выполнить задание в тетради | |
3. | Былина «Волх Всеславович» | Понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев. Анализ содержания, составление плана. | 16 – 20 | Пересказ былины по плану; выполнить задание в тетради | |
4. | Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды. Сравнение легенд, героических песен, былин. | 21 - 26 | Выразительное чтение; выполнить задание в тетради | |
5. | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» | Понятие о героической песни как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни. | 26 - 29 | Выразительное чтение песни; выполнить задания в тетради | |
6. | Обобщение по разделу «Проверьте себя» Текущая проверка навыка чтения вслух («Оценка знаний»с.197-200) | Сравнение героических песен с былинами. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | 30 – 31 | Повторить произведения фольклора; выразительное чтение | |
7. | И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей»;И.И.Хемницер «Стрекоза»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и муравьи» | Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ». Сравнение басен И.А.Крылов, И.И.Хемницера, Л.Н.Толстого | 32 - 38 | Выучить наизусть одну из басен; выполнить задания в тетради | |
8. | И.И.Хемницер «Друзья». Слушание и работа с книгами басен. И.А.Крылов «Крестьянин в беде» | Особенности басни (сюжет, герои, мораль). Сравнение басен И.И.Хемницера и И.А.Крылова. Выразительное чтение басен. | 38 – 41 | Подготовить выразительное чтение одной из басен | |
9. | И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С.В.Михалков «Слово о Крылове» | Закрепление понятий «олицетворение», «сравнение». Анализ басни И.А.Крылова «Мартышка и очки». | 41 – 47 | Выучить наизусть одну из басен. | |
10 | В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания» | Особенность формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) | 48 - 51 | Выучить наизусть одно из стихотворений поэта | |
11 | Волшебные сказки. В.А.Жуковский «Спящая царевна» | Слушание сказки, определение главной мысли. Герои положительные и отрицательные. Эпитеты, сравнения. | 51 – 63 | Подготовить выразительное чтение | |
12 | Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. А.С.Пушкин "Осень". А.С.Пушкин "И.И. Пущину", И.И. Пущин "Записки о Пушкине" (отрывок). А.С.Пушкин "Зимняя дорога" | Повторение изученных произведений А.С.Пушкина. Понятия «эпитет», «сравнение», «рифма», «ритм», «тон», «логические ударения», «паузы». Определение темы. Комментирование заголовка стихотворения. | 64 – 69 | Выучить понравившийся отрывок из стихотворения «Осень». Выполнить в тетради творческое задание «Проба пера». | |
13. | А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из «Воспоминаний В.И.Даля». По страницам детских журналов | Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение над изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра «По страницам сказок А.С.Пушкина» | 70 | Подготовить выразительное чтение отрывка из сказки. | |
14 | Стихи М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | Работа с текстами стихотворений М.Ю.Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. | 71 – 73 | Выучить наизусть одно из стихотворений М.Ю.Лермонтова | |
15, 16 | Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «Утес…» М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб», восточная сказка | Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Понятие об авторской сказке, героях положительных и отрицательных. Особенности восточной сказки: имена героев, предметы одежды, название населённых пунктов. | 74 - 75 | По выбору: выучить наизусть стихотворение М.Ю.Лермонтова или подготовить пересказ сказки. | |
2четверть ( 14 ч.) | |||||
1 (17) | Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок" | Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. | 76 – 84 | Выучить наизусть отрывка по выбору . | |
П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?" | Работа над стихотворением | 84 - 88 | Выполнить задание в тетради | ||
2 (18) | В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" | Понятие об авторской сказке (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Главная мысль сказки. | 89 - 96 | Подготовить выразительное чтение последней части. | |
3(19) | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» | Повторение изученных литературных сказок (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, П.П.Ершова) | 89 - 96 | Выполнить задание в тетради | |
4 (20) | Н.Г.Гарин-Михайловский «Старый колодец» ( глава из повести «Детство «Темы») | Понятие о повести, главах повести. Образ Тёмы (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя. | 97 - 105 | Подготовить рассказ о Тёме. | |
5(21) | Марк Твен "Приключения Тома Сойера" ( отдельные главы) Итоговая проверка навыка чтения молча («Оценка знаний» с.239-250) | Представление о приключенческой повести: юмор, герой повести – ребёнок, особенности языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. | 108 - 118 | Чтение книг Марка Твена «Приключение Тома Сойера», «Приключение Гекльберри Финна» | |
6(22) | Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Работа с книгами М.Твена "Приключения Тома Сойера","Приключения Гекльберри Финна" ( 1 и 8 глава из повести М.Твена " Приключения Гекльберри Финна" ) В.Гюго "Козетта" (отдельные главы) | Выделение произведений разных жанров о детях (сказки, рассказы, повести, стихи). Русские писатели-переводчики. Отзыв о прочитанной книге зарубежного писателя. | хрестоматия | Пересказ понравившегося отрывка. | |
7(23) | Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди». | Особенность сказки: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора (что хотел сказать автор). Работа с книгами – справочниками (значение слов, имён,картин) | 119 - 134 | По выбору: выразительное чтение понравившегося отрывка сказки, выполнить в тетради творческое задание. | |
8(24) | Стихотворение Х.К.Андерсена «Дети года». «Самое невероятное» Итоговая проверка выразительности чтения («Оценка знаний» с.250-253) | Знакомство с новым жанром произведений Х.-К.Андерсена – стихотворением. Строфа (двустишие), рифма, тон, темп чтения. Инсценирование стихотворения. Изготовление книжки-самоделки «Дети года» | 135 - 137 | По выбору: выучить наизусть стихотворение или подготовить выразительное чтение | |
9 (25) | Древнегреческий миф «Арион». «Дедал и Икар» | Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. | 138 - 145 | Подготовить рассказ о жизни Дедала. | |
10 (26) | Славянский миф "Ярило-солнце". Древнеиндийские мифы "Творение", "Создание ночи» | Особенности славянского мифа (язык, герои). Работа с текстом, выделение эпизодов. Герои древнеиндийских мифов. Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнеиндийского мифа «Творение». | 145 - 148 | Подготовить выразительное чтение одного из мифов. | |
11 (27) | Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет» «О князе Владимире».»Деятельность Ярослава «Похвала книгам» | Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Определение главной мысли (служение Родине, её процветание). | 149 - 153 | Подготовка выразительного чтения. | |
12 (28) | Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности( диагностические тесты и задания) («Оценка знаний»с.271-276) | ||||
13 (29) | Слушание и работа с книгами. Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам». По страницам детских журналов | Знакомство с первым русским алфавитом – кириллицей, именами просветителей – Константином (Кириллом) и Мефодием. Самостоятельное чтение «Наставление Ярослава Мудрого славянам», составление наставлений для себя (творческая работа). | 154 – 157; хрестоматия | По выбору: выразительное чтение; составление наставления для себя. | |
3 четверть (22 ч.) | |||||
1(31) | Л.Н.Толстой "Акула" | Герои произведения. Сюжет, кульминация произведения. Характеры и поведение героев. | 4 – 7 | По выбору: подробный пересказ рассказа «Акула» или выразительное чтение одного из эпизодов рассказа. | |
2(32) | Л.Н.Толстой «Два брата» | Знакомство со сказками Л.Н.Толстого: в пересказе, в обработке, авторскими | 7 – 10 | Выразительное чтение рассуждения одного из братьев; подготовить рассказ-рассуждение на одну из тем: «Почему я люблю читать?» или «Почему я не люблю читать?» | |
3(33) | Л.Н.Толстой «Мужик и Водяной» | Закрепление понятия о басне. Работа с басней: деление на части, определение морали. Выразительное чтение басен Эзопа и Л.Н.Толстого | 11 - 13 | Подготовить в группах мини-проекты «Произведения о русских богатырях» | |
4(34) | Л.Н.Толстой «Черепаха» | Рассказы. Сравнение художественных и научно-познавательных рассказов. Особенности описания героев | 13 – 15 | Выразительное чтение | |
5(35) | Л.Н.Толстой «Русак» | Рассказ-повествование с элементами описания. Пейзаж зимней ночи. Особенности лексики | 15 – 18 | Выразительное чтение | |
6(36) | Л.Н.Толстой «Святогор-богатырь» | Слушание былины. Сравнение с народной былиной «Святогор», характеристика былинных героев: благородство, богатырская сила | 18 - 22 | Выразительное чтение | |
7(37) | Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия" | Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительности чтения. | 23 – 25 | Выучить наизусть стихотворение «Россия», выполнить в тетради задания | |
8(38) | А.А.Блок "Рождество" Текущая проверка навыка чтения молча («Оценка знаний» с.294-308) | Работа со стихотворением: первичное восприятие, комментирование заголовка, определение позиции поэта. Определение интонационного рисунка | 25 - 27 | Подготовить выразительное чтение стихотворения | |
Стихи К.Д.Бальмонта | |||||
9(39) | Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия", "К зиме" | Определение тем стихотворений. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. | 28 – 31 | Выучить наизусть одно из стихотворений | |
10 (40) | Стихи о природе. К.Д.Бальмонт "Снежинка", "Камыши" | Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор. Повторение: логическое ударение. | 31 - 33 | Выразительное чтение одного из стихотворений | |
11 (41) | Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи" Текущая проверка выразительности чтения («Оценка знаний» с.308-310) | Особенность сказочных стихотворений: определение интонационного рисунка и позиции автора. | 33 - 34 | Выучить наизусть стихотворение «У чудищ» | |
Произведения А.И.Куприна | |||||
12 (42) | А.И.Куприн «Скворцы» | Объяснение заголовка. Аналитическое чтение: выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев. | 35 – 46 | По выбору: выразительное чтение эпизода «Выселение воробьев» или чтение наизусть одного отрывка-описания | |
13 (43) | Слушание и работа с детскими книгами. Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетона-Томпсона" | Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление, аннотация, предисловие, справка об авторе. Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животном | хрестоматия | Повторить произведения о животных, выполнить задания в тетради | |
Стихи И.А.Бунина | |||||
14 (44) | И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет" ."Детство". "Шире, грудь, распахнись для принятия…" | Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. | 47 – 50 | Выучить наизусть одно из стихотворений И.А.Бунина | |
15 (45) | И.А.Бунин "Листопад" | Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение. | 51 – 55 | Выучить наизусть или подготовить выразительное чтение | |
Произведения С.Я.Маршака | |||||
16 (46) | Повторение изученных произведений. С.Я.Маршака "Словарь". | Повторение произведений С.Я.Маршака. Жанры произведений С.Я.Маршака (загадки, стихи, сказки) | 56 – 57 | Выучить наизусть стихотворение «Словарь» | |
17, 18, 19 (47, 48, 49) | Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (отдельные картины) | Понятия: пьеса, действия, картины, Действующие лица, диалог, реплика, ремарка (пояснение автора). Работа с пьесой по действиям: чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин. Подготовка спертакля. | 57 – 86 | По выбору: выполнить задания в тетради или сочинить свою пьесу-сказку о детях и их забавах | |
20 (50) | С.Я.Маршак -переводчик. Р.Бернс "В горах мое сердце…" ( Перевод С.Я.Маршака) | Работа со стихотворением: чтение, беседа, выполнение заданий. Справка об авторе (работа со справочной литературой) | 86 - 87 | Выучить стихотворение наизусть | |
21 (51) 22 (52) | Комплексная разноуровневая контрольная работа[1] ( один из вариантов) Текущая проверка сформированности учебной и читательской деятельности( диагностические тесты и задания) («Оценка знаний»с.328-333) С.Я.Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик. | Контрольный урок | Рабочая тетрадь, хрестоматия | ||
4 четверть (18 ч.) | |||||
Стихи Н.А. Заболоцкого | |||||
1(53) | Н.А.Заболоцкий "Детство" | Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н.А.Заболоцкого «Детство» и И.З.Сурикова «Детство» | 88 - 89 | Подготовить выразительное чтение стихотворения (наизусть или с листа) | |
2(54) | Н.А.Заболоцкий "Весна в лесу", "Лебедь в зоопарке" | Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль. Выразительное чтение (паузы, логические ударения) | 90 - 91 | Выучить наизусть одно из стихотворений | |
Произведения о детях войны | |||||
3(55) | В.П.Катаев "Сын полка" ( отдельные главы) | Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношения автора к герою. | хрестоматия | Подготовить выразительное чтение диалога Вани и капитана Енакиева | |
4(56) | Слушание и работа с детскими книгами о детях. Работа с детскими журналами и книгами. Стихотворение К.М.Симонова "Сын артиллериста". | Слушание и работа с детскими книгами о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры). Творческая работа: рассказ о любимом литературном герое (ребёнке). Оформление книги-самоделки «Герои любимых книг» | хрестоматия | Подготовить выразительное чтение стихотворения | |
Стихи Н.А.Рубцова | |||||
5(57) | Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Береза" | Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание берез. Точка зрения автора, определение отношений к стихотворению. | 92 – 93 | Подготовить выразительное чтение стихотворения | |
6(58) | Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина", "Ласточка" | Сравнение стихотворений С.А.Есенина о берёзе и Н.М.Рубцова «Берёзы». Первичное восприятие, беседа, упражнение в чтении. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений. | 93 - 95 | Выучить наизусть любое стихотворение | |
Произведения С.В.Михалкова | |||||
7(59) | Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома". | Повторение произведений С.В.Михалкова. Чтение стихотворений. Знакомство с книгой Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» | 96 - 101 | Подготовить выразительное чтение наизусть или с листа одного из стихотворений | |
8(60) | Басни С.В.Михалкова "Зеркало". "Любитель книг" | Повторение понятий «басня», «вступление», «рассказ» (развитие действий), «мораль», «олицетворение». | 101 - 103 | Выучить наизусть одну из басен. | |
Юмористические произведения | |||||
9(61) | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н.Н.Носов "Федина задача" | Повторение изученных рассказов о детях Н.Н.Носова, Л.Пантелеева, В.Ю.Драгунского. Понятия: «юмор», «ирония». Чтение юмористических эпизодов. Определение и комментирование отношения автора. | 104 - 108 | По выбору: выразительное чтение или пересказ произведения Н.Н.Носова «Федина задача» | |
10 (62) | Юмористические стихи. И.Л. Гамазкова «Страдания» | Работа над выразительным чтением стихотворения. Выполнение заданий в учебнике и тетради. | 108 - 109 | Выразительное чтение стихотворения | |
Очерки | |||||
11 (63) | Очерки о Родине. И.С.Соколов -Микитов "Родина". М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна".Ю.Яковлев «Право на жизнь» | Понятия: «очерк», «герой очерка», «тема очерка». Повторение изученных очерков. Чтение очерков, сравнение, определение темы и авторской позиции. | 110 - 111 | Подготовить выразительное чтение одного из очерков | |
12 (64) | Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина». Н.Шер "Картины-сказки" | Работа с очерками, выделение их особенностей (герой, описание, выражение точки зрения). | 111 – 119 | Выразительное чтение очерков, выполнить задание в тетради | |
13 (65) | Библиотечный урок. Писатели о писателях | Работа с разделом «Писатели о писателях» в учебной хрестоматии. Обобщение по изученным разделам. Творческая работа: очерк «Мой любимый писатель». | хрестоматия | Мини-сочинение о любимом писателе | |
14 (66) | Н.П.Вагнер "Фея Фантаста", "Береза" | Сравнение сказок Н.П.Вагнера «Берёза» и Х.-К.Андерсена «Ель»(2кл.). Слово учителя о Н.П.Вагнере («русском Андерсене») | 120 - 135 | Подготовить выразительное чтение | |
15, 16 (67, 68) | Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" ( отдельные главы) Тест(вид итоговой проверки уровня начитанности и читательских умений ) («Оценка знаний»с.364-372) | Знакомство с книгами Дж.Свифта о Гулливере. Чтение отдельных глав, образ Гулливера (внешний вид, отношение к людям). | 136 - 156 | По выбору: подготовить рассказ о Гулливере (внешний вид, образование, главное увлечение, семья и т.д.); пересказ одного из эпизодов | |
17 (69) | Комплексная разноуровневая контрольная работа[2] ( один из вариантов) Итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности( диагностические тесты и задания) («Оценка знаний» с.375-380) | Работа по рубрике «Проверь себя». Итоговая контрольная работа. | 157 - 158 | ||
18 (70) | Библиотечный урок " В мире книг". Рекомендации для летнего чтения | Конкурс «Книгочей класса». Оформление дневника летнего чтения. |
[1] Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты. Литературные диктанты. Тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2008. – 416 с.
[2] Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты. Литературные диктанты. Тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.2- М.: Вентана-Граф, 2008. – 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.
рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение" 2 класс
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции духовно-нравс...