«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».
статья

Гришутина Дарья Васильевна

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

 

«Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста – это подходы и методы, направленные на поддержание и укрепление физического и психического здоровья детей. Такие технологии основаны на принципах профилактики и долгосрочной заботы о здоровье, а также научно-обоснованных методиках, способствующих оптимальному развитию детей данного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное  учреждение детский сад № 25

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми   дошкольного возраста».

« Центр Здоровячок»

Подготовила воспитатель:

Гришутина Д.В.

Иркутск 2024 г.

«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми   дошкольного возраста».

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

«Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как более 70% времени ребёнок проводит в детском саду. Это время, когда он растёт, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в нашем детском саду одно из приоритетных направлений работы.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста – это подходы и методы, направленные на поддержание и укрепление физического и психического здоровья детей. Такие технологии основаны на принципах профилактики и долгосрочной заботы о здоровье, а также научно-обоснованных методиках, способствующих оптимальному развитию детей данного возраста.

Цель здоровьесберегающей технологии:
1. Максимально сохранить и укрепить здоровье ребёнка, чтобы оно обеспечивало ему гармоничное развитие;
2. Социализация детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать оптимальные условия для организации педагогического процесса, двигательной активности, формирования основ здорового образа жизни, атмосферу доброжелательности.
2. Формировать привычку к соблюдению режима, культурно-гигиенических навыков, потребность в физических упражнениях и играх у детей не только в саду но и домашних условиях, правильного отношения к своему здоровью.

Когда ребёнок начинает посещать детский сад в  жизни ребенка появляется много правил: строгий режим дня, требования к поведению, группа детей, с которыми надо научиться общаться, которые могут отнять любимую игрушку, обидеть, нет рядом мамы и папы. Тогда я задумалась, что  нужно сделать для того, чтобы ребёнок, чувствовал себя в детском саду комфортно. И решила начать с предметно-развивающей среды. Основное внимание уделила уголку здоровья. Ведь только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

В нашей группе созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием  педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя ФИЗО. Являясь участником общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.

В группе стала использовать разнообразные здоровьесберегающие технологии, такие как:

I. Технологи сохранения и стимулирования здоровья.

1. Пальчиковые игры

2. Дыхательная гимнастика

3. Гимнастика для глаз

4. Гимнастика пробуждения

5. Закаливающие процедуры (умывание водой комнатной температуры, растирание сухим полотенцем и т. д.)

6. Релаксация

7. Дорожки здоровья

II. Технологии обучения здоровому образу жизни:

1) Утренняя гимнастика

2) Физкультурные занятия

3) Самомассаж.

III. Коррекционные технологии:

1) Музыкотерапия (для снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального настроя и пр.)

2) Сказкотерапия

3) Цветотерапия

4) Улыбкотерапия

5) Тактильная терапия

В течении дня воспитателю предстоит практически ежеминутная работа по здоровьесбережению детей своей группы, начиная с утреннего приема и заканчивая уходом детей с родителями домой.

Наш день начинается с весёлого приветствия:

Собрались ребята в круг,

я-твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

и друг другу улыбнёмся

Далее следуют игры « Подари улыбку», «Ласковое слово» и дружные «обнимашки».

Затем мы делаем утреннюю гимнастику под весёлую музыку. Дети с огромным удовольствием выполняют физические упражнения. Потом идём умываться водой комнатной температуры.

В течении дня мы играем в
пальчиковые игры, делаем дыхательную гимнастику (сдуй животного, сдуй снежинку, листик - всё это способствует выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний, позволяют организму ребёнка правильно развиваться, при помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме ребёнка..)

Так же используем 
гимнастику для глаз (закрой-открой глазки, посмотри на бабочку и т. д.) Делаем самомассаж, с использованием массажных рукавиц, варежек – это всё способствует снижению заболеваемости детей простудой, повышению тонуса центральной нервной системы, улучшению кровообращения, нормализации обмена веществ, оказывает на детский организм общеукрепляющее воздействие. А также массаж, с использованием нетрадиционного материала: зубные щётки, мячики-ёжики,  - всё это развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. 

Пример стихотворения для игры с мячиков - ёжиков:
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по ручкам вверх бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!

А
для поднятия эмоционального настроения слушаем музыку, читаем сказки, делаем релаксационные паузы, играем в подвижные игры.

Для того чтобы ребенок с желанием ложился спать, я использую следующие методы: читаю простые сказки, включаю тихую музыку, говорю ласковые, добрые слова, это способствует расслаблению, отдыху детей, сохранению и укреплению физического и психического здоровья.


С целью плавного перехода от состояния сна к состоянию бодрствования провожу бодрящую гимнастику. Дети постепенно просыпаются и, лежа в постели выполняют несколько упражнений общеразвивающего воздействия. А после бодрящей гимнастики – закаливающие процедуры: растирание сухим полотенцем, упражнения для профилактики плоскостопия - ходьба по массажной дорожке.

Здоровьесберегающих технологий семьи:

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с родителями на родительском собрание. В начале оздоровительного периода проводила  беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям, а также   учитывать запросы родителей. В течение учебного года активно применяю памятки, буклеты по укреплению и профилактике здорового образа жизни, анкеты.

Здоровьесберегающие технологии необходимо включать не только в образовательную работу, но и в домашнюю, что является важным условием для полноценного развития детей, их социальной адаптации, формирования как физической, так и психологической культуры.

Так же совместно с родителями пополняли спортивный центр « Здоровячок»  спортивным атрибутом который  они изготавливали совместно с детьми.



В результате использования таких здоровьесберегающих технологий дети стали более здоровыми, и физически и эмоционально. Они с удовольствием посещают детский сад.

На начальном этапе, для меня главной целью  было собрать как можно больше информации по здоровьюсбережению в дошкольном учреждении. Таким образом, необходимым стало изучение современных методик, по укреплению и сохранению детского здоровья.

Мной были  созданы такие  картотеки по: «Дыхательной гимнастике», «Зрительной гимнастике», «Пальчиковой гимнастике», «Физкультминуток».

 
И хотелось бы  закончить своё выступление словами Николая Михайловича Амосова
“Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно”.

                                                         
Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Опыт работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умс...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...

Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и нав...