Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования физкультурной направленности по йоге в гамаках «Fly Yoga»
рабочая программа (старшая группа)

Ахметгариева Динара Фиргатовна

Программа «Детская йога в гамаках для дошкольников» предназначена для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (с 5 лет до 7 лет): воспитанников старшей и подготовительной к школе группы.

Гамак для йоги словно магнит для детского внимания, и если данный магнит правильно использовать, то можно достичь прекрасных результатов по корректному физическому, эмоциональному и ментальному развитию личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmetgarieva_yoga_v_gamakah.docx73.59 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования физкультурной направленности

по йоге в гамаках «Fly Yoga»

на 2024 – 2025 учебный год

   

                                                           Автор- составитель:

Ахметгариева Динара Фиргатовна,

 инструктор по физической культуре

г. Новый Уренгой

2024 г.

Содержание

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3

  1. Пояснительная записка

3-5

  1. Цель и задачи программы

5-6

  1.     Содержание программы

6-7

  1. Планируемые результаты

7

  1. Воспитание

8

  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы

8

2.1. Календарный учебный график

9

2.2. Условия реализации программы

10

2.3. Учебно- тематический план

10-34

Список литературы

35

Приложение

36-65

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Гамак для йоги словно магнит для детского внимания, и если данный магнит правильно использовать, то можно достичь прекрасных результатов по корректному физическому, эмоциональному и ментальному развитию личности.

        Процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания называется физическим развитием. В узком смысле слова это: антропометрические и биометрические понятия (рост, вес, окружность грудной клетки, состояния осанки, жизненная емкость легких).  В широком понимании – это развитие физических качеств таких как, выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость, равновесие, глазомер.

    Являясь составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств содействует всестороннему гармоничному развитию личности ребенка, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы ребенка дошкольного возраста, воспитание физических качеств, способствует развитию физической и умственной работоспособности.

      В качестве средств формирования физических качеств рассматриваются:

– естественные силы ребенка; 

– рациональный двигательный режим жизни; 

– физическая активность самих детей; 

– художественные средства: литература, фольклор, кинофильмы и мультфильмы;

– произведения музыкального и изобразительного искусства; 

– целенаправленное педагогическое воздействие;

– заинтересованность родителей в воспитании физических качеств детей. В качестве основного специфического средства физического воспитания традиционно используются физические упражнения. Они направлены на развитие двигательных действий и реализуются в спортивных и подвижных играх.

            Критерием эффективности работы является уровень физической подготовленности ребёнка. Под физической подготовленностью понимается уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка.

           Проверка выполнения контрольных заданий позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств у ребенка, а также определить степень его соответствия возрастным нормам.

Изучение педагогической и психологической литературы, посвященной вопросам физического воспитания, позволило прийти к выводу о том, что именно, детская йога в гамаках способствует развитию физических качеств: гибкость, равновесие, выносливость, и гармонизации эмоционально-волевой сферы ребёнка.

              Детская йога в гамаках доступна детям любой категории: с ослабленным здоровьем, с низким уровнем развития физических качеств, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, с низкими адаптивными возможностями. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в йоге в гамаках основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Важная особенность йоги – сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких специальных приспособлений, кроме гамака

            Физические упражнения детской йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, являются профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата и простудных заболеваний. Они способствуют не только физическому укреплению ребёнка, но и оздоровлению его психики.

 1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

сохранение и укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения, посредством занятий детской йогой в гамаках.

Задачи:

          Образовательные задачи:

- изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз и лица, самомассажа, нейрогимнастики;

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

- совершенствовать двигательные умения м навыки детей;

- учить чувствовать своё тело (во время выполнения асан);

- вырабатывать равновесие, координацию движений.

           Развивающие задачи:

- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

- укреплять мышцы тела;

- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

- способствовать повышению иммунитета организма.

             Воспитательные задачи:

воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);

- воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательные отношения со сверстниками;

- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

  1. . Содержание программы

Программа «Детская йога в гамаках для дошкольников» предназначена для детей старшего, подготовительного дошкольного возраста (с 5 лет до 7 лет): воспитанников старшей и подготовительной к школе группы.

Физиологические особенности детей 5-7 лет.

Мышечная система становится крепче. Развиваются мышцы пальцев рук.

Продолжается рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем, остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. В связи с этим очень важно именно в этом возрасте научить держать правильную осанку и научить базовым упражнениям для работы с позвоночником, иначе уже в более зрелом возрасте закостенелые структуры исправлять гораздо сложнее.

Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. Функция дыхания представляется улучшенной, но ввиду слабости дыхательных мышц остается все еще несовершенной.

Сердечно сосудистая система: тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт.ст.)

Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности.

Психологические особенности детей 5-7 лет

Развитие абстрактного мышления: способность к визуализации различных нематериальных объектов (любовь, счастье и т.п.)

Более развита наглядно-образная память (правое полушарие), чем логическая (левое полушарие), дети лучше запоминают конкретный материал через образы, визуализации.

Мозг ребенка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие истощения - снижения работоспособности клеток коры головного мозга.

Сроки реализации программы : один год (октябрь- май)

1.4 Планируемые результаты реализации программы:

- Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.

- Стабилизация эмоционального фона у детей.

- Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.

- Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Организация и содержание работы по развитию физических качеств у детей 5-7 лет через занятия детской йогой в гамаках.

 В практической реализации задач программа опирается на методические пособия «Fly Yoga для детей» Ксении Грицук и Натальи Курзановой. Развитие физических качеств осуществляется в ходе решения поставленных задач.

1.5. Воспитание

Воспитательные задачи программы дополнительного образования по йоге в детском саду включают:

  • воспитание морально-волевых качеств (честность, решительность, смелость);
  • воспитание коммуникативных навыков, доброжелательных отношений со сверстниками;
  • воспитание культуры здоровья, прививание принципов здорового образа жизни.
  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы
  1. Календарный учебный график

1.

Начало учебного года

1 октября

2.

Продолжительность учебного периода

32 учебные неделя

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 раза в неделю по 25-30 минут

5.

Окончание учебного года

30 мая

6.

Период реализации программы

01.10.2024-30.05.2025

Принципы построения программы:

  • системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
  • преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;
  • возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
  • деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;
  • здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

              Группы формируются в зависимости от количества детей. Количество детей в группе – до 10; количество групп – 2. Набор детей в группы – свободный (без участия в специальных конкурсах). Занятия проводятся 2 раза в неделю. В процессе занятий с детьми проводятся предварительные беседы и рассматривание иллюстраций. Программа реализуется на русском языке в очной форме. Программа носит развивающий характер. Продолжительность занятия с детьми шестого года жизни – 25 минут, с детьми седьмого года жизни – 30 минут.

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

  • помещение спортивного зала;
  • коврики для йоги;
  • гамаки для йоги;
  •  йога-блоки;
  •  Резинки;
  •  мешочки с лавандой;
  •  теннисные мячи;
  •  массажные мячи
  • колонки;
  • ноутбук.

Структура занятия.

              Для поддержания у детей интереса к занятию упражнения выполняют в разных вариантах, изменяя исходные положения и направления движений. Значительно повысить интерес может удачно найденная образность каждого движения: например, имитация поз и движений различных животных.

Учебно-тематический план

Октябрь

Задачи

 Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; формировать правильную осанку;

 Сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов;

 Учить детей чувствовать свое тело во время движений;

 развивать умение быть организованными, поддерживать дружеские отношения со сверстниками.

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка.

Разминка.

Игра на знакомство «Мое имя- какой я!» называем свои качества на первую букву своего имени.

Настройка.

Разминка. Массаж

Игра на знакомство

«Снежный ком» - поочередно называем имя, каждый последующий называет имена всех поочередно и добавляет в конце своё имя. Самая сложная часть выпадает на последнего игрока — задача повторить все имена по порядку.

Настройка.

Разминка суставная

Настройка.

Разминка «Сидя в гамаке»

Основная

Комплекс Базовые Асаны

- Поза Тадасана (1)

- Поза Триконасана (3)

- Поза мостика

- Поза ребенка (отдых)

- Поза Ардха Утанасана (4)

Комплекс

Асаны сидя гамаке

- Ленивец (12)

-Навасана (16)

- Сидя в гамаке (14)

Гамак за лопатками

- Тадасана 2 (19)

-Грудной прогиб (20)

-Кресло (22)

Комплекс Силовой блок- упражнения на укрепление основных групп мышц

Сюжетное занятие №1

«Морское путешествие»

Заключительная

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Пузырь»

Шавасана с лавандовым мешочком

Игра «Зеркало»

Игра на сплочение, взаимодействие, творческое мышление.

Дети стоят в кругу. Все под музыку начинают двигаться на своем месте. Каждый взглядом и жестом «Намасте» должен найти себе пару –зеркало и жестом договориться, кто ведущий а кто зеркало. Далее в парах повторяют движения друг за другом: асаны йоги например. В паре нужно меняться местами.

Шавасана.

Дыхательная гимнастика.

Шавасана.

 Дыхание «уджайя»: шипящее дыхание, «шум океана».

Шавасана «Жемчужинка»

Ноябрь

Задачи

Закреплять умение выполнять конкретные движения на равновесие; гибкость; силу

Укреплять мышцы рук, ног, спины;

Учить дышать, сочетая дыхание и движение

Учить зрительной гимнастике

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка.

Разминка

- На коврике (сидя рядом с гамаком)

-Руки: пальцы, ладони, запястья, локти, плечи

-Шея: наклоны, повороты, вращение, «журавль пьёт воду»

-Ноги: пальцы ног, голеностоп, колени, тзб-суставы

-Позвоночник: ходим на ягодицах, перекаты на спине, «кошка», «собака мордой вниз»

-Всё тело целиком: «мельница», «рубим дрова»

Настройка.

Разминка.

Массаж с массажным мячом.

Зрительная гимнастика «Хитрая лисица»

«Небо-земля»

«Циферблат»

Настройка.

Разминка

«Сурья намаскар» «Приветствие Солнцу» в стихах

Этот комплекс представляет собой серию переходящих друг в друга асан в определенной последовательности. «Сурья намаскар» состоит из 12 асан выполняемых в непрерывном движении.

Настройка.

Разминка суставная.

Основная

Комплекс

 Базовые асаны

Вирабхадрасана 5 (5)

- Титибхасана (6)

- Вис на руках (6)

-Шашанкасана (10)

Гамак за лопатками

- Тадасана 2(19)

-Грудной прогиб (20)

-Уштрасана (23)

Комплекс

Стоя в гамаке 

Вирабхадрасана 1,2 (40)

- Шалабхасана – Саранча (41)

Полеты

- Полет стоя (46)

-Самолет (49)

-Рудрасана (61)

Перевернутая «Летучая мышь»(75)

Комплекс

«Баланс и сила»

-Уголок (68)

-Планка стоя (69)

-Пистолет (71)

-Кувырок назад (73)

Сюжетное занятие №2

«Прогулка в лес» по карточкам

Заключительная

Дыхательная гимнастика.

Шавасана.

Игра на доверие и умение расслабляться «КОЛОКОЛ»

Дети встают в круг плечо к плечу, а один из них –в центр круга. Круг должен быть плотным, стоять нужно прочно на обеих ногах, руки выставляем ладошками вперед. Ребенок в центре стоит тоже на одном месте, закрыв глаза и обнимая себя за плечи. Он начинает качаться так, чтобы падать в руки других ребят в кругу. Они ловят его и мягко перебрасывают в другие руки.

Пусть каждый побудет в кругу! Можно при падении всем вместе говорить: «Бом-Бом». Так получается настоящий колокол.

Шавасана.

Дыхательная практика брамари: «жужжание пчелы»: на выдохе звук «м».

Шавасана «Листочек»

Декабрь

Задачи

 Способствовать выполнению упражнений легко, с равномерным дыханием;

Сосредоточить внимание на выполнении движения, где требуется сила и выносливость;

Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

Учить элементам нейрогимнастики

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка

Разминка на коврике с акцентом на растяжку

Крокодил плывёт, плывёт. Лапками гребёт,

Настройка.

Разминка с гамаком (положение сидя в гамаке)

-Повороты головы

- Вращения в лучезапястных, локтевых, плечевых суставах

-Скрутки корпуса относительно бёдер + скрутки корпуса с наклоном

-Наклон корпуса вперёд (руки вытянуты назад внутри гамака)

Сгибание/разгибание в локтевых суставах с помощью длинных лент

-Раскрытие грудного отдела с длинными лентами

- Вращение в голеностопных суставах

-Сгибание/разгибание в коленных суставах

-Велосипед (поочередные круги ногами)

- Боковое вытяжение (с прямыми руками, стоим на стопах)

Настройка.

Разминка с мячом теннисным

Раскатываем мяч ладонями в позе стола

Катаем мяч и передаем друг другу в диагональ (через позу «игольное ушко»)

Раскатываем стопы в положение сидя или стоя

Передаем мяч друг другу держа в стопах

Соединяемся в единый круг ладонь в ладонь, между ладоней удерживаем мяч.

Передаем мяч у себя за спиной — одна рука сверху — друга я снизу

Настройка.

Разминка

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Основная

Полоса препятствий с карточками

Под каждым ковриком спрятано задание. Дети вместе ходят по кругу по залу по разным станциям- препятствия, подходят к каждому гамаку, а под ним карточка, открывают и по картинке выполняют Асану

Подвижная игра из Асан «Йога -башня»

Строим «живую» башню. Играем от трёх человек.

Задача первого игрока выйти в центр зала и замереть в любой Асане. Задача второго игрока - любой частью тела зацепиться за первого игрока и также замереть, но уже в своей позе. Каждый последующий игрок цепляется за предыдущего. По команде ведущего все разбегаются по своим гамакам или коврикам. И затем вновь по команде в течение 5-10 секунд собирают живую башня по памяти. Задача вспомнить: кто как держал контакт и в какой позе был.

Базовые Асаны

- Тадасана (1)

- Вис на руках (7)

- Вирабхадрасана (2)

 Сидя в гамаке

- Падангуштхасана (29)

- Сукхасана (13)

- Сидя в гамаке (16)

- Хануманасана ( 30)

Игра «Художник» Игра в парах. Один ложится внутрь гамака на спину. Второй - ложится на коврике под гамак. Тот кто на полу - художник, кто в гамаке - холст. Художник в начале рисует цифры, затем буквы, слова, а затем изображения. Задача «холста» почувствовать, что нарисовал художник.

Усложненные позы и прервернутые

Базовая Шашанкасана (10)

- Летучая мышь (57)

- Суптха Раджа Капотасана (58)

- Кувырок (73, 74)

Игра СКУЛЬПТОР-1 — Лепим скульптуры-асаны.

Один из ребят выходит в центр, расслабленно (руки, плечи, спина, колени). Остальные ребята по очереди подходят к нему и лепят из него «скульптуру» - асану. Каждый может сделать одно движение. Важно не только выстроить асану в крупном масштабе, но и обращать внимание на мелочи: положение стоп, плечей, головы.

Сюжетное занятие №3 «Зима»

Заключительная

Дыхательная гимнастика

Нейрогимнастика

Шавасана

Шавасана

Игра для проведения Шавасаны «Ясновидящий»

Все дети ложатся на коврики или в гамак на спину в позу «Шавасана». Ведущий дает задание: нужно закрыть глаза и не открывать до конца игры, сейчас будет проверка экстрасенсорных способностей. Каждому ребенку на лоб кладется кристалл (либо пуговица, либо наклейка), и задача интуитивно почувствовать цвет этого кристалла. В конце после завершения практики проверяем способность.

Шавасана

Во время Шавасаны наблюдаем за телом и дыханием: Внимание на разных частях тела

Чувствовать биение сердца рукой Чувствую свое дыхание - рука на животе Считаем вдохи-выдохи: вдох — открываем глаза, выдох, закрываем.

Январь

Задачи

 Учить выполнять движения осознанно, ловко, красиво.

Развивать координацию движений, выдержку, настойчивость в достижении результатов.

Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов;

Закреплять умение правильно дышать.

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка

Разминка на коврике с акцентом на растяжку

Настройка.

Разминка. Самомассаж

Настройка.

Разминка

Настройка.

Разминка

Основная

Базовые асаны

- Вис на руках (7)

- Лыжник (8)

- Дыба (9)

Сидя  в гамаке

- Сулхасана ( 13)

- Навасана ( 18)

Стоя в гамаке

- Стяо в гамаке (36)

Усложненные позы с гамаком

- Воин 1 (62)

- Воин 2 (63)

- Планка стоя (69)

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

  • для мышц живота
  • для мышц спины
  • для укрепления мышц ног
  • для развития стоп
  • на развитие плечевого пояса
  • на равновесие

Игра «Веревочка»

Игра рассчитана на большое количество человек. (от4 человек). Дети встают в круг, держат друг друга заруки. Соблюдаем правило: руки расцеплять нельзя.Ведущий (тренер) запутывает «верёвочку». Дети перешагивают, пролезают, закручиваются под руками друг друга. Задача детей распутать верёвочку как можно скорее, при этом не расцепляя рук. Можно играть несколькими командами.

Гамак под бедром/щиколткой

- Падангуштахасана (29)

- Планка (33)

- Полумост (34)

- Вирабхадрасана (40)

Полеты

- Полет стоя (46)

- Обхват груди (48)

- Вертушка на животе ( 51)

Игра «Волшебники» Вариация игры крокодил. Один ведущий берёт какой-то предмет (ленту, гамак, коврик, йога-блок), говорит волшебные слова и превращает этот предмет во что-то совершенно иное и показывает всей группе без слов. Задача группы отгадать что это.

Сюжетное занятие №4

«Лыжник в горах»

Заключительная

Игра для проведения Шавасаны «Я рядом с тобой» Все дети ложатся на коврики или в гамак на спину в позу«Шавасана». Ведущий дает задание: нужно лежать настолько тихо, чтобы слышать его шаги. Когда ведущий подходит, ребенок с закрытыми глазами должен почувствовать это и поднять руку. Ведущий дотрагивается до руки в знак правильности ощущения.

Дыхательные и расслабляющие техники:

Полное йоговское дыхание: живот со вдохом надуваем, на выдохе - сдуваем.

Нади шотхана: поочередное дыхание через правую и левую ноздрю

Йога –игра «Автомойка»

Встаем все друг за другом — ноги широко в стороны  так чтобы между ног могли все проползти. Тот —кто ползет — это автомобиль, тот кто стоит - «мойщики».

Сразу обговариваем правило — «бережно и

аккуратно моем автомобиль!»

Дыхательные и расслабляющие техники:

 Тратака - концентрация на пламени свечи или на каком-то предмете

Февраль

Задачи

 Закреплять умение ощущать свое тело во время движений, направлять свои мысли на выполнение конкретного движения.

Продолжать учить правильно дышать.

Продолжать развивать гибкость позвоночника и подвижность суставов

Совершенствовать координацию движений рук и ног; закреплять умение осознанно  дышать.

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка.

Разминка суставная

Настройка.

Разминка с теннисным мячом (см. декабрь)

Настройка.

Разминка «Сурья намаскар»

Настройка. Знакомство игра «Меня зовут – я люблю» (называем имя и кто куда любит путешествовать)

Суставная разминка, Сурья намаскар (мы едем в Солнечную Африку)

Основная

Упражнения  использованием йога-блока

Удерживая блок на голове, выполняем вращения лучезапястных, локтевых и плечевых суставов, повороты головы

Удерживая блок руками, выполняем боковые наклоны

Удерживая блок на голове, пробуем из положения сидя встать в полный рост

Встаём стопой на блок, удерживаем баланс на одной ноге

Стоя двумя стопами на блоке, пробуем подниматься на полупальцы иопускаться, растягивая ахиллово сухожилие.

Уходим в наклон к прямым ногам, ставя блок за стопы

Из положения сидя переносим прямую ногу над блоком

Сидим на ягодицах, удерживая блок стопами, поднимаем две ноги над полом, корпус отклоняем назад, руки разводим в стороны — поза лодки.

Лежим на животе, блок держим ладонями, поочередно поднимаем ноги и корпус - шалабхасана.

Укладываем блок на живот, опора на ладони и стопы, поднимаем таз с пола(положение стол)

Групповое: передаём блоки по кругу в положении планки, лодки, через   положение плуга (лёжа на спине, уводим прямые ноги за голову).

Лежа в гамаке

- Шалабхасана (41)

- Вришчиасана(42)

- Дханурасана (43)

- Плавающая рыба (44)

Перевернутая «Бадхаконасана»(38)

Игра «Зеркало»

Дети стоят в кругу (желательно четное число детей, если нет, то встает ведущий). Включается приятная музыка. Все начинают свободно двигаться на своем месте. Каждый взглядом и жестом «намасте» должен | найти себе пару — зеркало. И жестом договориться кто будет ведущим в паре, а кто «зеркалом». Далее дети  повторяют друг за другом движения: любые танцевальные на месте или асаны йоги. В паре нужно успеть поменяться ролями, чтобы все успели побыть ведущим и «зеркалом».

Музыка может быть как плавной, так и быстрой, зажигательной. Можно показывать движения руками, ногами, так и целый йога-танец!

Асаны  базовые

- Грудной прогиб(21)

- Вирабхадрасана1,2

(25)

-Сукхасана (13)

- Рудрасана (39)

-Сидя в гамаке(16)

- Кокон (14)

-Йога игра Волшебники (показываем предметы и животных, которые ассоциируются с Африкой

Сюжетное занятие №5

«Путешествие в Египет»

Заключительная

Игра «Пицца» Садимся все в круг: лицом к спине соседа. Спина соседа - «противень», на котором начинаем раскатывать тесто и готовить пиццу. Совершаем разные массажные движения на спине соседа, визуализируя процесс готовки. Заранее оговариваем, что «готовим» со всей любовью инежностью. В конце активно разогреваем ладони и«запекаем» нашу пиццу.

Дыхательные и расслабляющие техники:

Нади шотхана: поочередное дыхание через правую и левую ноздрю

Игра «Ты мои глаза»

Играем в парах: один ведущий, другой ведомый.

Последнему завязывают глаза. Задача ведущего,держа своего напарника за руки и сопровождая голосом, безопасно провести его через полосу препятствий. (в качестве препятствий могут выступать гамаки, йога-блоки, коврики, пледы)

Шавасана

Шавасана

Март

Задачи

 Продолжать работу по развитию ловкости, гибкости

Способствовать выработке выносливости и силы во время выполнения упражнений

Учить следить за  дыханием.

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка

Разминка

Дыхательное упражнение грудное (растягиваем пружинки)

Настройка.

Разминка.

Упражнения для активации стоп МФР с палкой

Настройка.

Разминка

Динамическая растяжка на все группы мышц

Настройка.

Разминка

Основная

Гамак под бедром

- Вирабхадрасана 1 (25)

- Вирабхадрасана 2 (26)

- Утхитта Паршваконосана(27)

- Свастика (32)

- Планка (33)

- Полумост (34)

- Поза отдыха (35)

Полеты

- Уткатасана (22)

- Вертушка из позы стула (47)

Базовые асаны

- Сукхасана (13)

- Тадасана 2(19)

- Грудной прогиб стоя (20)

- Уткатасана (21)

- Врикшасана (37)

- Планка (33)

Сидя в гамаке

- Титибхасана (6)

- Навасана (18)

- Плавающая рыба(44)

- Шалабхасан (41)

- Дханурасана (43)

Кувырок назад (73)

- Баласана

Перевернутая

- Летучая мышь ()

Сюжетное занятие №6 «Поход в сказочный зоопарк»

 

Заключительная

Стретчинг

Шавасана

Дыхательные и расслабляющие техники:

Полное йоговское дыхание: живот со вдохом надуваем, на выдохе - сдуваем.

Шавасана

Шавасана с лавандовыми мешочками

Йога игра «Я рядом с тобой»

Шавасана

Апрель

Задачи

 Способствовать выполнению упражнений легко, с равномерным дыханием;

Сосредоточить внимание на выполнении движения, где требуется сила и выносливость;

Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.

Продолжать учить пальчиковую гимнастику

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка

Разминка. Пальчиковая гимнастика Волна. Приклеить пальцы к полу, отрываем по одному

Настройка

Разминка

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

Паучок гулял по ветке, а за ним бежали детки.Дождик с неба вдруг полил,Паучков на землю смыл.Солнце стало пригревать,Паучок пошёл опять.А за ним пошли и детки,чтобы погулять по ветке.

Настройка.

Разминка

Комплекс «Сурья намаскар»

Настройка

Разминка с теннисными мячами

Основная

Полеты

- Парашютист (50)

- Вертушка на животе (51)

- Космический полет (52)

Гамак под крестцом

- Поза свечи (56)

- Летучая мышь в нижнем гамаке(57)

-Русалка (59)

Гамак под крестцом

- Поза свечи (56)

- Летучая мышь в нижнем гамаке(57)

-Русалка (59)

Усложненные позы в гамаке

- Тадасана (60)

- Рудрасана (61)

- Воин 1 (62)

- Воин 2 (62)

- Самоконасана(65)

Комплекс упражнений Круговая тренировка с гамаками.

Сюжетное «Полет в космос к звездам»

Заключительная

Дыхательная практика

Шавасана

Пропевание звуков: о,ау,е,и.

Концентрация на разных звуках (поющая чаша, музыкальные инструменты - глюкофон, звуки природы).

Шавасана с лавандовыми мешочками

Шавасана

Йога игра «Я рядом с тобой». Шавасана на концентрацию звука «поющая чаша».

Май

Задачи

 Совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

 Формировать правильную осанку;

 Сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов;

Продолжать учить детей чувствовать свое тело во время движений;

Развивать умение быть организованными.

 №занятия

1-2

3-4

5-6

7-8

Подготовительная

Настройка.

Разминка.

Пальчиковая гимнастика

Настройка.

Разминка

Упражнения с массажным мячом

Настройка.

Суставная разминка.

Динамическая растяжка всех мышц

Настройка.

Разминка

Основная

Силовой блок (упражнения на укрепление основных групп мышц)

  • для мышц живота
  • для мышц спины
  • для укрепления мышц ног
  • для развития стоп
  • на развитие плечевого пояса
  • на равновесие

Игра «Веревочка»

Игра рассчитана на большое количество человек. (от 4 человек). Дети встают в круг, держат друг друга за руки. Соблюдаем правило: руки расцеплять нельзя.Ведущий (тренер) запутывает «верёвочку». Дети перешагивают, пролезают, закручиваются под руками друг друга. Задача детей распутать верёвочку как можно скорее, при этом не расцепляя рук. Можно играть несколькими командами.

Базовые Асаны

-Ардха Утанасана (4)

-Вис на руках (7)

-Лыжник (8)

-Дыба (9)

Гамак под бедром

- Вирабхадрасана 1 (25)

- Утхитта Паршваконасана (27)

-Хануманасана (30)

-Поза отдыха (35)

Гамак за лопатками

- Тадасана 2 (19)

- Грудной прогиб стоя (20)

Стоя в гамаке

- Стоя в гамаке ( 36)

- Врикшасана (25)

- Бадхаконасана ( 75)

Перевернутая «Бадхаконасана» (75)

Сюжетное «Мы в Индии»

по карточкам

Заключительная

Шавасана

Погружение в шавасану: образы и сказки.

Нейрогимнастика

Нос-ухо

Кулак- ладошка

Ножки-рожки

Шавасана

Дыхательная практика

Шавасана

Игра для проведения Шавасаны «Ясновидящий»

Все дети ложатся на коврики или в гамак на спину в позу «Шавасана». Ведущий дает задание: нужно закрыть глаза и не открывать до конца игры, сейчас будет проверка экстрасенсорных способностей. Каждому ребенку на лоб кладется кристалл (либо пуговица, либо наклейка), и задача интуитивно почувствовать цвет этого кристалла. В конце после завершения практики проверяем способность

Список литературы

  1. Анастасия Кокеева. Привет, Солнце! Йога+образ жизни для здоровья,

счастья и развития детей, Бомбора, 2017

  1. А. Бокатов, С. Сергеев. Детская йога, АБВ, 2019

3. А. А.Липень. Детская оздоровительная йога, Питер, ЛитРес, 2024

4. О. Ильинская, О. Казак. Детская йога, Эксмо, 2011

5. В. Занкина. Детская практика. Серия «Йога в кармане», Альпина нон-фикшн, 2012

6. Д.Пегрум. Детская йога. Радость движения, Диля, 2006

7. Ш.А. Амонашвили. Педагогические притчи

8. Ш. А. Амонашвили. Улыбка моя, где ты?

9. Ш.А. Амонашвили. Здравствуйте, дети.

10. К. Ушинский. Воспитать ребенка как?

Приложение

Захват гамака руками

Первое с чего стоит начать знакомство с гамаком - это с тактильного контакта.

Не стоит сразу «прыгать» в гамак, ложиться или вставать в него, начните с

самого простого - с захвата гамака руками. Это очень многообразный и

вариативный блок упражнений. Для начала изучим хваты гамака: как за него можно держаться?

Хваты гамака:

Обычный хват: запястье смотрит в пол

Захват запястий (браслет): обмотка вокруг запястья

Высокий хват: запястья смотрят друг на друга

Захват за ленты/ручки

 Асаны.

Базовые асаны с гамаком

  1. ТАДАСАНА-1

Встаем спиной/лицом к гамаку, ноги на ширине таза, руками берем ленты или гамак.

Положения: спиной к гамаку, лицом к гамаку

Высота: любая

Образы: дерево, гора

2. ВИРАБХАДРАСАНА 2

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку, ноги как две ширины плеч, руками берем ленты или полотно. Правую стопу разворачиваем на 90 градусов, левая стопа — перпендикулярно правой пятке. Вдох - руки разводим широко в стороны, до параллели с полом, на выдохе – правое колено сгибаем до угла 90 градусов. Повторяем на другую ногу.

Положение: спиной к гамаку -колени и угол в коленях

Захват гамака/лент руками

Высота: любая

Образы: воин, дерево с ветками

3. ТРИКОНАСАНА

Как входить в позу:

Встаем спиной/боком к гамаку, ноги как две ширины плеч, правой рукой берём ленты или полотно. Правую стопу разворачиваем на 90 градусов, левая стопа — перпендикулярно правой пятке. Вдох - руки разводим широко в стороны, до параллели с полом, на выдохе — правую руку тянем к правой голени, левая рука вверх.

Вдох - выходим из позы, меняем стороны

Образы: подъемный кран, треугольник

4. АРДХА УТТАНАСАНА

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, ноги на ширине таза, руками берем гамак обычным хватом на ширине плеч. На выдохе — делаем наклон до параллели с полом.

Лицом к гамаку - положение стоп

Захват гамака/лент руками - хват руками

Высота: любая - спина

Образы: волна, кошка, стол, маятник

5. ВИРАБХАДРАСАНА 5

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, руками берем гамак обычным хватом на ширине плеч, ставим правую стопу на центр коврика, левой ногой отшагиваем чуть назад. На выдохе делаем наклон до параллели с полом и поднимаем левую ногу до параллели с полом.

Высота: высокий гамак

Образы: ласточка, стол на одной ножке

6. ТИТИБХАСАНА

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, руками делаем обхват вокруг запястий, уводим гамак до натяжения вниз, поднимаем ноги вверх, активно включая всё тело в работу.

Образы: лягушка, паучок, крабик

7. ВИС НА РУКАХ

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку, руками берем короткие или средние поручни, поднимаем колени к груди, активно включая всё тело в работу.

Образы: стульчик, гиря

Высота: высокий гамак

8. ЛЫЖНИК

Положение: Спиной к гамаку

Высота: высокий гамак

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку, руками делаем обхват вокруг запястий, сгибаем чуть ноги в коленях, уходим в наклон, опуская корпус ближе к бедрам. Выталкиваем из наклона весь корпус вперёд, уходим в диагональ — вперёд, активно включая всё тело в работу.

Образы: падающий мост, ледяная горка, качели

9. ДЫБА

Как входить в позу:

Входим в позу «лыжник» (8). Мягко опускаем колени на пол, сохраняя натяжения гамака вокруг запястий.

Образы: спящий лебедь, птичка кушает

Высота: любая

10. ШАШАНКАСАНА

Как входить в позу: Садимся лицом к гамаку, опускаем ягодицы на пятки. Берем руками гамак на ширине плеч, делаем вдох и на выдохе, совершаем наклон вперед.

Образы: ракушка, заяц с ушами

Высота: любая

11. БХУДЖАНГАСАНА

Как входить в позу:

1 вариант: из положения лёжа на животе находим длинные ленты, вытягиваем руки вперед и пробуем поднять грудную клетку от пола, оставляя живот прижатым к полу.

2 вариант: из положения стоя на коленях лицом к гамаку. Берём руками гамак на ширине плеч, и начинаем себя от бедер к центру живота опускать на пол, уходя в прогиб.

Высота: любая - ощущения в плечах

Образы: змея, кобра, крокодил, горка

2.4.1 Сидя в гамаке

Положения «сидя в гамаке» тоже хорошо использовать как в начале практики,

так и в качестве перехода из положений стоя. Положения «сидя» можно

выполнять на любой высоте гамака.

12. ЛЕНИВЕЦ

Как входить в позу: встаем боком к гамаку, перешагиваем через него и садимся в полотно, расправляя его по бедрам. Руки складываем на переднюю стенку гамака, ладонь на ладонь, опускаем лоб на ладони. Ноги расслаблены.

Сидя боком в гамаке - комфортная поза

Высота: любая

13. СУКХАСАНА

Как входить в позу: встаем боком к гамаку, перешагиваем через него и садимся в полотно, расправляя его по бедрам. Стопы складываем в длинную ленту в «бабочку». Руки складываем в «намасте» или опускаем ладони на бёдра.

Сидя боком в гамаке - комфортная поза

Высота: любая

14. КОКОН

Как входить в позу: встаем боком к гамаку, перешагиваем через него и садимся в полотно, расправляя его по бедрам. Стопы складываем внутри гамака в «бабочку». Руки складываем в «намасте» или опускаем ладони на бёдра.

Сидя боком к гамаку - комфортная поза

Высота: любая

15. УПАВИШТАКОНАСАНА

Как входить в позу: встаем боком к гамаку, перешагиваем через него и садимся в полотно, расправляя его по бедрам. Пятки фиксируем в длинные ленты и разводим ноги широко в стороны. Вдох — поднимаем руки вверх, выдох — наклон вправо. Повторяем на две стороны.

Образы: радуга, звезда

16. СИДЯ В ГАМАКЕ  

Как входить в позу: встаем спиной к гамаку, садимся в него, расправляя полотно по бедрам. Выравниваем спину.

Высота: высокий гамак

17. ПАШЧИМОТАНАСАНА

Как входить в позу: Из положения «сидя в гамаке» (17), фиксируем длинные ленты на пятках. Вдох — вытягиваем руки вверх, выдох — наклон к прямым ногам. Живот прижимаем к бедрам.

Образы: закрытая книжка  

Высота: любая

18. НАВАСАНА

Как входить в позу: Из положения «сидя в гамаке» (17), руки выводим за гамак и берем средние поручни. Отклоняем корпус чуть назад, сохраняя спину ровной. Ноги, согнутые в коленях, поднимаем вверх. Голени должны быть параллельно полу. Смотрим вперед на пальцы ног.

Образы: лодка

2.4.2 ГАМАК ЗА ЛОПАТКАМИ

Спиной к гамаку

Гамак за лопатками

Высота: высокий/средний

19. ТАДАСАНА-2

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку и уводим руки за гамак, фиксируем полотно на лопатках. Делаем несколько шагов назад до натяжения гамака. Стопами возвращаемся вперед, выстраивая всё тело в прямую диагональ. Стопы прижаты, спина ровная, голова продолжение позвоночника, руки вытянуты вдоль тела.

Образы: гора, статуя, свечка

20. ГРУДНОЙ ПРОГИБ СТОЯ

Как входить в позу:

Встаем в позу «тадасана» (20). Руки собираем в «замок» за головой на затылке. На вдохе - прогиб назад, акцент на раскрытие грудной клетки. Выдох — в исходное положение.

Образы: смотрим на небо

21. УТКАТАСАНА

Как входить в позу:

Встаем в позу «тадасана» (19). Руками держим гамак и проходим стопами вперед, расслабляя таз. Голова на линии отвеса, в коленях угол 90 градусов, ягодицы, спина, живот — расслаблены.

 Образы: стульчик, трон, уголки

22. КРЕСЛО

Положение: спиной к гамаку

Гамак за лопатками

Высота: высокий/средний

Как входить в позу:

Занимаем позу «стула» (21). Руками берем длинные ленты и фиксируем в них пятки. Ленты на пятках или на центре стопы. Разводим ноги широко в стороны, поправляем гамак за лопатками, таз расслабляем.

Образы: кресло, морская звезда

23. УШТРАСАНА

Как входить в позу:

Занимаем позу «стула» (21). Опускаем колени на пол на ширине бедер, руки уводим в замок на затылок. Если положение в среднем гамаке, то необходимо отойти от линии отвеса назад и затем опуститься на колени. На вдохе делаем прогиб, грудную клетку направляем вверх, оставляя бедра, таз и живот в единой

плоскости. Выдох - возвращаем корпус в и.п.

Образы: колечко, змея, мостик

24. ГРУДНОЙ ПРОГИБ СИДЯ

Как входить в позу:

Сидим спиной к гамаку, на линии отвеса, ноги в коленях согнуты. Руки уводим за гамак, фиксируем в замок на затылке. На вдохе делаем прогиб, грудную клетку направляем вверх. Выдох — возвращаем корпус в и.п.

Образы: отдых, русалка, горка, холмик

2.4.3 ГАМАК ПОД БЕДРОМ/ЩИКОЛОТКОЙ

25. ВИРАБХАДРАСАНА 1

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, собираем гамак руками в узкую ленту и перешагиваем правой ногой через гамак, размещая его под бедром. Руками держимся высоким хватом за полотно, на выдохе делаем выпад вперед. Распределяем вес тела 50/50, нога на полу прямая, пятка прижата к полу; нога в гамаке — угол в колене 90 градусов, стопа сокращена. На выдохе возвращаемся в и.п.

Повторяем на другую ногу.

Нижний гамак:

Встаем лицом к гамаку, собираем полотно в узкую ленту, ставим правую стопу в гамак, пальцы ног и пятка вне гамака. Руками держимся за полотно, на выдохе делаем выпад вперед. Распределяем вес тела 50/50, нога в гамаке -— угол в колене 90 градусов, стопа сокращена. На выдохе возвращаемся в и.п.

Повторяем на другую ногу.

Образы: воин

26. ВИРАБХАДРАСАНА 2

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, собираем его руками в узкую ленту и перешагиваем правой ногой через гамак, размещая полотно под бедром, разворачиваемся на опорной ноге боком к гамаку. Правой рукой держимся за полотно, левая рука в сторону, параллельно полу. На выдохе делаем выпад вправо. Распределяем вес тела 50/50, нога на полу прямая, пятка прижата к полу; нога в гамаке - угол в колене 90 градусов, стопа сокращена. На выдохе возвращаемся в и.п. Повторяем на другую ногу.

Нижний гамак:

Встаем лицом к гамаку, собираем полотно в узкую ленту, ставим правую стопу в гамак, пальцы ног и пятка вне гамака, разворачиваемся на опорной ноге боком к гамаку. Правой рукой держим полотно, левая рука в сторону до параллели с полом. На выдохе делаем выпад в сторону. Распределяем вес тела 50/50, нога в гамаке — угол в колене 90 градусов, стопа сокращена. На выдохе возвращаемся в и.п. Повторяем на другую ногу.

Высота: любая

Образы: Воин

27. УТХИТТА ПАРШВАКОНАСАНА

Как входить в позу:

Фиксируем себя в положение Вирабхадрасана 2 (26). Уходим правым боком в наклон к правому бедру, правой рукой берем правую пятку, левую руку вытягиваем над головой. На выдохе возвращаемся в и.п. Повторяем на другую ногу.

29. ПАДАНГУШТХАСАНА

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, собираем полотно в узкую ленту, ставим стопу по центру полотна. Локти прижаты к корпусу, на выдохе выпрямляем правую ногу.

Высота: высокий гамак

30. ХАНУМАНАСАНА (шпагат)

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, собираем полотно в узкую ленту, фиксируем гамак под щиколоткой, стопа сокращена. Руками держим полотно, на выдохе делаем выпад вперед, ноги прямые. Повторяем на обе ноги.

Образы: шпагат

Высота: высокий гамак

31. ВИРАБХАДРАСАНА 3

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку, поворачиваемся лицом, собираем полотно в узкую ленту, фиксируем гамак под правой щиколоткой. Держась за ленты, поворачиваемся спиной к гамаку на опорной стопе, сгибая правую ногу в колене. Руками берём длинны ленты, на выдохе одновременно выпрямляем правую ногу и вытягиваемся за руками вперед до параллели с полом. Сохраняем баланс Повторяем на обе ноги.  

Высота: высокий гамак

32. СВАСТИКА

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку, поворачиваемся лицом, собираем полотно в узкую ленту, фиксируем гамак под правой щиколоткой. Держась за ленты, поворачиваемся спиной к гамаку на опорной стопе, сгибая правую ногу в колене. Руками берём средние поручни, на выдохе делаем выпад назад, угол в правом и левом коленях 90 градусов. На вдохе возвращаемся. Повторяем на обе стороны.

33. ПЛАНКА

Как входить в позу:

Встаем в позу стола на коврике. РУКИ на ширине плеч, щиколотки фиксируем поочередно в гамаке. Подтягиваем живот и фиксируем себя в данном положении.

Образы:

Высота: любая

34. ПОЛУМОСТ

Как входить в позу:

Ложимся на спину под гамак. Фиксируем щиколотки на узкой ленте гамака. Поднимаем ягодицы и поясницу от пола, сохраняя плечи и лопатки прижатыми к полу.

Высота: любая

35. ПОЗА ОТДЫХА

Как входить в позу:

Ложимся на спину под гамак. Фиксируем щиколотки на узкой ленте гамака или пятки. Фиксируем в длинных лентах. Покачиваем ногами из стороны в сторону, мягко массируя область поясницы.

2.4.4 СТОЯ В ГАМАКЕ

36. СТОЯ В ГАМАКЕ

Как входить в позу:

Стоим лицом к гамаку, собираем гамак в узкую ленту. Одну стопу ставим в центр гамака, согнутое колено находится точно над пяткой. Руками держим гамак высоким хватом, толкаясь опорной ногой от пола, поднимаем себя вверх и встаём в гамак.

Образы: гора, статуя, оловянный солдатик

Высота: любая

37. ВРИКШАСАНА

Как входить в позу:

Занимаем позу «стоя в гамаке» (36). Левой ногой делаем обхват гамака снаружи-внутрь. Ставим левую стопу на правое бедро, раскрывая еще больше левый тзб-сустав и удерживая сильной и крепкой правую ногу. Меняем ноги.

Образы: дерево, цапля

Высота: любая

38. БАДХАКОНАСАНА

Как входить в позу:

Занимаем позу «стоя в гамаке» (56). Укладывая стопы на внешнее ребро, сгибаем колени и уводим их в стороны за гамак. Таз опускаем к пяткам.

Образы: бабочка, лягушка

Высота: любая

39. РУДРАСАНА

Как входить в позу:

Стоим лицом к гамаку, расправляем полотно. Одну стопу ставим на дальний край гамака так, чтобы пятка была внутри полотна, а пальцы снаружи. Сгибаем колено и располагаем его точно над пяткой. Руками держим гамак высоко, толкаясь опорной ногой от пола, поднимаем себя вверх и встаём в гамак. Разворачиваем себя в гамаке боком и свободную стопу ставим на второй край гамака в то же положение (пятка внутри полотна, а пальцы снаружи).

Образы: лодка. Веер, парус, бальное платье

40. ВИРАБХАДРАСАНА 1,2

Как входить в позу:

Стоим лицом к гамаку, расправляем полотно. Одну стопу ставим на дальний край гамака так, чтобы пятка была внутри полотна, а пальцы снаружи. Сгибаем колено и располагаем его точно над пяткой. Руками держим гамак высоко, толкаясь опорной ногой от пола, поднимаем себя вверх и встаём в гамак. Ставим заднюю ногу на второй край гамака так, чтобы пальцы были внутри полотна, а пятка снаружи. В положении воин 1 разводим ноги друг от друга, максимально раскрываем ткань полотна. Сгибаем переднее колено до угла 90 градусов или больше, фиксируем

положение. В положении воин 2: разворачиваем корпус и таз в гамаке боком, заднюю стопу вместе с гамаком разворачиваем пальцами в сторону. Сгибаем переднее колено.

Высота: любая

Образы: воин, шагает великан

2.4.5 ЛЕЖА В ГАМАКЕ

41. ШАЛАБХАСАНА (Саранча)

Как входить в позу:

Встаём лицом к гамаку, расправляем полотно. Одно колено помещаем в гамак, руками захватываем дальний край полотна, плечи и локти выводим вне-гамака. Делаем толчок опорной ногой от пола, разгибая колено, выходим в положение лёжа на животе в гамаке. Вытягиваем руки вперёд, собираем лопатки и приподнимаем спину.

Высота: любая

Образы: пловцы, рыба

42. ВРИШЧИКАСАНА

Как входить в позу:

Встаём лицом к гамаку, расправляем полотно. Одно колено помещаем в гамак, руками захватываем дальний край полотна, плечи и локти выводим вне-гамака. Делаем толчок опорной ногой от пола, разгибая колено, выходим в положение лёжа на животе в гамаке. Вытягиваем руки вперёд, собираем лопатки и приподнимаем спину.

Образы: скорпион, плавающая лодка

Высота: любая

43. ДХАНУРАСАНА

Как входить в позу:

Занимаем положение «шалабхасана» (41). Освобождаем ноги до коленей от гамака. Сгибаем колени, стопы ставим с внешней стороны полотна. Раскрываем руки в стороны и уводим назад, пробуем захватить руками щиколотки. На выдохе ногами создаём натяжение рук. Ноги как рычаги. Делаем прогиб.

Образы: корзиночка, тарелка, коробочка, гнездо

Высота: любая

44. ПЛАВАЮЩАЯ РЫБА

Как входить в позу:

Занимаем положение «шалабхасана» (41). Правой рукой держим длинную ленту, левой рукой захватываем край полотна и переворачиваем себя на правый бок. Правая рука держит длинную ленту внизу, левая вверху.

Высота: любая

45. ЛЁЖА НА СПИНЕ

Как входить в позу:

Стоим спиной к гамаку садимся в него, расправляя полотно по бедрам. Укрываем свободным краем полотна всю спину и голову, ложимся на спину в гамак. Вытягиваем ноги вперёд, а руки вверх вдоль головы.

2.4.6 ПОЛЕТЫ

46. ПОЛЁТ СТОЯ

Как входить в позу:

Занимаем положение Тадасана-2. Вдох — поднимаем руки вверх, выдох — перетекаем на стопах вперед, переводим вес тела на плечи, подтягиваем мышцы живота, копчик направляем вниз. Все тело одна прямая линия. Вдох — обратно перетекаем назад — гамак на лопатках. Повторяем несколько раз.

Образы: птичка, самолет

47. ВЕРТУШКА ИЗ ПОЗЫ СТУЛА

Как входить в позу:

Занимаем положение Уткатасана (22). Руками держим полотно и делаем несколько кругов 360 градусов вокруг себя. Поднимаем колени к груди и раскручиваемся. Повторяем в другую сторону.

Образы: катаемся на карусели, миксер,

48. ОБХВАТ ГРУДИ

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, закрываем гамаком грудную клетку и проходим вперёд до натяжения. Подтягиваем колени к груди.

Образы: бомбочкой ныряем

49. САМОЛЁТ

Как входить в позу:

Занимаем позу Шалабхасана (41). Раскрываем руки в стороны до параллели с полом.

Высота: высокий

Образы: самолет, птица

50. ПАРАШЮТИСТ

Как входить в позу:

Занимаем позу Шалабхасана (41) в нижнем гамаке. Раскрываем руки в стороны и ставим ладони на пол. Начинаем себя раскачивать из стороны в сторону, а затем вперед и назад, затем пробуем соединить все эти 4 направления.

Образы: стрекоза

нижний гамак

51. ВЕРТУШКА ЛЕЖА НА ЖИВОТЕ

Как входить в позу:

Занимаем позу Парашютист (50). Помогая себе руками, делаем круг вокруг себя и затем раскрываем руки в стороны и раскручиваемся. Повторяем в другую сторону.

Образы: вертолет

Высота: нижний гамак

52. КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЁТ

Как входить в позу:

Ложимся в гамак полностью, прижимаем колени к груди. Ведущий закручивает несколько раз гамак по кругу и затем отпускает гамак. Затем делаем в другую сторону. По завершению вытягиваем всё тело внутри гамака, отдыхаем немного и затем садимся.

Высота: любая

Образы: кенгуру

53. КАЧЕЛИ

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку и аккуратно садимся так, чтобы гамак был до середины бедер. Можно так же делать на узкой ленте гамака. Руки уводим за полотно, и пробуем себя раскачать как на качелях, не касаясь ногами пола.

Высота: высокий гамак

Образы: качели, лианы

54. ВЕРТУШКА ИЗ ПОЗЫ КРЕСЛА

Как входить в позу:

Встаем спиной к гамаку и аккуратно садимся так, чтобы гамак был до середины бедер. Можно так же делать на узкой ленте гамака. Руки уводим за полотно, и пробуем себя раскачать как на качелях, не касаясь ногами пола

55. ПОЛЁТ - ВИС НА СГИБЕ БЁДЕР

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, собираем гамак в узкую ленту и фиксируем ее на уровне подвздошных костей. Проходим вперёд до натяжения гамака. Уходим в наклон вперед, сохраняя стопы прижатыми к полу. Руки ставим на пол и находим длинные ленты. Одновременно вытягиваем руки вперед, корпус до параллели с полом и поднимаем ноги так же до параллели с полом. Удерживаем все тело в воздухе. Вис на сгибе бедер: сгибаем колени, сгибаем локти, опускаем руки на пол и остаемся в висе на сгибе бедер. Выход: ставим руки и стопы на пол, проходим ногами вперёд, мягко с круглой спиной возвращаемся в вертикальное положение и сразу занимаем положение баласана, заземляемся.

2.4.7 ГАМАК ПОД КРЕСТЦОМ

56. ПОЗА СВЕЧИ

Как входить в позу:

Садимся лицом к гамаку, перешагиваем ногами через гамак, ложимся на пол. Поднимаем таз вверх и надеваем полотно от центра бедер до крестца. Расслабляем таз. Руками держим натянутые края гамака, сгибаем ноги в коленях и выпрямляем ноги вверх.

Образы: водопад, дерево с корнями

57. ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ В НИЖНЕМ ГАМАКЕ

Как входить в позу:

Садимся лицом к гамаку, перешагиваем ногами через гамак, ложимся на пол. Поднимаем таз вверх и надеваем полотно от центра бедер до крестца. Расслабляем таз. Приподнимаем ноги от пола, разводим колени в стороны, стопами захватываем гамак снаружи-внутрь. Руки расслаблены на полу.

Высота: низкий

58. СУПТХА РАДЖА КАПОТАСАНА

Занимаем положение Летучая мышь (57). Правую ногу прямую отводим в сторону, и через проворот в бедре опускаем стопу на пол. Фиксируем положение. Затем повторяем на другую ногу.

Образы: подставка

59. РУСАЛКА

Как входить в позу:

Садимся лицом к гамаку, перешагиваем ногами через гамак, ложимся на пол. Поднимаем таз вверх и надеваем полотно от центра бедер до крестца. Расслабляем таз. Руками держим натянутые края гамака и ставим стопы на дальний край гамака.

Выпрямляем ноги в коленях, растягивая стопами гамак вперед. Натяжение гамака от крестца до пяток. Расслабляем руки.

Образы: русалка, рыбий хвост

  1.  Усложненные асаны с гамаком

  1. Стоя в лентах

60. ТАДАСАНА (ПОЗА ГОРЫ)

Как входить в позу:

Сидим в гамаке ноги вместе или сидим боком в гамаке. Надеваем длинные ленты на пятки или центр стопы. Сгибаем колени, держась руками за длинные ленты, встаём. Собираем стопы вместе.

Высота: любая

Образы: гора, лыжник на старте, палка

61. РУДРАСАНА

Как входить в позу:

Сидим в гамаке ноги вместе или сидим в гамаке боком. Надеваем длинные ленты на пятки или центр стопы. Сгибаем колени, держась руками за длинные ленты, встаём. Упираясь внутренней поверхностью бедра в ленты, сгибаем колени.

Образы: лягушка, буква «Ж», дерево с ветками, корнями

62. ВОИН 1

Как входить в позу:

Сидим в гамаке ноги вместе или сидим в гамаке боком. Надеваем длинные ленты на пятки и центр стопы. Сгибаем колени, держась руками за длинные ленты, встаём. Упираем внутреннюю поверхность бедра в ленту, сгибаем колено. Вторая нога прямая, переносим руку на ленту спереди и разворачиваем корпус в сторону согнутой ноги. Повторяем на другую ногу.

Образы: лыжник

63. ВОИН 2

Сидим в гамаке ноги вместе или сидим в гамаке боком. Надеваем длинные ленты на пятки и центр стопы. Сгибаем колени, держась руками за длинные ленты, встаём. Упираем внутреннюю поверхность бедра в ленту, сгибаем колено. Вторая нога прямая. Повторяем на другую ногу

Образы: лыжник

64. ХАНУМАНАСАНА (ПРОДОЛЬНЫЙ ШПАГАТ)

Как входить в позу:

Сидим в гамаке ноги вместе или сидим боком в гамаке. Надеваем длинные ленты на пятки и центр стопы. Сгибаем колени, держась руками за длинные ленты, встаём. Перехватываем две руки справа, разворачиваем корпус и таз вправо. Крепко держась руками за ленту, разводим ноги в сторону — в шпагат.

Образы: шагает великан, разводной мост

Высота: любая

65. САМОКОНАСАНА (ПОПЕРЕЧНЫЙ ШПАГАТ)

Как входить в позу:

Сидим в гамаке ноги вместе или сидим в гамаке боком. Надеваем длинные ленты на пятки и центр стопы. Сгибаем колени, держась руками за длинные ленты, встаём. Крепко держась руками за ленты, разводим ноги в стороны - в поперечный шпагат.

Высота: любая

Образы: звезда, человек-паук

66. ПАРШВАТТАНАСАНА

Как входить в позу:

Из положения стоя помещаем одну стопу сразу в две длинные ленты. Держась за ленты, отталкиваем себя от пола, поднимаем вверх и зашагиваем свободной ногой в гамак вперед. Руками держим средние ленты и наклоняемся до параллели с полом.

Образы: ласточка, работа крана

67. ТРИКОНАСАНА — ПАРИВРИТТА ТРИКОНАСАНА

Как входить в позу:

Из положения стоя помещаем одну стопу сразу в две длинные ленты. Держась за ленты, отталкиваем себя от пола, поднимаем

Высота: любая

Образы: плывем на лодке и держимся за парус

2.5.2 БАЛАНС И СИЛА

68. УГОЛОК

Как входить в позу:

ставим предплечья на пол, параллельно друг другу, локти точно плечами. Фиксируем щиколотки в гамаке. Сохраняя натяжение гамака, выталкиваем таз вверх. Все тело в тонусе.

Высота: высокий, средний

Образы: раскладной диван, крокодил

69. ПЛАНКА СТОЯ

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, стопы на ширине таза, руками берем гамак обычным хватом на ширине плеч. Локти немного сгибаем и уводим в стороны, живот подтягиваем. Опираясь на гамак, наклоняем всё тело вперёд.

Образы: раскатываем тесто для пиццы

70. ПЛАНКА НА СРЕДНИХ Лентах

Лицом к гамаку

Захват средних лент руками (или обхват запястий гамаком)

Высота: высокий

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, стопы на ширине таза под отвесом гамака, руками держим средние поручни. Отклоняем корпус назад, не сгибая колени, выпрямляем локти

Образы: падающий мост

Высота: высокий

71. ПИСТОЛЕТ (ПРИСЕДЫ)

Как входить в позу:

Встаем лицом к гамаку, руками делаем обхват вокруг запястий. Одну ногу вытягиваем вперёд, бедро параллельно полу. На опорной ноге выполняем присед, сохраняя прямой угол в колене и ровную спину.

72. АРДХА ЧАНДРАСАНА (полумесяц)

Как входить в позу:

Встаем боком к гамаку, опорная нога под линией отвеса. Держим руками гамак (одна рука внизу, другая рука хват сверху). Переносим вес на опорную ногу, выполняем наклон на бок, свободную ногу поднимаем на уровень корпуса.

Высота: высокий - опорную ногу

  1. КУВЫРКИ

73. КУВЫРОК НАЗАД ЗА СРЕДНИЕ ЛЕНТЫ

Положение: сидя в гамаке

Высота: средний/высокий

Как входить в позу:

Сидим в гамаке, руки за гамаком держат средние ленты. Ложимся на спину, голова, плечи свободны от гамака. Сгибаем колени и приводим к груди, уводим ноги за голову и совершаем кувырок. Ставим стопы на пол.

Образы: кокон, бабочка рождается, лист с дерева упал

74. КУВЫРОК ВПЕРЁД ГАМАК НА ПЛЕЧАХ

Как входить в позу:

Стоим на полу, укрываем плечи краем гамака. Выполняем наклон вперед, вытягиваем руки назад, ладонями держим гамак. Толчок ногами от пола, подтягиваем колени к груди, поднимаем таз вверх. И приходим в положение лёжа на спине в гамаке

Высота: высокий

2.5.3 ПЕРЕВЕРНУТЫЕ ПОЗЫ

75. ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

Как входить в позу:

Сидя в гамаке складываем гамак пополам, аккуратно садимся в гамак, гамак на крестце руками держимся с двух сторон за гамак — хват рук ближе к ягодицам.

Высота: средний/высокий

Отклоняем корпус назад, разводим ноги широко в стороны. Сгибая колени, обхватываем гамак снаружи — внутрь. Расслабляя спину, опускаем корпус вниз, отпускаем руки.

75. БАДХАКОНАСАНА

Как входить в позу:

Занимаем положение «Бадхаконасана» (38). Руками держимся за длинные ленты и опускаемся по ним вниз. Отпуская ленты, расслабляем спину.

Стоя в гамаке

Высота: любая

76. САРВАНГАСАНА

Как входить в позу:

Садимся в гамак, свободным краем гамака укрываем плечи, проверяем чтобы шея была свободна. Опускаемся на спину, руки поднимаем по гамаку вверх, крепко держим. Сгибаем колени и подводим к груди, аккуратно поднимаем стопы вверх по гамаку. Пробуем выровнять положение таза и корпуса в одну плоскость.

Образы: сосулька, свечка, морковь, труба, ножницы добавить работу ног

77. ВИС НА СГИБЕ БЕДЕР

Как входить в позу:

Стоим лицом к гамаку на линии отвеса. Хват руками за гамак чуть шире плеч. Прижимая гамак к сгибу бёдер, шагаем вперед до натяжения полотна. Приподнимаемся на полупальцы, с ровной спиной опускаем корпус вниз, руки ставим в пол. Шагаем руками назад, чтобы гамак вернулся под отвес, стопы поднимаем с пола.

Образы: лестница, горка, звезда развести ноги в стороны

СТИХОТВОРЕНИЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КОМПЛЕКСА «ПРИВЕТСТВИЕ СОЛНЦУ»

Солнышко, здравствуй!

И небу - привет!

Крепкой Земле поклонюсь я в ответ.

Спинку свою я вперед потяну,

Правой (левой) ногой я назад отшагну.

Руки мои ловко тянутся ввысь,

И ты со мной к Небесам потянись!

Стану горой, что очень крепка,

И посмотрю, как плывут облака,

Снова гора мне силы дает,

Правой (левой) ногой я шагаю вперед.

Руки опять потяну я наверх,

Знаю, сегодня нас ждет всех успех!

Низки поклон всем живым существам,

И благодарность я шлю Небесам.

Всех в этом мире благодарю,

Счастья желаю и очень люблю!

Варианты выполнения:

- Быстро-быстро

— «Замедленная съемка» или

«Стоп-кадр»

—- Шепотом (способствует

большей концентрации)

— Один из ребят — ведущий,

показывает и говорит

стихотворение, другие —

слушают и повторяют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности «Маленькие читатели» для детей 3 - 8 лет

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности  «Маленькие читатели» (далее Программа) разработана и реализ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г

Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...