«Современные подходы к духовно – нравственному воспитанию в процессе формирования культуры здорового образа жизни»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад № 104 комбинированного вида»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТЕЛЕЙ
«Современные подходы к духовно – нравственному воспитанию в процессе формирования
культуры здорового образа жизни»
Подготовила:
инструктор по
физкультуре
Казанцева Н.Я.
Саранск.2023 г.
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются сознательная установка на здоровый образ жизни, ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, здорового, компетентного гражданина России.
Духовно – нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения является приоритетным направлением образования на современном этапе. Духовно - нравственное здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его физического здоровья, что обуславливает в целом здоровый образ жизни. Процесс обучения ЗОЖ неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, легче обучать. Проведя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым общением.
Цель нашей работы: создание эффективной системы сохранения, укрепления и формирования здорового образа жизни детей (физического, психического социального и духовно-нравственного) на основе взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Нам необходимо спроектировать свою деятельность по обеспечению социально-эмоционального и духовно-нравственного благополучия детей по следующим направлениям:
∙ Привитие культурно-гигиенических навыков;
∙ Развитие представлений о строении собственного тела, его особенностях и назначении органов;
∙ Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
∙ Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
∙ Формирование представлений об окружающей среде;
∙ Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
∙ Развитие потребности родителей ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Данные направления необходимо реализовывать с учетом возрастных особенностей детей, в рамках комплексно-тематического планирования. Работу с детьми необходимо строить в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делая акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих дошкольников.
В рамках реализации образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад №104 комбинированного вида» наряду с традиционными формами необходимо использовать и нетрадиционные формы оздоровления, включающие в себя элементы дыхательной, пальчиковой гимнастики, релаксации, самомассажа, профилактику плоскостопия являющимися элементами современного направления - педагогики оздоровления. Благодаря введению данных форм работы и синтезу их с игровой деятельностью у детей будет происходить гармонизация отношений между собой. Ребята будут становится более доброжелательными друг к другу. У них будут формироваться полезные привычки. Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя являются цикл занятий «Уроки здоровья».
Только благодаря совместной работе детского сада и семьи формируется здоровая, физически развитая личность, которая обладает нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни. При целенаправленном воспитании, обучении и закреплении в повседневной жизни полезных привычек, соответствующей мотивации занятий физкультурой, создании оптимального двигательного режима в течение дня отношение дошкольников к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Одновременно с этим происходит духовно-нравственное развитие личности каждого воспитанника, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, миру в целом.
В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно – нравственные достижения человека. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Взрослые, педагоги, родители наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни
В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...

Выступление на родительском собрании на тему: "Современные подходы к проблемам нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Цель: Воспитание детей, как ценность общества.Задачи:Формирование нравственного долга детей перед родителями;Развитие положительных эмоций и чувств.Оборудование:Плакаты: «Правила гигиены», «Этик...

Разработка НОД по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Образ любящей мамочки"
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образован...
Конспект занятия по нравственному воспитанию детей и основам здорового образа жизни «Доброе слово лечит» в средней группе
Нравственное воспитание, здоровье сберегающие технологии...

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долг...

«Основные подходы к духовно-нравственному воспитанию»
Наибольший эмоциональный отклик в душе ребёнка дающий духовные ростки, вызывают православные праздники. Мы утверждаем: наши дети растут в более эмоционально – благополучной атмосфере, чем невоце...