Дополнительная программа по физической культуре "Суд-жок"
методическая разработка
Актуальность. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sud-zhok.docx | 36.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Целью ФГОС и ФОП ДО является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических национально- культурных традиций. ДОУ должно обеспечить физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности. В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Актуальность. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.
Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа кружковой деятельности.
Новизна. Одно из направлений педагогической деятельности - коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию движений кистей рук у детей с использованием Су-Джок терапии. О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему функциональных возможностей кистей рук детей, связь между степенью сформированными движениями пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.)
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. В следствии чего была выдвинута гипотеза, что если систематически использовать приемы су-джок терапии, то коррекционно-развивающий процесс будет протекать более эффективно, и, возможно, сократятся сроки коррекционной работы.
Цель использования Су-Джок терапии: сохранение и укрепление здоровья детей, развитие психофизических качеств (мелкой моторики, координации, ориентировка в пространстве) и речи воспитанников.
Задачи:
Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.
Развивать координацию движений у ребенка.
Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую моторику, внимание, зрительное восприятие, мышечную память.
Воспитывать интерес к своему здоровью, терпение, стремление к достижению позитивного результата.
Принципы работы кружка:
Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).
Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).
Оптимальность, сбалансированность, строгая дозировка нагрузки.
Комплексность и интегративность (решение коррекционных задач в рамках целостного педагогического процесса).
Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).
Методические рекомендации по организации занятий
Программа рассчитана на детей в возрасте 6 - 7 лет. Срок реализации программы – 1 год. Кружок “Волшебные шарики” проводится для детей подготовительной группы.
Структура и формирование дополнительного образования в рамках кружка:
продолжительность занятий – 5-10 минут;
периодичность занятий - работа ведется в первой половине дня:1 занятие в неделю. Всего 4 занятия в месяц. Итого 26 занятий в год. Не берутся в счет месяца – сентябрь, май;
Формы организации обучения:
Специально организованное занятие.
Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.
Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие.
Пути реализации Су-Джок терапии:
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование). Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений, художественного слова).
В процессе использования упражнений Су-джок терапии, применяем следующие методы и приемы:
1. Взаимодействие со сказочным персонажем.
Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
2. Словесные приемы.
Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
3. Игровые приемы.
Занятие-игра, игровые упражнения.
4. Наглядные приемы.
Схемы.
Видеоматериалы.
Иллюстрации.
5. Практические действия.
Массаж кистей, стоп и пальцев.
Этапы работы по Су-Джок терапии.
I этап.
Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.
II этап.
Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап.
Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.
В результате использования Су-Джок терапии мы ожидаем:
благоприятное воздействие на весь организм;
стимуляция речевых зон коры головного мозга;
развитие координации движений и мелкой моторики;
развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психофизических процессов.
Для осуществления форм коррекционно-развивающей работы был составлен перспективный тематический план, в который включены темы, игры, упражнения с использованием элементов Су-Джок терапии.
Перспективный тематический план занятий кружка.
месяц | № | тема | Содержание | ||
октябрь | 1 | «Давайте познакомимся. Встреча с мамой Ежихой и ежатами». | Знакомство с колючим шариком при рассказывании сказки по таблице, в которой говорится о том, как ежата раскрасили себя красками и стали – разноцветными ёжиками. Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков. | ||
октябрь | 2 | “Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем” | Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев. | ||
октябрь | 3 | Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев. | Массаж эластичным кольцом. | ||
октябрь | 4 | «Про ёжика» | Закрепление основных видов движений |
месяц | № | тема | Содержание |
ноябрь | 1 | «Грибы» | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
ноябрь | 2 | «Волшебные шарики» | Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
ноябрь | 3 | «Фрукты» | Развивать речь по теме «Фрукты», обогащать словарь прилагательными. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
ноябрь | 4 | «Поздняя осень». | Познакомить с сезонными явлениями поздней осени, расширять представления о творчестве композиторов. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
месяц | № | Тема | Содержание |
декабрь | 1 | «Наши пальчики». | Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
декабрь | 2 | «Зимние забавы». | Активизация и актуализация по теме «Зимние забавы»; учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам; продолжать совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать прилагательные с именами существительными в роде и числе. Массаж эластичным кольцом. |
декабрь | 3 | «Зимние забавы». (продолжение) | Активизация и актуализация по теме «Зимние забавы»; воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажёра, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
декабрь | 4 | «Новогодний праздник». | Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник». Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев. |
месяц | № | Тема | Содержание |
январь | 1 | «Мой послушный язычок все, что нужно сказать смог» | Проговаривание стихов, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами |
январь | 2 | «Лево- право различаю, каждый свой я пальчик знаю» | Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания |
январь | 3 | «Дружно с шариком играем, по дорожке катаем» | Игры с шариком Су Джок, направленные на развитие мелкой моторики (прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации) |
месяц | № | Тема | Содержание |
февраль | 1 | «Профессии». | Активизация словаря по теме «профессии», «инструменты»; обогащение словаря за счет глаголов и существительных; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
февраль | 2 | «Транспорт». | Активизация словаря по теме «транспорт»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. |
февраль | 3 | «Ушки на макушке». | Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас» |
февраль | 4 | «Ушки на макушке». | Тоже |
месяц | № | Тема | Содержание |
март | 1 | «Ушки на макушке». | Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «По слогам слово называй и на каждый слог шарик доставай» |
март | 2 | «Веселая грамматика». | Работа над словарем. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
март | 3 | «Чудо, которое поможет победить холод». | Обучение составлению рассказа по опорным картинкам, обеспечение целостного восприятия картины. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
март | 4 | «Ушки на макушке» | Связь звука с буквой (Буквы знаю и пишу). Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
месяц | № | Тема | Содержание |
апрель | 1 | «Перелётные птицы» | Развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
апрель | 2 | « Насекомые». | Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
апрель | 3 | « Подводный мир». | Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джок массажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
апрель | 4 | Открытое итоговое занятие для родителей «Волшебные шарики». | Показать что умеем, чему научились |
Оценка эффективности занятий «Волшебные шарики Су - Джок»
Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров Су-Джок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечено, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.
Заключение
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на весь организм.
Литература
Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. 4.
Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание., испр., и доп.: М “АРКТИ”,2020 г.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2012. №1. - с. 36-38
Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 2010.
Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 2020.
Приложение
1.Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично провожу упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
10. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке» /Приложение №1/
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков, они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат
Оценка эффективности занятий «Волшебные шарики Су - Джок»
Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
Методики обследования:
Определение ведущей руки
Определение ведущего глаза
Определение графической подготовленности
Определение уровня сформированности мелкой моторики пальцев.
№ 1.
Тестовые задания для определения ведущей руки ребенка.
(Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и
родителей)
Условия проведения тестирования'.
Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом)
Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.
Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет «рукость».
Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»
I. «Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».
- Активные действия выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет.
«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».
- Активные действия выполняет ведущая рука: открывает, закрывает.
2 . «Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» - Учитывается, какой рукой ребенок работает, качество работы, выполненной правой и левой рукой.
«Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука.
«Протри мебель (стол, шкаф, и др.)». - Если ребенок протирает левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все действия выполняют левой рукой.
«Подними лежащий на полу предмет». - Праворукис очень редко берут его левой рукой.
«Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой». - Ведущей считается рука, которой раскладываются картинки.
«Соедини скрепки в цепочку». - Ведущая та рука, которая действует более активно.
«Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой». - Ведущей считается та рука, которая выполняет активное движение независимо от того, в какой руке ребенок держит иголку.
9. «Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)». А Посмотрите,
большой палец какой руки - правой или левой - сверху: если правой, то, по этому тесту.
Ваш ребенок правша, левой - левша.
10. «Сцепи руки сзади». - Посмотрите, какая рука какую держит. Если правая
держит левую, то ведущая рука правая, и наоборот.
II. «Скрести руки на груди (поза Наполеона)». - Какая рука сверху?
12. «Покажи, как ты аплодируешь». - Посмотрите, какая рука совершает основное
- ударное движение о ладонь другой руки. Более активна и подвижна ведущая рука.
«Развяжи узелки». - Ведущая рука считается та рука, которая развязывает узел.
«Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой». - На какую руку опирался Ваш ребенок?
«Заведи часы». - Ведущая рука выполняет активные действия, заводя часы, не ведущая - их фиксирует.
Для удобства в работе по оформлению результатов тестирования «рукости» ребенка можно использовать таблицу:
Интерпретация полученных результатов:
При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».
Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».
Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу «Правая (лева) рука».
№ 2
Тестовые задания для определения ведущего глаза ребенка, (методические рекомендации по подготовке ребенка к обучению в школе В.А.Гуров, А.И. Смирнов, Ю.Н.Истомина.)
Ребенку предлагается посмотреть в даль через защитный экран с отверстием посередине (или трубочку). В качестве экрана можно использовать обычный лист бумаги с отверстием посередине. - Глаз, к которому подносился экран, считается ведущим. Исследование повторяется не менее трех раз.
Предлагается ребенку моргнуть одним глазом. - Закрывается обычно не ведущий глаз.
В затемненном помещении ребенку дается карандаш (хотя можно предложить использовать и большой или указательный палец) и предлагается прикрыть лампочку или зажженную свечку. - Находясь сбоку исследователь, видит глаза ребенка и определяет, на какой из них падает тень от карандаша (пальца) - как правило, она падает на ведущий глаз.
Для удобства тоже используется таблица, в которую заносятся результаты.
№ 3.
Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев.
(О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова практическое пособие для педагогов родителей)
Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.
Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак —ребро —ладонь» (А.Р. Лурия)
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак -ребро -ладонь»
Могут быть нарушены:
переключение с одного вида движений на другое; последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования: •
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении
команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении
переключаемое™ движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует
командам тестирующего.
Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этм положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретаиия результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
Тест на определение уровня точности выполнения движений пальца.ми доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.
Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
Диагностика уровня сформированности и школьно-значимых функций.
Оценка зрительно-ручной координации. Манометрический тест:
(тест Озерецкого)
Ход тестирования:
Ребенку предлагается обвести ручкой два предварительно нарисованных карандашом крута диаметром 3 см - один правой, другой - левой рукой.
Интерпретация результатов тестирования:
Оценивалось время, затрачиваемое учащимся на обведение круга в секундах. Результаты заносятся в таблицу.
Методика определения зрительно-ручной координации.
«Зрительно-ручная координация» (ЗРК) характеризует степень взаимосвязи в системе глаз-рука, уровень развития зрительно-ручной координации.
Ход тестирования:
Ребенок становиться на расстоянии вытянутой руки от мишени — листа бумаги с нанесенной целью в виде креста, размером 2*2 см, и закрепленной на уровне плеч, берет в ведущую руку ручку с острозаточенным наконечником и под счет, задающий темп, пытается попасть в цель. Проводиться 5 испытаний.
Интерпретация результатов тестирования:
Очевидно, что чем меньше расстояние от точки попадания до центра мишени, тем выше зрительно-ручная координация.
№ 5. Играем пальчиками и развиваем речь. (В.В.Цвынтарный).
Домик.
Дом стоит с трубой и крышей.
На балкон гулять он вышел.
{Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)
Очки.
Бабушка очки надела и внучонка разглядела.
{Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам).
Флажок.
Я в руке флажок держу и ребятам им машу.
{Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) - вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе).
Лодка.
Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
(Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик)
Пароход.
Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.
(Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх).
Скворечник.
Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.
(Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь).
Грабли.
Листья падают в саду, Я их граблями смету.
(Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя).
Кошка.
А у кошки ушки на макушке, Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маугли" программа дополнительного образования для физически одаренных детейных детей
Делюсь для всех программой, которую реализовывала в детском саду. Программа рассчитана на детей физически развитых....
программа дополнительного образования по физической культуре, группа здоровья
Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения. Цель наших занятий научить детей таким упражнениям и играм, которые помогут пр...
Дополнительная программа кружка "Топтыжка" по физическому развитию детей раннего возраста
Программа кружка «Топтыжка» - это физкультурно-оздоровительный игровой сеанс.Все упражнения направлены на укрепление физического здоровья детей и профилактику таких нарушений, как:Ø сколиоз,Ø плоскост...
Ссылка на книгу "Образовательная программа общей физической подготовки дополнительного образования детей"
Поскольку книга имеет большой формат, то для её просмотра необходимо пройти по ссылке "Образовательная программа общей физической подготовки дополнительного образования детей"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает на двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладываетс...
Дополнительная программа по физической культуре для детей старшего и подготовительного возраста. "Здороячек"
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на использование различных оздоровител...
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год к дополнительной общеразвивающей программе по физическому развитию (плавание) (для детей 3 – 7 лет )
Настоящая рабочая программа по реализации образовательной области «Физическое развитие» (далее – Программа) разработана для детей общеразвивающих групп от 3 до 7 лет.Одно из важнейши...