Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
проект (старшая группа)
Материалы данной работы представляют собой планы и описание хода проведения экологического проекта на базе МКДОУ ЦРР-д/с № 501 с воспитанниками старших группы, автором разработанного материала является Савинцева Марина Павловна. Познавательно - исследовательский проект включает в себя занятия, игры, эксперименты, разработанные с учетом возрастных особенностей детей, а также описание совместной деятельности педагога с детьми. В приложениях представлены игры и опыты которые использовались в течении всего времени реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_volshebnitsa_savintseva.docx | 94.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Центр развития ребенка- детский сад № 501 «Медвежонок» Октябрьского района
630017 г.Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/1
Тел.260-59-11, e-mail: ds_501_nsk@nios.ru
Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
Субъект образовательной деятельности – воспитанники 5-6 лет
Воспитатель:
Савинцева Марина Павловна
Первая квалификационная категория.
Новосибирск 2024 г
Оглавление
Аннотация ………………………………………………….……3
Актуальность ……………………………………………………3
Введение …………………………………………………………4
План подготовки и реализации проекта..…………………...…5
Содержание методической разработки……………..…....……8
Примерный план………………………………………….….….9
Заключительный этап …………………………………….……11
Приложение …………………………………………..…………13
Литература ………………………………………………..…….28
Аннотация
Материалы данной работы представляют собой планы и описание хода проведения экологического проекта на базе МКДОУ ЦРР-д/с № 501 с воспитанниками старших группы, автором разработанного материала является Савинцева Марина Павловна. Познавательно - исследовательский проект включает в себя занятия, игры, эксперименты, разработанные с учетом возрастных особенностей детей, а также описание совместной деятельности педагога с детьми. В приложениях представлены игры и опыты которые использовались в течении всего времени реализации проекта.
Актуальность
Методическая разработка экологического проекта «Вода волшебница» возникла в результате поиска новых интересных форм работы по поддержке детской инициативы и творчества. Загрязнение окружающей среды в нашем мире остро затрагивает проблему экологии. Развивать экологический интерес и культуру мы начинаем у детей в раннем возрасте, учим бережно относиться к природе, и должны научить беречь воду. Наблюдая за деятельностью детей в группе, я пришла к выводу, что дети разных возрастов с большим интересом играют с водой. В результате беседы с детьми я выяснила, что ребятам интересно узнать, откуда берется вода, где люди ее используют, свойства воды, что будет с миром без воды и как ее сохранить.
Для решения данной проблемы я разработала экологический познавательно-исследовательский проект. Родителям было предложено совместно с детьми съездить на водоемы, реки и другие места и понаблюдать за состоянием воды. Посетить музеи.
Данный проект был разработан и проведен в 2021 году. В этом году планируется повторное проведение экологического проекта. Новизна и уникальность этого вида деятельности заключается в том, что дети, являясь главными участниками процесса, создают свои собственные работы, осязаемые продукты индивидуальной и коллективной деятельности.
Введение
Реализация данного проекта осуществлялся в процессе организации совместной деятельности детьми и родителей. Проводились опыты, ставились эксперименты в форме игры. Что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Данный проект помогает вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развивает любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Целью проведения творческого проекта является формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, формирование важности воды для всех живых организмов на земле, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.
Задачи:
- расширять представления детей о свойствах воды.
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- укреплять отношения внутри детского коллектива и отношения педагог-ребенок;
- создавать творческую, радостную атмосферу в группе.
- способствовать формированию бережного отношения к воде.
- активизировать природоведческий словарь ребенка.
- воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Условием применения методической разработки является создание необходимой предметно-пространственной среды, наличие нужных инструментов и материалов, организация деятельности детей с использованием метода синтеза разных видов искусств – музыки, живописи, архитектуры, литературы.
План подготовки и реализации проекта
Вид проекта: познавательно-исследовательский проект.
Тип проекта: две недели.
Начало реализации октябрь 2021г.
Этапы реализации проекта:
Реализовав проект в 2021 учебном году, получив положительный опыт работы по представленному направлению, мероприятия основного периода стали носить цикличный характер. Ежегодно в учреждении применяется представленная модель реализации проекта, корректируется и дополняется лишь содержание.
Участники проекта:
дети;
педагоги ДОУ;
родители (социальные партнеры).
Деятельность педагогов:
Взаимодействие с родителями:
Содержание методической разработки
Этапы проведения творческого дня:
1. Подготовительный раздел.
2. Вводный раздел.
3. Основной раздел.
4. Итог, рефлексия.
Исследовательский этап (Основной)
Совместная деятельность педагога с детьми
Вводный раздел:
- озвучивание воспитателем темы, проведение небольшой ознакомительной беседы с детьми в группе.
Основной раздел:
- проведение занятия по изобразительной деятельности в первой половине дня;
- осуществление совместной коллективной деятельности педагога с детьми в группе во второй половине дня.
Итог дня:
- рефлексия, обмен впечатлениями, обсуждение увиденного и услышанного.
Дата | Беседы | Экспериментирование | Игровая деятельность | Работа с родителями |
Понедельник | Беседа «Кто живёт в воде» расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем Отгадывание загадок о разных состояниях воды, активизация и обогащение словаря. Решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы на Земле исчезла вся вода?» дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека. Чтение: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды». Учить детей внимательно слушать литературное произведение Экспериментальная деятельность «Очистим воду»: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки. | Опыт. Вода – это жидкость. | «Тонет – не тонет» | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде. Свозить ребенка на водопады, фонтаны, к реке, для наблюдений и фоторепортажа. Создание альбома «Вода волшебница» |
Вторник | Беседа «Вода в природных явлениях» Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе. На воде, на солнце…» Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать организованность. | Опыт. Вода не имеет формы. | «Забавные рыболовы». «Попади в мишень». Изготовление книжек малышек. | |
Среда | Беседа «Откуда в наш дом приходит вода». Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам. Чтение С.Маршак «Водопровод» Поддерживать детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге. | Опыт № 3. Вода бесцветная. | «Горячая, тёплая, холодная». «Течет ручеек» Создание альбома: «Вода волшебница» | |
Четверг | Развитие речи. Тема: «Капля с крыши - дзинь-дзинь»» Цель: побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить составлять небольшие тексты повествовательного характера (сюжеты), уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч, развивать речевое внимание, фонематический слух детей, воспитывать усидчивость. | Опыт № 4. Вода прозрачная. | «Вода прозрачная» «Вода не имеет формы» «Курочка пьет воду»: | |
Пятница | Беседа «Вода в нашей жизни» Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека. Дидактическая игра: «Царство воды» - закрепить представление о состояниях воды в природе. | Опыт № 5. У воды нет запаха. | «Расставь бутылочки». «Фонтанчики». «Дождик, дождик, мороси!»: Создание выставки «Водный мир» |
Примерный план
Понедельник | Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода на Земле» (океаны, моря, реки, ручейки) обучение связному рассказыванию по картинке. Беседа «Кто живёт в воде» расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем | Опыт. У воды нет вкуса. | «Плавает или тонет». «Наливаем – выливаем». «Замёрзшая вода двигает камни». Выпустить экологическую газету «Чудесная сила воды». | Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой. Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде. Свозить ребенка на водопады, фонтаны, к реке, для наблюдений и фоторепортажа. Создание альбома «Вода волшебница» |
Вторник | «Экологическая сказка «Ручеёк» Ц: уточнить и расширить представление детей об образе жизни животных, живущих в воде; обобщить знания детей о типичных повадках водных зверей, способах защиты от врагов, добывание пищи. | Опыт «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду». | «Весёлые соревнования». «Буря в стакане». Провести природоохранную акцию «Каждая капля важна». | |
Среда | Рассматривание картинок «Кто такие водоплавающие» дать представление о водоплавающих птицах | Опыт «Горячая и холодная вода, которая не смешивается» | «Ледяные парусники». «Угадай – ка». | |
Четверг | Чтение художественной литературы. «Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» Цель: развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов. | Опыт. Узнаем «Какая вода» | «Наливаем воду в разные сосуды». «Где больше воды». Презентация альбома «Вода волшебница» | |
Пятница | Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели» Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке. Итоговое мероприятие - викторина «Волшебница вода» показать детям взаимодействие всего живого в природе. Учить бережному отношению к живой и неживой природе | «Чем быстрее?» «Кто быстрее». «Переносим воду». Итоговое мероприятие «Вода волшебница» |
Заключительный этап
Выставка рисунков “Водный мир”.
Развлечение “Вода волшебница”
Результаты реализации проекта «Вода волшебница»:
Для детей:
- Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
- Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
- Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словесному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
- Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
- Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
- Развитие у детей инициативы, самостоятельности.
Для педагогов:
- Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию дошкольников.
- Повышение профессионального педагогического уровня по эколого-познавательной деятельности.
- Стимулирование личностного и творческого саморазвития.
Для родителей:
- Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.
Пропагандистская работа:
- Организована фотовыставка «Всем нужна вода».
- Выпущена экологическая газета «Чудесная сила воды».
- Проведена природоохранная акция «Каждая капля важна».
- Организована презентация альбома «Вода волшебница».
- Проведено развлечение «Вода волшебница»
Заключение
Систематическое проведение интеллектуальных игр с дошкольниками позволяет педагогу сформировать необходимые умения и навыки детей, научить детей быть уверенными в себе, преодолевать коммуникативный барьер скованности, нерешительности, принимать сложные, нестандартные решения, работать в коллективе, слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения. Благодаря экологическим проектам, дети учатся бережно относиться к природе.
Данный познавательно-исследовательский проект поможет педагогам осуществить воспитание у детей экологической культуры. Здесь собраны самые интересные иры и опыты с водой, которые помогут интересно и с пользой провести время. Так же прилагается список литературы, где также можно найти занимательные задания и эксперименты, которые можно использовать, как дополнительный материал при подготовке к занятиям по экологии и естественнонаучным представлениям, а также в самостоятельной работе дошкольников и совместной работе воспитателя с детьми.
Приложение
ИГРЫ С ВОДОЙ
«Тонет - не тонет»
Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.
Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.
«Морские сокровища»
Цель: развитие внимания, координация движений.
Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.
«Забавные рыболовы».
Цель: Учить детей различать левую, правую руку, вылавливать предметы из воды столовой ложкой, не помогая другой рукой. Воспитывать аккуратность, способствовать развитию положительных эмоций от игры с водой.
Оборудование: пластмассовая ёмкость с водой, пластмассовые рыбки, 4 столовые ложки,4подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. На стол ставится пластмассовая прозрачная ёмкость с водой (аквариум). Пластмассовых рыбок дети опускают в сосуд, беря их тремя пальцами левой и правой руки (большим, указательным и средним). После того как «аквариум» заполнен, дети берут столовую ложку и «ловят» рыбок, не помогая другой рукой. Игра повторяется несколько раз.
«Горячая, тёплая, холодная».
Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 3 пластмассовые бутылки (0,5 л) разного цвета: красная с горячей водой, жёлтая с тёплой, синяя с холодной.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми три бутылки разного цвета и сообщает, что в бутылках налита вода. Вода разная: горячая, тёплая, холодная. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель напоминает, что с горячей водой и горячими предметами надо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и сказать, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.
«Вода прозрачная»
Цель: Дать представление
Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки.
Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки. И посмотреть, в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная.
«Вода не имеет формы»
Оборудование: стакан, тарелка, кусочек льда.
Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лёд – это твёрдая вода). Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком (до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
«Расставь бутылочки».
Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 4 пластмассовые бутылки (0,5 л) одного цвета; с холодной, теплее,
тёплой и горячей водой.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми четыре бутылки одного цвета и сообщает, что в них вода разной температуры: холодная, теплее, тёплая, горячая. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель вместе с детьми вспоминает правила обращения с горячей водой и горячими предметами: с ними необходимо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и определить, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.
«Фонтанчики».
Цель: эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения..
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш – ш -ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.
«Плавает или тонет».
Цель: дать детям понятие, что не все предметы тонут в воде, многие предметы плавают – это зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Закрепить
название материалов, из которых сделаны предметы. Создать у детей радостное
настроение от игры с водой.
Оборудование: на каждого игрока: пластмассовые стаканчики (0,5 л) с водой, наборы предметов из разных материалов (монеты, колечки, пробки, детали конструктораит.д).
Ход игры. В игре участвуют 5 детей. Воспитатель ставит на стол перед каждым ребёнком пластмассовый стакан с водой и раздаёт наборы различных предметов. Дети называют предметы и материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, какие предметы утонут, а какие нет. Затем бросают их в воду и называют, какие предметы утонули, а какие плавают, объясняя причину. Игроки достают предметы из воды, меняются ими и продолжают игру.
«Наливаем – выливаем».
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по-разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой.
Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пластмассовая бутылка, брызгалка.
Ход игры. В игре участвуют 5-6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется.
«Весёлые соревнования».
Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы.
Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске (колпачки от фломастеров), 2 коктейльные трубочки, 2 контейнера от киндер- сюрприза (пловцы).
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется.
«Буря в стакане».
Цель: создать положительно-эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку.
Оборудование: 2 пластмассовых стакана (500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана (250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке (дует сильный ветер). Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее.
«Ледяные парусники».
Цель: развивать у детей знание о том, что лёд легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхательной системы. Создавать радостное настроение от игры с водой.
Оборудование: ванночка прямоугольной формы, лёд различной формы с парусом на зубочистках.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Занести в помещение льдинки с установленными парусами. Поместить их в ванночку с водой. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на ледяные парусники. Выигрывает тот участник, чей парусник быстрее доплывёт до противоположного края ванночки. Игра повторяется.
«Угадай – ка».
Цель: упражнять детей выполнять не сложные действия с водой, губкой. Развивать глазомер. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: поролоновые губки, тарелки с водой, одноразовые стаканы (200 мл с делениями), подносы, фломастеры, тканевые салфетки (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 4-6 детей. Воспитатель наливает в тарелки немного воды и предлагает детям угадать, сколько воды впитывает в себя губка. Каждый игрок отмечает фломастером предлагаемый уровень воды на пустом пластмассовом стакане с делением. Потом дети опускают губку в тарелку с водой и ждут, что бы губка впитала в себя воду. Затем игроки отжимают оду с губки в стакан для измерения. Выигрывает тот, кто точнее указал предполагаемый уровень воды.
«Наливаем воду в разные сосуды».
Цель: закрепить знания о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы (колба, банка, стакан, ваза), примерно одинакового объёма, на каждого играющего по 3-4 сосуда, воронки.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.
«Кто быстрее».
Цель: упражнять детей в умении отжимать воду из губки, действовать по сигналу. Развивать ловкость. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: стол, 8 глубоких тарелок, 4 пластиковых стакана с водой, 4 губки, салфетки. Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.
«Где больше воды».
Цель: развивать мыслительную деятельность детей, интерес к играм с водой.
Оборудование: пластмассовая бутылка 0,5 л, вода, пластмассовый стакан 0,5 л. (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылку и стакан. Сказать, в каком сосуде, по их мнению, воды больше. Дети наливают воду из крана в бутылочку по горлышко. Потом переливают её в пластмассовый стакан. Выигрывает тот, чьё предположение было верно, количество воды в сосудах одинаковое.
«Чем быстрее?»
Цель: развивать логическое мышление. Упражняться в умении переливать воду различными предметами. Создать радостное настроение от игр с водой.
Оборудование: столовая ложка, чайная ложка, одноразовый шприц без иглы (5 мл), бокальчик из кукольной посуды, 4 глубокие мисочки с водой 200 мл, 4 пустые мисочки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям назвать известные им свойства воды и перелить воду из одной мисочки в другую разными предметами. Дети рассматривают предметы и высказывают свои предположения о том, каким предметом можно быстрее перелить воду. Играющие разбирают предметы по договорённости. По сигналу воспитателя дети начинают переливать воду из одной мисочки в другую. Выигрывает тот, кто быстрее перельёт воду. Игроки меняются предметами, игра повторяется.
«Переносим воду».
Цель: развивать дух соревнования. Закрепить знания о свойствах воды: льётся, течёт, разливается. Создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: 3 эмалированные кружки (200 мл), 3 прозрачных пустых сосуда (5 л), 3 ведра с водой.
Ход игры. В игре участвуют 12-15 детей. Участники делятся на 3 команды. Около каждой команды находится ведро с водой. Напротив, на расстоянии 5 метров – прозрачный сосуд. По сигналу ведущего, игроки каждой команды по очереди, переносят воду из ведра в пустой сосуд эмалированной кружкой. Соревнование длится 5 минут. Выигрывает та команда, которая перенесёт больше воды.
«Попади в мишень».
Цель: создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, закреплять знания о том, что вода смывает изображение нарисованные кремом для бритья. Упражнять в меткости, развивать глазомер.
Оборудование: 5 водяных пистолетов, вода, крем для бритья.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель вместе с детьми рисует на зеркале (стене веранды) кремом для бритья различные мишени: мяч, грибок, зайчик. Сначала воспитатель предлагает целиться в мишень водяным пистолетом без воды, затем набрать в пистолет воду и смыть выбранную мишень струей воды. Выигрывает тот, кто быстрее смоет изображение.
«Замёрзшая вода двигает камни».
Оборудование: соломинка для коктейля, вода, пластилин.
Ход игры: Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильную камеру. Когда вытащите соломинку из морозильной камеры, то увидите, что она из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из – за этого могут образоваться выбоины.
«Течет ручеек»:
- взрослый из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки ребенка, а ребенок старается удержать водичку в ладошках, а затем выпустить ее из рук; ребенок старается держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала».
«Плывут рыбки»:
- поскользить ребром ладоней по поверхности воды и на глубине, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая, как плавают рыбки; потом опустить ручки в воду, на самое донышко – «рыбки притаились»:
В чистой голубой водице Плывет рыбок вереница. Чешуей златой сверкая, Кружится, играет стая! Тишина их манит вниз, Рыбки, рыбки, спать ложись. | Вот это, представьте себе, - водоем, Я – рыбка волшебная, Плаваю в нем. |
- покачать запястьями влево и вправо:
Рыбки пляшут в синем море, - Хорошо им на просторе! | Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. |
- имитировать руками движения в соответствии с текстом (сжимать и разжимать кулачки, прижимать ладошки к донышку):
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
«Курочка пьет воду»:
- пальцы сложить в виде клюва; ритмично наклонять кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды, имитируя водопой курочки:
Наша курочка гуляла,
Травку свежую щипала
И пила водицу
Прямо из корытца.
«Дождик, дождик, мороси!»:
Солнце с тучкою опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется –
Тучка вся расплачется!
Взрослый говорит детям, что тучка плакать начинает – и начинается дождик. Дождик может быть мелким, капельки падают редко, а может лить сильно:
- ударять поочередно пальчиками обеих рук по поверхности воды, изображая падающие дождевые капельки; а когда дождик усиливается, можно ударять по воде сразу всеми пальчиками;
- опускать ручки в воду и поднимать их, наблюдая, как стекают с них капли воды, - «дождик закончился»,
- поднимать руки из воды и разбрызгивать капельки, сжимая и разжимая кулачки.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Тучки собираются, Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождик начинается, Вот на землю капельки, Капельки упали, Ручейки, ручейки Быстро побежали. | Ударяют кончиками пальцев о поверхность воды Водят пальчиками по воде, изображая круги |
Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Дождик продолжается, И никак, и никак Дождик не кончается. Капельки устали Долго танцевать. Дождик, дождик, перестань. Отдохнуть немного дай! | Ударяют кончиками пальцев о поверхность воды Ручки стряхивают, разбрызгивая последние капельки |
- ловить капельки в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой, или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Дождик, дождик, Лей, лей, лей, На меня и на людей! Дождик, дождик, пуще, Травка будет гуще! | Дождик, дождик, веселей! |
Экспериментирование
Опыт № 1. Вода – это жидкость.
(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).
Переливаем воду из одного стакана в другой. Показываем, что вода льется. Льется вода? Почему?
Дети: Вода льется, потому что она жидкая.
Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.
Опыт № 2. Вода не имеет формы.
(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).
Сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у воспитателя. Переливаем воду в сосуды разной формы, наблюдаем, что вода принимает форму сосуда.
Опыт № 3. Вода бесцветная.
(На столе у детей акварельные краски, кисточки, полоски цветной бумаги).
Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью. Мы определили цвет воды. Приложите полоски к стакану с водой. Можно сказать, что вода стала такого же цвета, как и полоски?
Опыт № 4. Вода прозрачная.
(У детей на столе пустые прозрачные стаканы)
Возьмите несколько прозрачных стаканов. В один стакан положите немного гуаши (1/2 ч.л.) и разбавьте водой. Этот раствор разлейте в другие стаканы таким образом, чтобы оббьем жидкости везде был разный. Наполните все стаканы водой доверху. Получились разные по насыщенности оттенки одного и того же цвета. Предложите детям проделать тоже самое с другими цветами. Предложить детям по рисовать подкрашенной водой на чистом листе.
Опыт № 5. У воды нет запаха.
(На столе у детей стакан с водой).
Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?
(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).
Дети: ничем не пахнет.
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт № 6. У воды нет вкуса.
(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).
Предлагаем попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая? У воды нет вкуса.
А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети: Сладкая, соленая.
Опыт № 7. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».
(на столе у детей формы для льда).
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Опыт № 8. «Горячая и холодная вода, которая не смешивается»
(на столе вода (горячая и холодная), 2 стакана плотный картон, краска (1-2 цвета))
Наблюдайте за тем, что холодная и горячая вода не перемешаются. Объяснение простое: горячая вода имеет меньшую плотность, чем холодная.
Наполните стакан почти доверху холодной водой. Окрасьте ее. Наполните стакан горячей водой и также ее окрасьте. Положите кусок картона на стакан с холодной водой, сильно надавите на него и переверните стакан вверх дном. Это должно было создать водонепроницаемое уплотнение. Поставьте стакан с холодной водой на стакан с горячей. Убедитесь, что два стакана выровнены по ободку. Очень осторожно выньте картон.
Опыт № 9. Узнаем «Какая вода»
На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленном ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.
Воспитатель показывает детям ёмкости:
- Угадайте, что в банках?
- Подержите ёмкости в руках.
- Что вы почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)
- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)
- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.
- Как вода попала в ёмкости?
- Как её поместить в стаканы? (Перелить)
- Сравните вес пустого и полного стакана.
- Что мы можем сказать о воде? (Переливается, имеет вес)
Список литературы
- Новиковская О. А. сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2008.-64 с., ил.
- Данилова Л. Игры с водой. Для детей 1-3 лет.- СПб: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003.- 32с.- (Школа раннего развития).
- Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома для детей 2-4 лет, [методическое пособие] / Е. В. Баранова. — Ярославль : Академия развития, 2008 (макет 2009). — 111 с. ил.; 22. — (Детский сад: день за днем)
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
- «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
- А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- https://www.baby.ru/journal/opyty-s-vodoy/
- https://nagaeva-ds2-snz.educhel.ru/folders/post/3293822
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»
Цель: формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление к познавательно - исследовательской деятельности...
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....
Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада
Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми "Знакомьтесь, глина"
Знакомство детей с природным материалом -глиной, её свойствами и с применением....
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего возраста на тему: «Тайна в воде»
Тема: «Тайна в воде»Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Роль познавательно- исследовательской деятельности в экологическом воспитании дошкольников»
иследовательская деятельность...