Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»
проект (старшая группа)

Савинцева Марина Павловна

Материалы данной работы представляют собой планы и описание хода проведения экологического проекта на базе  МКДОУ ЦРР-д/с № 501 с воспитанниками старших группы, автором разработанного материала является Савинцева Марина Павловна. Познавательно - исследовательский проект включает в себя занятия, игры, эксперименты, разработанные  с учетом возрастных особенностей детей, а также описание совместной деятельности педагога с детьми. В приложениях представлены игры и опыты которые использовались в течении всего времени реализации проекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_volshebnitsa_savintseva.docx94.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска

«Центр развития ребенка- детский сад № 501 «Медвежонок» Октябрьского района

630017 г.Новосибирск, ул. Б. Богаткова, 194/1

Тел.260-59-11, e-mail: ds_501_nsk@nios.ru

 

 

Методическая разработка экологического познавательно-исследовательского проекта «Вода волшебница»

Субъект образовательной деятельности – воспитанники 5-6 лет

Воспитатель:

 Савинцева Марина Павловна

 Первая квалификационная категория.

Новосибирск 2024 г

Оглавление

Аннотация ………………………………………………….……3

Актуальность ……………………………………………………3

Введение …………………………………………………………4

План подготовки и реализации проекта..…………………...…5

Содержание методической разработки……………..…....……8

Примерный план………………………………………….….….9

Заключительный этап …………………………………….……11

Приложение …………………………………………..…………13

Литература ………………………………………………..…….28


Аннотация

Материалы данной работы представляют собой планы и описание хода проведения экологического проекта на базе  МКДОУ ЦРР-д/с № 501 с воспитанниками старших группы, автором разработанного материала является Савинцева Марина Павловна. Познавательно - исследовательский проект включает в себя занятия, игры, эксперименты, разработанные  с учетом возрастных особенностей детей, а также описание совместной деятельности педагога с детьми. В приложениях представлены игры и опыты которые использовались в течении всего времени реализации проекта.

Актуальность

Методическая разработка экологического проекта «Вода волшебница» возникла  в результате поиска новых интересных форм работы по поддержке детской инициативы и творчества. Загрязнение окружающей среды в нашем мире остро затрагивает проблему экологии. Развивать экологический интерес и культуру мы начинаем у детей в раннем возрасте, учим бережно относиться к природе, и должны научить беречь воду. Наблюдая за деятельностью детей в группе, я пришла к выводу, что дети разных возрастов с большим интересом играют с водой. В результате беседы с детьми я выяснила, что ребятам интересно узнать, откуда берется вода, где люди ее используют, свойства воды, что будет с миром без воды и как ее сохранить.  

Для решения данной проблемы я разработала экологический познавательно-исследовательский проект. Родителям было предложено совместно с детьми съездить на водоемы, реки и другие места и понаблюдать за состоянием воды. Посетить музеи.

Данный проект был разработан и проведен  в 2021 году. В этом году  планируется повторное проведение экологического проекта. Новизна и уникальность этого вида деятельности заключается в том, что дети, являясь главными участниками процесса, создают свои собственные работы, осязаемые продукты индивидуальной и коллективной деятельности.


Введение

Реализация данного проекта осуществлялся в процессе организации совместной деятельности детьми и родителей. Проводились опыты, ставились эксперименты в форме игры. Что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Данный проект помогает вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развивает любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Целью проведения творческого проекта является формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, формирование важности воды для всех живых организмов на земле, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Задачи:

  • расширять представления детей о свойствах воды.
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • укреплять отношения внутри детского коллектива и отношения педагог-ребенок;
  • создавать творческую, радостную  атмосферу в группе.
  • способствовать формированию бережного отношения к воде.
  • активизировать природоведческий словарь ребенка.
  • воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

Условием применения методической разработки является создание необходимой предметно-пространственной среды, наличие нужных инструментов и материалов, организация деятельности детей с использованием метода синтеза разных видов искусств – музыки, живописи, архитектуры, литературы.

План подготовки и реализации проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский проект.

Тип проекта: две недели.

Начало реализации октябрь 2021г.

Этапы реализации проекта:

 

Реализовав проект в 2021  учебном году, получив положительный опыт работы по представленному направлению, мероприятия основного периода стали носить цикличный характер. Ежегодно в учреждении применяется представленная модель реализации проекта, корректируется и дополняется лишь содержание.

Участники проекта:

дети;

педагоги ДОУ;

родители (социальные партнеры).


Деятельность педагогов:


Взаимодействие с родителями:


Содержание методической разработки

Этапы проведения творческого дня:

1. Подготовительный раздел.

2. Вводный раздел.

3. Основной раздел.

4. Итог, рефлексия.

Исследовательский этап (Основной)

Совместная деятельность педагога с детьми

Вводный раздел:  

- озвучивание воспитателем  темы, проведение  небольшой ознакомительной  беседы с детьми в группе.

Основной раздел:  

- проведение занятия по изобразительной деятельности в первой половине дня;

-  осуществление совместной коллективной деятельности педагога с детьми в группе во второй половине дня.

Итог дня:

- рефлексия, обмен  впечатлениями, обсуждение  увиденного и услышанного.


Дата

Беседы

Экспериментирование

Игровая деятельность

Работа с родителями

 Понедельник

Беседа «Кто живёт  в воде» расширение знаний  о жизни живых существ в условиях различных экологических систем

Отгадывание загадок о разных состояниях  воды, активизация и обогащение словаря.

Решение проблемной ситуации  «Что было бы,  если бы на Земле исчезла вся вода?» дать знания о том, что вода необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.

Чтение: Л. Лопатина, М. Скребцова «Приключение маленькой капельки воды». Учить детей внимательно слушать литературное произведение

Экспериментальная деятельность «Очистим воду»: очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров — бумаги, марли, сетки.

Опыт. Вода – это жидкость.

«Тонет – не тонет»
«Морские сокровища»
«Плывут рыбки»:

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде.

Свозить ребенка на водопады, фонтаны, к реке, для наблюдений и фоторепортажа.

Создание альбома «Вода волшебница»

Вторник

Беседа «Вода в природных явлениях» Формировать знания о разнообразном состоянии воды в окружающей среде, дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

На воде, на солнце…»

Цель: объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности. Развивать познавательную активность детей. Воспитывать организованность.

Опыт. Вода не имеет формы.

«Забавные рыболовы».

«Попади в мишень».

Изготовление книжек малышек.

Среда

Беседа «Откуда в наш дом приходит вода». Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Чтение С.Маршак «Водопровод» Поддерживать детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге.

Опыт № 3. Вода бесцветная.

«Горячая, тёплая, холодная».

«Течет ручеек»

Создание альбома: «Вода волшебница»

Четверг

Развитие речи. Тема: «Капля с крыши  -  дзинь-дзинь»»

Цель: побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, учить составлять небольшие тексты повествовательного характера (сюжеты), уточнять и закреплять правильное произношение звуков ц, ч, развивать речевое внимание, фонематический слух детей, воспитывать усидчивость.

Опыт № 4. Вода прозрачная.

«Вода прозрачная»

«Вода не имеет формы»

«Курочка пьет воду»:

Пятница

Беседа «Вода в нашей жизни» Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека.

Дидактическая игра: «Царство воды» - закрепить представление о состояниях воды в природе.

Опыт № 5. У воды нет запаха.

«Расставь бутылочки».

«Фонтанчики».

«Дождик, дождик, мороси!»:

Создание выставки «Водный мир»

    Примерный план

Понедельник

Рассматривание иллюстраций на тему: «Вода на Земле» (океаны, моря, реки, ручейки) обучение связному рассказыванию по картинке.

Беседа «Кто живёт в воде» расширение знаний о жизни живых существ в условиях различных экологических систем

Опыт. У воды нет вкуса.

«Плавает или тонет».

«Наливаем – выливаем».

«Замёрзшая вода двигает камни».

Выпустить экологическую газету «Чудесная сила воды».

Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде.

Свозить ребенка на водопады, фонтаны, к реке, для наблюдений и фоторепортажа.

Создание альбома «Вода волшебница»

Вторник

«Экологическая сказка «Ручеёк» Ц: уточнить и расширить представление детей об образе жизни животных, живущих в воде; обобщить знания детей о типичных повадках водных зверей, способах защиты от врагов, добывание пищи.

Опыт  «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

«Весёлые соревнования».

«Буря в стакане».

Провести природоохранную акцию «Каждая капля важна».

Среда

Рассматривание картинок «Кто такие водоплавающие» дать представление о водоплавающих птицах

Опыт  «Горячая и холодная вода, которая не смешивается»

«Ледяные парусники».

«Угадай – ка».

Четверг

Чтение художественной литературы. «Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа»

Цель: развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов произведений, устанавливать взаимосвязь описанного с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов.

Опыт. Узнаем «Какая вода»

«Наливаем воду в разные сосуды».

«Где больше воды».

Презентация альбома «Вода волшебница»

Пятница

Чтение произведений Н.А. Рыжовой: «История одного пруда», «Как люди речку обидели» Цель: Формировать навыки экологически правильного поведения в природе частности во время отдыха на реке.

Итоговое мероприятие - викторина «Волшебница вода» показать детям взаимодействие всего живого в природе. Учить бережному отношению к живой и неживой природе

«Чем быстрее?»

«Кто быстрее».

«Переносим воду».

Итоговое мероприятие «Вода волшебница»

Заключительный этап

Выставка рисунков “Водный мир”.

Развлечение “Вода волшебница”

Результаты реализации проекта «Вода волшебница»:

Для детей:

  1. Овладение обобщенными представлениями об объекте неживой природы – воде.
  2. Расширение и углубление знаний детей об окружающем мире.
  3. Накопление эмоционально-положительного опыта отношения с природой.
  4. Развитие поисково-исследовательской деятельности: умение самостоятельно делать простейшие опыты по словесному описанию, опорной схеме, делать соответствующие выводы.
  5. Формирование первоначальных навыков экологически безопасного поведения в природе.
  6. Проявление ответственного отношения к окружающей среде.
  7. Развитие у детей инициативы, самостоятельности.

Для педагогов:

  1. Внедрение инновационных технологий, современных форм методов работы по экологическому образованию дошкольников.
  2. Повышение профессионального педагогического уровня по эколого-познавательной деятельности.
  3. Стимулирование личностного и творческого саморазвития.

Для родителей:

  • Повышение уровня экологической культуры каждого родителя.

Пропагандистская работа:

  1. Организована фотовыставка «Всем нужна вода».
  2. Выпущена экологическая газета «Чудесная сила воды».
  3. Проведена природоохранная акция «Каждая капля важна».
  4. Организована презентация альбома  «Вода волшебница».
  5. Проведено развлечение «Вода волшебница»

Заключение

Систематическое проведение интеллектуальных игр с дошкольниками позволяет  педагогу сформировать необходимые умения и навыки детей, научить детей быть уверенными в себе, преодолевать коммуникативный барьер скованности, нерешительности, принимать сложные, нестандартные решения, работать в коллективе, слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения. Благодаря экологическим проектам, дети учатся бережно относиться к природе.

Данный познавательно-исследовательский проект поможет педагогам осуществить воспитание у детей экологической культуры. Здесь собраны самые интересные иры и опыты с водой, которые помогут интересно и с пользой провести время. Так же прилагается список литературы, где также можно найти занимательные задания и эксперименты, которые  можно использовать, как дополнительный материал при подготовке к занятиям по экологии и естественнонаучным представлениям, а также в самостоятельной работе дошкольников и совместной работе воспитателя с детьми.


Приложение

ИГРЫ С ВОДОЙ

 «Тонет - не тонет»
Цель: знакомство со свойствами воды и предметов.
Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.
«Морские сокровища»
Цель: развитие внимания, координация движений.
Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.
 

«Забавные рыболовы».

Цель: Учить детей различать левую, правую руку, вылавливать предметы из воды столовой ложкой, не помогая другой рукой. Воспитывать аккуратность, способствовать развитию положительных эмоций от игры с водой.
Оборудование: пластмассовая ёмкость с водой, пластмассовые рыбки, 4 столовые ложки,4подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. На стол ставится пластмассовая прозрачная ёмкость с водой (аквариум). Пластмассовых рыбок дети опускают в сосуд, беря их тремя пальцами левой и правой руки (большим, указательным и средним). После того как «аквариум» заполнен, дети берут столовую ложку и «ловят» рыбок, не помогая другой рукой. Игра повторяется несколько раз.

«Горячая, тёплая, холодная».

Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.
Оборудование: 3 пластмассовые бутылки (0,5 л) разного цвета: красная с горячей водой, жёлтая с тёплой, синяя с холодной.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми три бутылки разного цвета и сообщает, что в бутылках налита вода. Вода разная: горячая, тёплая, холодная. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель напоминает, что с горячей водой и горячими предметами надо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и сказать, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.

«Вода прозрачная»

Цель: Дать представление

Оборудование: два стакана, вода, молоко, две трубочки или ложечки.

Ход игры. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить соломинки или ложечки.  И посмотреть,  в каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? В стаканчике с водой предметы видны, а в стаканчике с молоком – нет. Из этого делаем вывод, что вода прозрачная.

«Вода не имеет формы»

Оборудование: стакан, тарелка, кусочек  льда.

Ход игры. Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лёд – это твёрдая вода). Лёд имеет форму кубика. Если мы его положим в стакан, тарелку он всё равно будет кубиком (до тех пор, пока не растает) А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан, на поверхность стола.  Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.


«Расставь бутылочки».

Цель: учить детей на ощупь определять температуру воды. Развивать умение выполнять словесные инструкции. Воспитывать осторожность при использовании горячей воды.

Оборудование: 4 пластмассовые бутылки (0,5 л) одного цвета; с холодной, теплее,

тёплой и горячей водой.

Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель ставит на стол перед детьми четыре бутылки одного цвета и сообщает, что в них вода разной температуры: холодная, теплее, тёплая, горячая. Чтобы узнать, в какой бутылке, какая вода, их нужно потрогать и сравнить. При этом воспитатель вместе с детьми вспоминает правила обращения с горячей водой и горячими предметами: с ними необходимо быть осторожными, не спеша пальчиками дотрагиваться до предмета. Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиками до бутылочек и определить, в какой бутылке какая вода. Затем дети расставляют бутылочки с водой от холодной до горячей, сопровождая свои действия словами.

«Фонтанчики».

Цель: эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения..
Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш – ш -ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами. 

«Плавает или тонет».

Цель: дать детям понятие, что не все предметы тонут в воде, многие предметы плавают – это зависит от материала, из которого изготовлен предмет. Закрепить

название материалов, из которых сделаны предметы. Создать у детей радостное

настроение от игры с водой.
Оборудование: на каждого игрока: пластмассовые стаканчики (0,5 л) с водой, наборы предметов из разных материалов (монеты, колечки, пробки, детали конструктораит.д).
Ход игры. В игре участвуют 5 детей. Воспитатель ставит на стол перед каждым ребёнком пластмассовый стакан с водой и раздаёт наборы различных предметов. Дети называют предметы и материал, из которого они сделаны. Высказывают предположения, какие предметы утонут, а какие нет. Затем бросают их в воду и называют, какие предметы утонули, а какие плавают, объясняя причину. Игроки достают предметы из воды, меняются ими и продолжают игру.

«Наливаем – выливаем».

Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая, может выливаться из разных сосудов по-разному. Развивать мысленную деятельность, интерес к играм с водой.
Оборудование: Таз с водой, 2 лейки с разными насадками, ведёрко, пластмассовый стакан, пластмассовая бутылка, брызгалка.
Ход игры. В игре участвуют 5-6 детей. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их и набрать в них воду из таза. Затем вылить воду обратно в таз и посмотреть, как вода льётся из лейки с широким носиком, из лейки с ситечком, из ведёрка, стакана, бутылки, брызгалки. В конце игры дети меняются сосудами, игра повторяется.

«Весёлые соревнования».

 Цель: вызвать интерес у детей к играм с водой, способствовать развитию органов дыхательной системы.
Оборудование: ванна прямоугольной формы с водой, поплавки на леске (колпачки от фломастеров), 2 коктейльные трубочки, 2 контейнера от киндер- сюрприза (пловцы).
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель ставит на стол ванну с водой, посередине которой натянуты поплавки. С противоположных концов ванны в воде находятся «пловцы». Игроки встают с разных концов ванны, берут коктейльную трубочку и дуют на своего «пловца». Чей «пловец» приплывёт первый на противоположную территорию, тот и победил. Игра повторяется.

«Буря в стакане».

Цель: создать положительно-эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, развивать органы дыхательной системы. Учить выдыхать воздух через коктейльную трубочку.
Оборудование: 2 пластмассовых стакана (500 мл) с кипячёной водой, 2 трубочки для коктейля, 2 подноса.
Ход игры. В игре участвуют 2 ребёнка. Воспитатель наливает в 2 стакана (250 мл) кипячёной воды и сообщает, что сегодня будем делать бурю в стакане. Уточняет, как образуются волны на реке (дует сильный ветер). Игроки садятся за стол, ставят на поднос перед собой стакан с водой. Опускают в воду коктейльные трубочки и по команде начинают дуть. При этом воспитатель напоминает, что воздух нужно выдыхать через коктейльную трубочку. Выигрывает тот, у кого буря в стакане будет сильнее.

«Ледяные парусники».

Цель: развивать у детей знание о том, что лёд легче воды, может плавать. Способствовать развитию органов дыхательной системы. Создавать радостное настроение от игры с водой.
Оборудование: ванночка прямоугольной формы, лёд различной формы с парусом на зубочистках.
Ход игры. В игре участвуют 3 ребёнка. Занести в помещение льдинки с установленными парусами. Поместить их в ванночку с водой. Игроки располагаются с одной стороны ванночки и дуют на ледяные парусники. Выигрывает тот участник, чей парусник быстрее доплывёт до противоположного края ванночки. Игра повторяется.

«Угадай – ка».

Цель: упражнять детей выполнять не сложные действия с водой, губкой. Развивать глазомер. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: поролоновые губки, тарелки с водой, одноразовые стаканы (200 мл с делениями), подносы, фломастеры, тканевые салфетки (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 4-6 детей. Воспитатель наливает в тарелки немного воды и предлагает детям угадать, сколько воды впитывает в себя губка. Каждый игрок отмечает фломастером предлагаемый уровень воды на пустом пластмассовом стакане с делением. Потом дети опускают губку в тарелку с водой и ждут, что бы губка впитала в себя воду. Затем игроки отжимают оду с губки в стакан для измерения. Выигрывает тот, кто точнее указал предполагаемый уровень воды.

«Наливаем воду в разные сосуды».

Цель: закрепить знания о том, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который её налили. Воспитывать осторожность при обращении со стеклянными предметами. Способствовать проявлению положительных эмоций от игровых действий с водой.
Оборудование: прозрачные сосуды разной формы (колба, банка, стакан, ваза), примерно одинакового объёма, на каждого играющего по 3-4 сосуда, воронки.
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть различные сосуды, назвать их форму. Затем игроки набирают воду из тазика в один из сосудов, постепенно переливают её из одного сосуда в другой. При этом каждый раз отмечают, что вода приняла форму сосуда, в который её налили. Потом дети обмениваются сосудами, игра продолжается.

«Кто быстрее».

Цель: упражнять детей в умении отжимать воду из губки, действовать по сигналу. Развивать ловкость. Доставить детям удовольствие от игр с водой.
Оборудование: стол, 8 глубоких тарелок, 4 пластиковых стакана с водой, 4 губки, салфетки. Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям налить воду из стаканчиков в 4 тарелки. Затем с помощью поролоновых губок перелить воду из одной тарелки в другую. По сигналу воспитателя дети начинают действовать. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

«Где больше воды».

Цель: развивать мыслительную деятельность детей, интерес к играм с водой.
Оборудование: пластмассовая бутылка 0,5 л, вода, пластмассовый стакан 0,5 л. (по количеству игроков).
Ход игры. В игре участвуют 2-4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бутылку и стакан. Сказать, в каком сосуде, по их мнению, воды больше. Дети наливают воду из крана в бутылочку по горлышко. Потом переливают её в пластмассовый стакан. Выигрывает тот, чьё предположение было верно, количество воды в сосудах одинаковое.

«Чем быстрее?»

Цель: развивать логическое мышление. Упражняться в умении переливать воду различными предметами. Создать радостное настроение от игр с водой.
Оборудование: столовая ложка, чайная ложка, одноразовый шприц без иглы (5 мл), бокальчик из кукольной посуды, 4 глубокие мисочки с водой 200 мл, 4 пустые мисочки.
Ход игры. В игре участвуют 4 ребёнка. Воспитатель предлагает детям назвать известные им свойства воды и перелить воду из одной мисочки в другую разными предметами. Дети рассматривают предметы и высказывают свои предположения о том, каким предметом можно быстрее перелить воду. Играющие разбирают предметы по договорённости. По сигналу воспитателя дети начинают переливать воду из одной мисочки в другую. Выигрывает тот, кто быстрее перельёт воду. Игроки меняются предметами, игра повторяется.

«Переносим воду».

Цель: развивать дух соревнования. Закрепить знания о свойствах воды: льётся, течёт, разливается. Создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой.
Оборудование: 3 эмалированные кружки (200 мл), 3 прозрачных пустых сосуда (5 л), 3 ведра с водой.
Ход игры. В игре участвуют 12-15 детей. Участники делятся на 3 команды. Около каждой команды находится ведро с водой. Напротив, на расстоянии 5 метров – прозрачный сосуд. По сигналу ведущего, игроки каждой команды по очереди, переносят воду из ведра в пустой сосуд эмалированной кружкой. Соревнование длится 5 минут. Выигрывает та команда, которая перенесёт больше воды.

«Попади в мишень».

Цель: создавать положительно – эмоциональный настрой у детей от игровых действий с водой, закреплять знания о том, что вода смывает изображение нарисованные кремом для бритья. Упражнять в меткости, развивать глазомер.
Оборудование: 5 водяных пистолетов, вода, крем для бритья.
Ход игры. В игре участвуют 3-5 детей. Воспитатель вместе с детьми рисует на зеркале (стене веранды) кремом для бритья различные мишени: мяч, грибок, зайчик. Сначала воспитатель предлагает целиться в мишень водяным пистолетом без воды, затем набрать в пистолет воду и смыть выбранную мишень струей воды. Выигрывает тот, кто быстрее смоет изображение.

«Замёрзшая вода двигает камни».

Оборудование: соломинка для коктейля, вода, пластилин.

Ход игры: Опустите соломинку в воду. Наберите в соломинку воды. Закрыв языком верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащите её из воды и закройте отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закройте пластилином и второе отверстие. Часа на 3 положите соломинку в морозильную камеру. Когда вытащите соломинку из морозильной камеры, то увидите, что она из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющаяся вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из – за этого могут образоваться выбоины.

«Течет ручеек»:

- взрослый из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки ребенка, а ребенок старается удержать водичку в ладошках, а затем выпустить ее из рук; ребенок старается держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала».

«Плывут рыбки»:

- поскользить ребром ладоней по поверхности воды и на глубине, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая, как плавают рыбки; потом опустить ручки в воду, на самое донышко – «рыбки притаились»:

В чистой голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая!

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки, спать ложись.

Вот это, представьте себе, - водоем,

Я – рыбка волшебная,

Плаваю в нем.

- покачать запястьями влево и вправо:

Рыбки пляшут в синем море, -  

Хорошо им на просторе!

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

- имитировать руками движения  в соответствии с текстом (сжимать и разжимать   кулачки, прижимать ладошки к донышку):

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде:

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

«Курочка пьет воду»:

- пальцы сложить в виде клюва; ритмично наклонять кисть руки вниз, в воду, поднимать вверх из воды, имитируя водопой курочки:

Наша курочка гуляла,

Травку свежую щипала

И пила водицу

Прямо из корытца.

«Дождик, дождик, мороси!»:

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется –

Тучка вся расплачется!

Взрослый говорит детям, что тучка плакать начинает – и начинается дождик. Дождик может быть мелким, капельки падают редко, а может лить сильно:

- ударять поочередно пальчиками обеих рук по поверхности воды, изображая падающие дождевые капельки; а когда дождик усиливается, можно ударять по воде сразу всеми пальчиками;

- опускать ручки в воду и поднимать их, наблюдая, как стекают с них капли воды, - «дождик закончился»,

- поднимать руки из воды и разбрызгивать капельки, сжимая и разжимая кулачки.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Тучки собираются,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик начинается,

Вот на землю капельки,

Капельки упали,

Ручейки, ручейки

Быстро побежали.

Ударяют кончиками пальцев

 о поверхность воды

Водят пальчиками по воде,

изображая круги

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик продолжается,

И никак, и никак

Дождик не кончается.

Капельки устали

Долго танцевать.

Дождик, дождик, перестань.

Отдохнуть немного дай!

Ударяют кончиками пальцев

 о поверхность воды

Ручки стряхивают, разбрызгивая

последние капельки

- ловить капельки в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой, или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Дождик, дождик,

Лей, лей, лей,

На меня и на людей!

Дождик, дождик, пуще,

Травка будет гуще!

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей.

Экспериментирование

Опыт № 1. Вода – это жидкость.

(У детей на столе 2 стакана: 1 – пустой, 2 – с водой).

Переливаем воду из одного стакана в другой. Показываем, что вода льется. Льется вода? Почему?

Дети: Вода льется, потому что она жидкая.

Вывод: Вода – жидкость, ее можно наливать, переливать.

Опыт № 2. Вода не имеет формы.

(Опыт проводит воспитатель. На столе – сосуды разной формы).

Сравним форму воды в своем стакане с водой у соседа, у воспитателя. Переливаем воду в сосуды разной формы, наблюдаем, что вода принимает форму сосуда.

Опыт № 3. Вода бесцветная.

(На столе у детей акварельные краски, кисточки, полоски цветной бумаги).

Воспитатель: Как вы думаете, какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью. Мы определили цвет воды. Приложите полоски к стакану с водой. Можно сказать, что вода стала такого же цвета, как и полоски?

Опыт № 4. Вода прозрачная.

(У детей на столе пустые прозрачные стаканы)

Возьмите несколько прозрачных стаканов. В один стакан положите немного гуаши (1/2 ч.л.) и разбавьте водой. Этот раствор разлейте в другие стаканы таким образом, чтобы оббьем жидкости везде был разный. Наполните все стаканы водой доверху. Получились разные по насыщенности оттенки одного и того же цвета. Предложите детям проделать тоже самое с другими цветами. Предложить детям по рисовать подкрашенной водой на чистом листе.

Опыт № 5. У воды нет запаха.

(На столе у детей стакан с водой).

Воспитатель: Вы чувствуете запах, когда мама печет вкусные пироги, как пахнут цветы? Понюхайте воду, чем она пахнет?

(Дети берут стаканчики с водой, нюхают).

Дети: ничем не пахнет.

Вывод: Вода не имеет запаха.

Опыт № 6. У воды нет вкуса.

(Детям предлагается только кипяченая вода. На столе стоят пиалы с сахаром, солью, ложечки, стакан с водой).

Предлагаем попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая, соленая, кислая, горькая? У воды нет вкуса.

А теперь возьмите ложечки и положите себе в стакан вещество, которое стоит у вас на столе, размешайте и попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Сладкая, соленая.

Опыт № 7. «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду».

(на столе у детей формы для льда).

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Опыт № 8. «Горячая и холодная вода, которая не смешивается»

(на столе вода (горячая и холодная), 2 стакана плотный картон, краска (1-2 цвета))

Наблюдайте за тем, что холодная и горячая вода не перемешаются. Объяснение простое: горячая вода имеет меньшую плотность, чем холодная.

Наполните стакан почти доверху холодной водой. Окрасьте ее. Наполните стакан горячей водой и также ее окрасьте. Положите кусок картона на стакан с холодной водой, сильно надавите на него и переверните стакан вверх дном. Это должно было создать водонепроницаемое уплотнение. Поставьте стакан с холодной водой на стакан с горячей. Убедитесь, что два стакана выровнены по ободку. Очень осторожно выньте картон.

Опыт № 9. Узнаем «Какая вода»

На столе расположены три одинаковые ёмкости, закрытые крышками: одна пустая, вторая с чистой водой, залитой под крышку, т.е. полная; третья с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавленном ароматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

Воспитатель показывает детям ёмкости:

- Угадайте, что в банках?

- Подержите ёмкости в руках.

- Что вы почувствовали? (Дети определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые)

- Давайте посмотрим, что внутри и проверим, правы ли вы? (Открываем сосуды, дети убеждаются в своих предположениях)

- Объясните, как вы догадались, что находится в ёмкостях.

- Как вода попала в ёмкости?

- Как её поместить в стаканы? (Перелить)

- Сравните вес пустого и полного стакана.

- Что мы можем сказать о воде? (Переливается, имеет вес)


Список литературы

  1. Новиковская О. А. сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «Детство-пресс», 2008.-64 с., ил.
  2. Данилова Л. Игры с водой. Для детей 1-3 лет.- СПб: Издательский Дом «Нева», М.: «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003.- 32с.- (Школа раннего развития).
  3. Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома для детей 2-4 лет, [методическое пособие] / Е. В. Баранова. — Ярославль : Академия развития, 2008 (макет 2009). — 111 с. ил.; 22. — (Детский сад: день за днем)
  4. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
  5. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы -составители Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
  6. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
  7. https://www.baby.ru/journal/opyty-s-vodoy/
  8. https://nagaeva-ds2-snz.educhel.ru/folders/post/3293822 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»

Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследовательской  деятельности...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Методическая разработка «Развитие познавательно – исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада

Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего возраста на тему: «Тайна в воде»

Тема: «Тайна в воде»Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие».Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...