Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми "Знакомьтесь, глина"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Знакомство детей с природным материалом -глиной, её свойствами и с применением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №32 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя с детьми

«Знакомьтесь, глина»

Подготовила и провела:

 Барашкова

Анна Владимировна

Дата проведения:

16.12.2015 г.

Санкт-Петербург

2015 г.

Цель: Познакомить детей с природным материалом - глиной, ее свойствами и применением.

.Задачи:

  1. Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качествах.
  2. Развивать исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь детей.
  3. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия.

Игра « Сигнал».

Дети стоят по кругу, держась за руки. Воспитатель передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока « сигнал» не дойдет до ведущего.

-Доброе утро! (дети отвечают тихо и громко)

-Ребята посмотрите, на столе стоят предметы (дымковские игрушки, матрешка, керамическая чашка). Как вы думаете, что здесь лишнее?  (Высказывания детей) Почему?

-Ребята, а вы любите игрушки?  Игрушки на Руси появились очень давно, их делали из того, что было под рукой. Из чего сделана матрешка (дерево), а эти игрушки, а чашка? Послушайте загадку:

Сухая, я твёрдой бываю как камень.

Размочат - как тесто податливой буду,

Могу превратиться в игрушку, в посуду,

Лечебными свойствами очень богата,

Меня отыскать вам поможет лопата.

Белая, красная и голубая

Узнали, ребята, кто я такая?

- Да! Это ребята глина - родственница песка и камней, удивительное природное вещество.

- Повсюду, где имелись природные запасы глины,  мастера создавали разнообразные предметы: горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие. Некоторые предметы становились произведением искусства, такими как эти Дымковские игрушки. А кто помнит, где изготавливают Дымковские игрушки (дети высказывают свои знания)

«…Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали…

И лепили там из глины всё игрушки не простые,

А волшебно-расписные…»

- А вы бы хотели, вылепить что-нибудь из глины и чтобы ваши работы попали на выставку? Что для этого нужно?

- А для этого нам нужно познакомиться с глиной и подружиться.

Дети садятся за столы; на столах: мисочки с сухой глиной, ложки, вода в стаканчиках, палочки, доски для лепки.

-Перед вами мисочки с глиной. Давайте сначала рассмотрим ее. Какого цвета наша глина? В природе встречается: красная, коричневая, голубая, зелёная, чёрная, жёлтая, белая глина. Ее цвет зависит от состава.

- Попробуйте глину на ощупь. Какая она?

- Можно сказать, что глина сыпучая? Подойдет она для песочных часов?

- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?

- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок. Эти пылинки могут крепко склеиться между собой и превратиться вот в такой камушек. Попробуйте его сломать.

- Откуда же взялась глина? Ее пылинки давным-давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они постепенно год за годом оседали на дно и превращались в глину. Моря высыхали, а залежи глины оставались.

- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в миску воды? (Предположения детей)

- Давайте капнем на глину водой. Что происходит? (Глина впитала воду и стала тёмной)

-Теперь я налью воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? (Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)

- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок? (Она быстро просачивалась через песок). Какой вывод можно сделать? (Песок быстро намокает и пропускает воду, глине надо время, чтобы намокнуть) Как вы думаете почему?

-Как же у мастеров получается лепить из глины? Что необходимо сделать?

 Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.

Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки.

- Какой стала глина?  (Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить.) Давайте и мы попробуем поработать с глиной.

Физкультминутка «Мастера»

Руки хорошо потрём, Нежно их погладим,

до тепла их разотрём.

И слова такие скажем:

«Ручки, ручки помогите,

нам поделочку слепите».

Дети раскатывают глину.

- Если глина влажная, ее можно использовать в строительстве домов, из неё можно лепить посуду, делать разные красивые украшения, сувениры  и вот эти Дымковские игрушки. Чтобы изделия получились крепкими, мастера отправляют их сушиться в печь, а после раскрашивают. Такие изделия называют керамикой.

-Посмотрите, что я сделала вчера. Я скатала из влажной глины гладкий шарик, сделала палочкой в нем отверстие и продела сквозь него шнурок. Глина подсохла. Что получилось?

Изготовление бус. (Дети раскатывают шарики и нанизывают их на шнурок)

-Из какого природного материала мы сделали бусы. Почему он называется природным? Что можно из него изготовить? Вам понравилось работать с глиной? Работая с глиной, легко можно превратиться в настоящего мастера и создать свою неповторимую игрушку, которую можно будет высушить и раскрасить яркими красками. Такая игрушка будет радовать вас много лет.

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»

Цель:   формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление  к  познавательно - исследовательской  деятельности...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".

Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....

Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада

Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...

Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми "Волшебная капля"

Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов....

Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»

Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....

Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»

Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...