Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности воспитателя с детьми "Знакомьтесь, глина"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Знакомство детей с природным материалом -глиной, её свойствами и с применением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №32 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Совместная познавательно-исследовательская деятельность воспитателя с детьми
«Знакомьтесь, глина»
Подготовила и провела:
Барашкова
Анна Владимировна
Дата проведения:
16.12.2015 г.
Санкт-Петербург
2015 г.
Цель: Познакомить детей с природным материалом - глиной, ее свойствами и применением.
.Задачи:
- Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах и качествах.
- Развивать исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-прикладного искусства. Развивать речь детей.
- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Ход занятия.
Игра « Сигнал».
Дети стоят по кругу, держась за руки. Воспитатель передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой), должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т.д. по кругу, пока « сигнал» не дойдет до ведущего.
-Доброе утро! (дети отвечают тихо и громко)
-Ребята посмотрите, на столе стоят предметы (дымковские игрушки, матрешка, керамическая чашка). Как вы думаете, что здесь лишнее? (Высказывания детей) Почему?
-Ребята, а вы любите игрушки? Игрушки на Руси появились очень давно, их делали из того, что было под рукой. Из чего сделана матрешка (дерево), а эти игрушки, а чашка? Послушайте загадку:
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая?
- Да! Это ребята глина - родственница песка и камней, удивительное природное вещество.
- Повсюду, где имелись природные запасы глины, мастера создавали разнообразные предметы: горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие. Некоторые предметы становились произведением искусства, такими как эти Дымковские игрушки. А кто помнит, где изготавливают Дымковские игрушки (дети высказывают свои знания)
«…Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,
Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали…
И лепили там из глины всё игрушки не простые,
А волшебно-расписные…»
- А вы бы хотели, вылепить что-нибудь из глины и чтобы ваши работы попали на выставку? Что для этого нужно?
- А для этого нам нужно познакомиться с глиной и подружиться.
Дети садятся за столы; на столах: мисочки с сухой глиной, ложки, вода в стаканчиках, палочки, доски для лепки.
-Перед вами мисочки с глиной. Давайте сначала рассмотрим ее. Какого цвета наша глина? В природе встречается: красная, коричневая, голубая, зелёная, чёрная, жёлтая, белая глина. Ее цвет зависит от состава.
- Попробуйте глину на ощупь. Какая она?
- Можно сказать, что глина сыпучая? Подойдет она для песочных часов?
- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?
- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок. Эти пылинки могут крепко склеиться между собой и превратиться вот в такой камушек. Попробуйте его сломать.
- Откуда же взялась глина? Ее пылинки давным-давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они постепенно год за годом оседали на дно и превращались в глину. Моря высыхали, а залежи глины оставались.
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в миску воды? (Предположения детей)
- Давайте капнем на глину водой. Что происходит? (Глина впитала воду и стала тёмной)
-Теперь я налью воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? (Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)
- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок? (Она быстро просачивалась через песок). Какой вывод можно сделать? (Песок быстро намокает и пропускает воду, глине надо время, чтобы намокнуть) Как вы думаете почему?
-Как же у мастеров получается лепить из глины? Что необходимо сделать?
Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.
Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки.
- Какой стала глина? (Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить.) Давайте и мы попробуем поработать с глиной.
Физкультминутка «Мастера»
Руки хорошо потрём, Нежно их погладим,
до тепла их разотрём.
И слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
нам поделочку слепите».
Дети раскатывают глину.
- Если глина влажная, ее можно использовать в строительстве домов, из неё можно лепить посуду, делать разные красивые украшения, сувениры и вот эти Дымковские игрушки. Чтобы изделия получились крепкими, мастера отправляют их сушиться в печь, а после раскрашивают. Такие изделия называют керамикой.
-Посмотрите, что я сделала вчера. Я скатала из влажной глины гладкий шарик, сделала палочкой в нем отверстие и продела сквозь него шнурок. Глина подсохла. Что получилось?
Изготовление бус. (Дети раскатывают шарики и нанизывают их на шнурок)
-Из какого природного материала мы сделали бусы. Почему он называется природным? Что можно из него изготовить? Вам понравилось работать с глиной? Работая с глиной, легко можно превратиться в настоящего мастера и создать свою неповторимую игрушку, которую можно будет высушить и раскрасить яркими красками. Такая игрушка будет радовать вас много лет.
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:
“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»
Цель: формировать представление о физических свойствах снега и льда;развивать интерес и стремление к познавательно - исследовательской деятельности...
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы на тему: "Земля-кормилица".
Поисково-исследовательская деятельность, направленная на изучение почвы, определение опытным путем её состава и свойств....
Методическая разработка по познавательно - исследовательской деятельности для детей старшей группы детского сада
Методическая разработка по познавательно- исследовательской деятельности ("Познавательное развитие") "Воздух"...
Методическая разработка совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми "Волшебная капля"
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов....
Методическая разработка совместной познавательно - исследовательской деятельности на тему: «Магнит и его удивительные свойства»
Формировать у детей представления о магните. Познакомить с магнитом и его особенностями и свойствами.Развивать способности детей вести целенаправленную деятельность....
Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: « Свойства и явления»
Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через позновательно - иследовательскую деятельность....
Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Методическая разработка «Развитие познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников в процессе экспериментирования»...