Методическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Куда снег убежал?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kuda_sneg_ubezhal.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
- детский сад № 61 г. Балаково Саратовской области
Методическая разработка
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию детей
Тема: «Куда снег убежал?»
в старшей группе № 4
в номинации: «Формируем целостную картину мира»
Воспитатель:
1квалификационной категории
Николаева Кырмызы
Жаксагалиевна
2013 г.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: «Детство»
Возрастная группа: старшая группа № 4
Тема: «Куда снег убежал?»
Цель: формировать представление о физических свойствах снега и
льда;
развивать интерес и стремление к познавательно - исследова –
тельской деятельности.
Интеграция образовательных областей:
Приоритетная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира»)
Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье», «Художественное творчество».
Задачи:
- подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и
состоянием снега и льда, свойства снега таять от любого источника тепла;
- развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств: объяснять связь снега и воды;
- развивать умение заменять действия символическим изображением;
- развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать
познавательную задачу;
- воспитывать эстетическое отношение к зимним явлениям, стремление к здоровому образу жизни.
- формировать у детей знания о безопасном поведении на прогулках;
- развивать воображение, ритмичность движений и умение сочетать их с пением слов.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Методы и приёмы:
Наглядные: показ, демонстрация.
Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физминутка.
Практические: самостоятельная исследовательская деятельность детей, совместная со взрослым деятельность детей., продуктивная деятельность.
Словесные: беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы.
Формы организации: подгрупповая, в парах.
Средства обучения:
Демонстрационный материал: игрушка – Снеговик, картинки по теме: «Времена года», две миски со снегом и льдом, две пластиковые бутылки с тёплой и холодной водой, свеча, ложка.
Раздаточный материал: прозрачные стаканы с символическими кружками красного и синего цвета для холодной и тёплой воды, миски со снегом и льдом, бумага, карандаши, «снежки» для каждого ребёнка.
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за снегом и льдом;
- чтение стихотворений, загадок;
- лепка снеговика на прогулке;
- рисование снежинок, сюжетных рисунков на тему: «Зима».
Индивидуальная работа: учить детей называть свойства снега и льда.
Словарная работа: холодный, белый, сверкающий, пушистый,
блестящий, скользкий.
Ход НОД:
1 ч. Д/игра «Чего не хватает?». Загадки о снежинках, снеге, снеговике.
Воспитатель выставляет три картинки и спрашивает детей?
В. - Какие времена года вы увидели на картинках?
Д. - Лето, осень и весну.
В. – Какого времени года не хватает?
Д. – Нет времени года – зимы.
Воспитатель добавляет 4-ю картинку с изображением зимы.
В. – Отгадайте загадки о зимних явлениях:
- С неба сыплются пушинки, 2. Одеяло белое
Серебристые … снежинки. Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
- Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза – угольки, зубы – сучки. (Снеговик)
2 ч. Беседа о зиме. Игровой момент со Снеговиком. Создание проблемной ситуации.
В. – Ребята, вы любите время года – зиму? Почему вам нравится зима?
Д. – Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Можно лепить снежную бабу, снеговика.
В. – Как – то раз на прогулке этой зимой мы слепили снеговика. Каждый день Снеговик встречает нас на участке. А сегодня утром я увидела, что наш Снеговик загрустил. Как вы думаете, почему?
Д. - Он устал стоять, он хочет встретиться с нами, ему скучно одному.
В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что ему грустно одному. Он попросился
погостить у нас в группе. Я его принесла, вот он – наш Снеговик. Вы рады встрече с ним?
Д. – Да.
В. – Посмотрите на Снеговика и скажите, какой он?
Д. – Он белый, холодный, добрый, весёлый.
В. – Почему Снеговик белый?
Д. – Снеговик сделан из снега, а снег - белый.
В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что однажды к нему на плечо села ворона, клюнула его и сказала, что он совсем не вкусный. Почему так сказала ворона?
Д. – Потому что у снега нет никакого вкуса.
В. – Да, ребята, хоть Снеговик и обиделся на ворону, но всё же мы знаем, что снег не имеет вкуса: он и не сладкий, и не солёный, он просто без всякого вкуса. Ребята, можно ли вам есть снег?
Д. – Нет.
В. – Почему?
Д. – Он холодный, грязный.
В. – Ребята, какое настроение у Снеговика?
Д. – Радостное, весёлое.
В. – Ребята, предлагаю вам понаблюдать, удастся ли Снеговику погостить у нас в группе и сохранится ли у него хорошее настроение.
В. – Ребята, посмотрите, наш Снеговик сделан из трёх снежных комков.
3 ч. Опыт: «Вода из снега».
В. – Снеговик принёс снега и для всех вас. Посмотрите, какой снег?
Д. – Блестящий, сверкающий, холодный, пушистый.
В. - Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло?
Д. – Он растаял.
В. – Во что превратился снег?
Д. – В воду.
В. – Почему растаял снег на ладошке?
Д. – Ладошка тёплая, снег растаял от тепла.
В. – Мы можем сделать вывод: снег - это вода. А в тепле снег тает быстрее.
Ребята, что же может произойти со Снеговиком в нашей тёплой группе?
Д. – Он может начать таять.
4 ч. Опыт: «Снег быстрее превращается в воду на горячем огне».
В. – Но больше всего Снеговик боится огня. И сейчас вы увидите, почему.
Посмотрите, во что может превратиться Снеговик на огне.
Воспитатель проделывает опыт: зажигает свечу, набирает ложку снега и начинает держать ложку над огнём горящей свечи.
В. – Теперь вы поняли, во что мог превратиться Снеговик?
Д. – В воду.
В. – Вывод: от горячего огня снег начинает таять быстрее и превращается в….воду.
5 ч. Физминутка: «Мы танцуем со снежками».
Мы танцуем со снежками,
Посмотрите все на нас.
Вот так топаем ногами:
Раз – два, раз – два!
А теперь снежки положим
Мы к Снеговику сюда.
И теперь в ладоши можно
Нам похлопать без труда.
Осторожно поднимайтесь,
Не забудьте взять снежок.
Поплясать теперь нам нужно,
Попляши и встань в кружок!
6 ч. Опыт: «Тёплая и холодная вода».
В. - Ребята, что произошло с нашим Снеговиком?
Д. – Он начал таять.
В. – Как вы это определили?
Д. – От Снеговика осталось только два комка.
В. – Изменилось ли настроение у Снеговика?
Д. – Да, он стал грустным.
В. – Снеговик очень хочет попить воды, но не знает, из какой бутылки ему попить воды. Какая вода в бутылках?
Дети определяют наощупь, что в одной бутылке тёплая вода, а в другой – холодная.
В. – Какой же водой мы угостим Снеговика: тёплой или холодной?
Д. – Холодной.
В. - Почему Снеговику нельзя пить тёплую воду?
Д. – Он растает от тёплой воды.
7 ч. Опыт: « Лёд – это тоже вода».
В. – Ребята, что происходит с нашим Снеговиком?
Д. – Он продолжает таять.
В. – Ребята, как выглядит наш Снеговик теперь?
Д. – У него остался только один комок.
В. – Ребята, посмотрите, что вместо носа у Снеговика?
Д. – Сосулька.
В. - Сосулька – это лёд. Какой бывает лёд?
Д. – Холодный, прозрачный, хрупкий, блестящий, скользкий.
В. – Лёд – это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Лёд, как и снег, боится тепла. Почему?
Д. – Потому что лёд тоже тает в тепле.
В. – Снеговик принёс сосулек, льдинок. Что произошло с сосульками в тепле?
Д. – Они тают.
В. – У вас на столах стоят стаканы с водой. В одном стакане тёплая вода, а в другом – холодная. На стакане с тёплой водой красный кружок, а на стакане с холодной водой – синий кружок. Возьмите льдинки и положите в холодную и тёплую воду. Понаблюдайте, в какой воде лёд растает быстрее: в тёплой или холодной?
Д. – Лёд растаял быстрее в стакане с тёплой водой.
В. – Представьте себе, что мы занесли в группу две сосульки: большую и маленькую. Как вы думаете, какая сосулька растает быстрее, а какая будет таять дольше?
Д. – Большая сосулька тает долго, а маленькая - быстрее.
В. – Ребята, мы можем сделать вывод: лёд – это тоже вода.
В. – Ребята, можно ли брать в рот сосульки? Почему?
Д. – Можно заболеть.
В. – А ещё вы любите кататься на коньках на льду, на ледяной дорожке. Как нужно вести себя там?
Д. – На льду надо быть осторожными.
8 ч. Зарисовывание результатов опытов на листе бумаги.
В. – Ребята, а куда делся наш Снеговик?
Д. – Он растаял.
В. - А что осталось вместо Снеговика?
Д. – Одна вода.
В. – Почему так произошло?
Д. –Потому снег – это вода. Снеговик растаял в тепле и превратился в воду.
В. – Сумел ли Снеговик погостить у нас в группе?
Д. – Нет.
В. – Скажите, где Снеговику было бы лучше и где бы он сохранился и остался целым?
Д. – На улице.
В. – Давайте нарисуем на листе бумаги то, что произошло со Снеговиком.
В. – Сначала Снеговик был из трёх снежных комков, но он начал таять и осталось только два снежных комка, потом – один комок, а потом и вовсе Снеговик исчез и превратился в воду.
Воспитатель вместе с детьми зарисовывают результаты опытов на бумаге,
заменяя действия символическими изображениями.
9 ч. Итог занятия.
В. - Что мы сегодня делали?
Д. – Наблюдали за Снеговиком, снегом и льдом, за тем, что происходит со снегом и льдом в тепле.
В. – Что же такое снег и лёд?
Д. – Это вода.
В. – Молодцы, ребята! Хотя Снеговику и не удалось погостить у нас в группе, мы с вами сделаем нового Снеговика на прогулке и будем продолжать наблюдать за снегом, льдом, снежинками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка познавательно-исследовательской деятельности детей 1-ой младшей группы
Знакомство детей с лесными жителями, их основными признаками и питании...
План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»
Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Снег и лёд. Их свойства».
Развитие познавательно-исследовательской деятельности это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для детского экспериментирования, формирование у ребенка пот...
Познавательно-исследовательский проект для средней группы "Снег-снежок"
Цель проекта - развитие познавательной и творческой активности детей в процессе исследовательской деятельности. Обогатить и расширить представление детей о снеге и его свойствах....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Снег. Какой он?"
В данном конспекте рассказывается о том, как дети знакомятся со свойствами снега посредством экспериментирования....
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности :Тема: «От куда берётся снег?»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности :Тема: «От куда берётся снег?» Цель: знакомство детей со свойством снега и льда через экспериментальную деятельность.З...