"Музей Мойдодыра"
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Белоброва Любовь Николаевна

Создание в группе музея Мойдодыра позволяет проводитьс воспитанниками работу по привитию культурно- гигиентческих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_moydora_2024g.docx199.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад  №148»

Паспорт мини-музея

«Музей Мойдодыра»

Группа общеразвивающей направленности детей в возрасте от 4 до 5 лет №9

Picture background

Воспитатели:

Белоброва Л.Н.

высшая квалификац. категория

Низамова Т.Б.

высшая квалификац.категория

 

г. Оренбург – 2024 г

МИНИ – МУЗЕЙ «МУЗЕЙ МОЙДОДЫРА»

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспортные данные мини-музея

2. Аспекты музейной деятельности

3. План работы по созданию музея

4. Характеристика мини-музея

5. Тематический план проведения занятий в мини-музее

6. Перспектива развития мини-музея

7. Литература

8. Приложение

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея:  «Музей Мойдодыра»

Профиль мини-музея: познавательный, игровой.

Цели: формирование осознанного отношения к своему здоровью через культурно – гигиенические навыки.

Задачи:

  • Формировать у детей простейшие навыки личной гигиены и самообслуживания.
  • Учить ответственно относиться к своему здоровью.
  • Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.
  • Способствовать игровой деятельности ребенка, познавательной активности, экспериментированию.
  • Расширять знания о предметах ближайшего окружения.
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Оформление мини-музея.

 В мини-музее представлены экспонаты в соответствии с возрастом детей.

Экспонаты мини-музея располагаются в доступном для детей месте.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей организован в июле 2024 г.

 Под экспозицию выделен отдельный уголок в доступном для детей месте.

Руководители мини-музея: Белоброва Л.Н., Низамова Т.Б.,  воспитатели группы общеразвивающей направленности детей в возрасте 4 - 5 лет № 9.

Структура управления мини-музеем: Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Пояснительная записка.

Главное назначение «Музея Мойдодыра» - формирование ответственного отношения к своему здоровью через привитие детям культурно – гигиенических навыков.

Развитие и воспитание культурно – гигиенических навыков у ребенка – это первый шаг к здоровью человека.

Это – основа физически крепких и здоровых людей.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

 Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

 Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

 В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

 Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада  является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития игровых навыков и формирования умения следить и заботиться о своем здоровье.

Мини-музей в детском саду является одним из средств развития познавательной, творческой активности детей.

В настоящем музее трогать руками ничего нельзя, а в нашем мини-музеесодержатся экспонаты, которые можно взять в руки, рассмотреть, играть.

 Создание такого мини-музея в группе помогает формировать у детей ответственное отношение к своему здоровью,  расширяет представления об окружающем мире.

Формы деятельности:

  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается на полке стенки в групповой комнате, поэтому всегда доступна для детских игр и творчества.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ

Разделы и экспонаты мини-музея.

Раздел «Гигиена полости рта»:

- тюбики зубной пасты для взрослых и детей

- зубные щетки: детская и взрослая

- зубочистки деревянные

- ополаскиватель для полости рта.

Раздел «Чистые волосы»:

- расчески : массажная, пластмассовая и деревянная

- шампунь детский и для взрослых.

Раздел «Частые руки»:

- мыло: детское, жидкое, хозяйственное

- влажные салфетки

- полотенце.

Раздел «Гигиена тела»

- мочалка детская «Клубника»

- губка для тела

- гель для душа

- игрушечная ванночка с пупсом.

Разделы  мини-музея, особенности использования:

«Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Речевое развитие».

Этапы работы.

1Этап (информационный).

Выбор темы, места размещения.

Подбор экспонатов для мини – музея.

Подбор картинок для рассматривания и обучения.

Подбор художественной литературы.

Оформление мини-музея.

Взаимодействие с родителями (сбор экспонатов для мини-музея).

2 Этап (практический).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В МИНИ – МУЗЕЕ

Месяц

Содержание

Участники

Сентябрь

Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея.

Дети, воспитатели

Октябрь

Занятие  «Правила чистюли». Цель: способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.

Сюжетно – ролевая игра «Купаем куклу Катю».

Дети, воспитатели

Ноябрь

Познакомить детей с предметами личной гигиены по уходу за телом.

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Дети, воспитатели

Декабрь

Познакомить детей  с предметами личной гигиены по уходу за волосами.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Дети, воспитатели

Январь

Игровое занятие «Сделаем лодочку». Цель: последовательно выполнять действия при мытье рук.

«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит»

Дети, воспитатели

Февраль

Занятие «В гостях у Айболита». Цель: обучить детей навыкам безопасного поведения во время болезни.

Дети, воспитатели

Март

Познакомить детей с предметами личной гигиены по уходу за зубами.

Сюжетно – ролевая игра «Кукла Катя чистит зубы».

Дети, воспитатели

Апрель

Чтение художественной литературы по теме: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая» и др. во время действия мини – музея.

Дети, воспитатели

Май

Викторина «Что полезно для здоровья»

Дети, воспитатели

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

- Подбор наглядных пособий, экспонатов, презентаций, научно-познавательных фильмов о деревьях.

- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.

Предполагаемый результат.

Сплочение детей и родителей, родителей ипедагогов в процессе активного сотрудничества.

Пополнение и активизация словаря.

Дошкольники познакомятся с названием мини-музея, с экспонатами.

У детей повысится уровень знаний о средствах личной гигиены.

Повысится речевая активность и обогатится словарный запас.

 Формировать умение правильно пользоваться средствами личной гигиены. Использование произведения художественной литературы в воспитании личной гигиены.

3. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музеи Москвы. Палеонтологический музей.

Совместная работа детей и родителей....

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Из опыта работы в мини-музее группы №10 «Земляничка». «Музей идет в детский сад»

В нашей группе по результатам анкетирования и опроса родителей воспитанников группы был создан мини-музей «Рязанская горенка». Родители  и сами оказались активными помощниками в создании ми...

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Мини-музей «Мойдодыр»

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 «Ромашка»Мини-музей«Мойдодыр»группа раннего возраста...

Тема: Путешествие в музей «Мойдодыр»

Конспект Открытого интегрированного занятия в   группе младшего дошкольного возраста 4-5 лет общеразвивающей направленности  Образовательная область: познавательное развитие Т...

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе "Чтение сказки К.Чуковского Мойдодыр" Тема : Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе"Чтение сказки К.Чуковского Мойдодыр"Тема : Чтение сказки К.Чуковского «Мойдодыр»...