Мини-музей «Мойдодыр»
презентация к уроку (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 9 «Ромашка»
Мини-музей
«Мойдодыр»
группа раннего возраста
Воспитатель: Иванникова О.М.
2019г.
Содержание
1. Паспортные данные мини-музея 3 стр.
2. Положение 4 стр.
3. Аспекты музейной деятельности 5 стр.
4. Характеристика мини-музея 6 стр.
5. Тематический план проведения занятий в мини-музее 8 стр.
6. Перспектива развития мини-музея 9 стр.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Паспортные данные музея «Мойдодыр»:
Наименование мини-музея: мини-музей «Мойдодыр»
Профиль музея: познавательный
Характеристика помещения: групповая комната
Площадь, занятая под экспозицию: 1 кв.м.
Цели: формировать представления младших дошкольников о свойствах воды и о личной гигиене в жизни человека.
Задачи:
- обогащать предметно-развивающую среду группы;
- развивать умение дифференцировать состояние воды и зарисовывать эти состояния;
- побуждать детей проводить с водой элементарные опыты;
- развивать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;
- воспитание бережного отношения к воде;
- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.
- Принцип опоры на интересы детей.
- Принцип наглядности.
- Принцип последовательности.
- принцип сотрудничества и взаимодействия.
-Оформление мини-музея: музейные экспонаты подобраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея расположена на полках, доступна детям.
-Формы деятельности: поисковая, игровая, научная, экспозиционная, познавательная.
-Разделы мини-музея, особенности использования:
«Сами, своими руками»
Экспонаты этой коллекции выполнены детьми, родителями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственной образовательной деятельности в образовательных областях «Познание», «Социализация». Поделки могут использоваться и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Галерея»
Здесь собраны рисунки, раскраски детей на тему гигиена.
«Библиотека»
В библиотеке собраны различные энциклопедии, загадки, стихи, авторские произведения о воде. Эти книги могут быть использованы в процессе непосредственной образовательной деятельности, а также в самостоятельной познавательной деятельности детей.
-Перспектива развития мини-музея «Мойдодыр»
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор познавательной и художественной литературы.
- Подбор детских фильмов, научно-познавательных, видеороликов о воде, ручейке, капельке и т.д.
- Создание детьми совместно с родителями книжек-малышек о воде.
- Работа с детьми по изготовлению дидактических игр.
- Проведение занятий по разным видам деятельности на базе мини-музея и использование его коллекций.
- Исключительно важное место в работе мини-музея занимают экскурсии (занятия-экскурсии).
- Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.
Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать пространство в группе, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
- музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
- способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;
- мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.
Формы деятельности:
- фондовая;
- поисковая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Оформление мини - музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини музея располагаются на полках в групповой комнате и поэтому всегда доступны для детских игр. Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями и воспитателями.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. Опытно-исследовательская деятельность.
3. Пополнение мини-музея экспонатами.
4. Пополнение мини-музея разными играми.
5. Пополнение мини-музея книжками-малышками, экосказками.
6. Составление каталога экспонатов мини-музея.
7. Работа с родителями.
месяц | содержание | задачи |
Сентябрь
| Экскурсия в мини-музей «Волшебница - вода». | Знакомить детей с новыми экспонатами мини-музея. |
Октябрь
| Театрализованный досуг. | Просмотр сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». |
Ноябрь | Знакомство с игровым уголком мини-музея. | Познавательные игры: дидактические, драматизация, настольные, бродилки, лабиринты и т.д. |
Декабрь | Рассматривание иллюстраций с разным состоянием воды. | Формировать знания, умения через опытно-исследовательскую деятельность. |
Январь | Знакомство с книжным уголком мини-музея. | Прививать интерес к познаниям через различную литературу, разбор ситуаций.
|
Февраль | Мастер-класс для родителей по изготовлению макета «Море». | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. |
Март
| Экологический праздник «День воды». | Просмотр презентации, видеофильмов. |
Апрель
| Круговорот воды в природе. | Познавательные игры, ситуации. |
Май
| Анкетирование родителей. | Отслеживание мнения родителей по данному направлению работы. |
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
Подготовительный этап | |||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1. | проведение консультации с родителями: «Мини музей в детском саду»; | Сентябрь | Иванникова О.М. |
2. | проведение бесед о создании музея в группе с родителями | Октябрь | Иванникова О.М. |
. | |||
3 | Информационный блок (наглядная информация) Оформление информации о проведении проекта: на стендах в группе. | Сентябрь В течение года |
Иванникова О.М. |
4. | Определение темы; название мини-музея; разработка его модели; выбор места для размещения; | сентябрь | Иванникова О.М. |
Практический этап (или этап реализации проекта) | |||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1. | создание мини-музея в группе; | Октябрь -ноябрь | Иванникова О.М. |
2. | сбор экспонатов для музея; | Октябрь - ноябрь | Иванникова О.М. |
3. | Пополнение музея экспонатами | В течение года | Родители, дети |
Внедренческий этап | |||
№ | Содержание работы | Сроки исполнения | Ответственный |
1. | открытие мини-музея в группе; | ноябрь |
Иванникова О.М. |
2. | экскурсия в мини-музеи по группам; | В течение года | Иванникова О.М. |
3. | приглашение гостей, родителей; | В течение года | Иванникова О.М. |
5. | проведение образовательной деятельности в мини-музее; | В течение года | Иванникова О.М. |
6. | оформление мини – музея: альбома, презентации, паспорта, картотеки экспонатов | Январь-май | Иванникова О.М. |
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ – МУЗЕЯ
Экспонаты мини – музея
№ | Название раздела | Дата поступления | Хранение (постоянное, временное) | ФИО, предоставившего экспонат |
1 | Магнитные карточки с видом морского дна и речного, соответственно обитатели морские и речные. | Ноябрь 2019г. | постоянное | Михайленко Людмила Викторовна |
2 | Авторские экологические сказки о воде, капельке, ручейке | Ноябрь 2019г. | временное | Прусская Дарья Сергеевна |
3 | Макет моря | Ноябрь 2019г. | временное | Слепцова Ирина Романовна |
4 | дидактические игры: «Кто где живет?», «Сокровища пиратов» | Ноябрь 2019г. | постоянное | Вацура Людмила николаевна |
5 | Различные пуговицы, похожие на льдинки. Камушки, похожие на льдинки.
| Ноябрь 2019г. | постоянное | Давлетчина Ирина Романовна |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИ – МУЗЕЕ
1. Экскурсии, просветительская работа.
2. НОД
3. Мастер-классы, семинары.
4. Обмен опытом.
5. Работа с родителями.
6. Пополнение музея экспонатами.
7. Составление альбома участников создания мини-музея и каталога экспонатов.
8. Театрализованные досуги.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
- Подбор коллекций открыток о воде, книг о гигиене человека.
- Проведение экскурсий для детей других групп ДОУ.
- На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.