Тематический план "Неделя здоровья"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)
Тематический план по недели здоровья .
Цель: Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собственного тела; умение и желание соблюдать правила личной гигиены тела; дифференцировать на начальном уровне понятия «здоровье» и «болезнь»; связывать состояние здоровья с поведением и соблюдением гигиенических требований; Учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №266»
«Неделя здоровья»
(Подготовительная к школе группа)
Воспитатели: Скоробогатова Н.В
Гришкова Д.П
2025г.
Цель : сформировать у детей основы здорового образа жизни.
Задачи:
Оздоровительные:
1. Формирование элементарных знаний в области гигиены, медицины, физкультуры.
2. Формирование у детей необходимых двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.
Воспитательные:
1. С помощью физических упражнений способствовать проявлению смелости, выносливости, терпения и уверенности в себе.
2. Создание условий для проявления положительных эмоций.
3.Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью
Образовательные:
1. Формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков
2. Развивать у детей желание заниматься спортом.
Предполагаемый результат:
Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
Тематический план «Недели здоровья».
День недели | Цель | Мероприятия 1-я половина дня: |
Понедельник | Тема дня: «С физкультурой дружить – эдоровым быть!» - Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. -Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию. -Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников. | -Беседа с детьми «Что такое здоровье» -Утренняя зарядка с родителями -Загадки и пословицы о спорте. -Рассматривание альбома «Виды спорта». 2-я половина дня: -Дыхательное упражнение «Часики» -Гимнастика для глаз. -Рисование « Мой любимый вид спорта» |
Вторник | Тема дня: «Мойдодыр» -Формировать у детей представление о правилах личной гигиены. -Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы); | 1-я половина дня: -Беседа «Микробы и вирусы» -Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто» -Просмотр мультфильма «Мойдодыр» 2-я половина дня: -Рассматривание энциклопедии «Микробы». -Игровая ситуация «Как защититься от микробов». -Консультация для родителей «Как с пользой для здоровья провести семейный досуг». |
Среда | Тема дня: «Витамины на столе» -Уточнить и закрепить знания детей о происхождении продуктов питания. -Дать детям знания о пользе продуктов питания. -Дать детям элементарные знания о пользе витаминов, их влиянии на детский организм. | 1-я половина дня: -Беседа «Полезная пища». -П/и «Собери урожай», «Найди свой овощ» 2-я половина дня: -Чтение «О пользе витаминов». -Загадки об овощах и фруктах. -С/р игра «Магазин» - Альбом «Семейные рецепты» Консультация для родителей «О правильном питании и пользе витаминов» |
Четверг
| Тема дня: «Я и мое тело» -Познакомить с главными органами человеческого организма (сердце, желудок, лёгкие, печень). -Расширять знания детей об организме человека. -Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание. -Научить любить себя и свой организм. -Вызвать желание заботиться о своём организме, о своём здоровье, беречь своё здоровье. | 1-я половина дня: -Рассматривание иллюстраций: «Тело человека», «Органы человека». -Загадывание загадок про части тела. 2-я половина дня: -Дыхательная гимнастика «Каша кипит» -С/р игра «Больница» Консультация для родителей «Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни» |
Пятница | Тема дня: «В сказку за здоровьем» -Формировать осознанное отношение к своему здоровью, понимание значимости гигиены, физических упражнений для здоровья человека на примере героев произведений художественной литературы. -Воспитывать интерес детей к подвижным играм разных народов. -Расширять функциональные возможности организма детей, обогащать двигательные навыки. | 1-я половина дня: Чтение художественной литературы: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», «Как Саша сама себя вылечила». А. Барто «Девочка чумазая». Д/и « Разложи по порядку» 2-я половина дня: М/И ««Меняйтесь местами, кто любит...» Викторина «Загадки и отгадки». Поход с родителями и детьми на каток |
Методическое обеспечение проектной деятельности.
1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. М. «Мозаика – Синтез» 2016 г.
2. Оздоровительная гимнастика комплекс упражнений для детей 3-7 лет, ПензулаеваЛ.И., М.; Мозайка – Синтез, 2013г.
3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа.- М.:Мозаика-Синтез.2014г.
4. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет), -М.: Мозаика- Синтез, 2014.
5. Комплексы пальчиковой, артикуляционной и др. гимнастики. Картотека группы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Беседа «Что такое здоровье»
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Нужно ли соблюдать режим дня? Вот в детском саду соблюдается режим дня, а вы дома соблюдаете его?
А утром, перед приходом в садик вы умываетесь? Чистите зубы? Делаете зарядку? Причесываетесь?
А зачем мыть руки?
А нужно ли правильно видеть за столом, когда вы рисуете?
А зачем нам нужен носовой платок?
А что такое микробы?
Какую воду нужно пить?
Дома, вы, соблюдаете режим дня?
Скажите, здоровье нужно человеку?
Приложение №2
Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? ( ответы детей).
Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет. Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание.
- Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простужены. « Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!»
Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
Приложение №3
Разложи картинки по порядку
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
Приложение №4
Игра «Меняйтесь местами, кто любит...» (авторская)
Дети встают в круг. Воспитатель называет разные продукты и блюда. Тот, кто любит названный продукт, меняется местами с другими ребятами, которые тоже его любят. Если ребенок не любит названный продукт – стоит на месте. В эту игру нужно играть молча.
Воспитатель:
Становитесь дети в круг,
Чтоб узнать, что любит друг.
Если любишь ты продукт,
То местами поменяйся.
Если нет – на месте стой
И по кругу не слоняйся!
Кто очень любит сдобное печенье?
А овощной салат? Вишневое варенье?
Чупа-чупс? Картофель? Винегрет?
А кто предпочитает супчик на обед?
Хотите я налью вам лимонад?
А может кто-то любит шоколад?
Морковку? Кашу манную? Капусту?
А чипсы? Все наелись?!
Очень вкусно! (Гладят животы).
Приложение №5
Загадки про спорт и здоровый образ жизни
Любого ударишь –
Он злится и плачет.
А этого стукнешь –
От радости скачет!
То выше, то ниже,
То низом, то вскачь.
Кто он, догадался?
Резиновый ...
(Мяч)
Он лежать совсем не хочет.
Если бросить, он подскочит.
Чуть ударишь, сразу вскачь,
Ну, конечно – это ...
(Мяч)
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я ...
(Гантели)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)
Зеленый луг,
Сто скамеек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих
Рыбацкие сети.
(Стадион)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)
На снегу две полосы,
Удивились две лисы.
Подошла одна поближе:
Здесь бежали чьи-то ...
(Лыжи)
На белом просторе
Ддве ровные строчки,
А рядом бегут
Запятые да точки.
(Лыжня)
Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник)
Ног от радости не чуя,
С горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне, дети?
(Лыжи)
Он на вид - одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется…
(Сноуборд)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня?
(Коньки)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие ...
(Коньки)
Палка в виде запятой
Гонит шайбу пред собой.
(Клюшка)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Там идёт игра - ...
(Хоккей)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед)
Не похож я на коня,
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звонить умею, знай!
(Велосипед)
Ранним утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой ...
(Велосипед)
Эстафета нелегка.
Жду команду для рывка.
(Старт)
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Нет для боя у полков
Ни патронов, ни штыков.
(Шахматы)
Тело человека
Стоят два кола,
На колах — бочка,
На бочке — кочка,
На кочке — лес дремучий.
(Человек)
Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)
Между двух светил я в середине.
(Нос)
Красные двери
В пещере моей.
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо,и хлеб -
Всю добычу мою
Я с радостью
Белым зверям отдаю.
(Рот, зубы)
Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает.
(Зубы, язык)
Всегда во рту,
А не проглотишь.
(Язык)
Пять братьев:
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)
У Петьки — картошкой,
У Марьюшки — уточкой.
(Нос)
У двух матерей
По пяти сыновей,
И одно имя всем.
(Рука и пальцы)
Пять братьев, —
Годами равны,
А ростом — разные.
(Пальцы)
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
У Алешки – копной,
У Аленки – волной.
(Волосы)
Рассыпались песчинки
На щечках у Маринки.
(Веснушки)
Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.
(Нос)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Веки и глаза)
Два близнеца — два братца,
На нос верхом садятся,
Сами верхом, а ноги — за ушами.
(Глаза)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
Идут четыре брата навстречу старшему.
- Здравствуй, большак, — говорят.
- Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка Тимошка!
(Пальцы)
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле
(Ушки)
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Ручки)
Пять братьев -
Годами равные, ростом разные.
(Пальцы)
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны Нашей Оле
(Зубки)
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)
Всю жизнь друг друга догоняют,
а обогнать не могут.
(Ноги)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)
Полон хлевец Белых овец.
(Рот и зубы)
Что за обедом всего нужнее?
(Рот)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
(Сердце)
Ношу их много лет,
А счету им не знаю.
(Волосы)
Брат с братом через дорожку живут,
А друг друга не видят
Консультация для родителей
«Прогулки как средство укрепления здоровья детей».
Прогулка – это надежное средство укрепления здоровья ребёнка. Пребывание
детей на свежем воздухе повышает сопротивляемость организма, оказывает
закаливающий эффект, который является результатом комплексного
воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности,
направления и скорости движения.
Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению
тонуса различных систем организма: нервной, эндокринной,
пищеварительной, сердечно - сосудистой, дыхательной. Пребывание детей на
свежем воздухе оказывая положительное влияние на эмоциональное
состояние, вызывает чувство бодрости, свежести, являясь надежным
средством профилактики утомления.
На прогулке дети много двигаются, что оказывают положительное влияние
на физическое развитие ребёнка. У них вырабатываются двигательные
умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус
Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по
длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в
активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.
Нельзя допускать длительное нахождение ребёнка в однообразной позе,
необходимо переключать их с одного вида деятельности на другой. Разумное
чередование на прогулке разнообразной деятельности делает её интересной и
привлекательной для ребёнка. Такая прогулка создает у детей радостное
настроение, обеспечивает хороший отдых.
При организации игр на прогулке, нужно учитывать индивидуальные
особенности детей, так как одни предпочитают спокойные виды игр, другие
постоянно находятся в движении. Поэтому игры для ребёнка нужно
подбирать в соответствии с его темпераментом и состоянием здоровья. Очень
полезны детям игры с природными материалами (песком, снегом, водой) –
это одна из форм естественной деятельности ребёнка в природе.
Активизировать двигательную активность ребёнка на прогулку помогут
крупно габаритные игрушки, машины; в тёплое время года – мячи,
велосипеды, а в зимнее время - санки, лыжи, лопатки, вёдра.
Ведущее место на прогулке отводится подвижным играм, которые помогают
ребёнку снять умственное и физическое напряжение, воспитываются
моральные качества.
Всё это способствует совершенствованию физического развития детей,
улучшает тренированность организма, повышает его защитные реакции и
сопротивляемость к вредным факторам.
Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо
неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать
погоде и всем гигиеническим требованиям.
Консультация для родителей
«О правильном питании и пользе витаминов»
Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека.
Все виды обмена веществ, работа нервной пищеварительной, сердечно-
сосудистой систем, осуществляются должным образом только при
участии витаминов.
РОЛЬ ВИТАМИНОВ
Витамины не представляют органической ценности, но входят в состав
коферментов и гормонов, и таким образом служат чрезвычайно важным
компонентом системы обмена веществ и имеют исключительно важное
значение, для нормальной жизнедеятельности. Так как витамины не
синтезируются в организме, их относят к незаменимым факторам питания. А
значит, они должны регулярно поступать с пищей. Длительное отсутствие в
пище хотя бы одного из витаминов приводит к развитию заболеваний. При
недостаточном поступлении витаминов повышается утомляемость,
снижается работоспособность и сопротивляемость организма.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАМИНОВ
Витамины по растворимости подразделяются на две группы:
водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым витаминам
относят тиамин ( витамин В1 ), рибофлавин ( витамин В2 ), ниацин
( никотиновая кислота, витамин РР ), пиридоксин ( витамин В6 ),
цианкобаломин ( витамин В12 ), фолацин ( фолиевая кислота ), пантотеновая
кислота ( витамин В5 ), биотин ( витамин Н ), аскорбиновая кислота
( витамин С ). Жирорастворимые витамины- ретинол ( витамин А ),
кальциферол ( витамин Д ), токоверол ( витамин Е ), филлохиноны ( витамин
К ). Особую группу составляют витаминоподобные вещества. Они не
обладают всеми свойствами витаминов, однако не менее активно влияют на
обмен веществ и необходимы для нормального функционирования
человеческого организма. К ним относят холин ( витамин В4 ), инозит
( витамин В8 ), биофлавоноиды ( витамин Р ), парааминобензойная кислота
( витамин Н1 ) и др.
ФУНКЦИИ ВИТАМИНОВ
Все витамины выполняют защитную функцию против различных
повреждающих факторов. Механизм их участия в обмене веществ для
каждого специфичен. Недостаток витаминов в питании приводит к
авитаминозу или гиповитаминозу. Под авитаминозом понимают полное
истощение запасов витаминов в организме, а под гиповитаминозом-
снижение обеспеченности ими организма.
Какие витамины являются самыми полезными и необходимыми для
ребенка?
Витамин А необходим для роста и развития тканей детского организма,
поддержания иммунитета, функционирования печени, восстановления
слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Он повышает
сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, обеспечивает
нормальное зрение (при его недостатке развивается «куриная слепота»).
Витамина А много в печени, сливочном масле, яйцах и особенно в рыбьем
жире. В зеленых овощах (петрушке, шпинате, мангольде, ревене, укропе,
мяте, салате) и фруктах содержится каротин, который в организме человека
превращается в витамин А. Много каротина в моркови, крапиве, щавеле,
абрикосах зеленом луке, свежих помидорах.
Витамин D особенно необходим детям до года. Он предупреждает развитие
такого заболевания, как рахит, с его помощью происходит регуляция
отложения кальция и фосфора в костных тканях (при недостатке витамина D
нарушается их рост). Витамин D содержится преимущественно в яйцах,
сливочном масле, говяжьей печени, икре и рыбьем жире. Он образуется под
воздействием солнечных лучей в кожных покровах.
Витамин К необходим для нормального свертывания крови, при его
недостатке развивается кровоточивость тканей. Витамин К содержится в
большом количестве в цветной и белокочанной капусте (особенно в ее
зеленых листьях) а также в крапиве, шпинате, моркови, помидорах молочной
зрелости и свиной печени.
Витамин Е участвует в синтезе белка, обеспечении тканей кислородом.
Особенно важно достаточное количество его в рационе беременных женщин.
Витамин Е содержится во многих растениях, в том числе в зародышах
пшеницы а также в растительных маслах.
Витамины А, D, К, Е являются жирорастворимыми, то есть лучше
усваиваются в сочетании с жирами. Остальные витамины являются
водорастворимыми.
Витамин В1 (тиамин)
способствует укреплению нервной системы.
Недостаток этого витамина в организме приводит к развитию кожных
заболеваний, выпадению волос. Витамина В1 много в гречневой и овсяной
крупах, фасоли, пшеничном хлебе из муки грубого помола, в яблоках,
картофеле и особенно в пивных дрожжах. Из продуктов животного
происхождения витамином В1 богаты: яичный желток, икра печень, почки,
сердце.
Витамин В2 (рибофлавин) особенно важен для растущего организма. При
недостатке витамина В2 ребенок становится капризным, у него отмечается
подавленное настроение позднее появляются рецидивирующий стоматит,
сухость кожи, склонность к поносам. Витамина В2 много в мясе рыбе,
молоке и молочных продуктах, яичном белке, хлебе дрожжах. Кроме того, он
синтезируется нормальной микрофлорой кишечника.
Витамин В6 (пиридоксин) поступает в организм человека с мясной,
молочной пищей и синтезируется микрофлорой кишечника. В материнском
молоке, в отличие от коровьего молока, содержится достаточное для
грудного ребенка количество витамина В6. Витамин В6 участвует в синтезе
белка, необходим для нормального развития нервной системы работы
печени.
Витамин С, или аскорбиновая кислота, содержится во многих продуктах
растительного происхождения. Особенно много витамина С в черной
смородине, плодах шиповника, крыжовнике, апельсинах, мандаринах,
грейпфрутах, цветной капусте, зеленом луке, петрушке. Аскорбиновая
кислота участвует в синтезе различных веществ, необходима для
функционирования иммунной системы. Потребность в витамине С особенно
велика при инфекционных заболеваниях, заболеваниях желудочно-
кишечного тракта. Недостаток витамина С может повлечь развитие
депрессии и истерии таких заболеваний, как кровоточивость десен. Витамин
С разрушается, если очищенные овощи долго лежат в воде варятся в
открытой посуде, пища несколько раз подогревается.
Витамин РР — никотиновая кислота. При ее недостатке нарушается
деятельность центральной нервной системы (ухудшается память, мышление),
желудочно-кишечного тракта, поражается кожа. Никотиновая кислота
содержится в мясе, рыбе, гречневой крупе, а также в овощах, фруктах,
молочных продуктах. В небольшом количестве она образуется и в организме
человека.
В настоящее время известно более 20 различных витаминов. Большая часть
из них не синтезируется в организме человека, они не образуют депо (то есть
не накапливаются). Поэтому витамины должны ежедневно поступать в
организм человека.
Дети, страдающие гиповитаминозом, быстрее утомляются во время
физических нагрузок, дольше выполняют задания, чаще раздражаются,
жалуются на то, что устали глаза.
Но восполнить необходимое количество витаминов только за счет пищи
невозможно. Весной содержание витаминов в продуктах значительно
уменьшается. В процессе хранения и приготовления пищи витамины в той
или иной степени разрушаются. Поэтому, чтобы сохранить витаминный
баланс, необходимо не только употреблять фрукты и овощи но и принимать
витаминные добавки. В настоящее время они широко представлены в
аптечной сети. Однако употреблять витамины, особенно детям, следует в
разумных пределах, и только после консультации с лечащим врачом.
Консультация для родителей:
«Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Именно до семи лет идёт интенсивное
развитие организма. В становление функциональных систем организма
закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на
этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового
образа жизни. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании,
сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков
здорового образа жизни, а также устои и потребности в регулярных занятиях.
Следует отметить отсутствие у детей физических качеств ( усидчивости,
умение я напрягаться без ущерба здоровью, элементарно корректировать
своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на
другую. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы
работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности ,
в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и
укреплению физического и психического здоровья ребёнка.
Здоровье – это не только отсутствие болезненного состояния, оптимальной
работоспособности, эмоционального тонуса, но и фундамент будущего
благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению
здоровья детей в детском саду, являются формирования у них представлений
о здоровье- одной из главных ценностей жизни. Педагоги и родители должны
научить ребёнка правильному выбору в любой ситуации. Только полезному
для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребёнку с малых лет
правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Эти
задачи должны решаться созданием целостной системы по сохранению
физического , психического и социального благополучия ребёнка. Особое
внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Двигательная деятельность , прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил гигиены. Правильное
питание обеспечивает нормальное телосложение и развитие организма.
Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. И действительно
использование естественных сил природы приводит к тому, что человек
делается закалённым, успешно противостоит неблагоприятным факторам
внешней среды.
Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:
Формировать представления о том, что быть здоровым хорошо, а болеть
плохо. О некоторых признаках здоровья: воспитывать навыки здорового
поведения, двигаться , есть побольше овощей и фруктов. Мыть руки, не
злиться , не волноваться, быть доброжелательным. Больше бывать на свежем
воздухе. Развивать умение рассказывать о своём здоровье, вырабатывать
навыки правильной осанки.
В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников
сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е.
утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».
Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит только от
здравоохранения и более чем на половину - от образа жизни. Сегодня
установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с
дошкольного возраста.
Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма,
возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления
собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е.
уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом,
физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить
базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех
такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений
воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает
соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у
детей.
Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников
Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких
родственниках.
Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза,
уши ит.д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой
лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной
щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды,
пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических
процедур, движений, закаливания.
Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным,
выносливым, быстрым, гибким.
Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для
укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом
салфеткой или носовым платком.
Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.
Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о
профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза
являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ,
благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях
и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена
сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием
пищи, ежедневные прогулки).
Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать
необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений
(телевизор, радио т.т.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-
10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для
подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя
мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение
жизненных принципов ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400640-1391845941.jpg)
План-конспект проведения тематического "Дня здоровья" в средней группе (в рамках проведения единого дня профилактики "Здоровье - твое богатство")
В работе подробно описано роведение тематического "Дня здоровья" (в рамках проведения единого дня профилактики "Здоровье - твое богатство") в средней группе детского сада....
Отчет о проведении тематической недели «Здоровые дети в здоровой семье»
За последнее время наблюдается значительное снижение здоровья детей, поэтому обязательной целью ДОУ является создание благоприятных здоровьесберегающих условий для пребывания детей в ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/23/picture-772198-1461370752.jpg)
План тематической недели «Здоровый малыш» по формированию основ здорового образа жизни в 1младшей возрастной группе
Оздровление дошкольников младшего возраста в летний период...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-854097-1479650495.jpg)
Проект тематического дня здоровья «Мы растём здоровыми, счастливыми, весёлыми!»
Цель:формирование культуры здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков.Задачи:Приобщить детей и их...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959466-1508091486.jpg)
Тематическая неделя "Здоровому всё здорово!" (для родителей)
Рекомендации для родителей по тематической недели...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-988867-1515316991.jpg)
Тематический день здоровья "В здоровом теле - здоровый дух"
План проведения тематического дня здоровья, направленного на закрепление у детей знаний о здоровом образе жизни и содействие физическому развитию детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/07/picture-988867-1515316991.jpg)
Тематический день здоровья "Мы растем здоровыми"
План проведения тематического дня здоровья, направленного на формирование у детей представления о здоровом образе жизни; на развитие у детей желания правильно питаться, на воспитание потребности заним...