ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СПОРТИВНЫЙ ЧАС» В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает организацию двигательной активности, вооружение дошкольников знаниями и умениями ведения здорового и правильного образа жизни. Актуальность определяется задачей образовательной области «Физическое развитие» ФОП ДОУ, которая направлена на формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
В представленной практике особое внимание уделяется организационно-педагогическим условиям организации двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.Это и побудило меня приступить к реализации технологии «Спортивный час», целью которого является формирование социально-коммуникативных навыков, навыков здорового образа жизни и поведения.
«Спортивный час» заключается в том, что один раз в 1-2 недели дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют возможность заняться двигательной активностью одновременно и самостоятельно в спортивном зале детского сада, соблюдая правила поведения. Педагоги вместе с детьми организуют пространство до начала «Спортивного часа», планируют виды деятельности, формы сотрудничества. Все сотрудники: педагоги и инструктор по физической культуре отвечает за безопасность детей в спортивном зале. Все дети и педагоги имеют спортивную форму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «СПОРТИВНЫЙ ЧАС» В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В.И. Гнездилова
методист
ГБДОУ детский сад № 39 Адмиралтейского района
г. Санкт- Петербурга
Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает организацию двигательной активности, вооружение дошкольников знаниями и умениями ведения здорового и правильного образа жизни. Актуальность определяется задачей образовательной области «Физическое развитие» ФОП ДОУ, которая направлена на формирование у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
В представленной практике особое внимание уделяется организационно-педагогическим условиям организации двигательной активности и формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Двигательную активность мы рассматриваем, как важный фактор формирования личности дошкольника. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирование его практических, двигательных навыков.
Это и побудило меня приступить к реализации технологии «Спортивный час», целью которого является формирование социально-коммуникативных навыков, навыков здорового образа жизни и поведения.
Задачи, которые помогают достигнуть этой цели:
- дать возможность детям в свободной деятельности продемонстрировать те навыки, которые они получили в совместной образовательной деятельности;
- приобретать опыт в двигательной деятельности, связанный с основными видами движений, выполнением упражнений, игровых умений, направленных на развитие физических качеств;
- использовать развивающее пространство детского сада для реализации двигательной потребности и физического развития, снижения заболеваемости детей;
- формировать умения планировать свои действия, находить себе партнёра, оценивать результаты;
- развивать социальные компетенции, в том числе воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.
- проявлять устойчивый интерес к физической культуре и спорту.
Представленная практика базируется на технологиях эффективной социализации (ТЭС) детей дошкольного возраста Н.П. Гришаевой.
Проведение "Клубного часа" по авторской "Технологии эффективной социализации» Гришаевой Н.П. помогли решить ряд проблем по взаимодействию детей, по развитию социально-коммуникативных навыков. Но, наблюдая за детьми, их интересами, действиями, я пришли к выводу, что большинство воспитанников, перемещаясь по зданию детского сада во время «Клубного часа», выбирая пространство спортивного и музыкального залов, дети нуждаются в игре и двигательной активности, но не всегда могут организовать игру и соблюдать правила.
Особенности организации «Спортивного часа».
«Спортивный час» заключается в том, что один раз в 1-2 недели дети в возрасте от 3 до 7 лет имеют возможность заняться двигательной активностью одновременно и самостоятельно в спортивном зале детского сада, соблюдая правила поведения. Педагоги вместе с детьми организуют пространство до начала «Спортивного часа», планируют виды деятельности, формы сотрудничества. Все сотрудники: педагоги и инструктор по физической культуре отвечает за безопасность детей в спортивном зале. Все дети и педагоги имеют спортивную форму.
Структура «Спортивного часа».
Длительность «Спортивного часа» один час и состоит он из трех частей:
Первая часть – 5-7 минут: в группе проводится рефлексивный круг, где дети вспоминают правила перемещения по зданию, планируют своё посещение и проводится разминка. Затем по звуковому сигналу (определяют педагоги в группе) все дети из группы начинают перемещаться по пространству детского сада.
Вторая часть – 30 минут. По возможности в спортивном зале, также можно добавить музыкальный зал, организуется пространство для разных форм двигательной активности. В одном месте может быть метание, в другом прыжки. В пространстве музыкального зала проводится ритмическая гимнастика или игры, в спортивном зале спортивные и подвижные игры с правилами, занятия на тренажерах. В коридоре так же может быть размещен спортивный инвентарь, который расставлен по ходу движения детей. Ребенок может посетить несколько помещений, а может побывать только в одном месте – это право выбора каждого ребенка.
По истечении второй части, также по звуковому сигналу дети возвращаются в свои группы.
И в заключительной третьей части – 15 минут, вместе с детьми в кругу проводится подведение итогов. Обсуждаются вопросы:
- Какие сегодня были у тебя достижения?
- Что сегодня удалось, что раньше не получалось?
- Что планируешь попробовать сделать на следующем «Спортивном часе»?
- Кому ты сегодня помог, научил чему-то?
- Что ты хотел, чтобы было на следующем «Спортивном часе»?
Дети активно и с удовольствием обсуждают свои впечатления, предлагают варианты двигательной деятельности. Для меня очень важно услышать голос каждого ребенка, для дальнейшего планирования «Спортивного часа».
Типы и виды «Спортивного часа».
Тренер и спортсмен – когда дети старших групп самостоятельно показывают разные движения и контролируют их выполнение, проводят подвижные игры; «Фитнес-зал» или «Спортивный клуб» – дети, имеющие навыки работы с тренажёрами, являются «инструкторами » для пришедших в зал детей; здесь же дети бывают и в роли педагогов ; соревновательный (одной возрастной группы и между группами, можно привлекать и педагогов, и родителей).
Тематический - военно-спортивная игра «Зарница». Квест – дети выполняют двигательные испытания; о ЗОЖ - оздоровительные мероприятия «Я здоровье берегу» (дыхательная гимнастика, самомассаж и т.д.); игровой (на основе разных видов игр: подвижные игры, игры малой подвижности, , подвижные игры народов мира и т.д.).
Творческий – дети сами планируют и проводят «Спортивный час», используя подготовленный материал по выбору.
Самостоятельный - дети по своей инициативе выбирают занятия по интересам (тренажеры, игровое и спортивное оборудование и т.д.)
Планируемые результаты у дошкольников:
- формируются двигательные навыки;
- формируются социальные компетенции;
- улучшается физическое развитие;
- укрепляется здоровье;
- развиваются физические качества;
Технология «Спортивный час» дает дополнительные возможности и для формирования социальных компетенций дошкольников.
Двигательная активность во время «Спортивного часа» не только укрепляет здоровье, улучшает физическое развитие, формирует двигательные навыки, но и помогает детям лучше ориентироваться в пространстве, формировать такие качества, как самоконтроль, ответственность, самостоятельность, умение договариваться, взаимодействовать в паре, соблюдать правила. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, в игре, что позволяет ребенку нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
«Спортивный час» мотивирует педагогов на поиск наиболее интересных и эффективных форм и средств для формирования устойчивого интереса к физической культуре и спорту, а у детей разного возраста воспитываются дружеские отношения, и главное – желание быть сильным, крепким и здоровым.
В настоящее время я наблюдаю яркие впечатления у детей, повышение интереса детей к физическим упражнениям. В теплое время, когда позволяет погода, «Спортивный час» можно проводить на улице, на участке по тем же правилам, но каждая группа на своем участке. Педагоги активно вовлечены в данный процесс, больше внимания уделяют привлечению не только детей, но и родителей к здоровому образу жизни. Педагоги активно используют дополнительное оборудование, сделанное "своими руками". Детям «Спортивный час» очень нравится, они в восторге от него и с нетерпением ждут следующего.
Данную практику могут реализовывать дошкольные образовательные учреждения любой направленности. «Спортивный час» можно проводить в период пандемии, а может даже он сейчас является и наиболее важной формой. Так как дети сейчас ограничены в какой-то степени в активности, в разновозрастном общении. Поэтому для обеспечения безопасности можно составить скользящий график посещения детей дополнительных залов или у себя в группе (чтобы дети не контактировали друг с другом), а детям показывать видеоролики о том, как дети из других групп провели свои клубные часы.
Список литературы:
- Анисимова М.С., Хабарова Т.В. «Двигательная деятельность детей».
- Гришаева Н.П. «Технология эффективной социализации».
- Полтавцева Н.В. «Физическая культура в дошкольном детстве».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-172319-1357282541.jpg)
Конспект открытого просмотра НОД на тему: “Физическое развитие детей с использованием элементов инновационной образовательной программы Н.Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста».”
НОД по физическому воспитанию детей младшей группы детского сада...
Возможности использования здоровьеразвивающих физических упражнений в здоровьеформирующем физическом развития детей 5-6 лет.
Статья повествует об использовании в детском саду развивающих двигательных программ , разработанных в НП ЦЗСПТ г.Н.Новгорода, в физического развития дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/23/picture-815315-1474637453.jpg)
Роль инструктора по физической культуре в решении задач физического развития детей - воспитанников образовательных организаций.
Инструктор по физической культуре в современной образовательной организации должен уметь заинтересовать и организовать работу педагогического коллектива по вопросам физич...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-1012835-1518849901.jpg)
"Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста "(выступление на семинаре)
quot;Опыт взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и родителями по физическому развитию детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-1265726-1603722050.jpg)
Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников.
Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1035800-1674483612.png)
«Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров дошкольник»
Сообщение-обсуждение: «Использование современных образовательных программ для физического развития дошкольников на примере Программы физического развития детей Токаевой Т. Э. Будь здоров до...