Индивидуальная антистрессовая программа
статья
Современный педагог и инструменты защиты от профессионального выгорания.
Индивидуальная антистрессовая программа
Абрамова Наталья Владиленовна,
воспитатель первой категории МАДОУ д/с «Детство» г.Котельники.
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
-повысить уровень стрессоустойчивости педагогов в профессиональной и личной сферах,
-познакомить с приемами управления эмоциональным состоянием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный педагог и инструменты защиты от профессионального выгорания.
Индивидуальная антистрессовая программа
Абрамова Наталья Владиленовна,
воспитатель первой категории МАДОУ д/с «Детство» г.Котельники.
Цель:
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу сохранения психологического здоровья и профилактики эмоционального выгорания.
Задачи:
-повысить уровень стрессоустойчивости педагогов в профессиональной и личной сферах,
-познакомить с приемами управления эмоциональным состоянием.
Изменение ситуации | ||
1 | Поиск поддержки коллег (6 человек). Важно иметь рядом коллег, которые принимают тебя таким, какой ты есть и всегда поддержат в трудную минуту. Это дает вам: - возможность выговориться, выплеснуть наболевшее, быть выслушанным; - поговорить на отвлеченные темы; - пообщаться по телефону. | |
2 | Составление и реализация плана изменения ситуации (4 шага) - Определить ситуацию и изменить ее, если для этого есть возможность. - Изменить отношение к ней (переосмыслить). - Работа над своим состоянием и подбор инструментов под себя. Это этап планирования цели, на котором вы разбиваете проблемы на более мелкие части и последовательно выполняете соответствующие действия. - Активация поведения (изменять способы поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств). | |
3 | Активные действия (3 шага управления эмоциональным состоянием).
| |
Изменение отношения к ситуации | ||
4 | Изменение восприятия и оценки ситуации.Поиск позитивного в ситуации. Любите себя! УТРОМ происходит настройка организма и души на предстоящий день: -Будильник должен звонить мягко и нежно. Резкий звонок – это стрессовый фактор. -Не вставайте сразу и рывком! Откройте глаза и потянитесь! -Подумайте о приятном! Улыбнитесь. -Сделайте несколько физических упражнений, чтобы зарядиться энергией. -Идите в ванную и принимайте душ (лучше контрастный), который освежит и взбодрит вас. -Завтрак должен быть легким и состоять из любимых продуктов. -Насладитесь ароматом и вкусом свежесваренного кофе. -Не торопясь, оденьтесь и спокойно выходите из дома. В течении ДНЯ находите время для отдыха и психорегулируюших упражнений: -Дыхательная гимнастика. (в течение 6 секунд глубоко и равномерно вдыхается воздух, затем в течение 6 секунд медленный равномерный выдох. Упражнение повторяется, пока не снимаются признаки усталости. - Гимнастика для лица. Установлено, что вся разнообразная гамма эмоций у человека строится из шеста стандартных масок: удивление, страх, злость, отвращение, печаль, радость. Попытка улыбаться при плохом настроении через какое-то время приводят к улучшению настроения. Так что улыбайтесь и стрессы отступят. -Осанка. Чтобы у вас было хорошее настроение, надо выпрямиться, расправить плечи, сделать взгляд прямым и открытым. Движения должны быть уверенными. - Голос. Учитесь говорить так, чтобы ваш голос был приятен другим. Голос -индикатор вашего настроения, как и улыбка, он не только сигнализирует о вашем настроении, но и управляет им. ВЕЧЕРОМ:
|
|
5 | Принятие ответственности за развитие ситуации. -Принятие ответственности подразумевает полное и безоговорочное принятие любого развития ситуации и любых последствий. Это осознание своего решения и готовность за него ответить. -Ответственность нужно принимать до, а не после. -Вы не ищете виновных и не вините себя. Это случилось. Просто пойди и исправь. Просто сделай это. -Позиция «я выбираю», а не «я должен», делает вас свободным и независимым. -Чтобы избежать критики, надо уметь признавать свою вину. | |
Изменение состояния | ||
6 | Изменение тонуса мышц. Скелетная мускулатура является одним из самых сильных источников стимуляции мозга. Для снятия чрезмерной психической напряженности необходимо мышечное расслабление (релаксация). - Иногда снятию психического напряжения помогут 20—30 приседаний или максимально возможное число отжиманий (не менее 50) от пола. - «Скрытая» гимнастика Воробьева: 1. Ступни ног полностью касаются земли. Поднимайте и опускайте пятки - 40 раз. 2. Поднимайте и опускайте носки 40 раз. 3. Сжимайте и разжимайте мышцы ягодиц - 40 раз. 4. Медленно втягивайте стенку живота на выдохе, на вдохе возвращайтесь в исходное положение - 15 раз. 5. При прямой спине сдвигайте лопатки к позвоночнику - 40 раз. Следите, чтобы плечи не двигались. 6. Повороты головы на 90 градусов - влево, потом вправо - 40 раз. 7. Вытягивание подбородка вперед - 40 раз. 8. Руки разводите в разные стороны на уровне плеч. Сжимайте и разжимайте кулаки 40 раз. - В других случаях более эффективным является дифференцированный аутотренинг по типу «экспресс-метода». Он заключается в максимальном расслаблении тех мышц, работа которых в данный момент не требуется. В положении сидя расслабьте мышцы лица, плеч, рук, ног. -Разрядке негативных эмоциональных состояний и поддержанию бодрого настроения поможет упражнение «расслабление по контрасту». Здесь релаксация достигается через напряжение. Надо напрячь кисти рук, а затем максимально расслабить их. Напрячь ноги, с силой упершись в пол, затем расслабить их. Вместе с расслаблением должно прийти ощущение радости освобождения от скованности, которое необходимо всячески усиливать. | |
7 | Упражнения для глаз, головы, шеи, плеч, рук, ног, спины, живота. Быстрый темп нашей жизни, стрессы приводят к перенапряжению, негативному отношению к коллегам, родным, друзьям, к депрессии, быстрому утомлению. Поэтому так важно научиться расслаблять мышцы для снятия с них напряжения. Для шеи: сидя или стоя за рабочим местом, медленно наклоните голову сначала к правому плечу, затем к левому. Повторите по 10 наклонов в разные стороны. Затем наклоните голову вперед и также выполните 10 повторов. Для глаз: чтобы предотвратить ощущение сухости и рези в глазах при работе на компьютере, необходимо периодически отрывать глаза от монитора, перевести взгляд на другой предмет, закрыть глаза и посидеть так 2-3минуты. Можно также сделать небольшую гимнастику для глаз, повращав глазами в разные стороны. Для головы: надавливайте на виски кончиками пальцем и массируйте их круговыми движениями. Обхватите ладонями лобные доли черепа и массируйте с небольшим нажатием. Обхватите ладонями виски и надавливайте с различной интенсивностью. Для плеч: повращайте плечами вперед и назад. Выполнив по 10 повторов в каждую сторону. Для спины: потянитесь руками вверх, ладони вместе, сделайте наклон сначала в правую, затем в левую стороны. Почувствуйте, как напрягаются и растягиваются мышцы спины. Повтор по 10 раз в каждую сторону. Теперь вытяните руки вперед, потяните сначала в правую сторону, задержитесь на 5-6 секунд, а затем в левую сторону и также задержитесь на несколько секунд. Для рук: встряхните руками, полностью их расслабив. Повращайте запястьями в разные стороны, выполнив по 10 повторов в разные стороны. Для ног: вытяните ногу вперед, а затем согните ее. Повторите по 20 раз на каждую ногу. Выполните вращения ногами в разные стороны. Для живота: лежа на спине, согните ноги в коленях, стопы поставьте на пол. Руки под шеей, живот втяните, таз слегка «скрутите» внутрь. На выдохе отрывайте плечи и желательно лопатки, плавно и медленно скручивая их внутрь. На вдохе опуститесь в исходное положение, стараясь не класть полностью плечи на пол. | |
8 | Мышечная релаксация. По Э. Джекобсону. Следует соблюдать определенную последовательность: от лица к шее, плечам, спине, рукам, груди, животу, ногам, пока не расслабится все тело. Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а на расслабление - на выдохе. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Дышите медленно и спокойно, думайте о чем-нибудь приятном. Последовательность действий: 10 сек.- напряжение, 40 сек.- расслабление, 10 сек.- осознание приятных ощущений расслабления (постарайтесь запомнить их). Лицо: поднимите брови как можно выше, широко откройте рот (как будто изображаете чувство сильного удивления). Плотно закройте глаза, нахмурьтесь и наморщите нос. Сильно сожмите челюсти и отведите уголки рта назад. Плечи: Сожмите руку в кулак, согните руку в локте, напрягите. Шея: откиньте голову назад, медленно поворачивайте ею из стороны в сторону, затем расслабьтесь. Притяните плечевые суставы высоко к ушам и в таком положении наклоняйте подбородок к груди. Руки: максимально плотно и сильно сожмите руку. Расслабьте её на выдохе. То же самое повторите для другой руки. Грудь: сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, затем расслабьтесь и вернитесь к нормальному дыханию. Спина и живот: напрягите мышцы брюшного пресса, сведите лопатки и выгните спину. Ноги: напрягите передние и задние мышцы бедра, держа колено в напряжённом полусогнутом положении. Максимально потяните на себя ступню и разогните пальцы. Вытяните голеностопный сустав и сожмите его. | |
9 | Самомассаж. Самомассаж лучше всего делать вечером после теплого душа по чистой коже или же утром после физических упражнений и водных процедур. После приема пищи должно пройти не менее полутора часов. Начинать самомассаж надо с ног, затем массируются руки, грудь, живот, ягодицы. На каждый участок тела отводится одна, две минуты. Направление движений при массировании – всегда к сердцу по ходу лимфатических путей. Массаж спины можно делать при помощи полотенца или специальных массажеров. Хороший эффект дает балансирование на спине с поджатыми к подбородку коленями. Для того, чтобы быстро успокоиться, сделайте точечный массаж рук: найдите точку во впадине на внутренней поверхности запястья, на одной линии с мизинцем. Воздействуйте на точку большим пальцем, направляя воздействие в сторону мизинца, в течение 20-30 секунд, затем отпустите и повторите. Помассируйте парную точку на втором запястье. Найдите точку между большим и указательным пальцами. Поместите в эту точку подушечку большого пальца и слегка надавливайте 20-30 секунд. Помассируйте безымянные пальцы обеих рук. | |
10 | Изменение дыхания. Дыхание - один из эффективных способов психической и физиологической саморегуляции. - С помощью глубокого и спокойного регулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. - При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с нормальным (автоматическим) дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углублении. - Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации: 1-вдох, 1-пауза, 4-выдох. - 1 (вдох) – 1 (пауза) – 1 (выдох) - ровное дыхание - 4 (вдох) – 1 (пауза) – 1 (выдох) - мобилизация - Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. - Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику. | |
11 | Использование представлений и образов. Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если мы словом воздействуем на сознание, то образы открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. Чтобы использовать образы для саморегуляции, прибегайте к следующему:
чувствовали себя комфортно- это ваши ресурсные ситуации. Для этого запоминайте зрительные образы, события (что вы видите: облака, лес, цветы); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
Повторить еще раз. | |
12 | Использование программирующей и регулирующей роли слов. Воздействие словом отличается тем, что активизирует сознательные механизмы самовнушения. Словесное воздействие может выражаться в самоприказах, самопрограммировании и самоодобрении. Самоприказы – это короткие и отрывистые распоряжения, которые человек даёт самому себе. Когда необходимо сдержать эмоции и вести себя в рамках приличия, используются следующие установки: «Говори спокойно!», «Молчи!» Самоприказ формулируется, несколько раз повторяется про себя, произносится вслух (если есть возможность). Настраивать себя на успех можно при помощи самопрограммирования. Осуществляется оно так: -Человек должен вспомнить ситуацию, в которой уже успешно справлялся с подобными проблемами. -Затем нужно использовать аффирмацию. Чтобы усилить эффект, можно придать ей текущее время, например: «Сейчас я смогу это сделать», «Сегодня я буду максимально уверен в себе», «Сейчас я буду настойчив, как никогда раньше» и т.д. -После этого следует повторить полученную аффирмацию несколько раз (мысленно, перед зеркалом или просто вслух, если позволяет обстановка) Дефицит положительной оценки может стать причиной раздражительности, нервозности и даже агрессивности. Поэтому человек должен поощрять себя сам. Для самоодобрения или самопоощрения следует просто проговаривать про себя определённые слова, такие как: «Я–супер!», «Молодец!», «Красавчик!», «Умница!», «Получилось» и т.п. | |
13 | Способы снятия стресса. - Антистрессовое дыхание. - Минутная релаксация (попить воды, помыть руки, выпить чашечку чая или кофе, уснуть на несколько минут, держа в руках, например, связку ключей (пока они не упадут) и т.д). - Сделайте паузу в общении(помолчите) - Инвентаризация (найдите и назовите семь предметов вокруг на букву С). - Смена обстановки, деятельности (уберитесь, полейте цветы, посмотрите в окно и сосредоточьтесь на рассматривании объектов). - Массаж и самомассаж. - Хобби (вязание, рисование и т.д.). - Разное (общение с друзьями и родственниками, вера, двигательная активность, здоровая и вкусная еда, баня или бассейн, шопинг, сон, смех, секс, чтение, музыка, кино, прогулки на свежем воздухе, домашние животные, ароматерапия, обнимашки (не менее 8раз), дарите и получайте подарки и т.д…). |
Все мы должны помнить, что психическое здоровье - это не пункт назначения, а процесс. Речь идет о том, как вы едете, а не о том, куда вы едете.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» Обучение диафрагмальному дыханию
В статье представлен краткий обзор возможности и целесообразности использования технологии функционального биуправления дифрагмальным дыханием в целях профилактики и коррекции эмоционально-личностных ...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальная антистрессовая программа "Современный педагог и инструменты от профессионального выгорания"
Профессиональная деятельность педагогов дошкольного образования характеризуется значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу личности. Большая часть его рабочего дня протекает в эмоционально-н...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида
Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ МБДОУ «_________» _______________.Пояснительная записка Целью создания индивидуального ...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....