Познавательно-исследовательский краткосрочный проект " Формирование культурно-гигиенических навыков"
материал (младшая группа)
Тема проекта: «Формирование культурно-гигиенических навыков"
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитанники группы, их родители, педагоги группы
Тип проекта: краткосрочный 02.12.24. - 12.12.2024г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.
Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».
Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».
Задачи:
- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем);
- содействовать стремлению к ЗОЖ;
- развивать произносительную и диалогическую стороны речи;
-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
-развивать понимание и осмысливание произведений искусства.
-воспитывать аккуратность
Предполагаемый результат.
Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
I этап — подготовительный
Наблюдение за детьми.
Проведение диагностики.
Организация предметно-развивающей среды.
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
II этап -основной
Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему:
Организовать занятия, беседы.
Проведение игр.
Чтение художественной литературы.
Оказывать помощь детям при реализации замыслов.
ПЛАН РАБОТЫ
ПОНЕДЕЛЬНИК.
1.Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
2. Показ алгоритма «Мытье рук».
3.Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
ВТОРНИК.
1. Практическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо.
2.Использование потешки «Водичка — водичка»..
3.Рисование: «Ладошки».
СРЕДА.
1.Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки.
2.НОД «Водичка, водичка»
3.Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней «Водичка, водичка».
ЧЕТВЕРГ.
1.Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».
Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата».
2.Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»
ПЯТНИЦА.
1.Чтение потешки
«В ручейке вода».
3 этап — заключительный.
Итоговое НОД«В гостях у Мойдодыра».
Анализировать работу над проектом.
Вывод:В рамках проекта, за короткий срок, у детей сформированы устойчивые представления о значимости мытья рук с мылом. У родителей повысилась заинтересованность в вопросах воспитания у детей КГН.
Источник:
Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987г. Стр. 212
3.Просматривание мультфильма «Руки вы помыть не забыли?».
Список используемой литературы:
1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г.
2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.
3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.
4. К.Белая «Первые шаги». Москва 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к проекту «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»
С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой...
Педагогический проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном воз...
Педагогический проект " Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Представляю вам проект, который направлен на начальные представления детей о ценности здоровья а также на активное привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигены...
Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....
Проект " Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста" 2021г
Обучение и закрепление навыков самообслуживания детей младшей группы...
Проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» ...
Проект " Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста" 2021г
Обучение и закрепление навыков самообслуживания детей младшей группы...