Познавательно-исследовательский краткосрочный проект " Формирование культурно-гигиенических навыков"
материал (младшая группа)

Шевцова Наталья Петровна

Тема проекта: «Формирование культурно-гигиенических  навыков"

Вид проекта: познавательно-исследовательский 

Участники проекта: воспитанники группы, их родители, педагоги группы

Тип проекта: краткосрочный 02.12.24. - 12.12.2024г.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в этом возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании.

Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является одной из самых актуальных. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста.

Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков.

Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.

Мотивация детей: быть здоровыми, чистыми, не похожими на Грязнулю из стихотворения Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая».

Научиться держать мыло в руках, чтобы оно «не выскальзывало, не злилось».

Задачи:

- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем);

- содействовать стремлению к ЗОЖ;

- развивать произносительную и диалогическую стороны речи;

-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;

-развивать понимание и осмысливание произведений искусства.

-воспитывать аккуратность

Предполагаемый результат.

Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.

I этап — подготовительный

Наблюдение за детьми.

Проведение диагностики.

Организация предметно-развивающей среды.

Подборка литературы, игр, иллюстрации.


 

image

II этап -основной

Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему:

Организовать занятия, беседы.

Проведение игр.

Чтение художественной литературы.

Оказывать помощь детям при реализации замыслов.

ПЛАН РАБОТЫ

ПОНЕДЕЛЬНИК.

1.Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».

2. Показ алгоритма «Мытье рук».

3.Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

ВТОРНИК.

1. Практическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо.

2.Использование потешки «Водичка — водичка»..

3.Рисование: «Ладошки».

СРЕДА.

1.Чтение и разучивание потешки «Ладушки, ладушки.

2.НОД «Водичка, водичка»

3.Прослушивание потешки и просматривание иллюстраций к ней «Водичка, водичка».

ЧЕТВЕРГ.

1.Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».

Рассказывание стихотворения Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата».

2.Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»

ПЯТНИЦА.

1.Чтение потешки

«В ручейке вода».

3 этап — заключительный.

Итоговое НОД«В гостях у Мойдодыра».

Анализировать работу над проектом.

Вывод:В рамках проекта, за короткий срок, у детей сформированы устойчивые представления о значимости мытья рук с мылом. У родителей повысилась заинтересованность в вопросах воспитания у детей КГН.

 

 

Источник:

Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987г. Стр. 212

3.Просматривание мультфильма «Руки вы помыть не забыли?».

Список используемой литературы:

1. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи». 1986 г.

2. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром». 1987 г.

3. Л.Л.Тимофеева «Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Первая младшая группа». М.: Центр педагогического образования, 2013 г.

4. К.Белая «Первые шаги». Москва 2002г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 2 - 3 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой...

Педагогический проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

     Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном воз...

Педагогический проект " Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Представляю вам проект, который направлен на начальные представления детей  о ценности здоровья а также на активное привлечение родителей  к соблюдению и развитию навыков личной гигены...

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....

Проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»                  ...