Проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
проект (младшая группа)

Борщева Галина Анатольевна

Проект:

 

«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

 
 
 
 
                                                                                               Воспитатель: Борщева Г.А.
 
 
           
 
 
Тип проекта: познавательно-игровой
 
Вид проекта: краткосрочный (8 дней)
 
Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители воспитанников.
 
Актуальность проекта: Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, которая является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.
Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
 
Цель проекта: Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в игровой форме.   
   
Задачи проекта:
 
Образовательные:
- обучать детей простейшим навыкам самообслуживания;
Развивающие:
- формировать представления о правилах личной гигиены;
- развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);
- формировать простейшие навыки поведения за столом;
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;
                                                     
Ожидаемые результаты: 
Для детей: • Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста; 
• Самостоятельно или по напоминанию взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время умывания;
• Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания, пользуются горшком;
• Для родителей: 
• родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ; 
• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.
 
                                                  План работы.   
 
Наименование
мероприятия
Время проведенияЦель:УчастникиОтветственные
1Игровая ситуация «Научим куклу правильно умываться».13.11.23Учить детей правильно умыватьсяВоспитатель, дети
Воспитатели
 
2Игра-занятие «Уложим куклу Катю спать».14.11.23Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.Воспитатель, дети
Воспитатели
 
3Игровая ситуация «Покажем как нужно складывать одежду перед сном».15.11.23Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.Воспитатель, дети
Воспитатели
 
4Консультация для родителей по теме: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»16.11.23Познакомить родителей как воспитывать культурно-гигиенические навыки у малышейВоспитатель, родители
Воспитатели
 
5Д/и «Кукла Катя обедает»17.11.23Обобщить знания детей о сервировке стола, закрепить навыки культуры еды, воспитывать положительные эмоции, развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей.Воспитатель, дети
Воспитатели
 
6Чтение А.Барто «Девочка чумазая».20.11.23Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов, воспитывать желание быть опрятными, чистыми.Воспитатель, дети
Воспитатели
 
7Д/и «Оденем куклу на прогулку»21.11.23Закрепить  действия одевания на прогулку; обучение элементарному самоконтролю последовательности одевания на прогулку; Воспитатель, дети
Воспитатели
 
8     Фото-отчет              22.11.23 Воспитатель, дети Воспитатели
 
 
Консультация для родителей по теме: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»
 
  Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами. Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни. Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей. Кожа не только защищает наш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте и здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые, в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте. Чтобы приучить ребёнка к чистоплотности, надо, чтобы все гигиенические процедуры доставляли ему удовольствие. Умывание надо проводить таким образом, чтобы не причинять ребёнку неприятных ощущений. С 2 лет ребёнок уже сам может умываться, научите его намыливать руки-всё - это вызовет интерес к умыванию. Необходимо приучать ребёнка к опрятности, надевать передник, чтобы не пачкалась одежда. Перед сном ребёнок должен аккуратно складывать свою одежду на стул. Для закрепления навыков чистоплотности и аккуратности надо, чтобы эти навыки подкреплялись примером взрослых. Родители должны приучать детей есть только чистыми руками. Надо приучать детей есть только мытые овощи и фрукты. Гигиенические навыки тесно связаны с культурными навыками. Ребёнок должен приучаться есть аккуратно, не пачкать скатерть, не бросать ничего не бросать на пол, вытирать руки и рот салфеткой, поев, благодарить старших. Все вещи должны иметь постоянное место. Дети при правильном воспитании к 2 годам уже просятся на горшок. Относитесь внимательно к естественным потребностям ребёнка: всегда высаживайте его на горшок перед сном, после сна, перед и после прогулки. В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В.Осеевой «Лекарство», стихи К.Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Что взяла клади на место», И.Муравейка «Я сама», Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», народные песенки, потешки «Ай лады, лады…», «Травка-муравка…», «Ночь пришла..». Чтобы научить ребёнка правильно и последовательно научить умываться, одеваться, аккуратно кушать необходимо создавать игровые ситуации с куклой Катей такие как : «Кукла Катя умывается», «Катя обедает», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Кукла Катя ложиться спать». Одежда это вторая кожа ребёнка. Чтобы он был крепким и здоровым надо соблюдать гигиенические требования к одежде. 
 
 
Гигиенические требования к детской одежде. 
 
  Одевать ребёнка красиво, чтобы он выглядел привлекательно - это закономерное стремление родителей. Однако в погоне за красотой одежды нельзя выпускать из виду гигиенические требования к одежде ребёнка, а также удобство и целесообразность. Одежда должна предохранять ребёнка от воздействия окружающей среды: от палящего солнца, от сильного ветра, холода и дождя. Чистота и удобство, основные гигиенические требования к детской одежде. И чтобы это требования были выполнены, родители терпеливо, проявляя выдержку, воспитывали в детях желание быть чистыми и аккуратными. Вместе с этим ребенка необходимо приучать, бережно относиться к своей одежде. Для этого надо выделить место на вешалке для верхней одежды, и определить полку в шкафу, чтобы ребёнок сам убирать на место свою одежду. При выборе одежды родители должны обращать внимание на фактуру и качество ткани. Для детей хороши шерстяные, трикотажные ткани, которые гигроскопичные, мягкие и лёгкие. Способность ткани сохранять тепло зависит от воздушной прослойки, находящие в ней поры, хорошо сохраняет тепло. Например, шерстяной материал в два раза пористее – значит, он лучше сохраняет тепло тела, чем льняная ткань. А в тёплую погоду незаменима хлопчато-бумажная ткань, она сохраняет тепло, и в тоже время не перегревает тело ребенка, впитывает влагу выделяемую кожей и позволяет дышать коже. Синтетические ткани не рекомендуются для детской одежды, так как они воздухонепроницаемые, не пропускают воздух, накапливаемая влага способствует перегреву детского организма. Ситец, сатин, вольта самые подходящие ткани для летней одежды, а фланель для зимней одежды. Одежда всегда должна быть чистой у ребёнка. Надо научить ребенка следить за внешним видом своего костюма. Но привить у ребёнка навыки аккуратности трудно, если он сам не сумеет себя обслуживать: застегнуть, завязать, зашнуровать, приколоть. Поэтому одежда должна быть такой, с которой ребёнок справился самостоятельно: застёжка спереди, пуговицы легко застёгиваются, молния исправна, вместо шнурков лучше липучки. Если вы уважаемые родители будете соблюдать данные рекомендации, ваш ребенок будет всегда здоровым и счастливым.
 
 
«Здоровые зубы здоровью любы» 
   Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу чёрный хлеб, овощи и фрукты. Нужно приучать детей к твёрдой пищи: это укрепляет дёсны и зубы. С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером. Как поел почисти зубки Делай так два раза в сутки. Надо чистить каждый зуб Верхний зуб и нижний зуб. Даже самый дальний зуб. Очень важный зуб. Снизу-вверх, сверху вниз. Чистить зубы не ленись.
 
 
Гигиена глаз. 
 
Необходимо рассматривать книгу сидя за столом при ярком освещении. Также необходимо ограничить время просмотра ребёнком телепередач от 15-30 минут (зависит от возраста ребёнка.). Необходимо делать зарядку для глаз. Ни в коем случаи нельзя протирать глаза руками, только чистым носовым платком. Гигиена сна Необходимо соблюдать режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе. Нельзя наедаться перед сном. Нельзя смотреть долго телевизор. Нельзя играть в шумные игры перед сном. Необходимо хорошо проветрить помещение. Перед сном нужно умыться. Чтобы ребёнок быстрее уснул можно включить спокойную музыку. Если ребёнок выспится, он будет себя чувствовать бодрым и здоровым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   

                                                                                                  Проект:

«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

                                                                                               Воспитатель: Борщева Г.А.

           

Тип проекта: познавательно-игровой

Вид проекта: краткосрочный (8 дней)

Участники проекта: дети 2-3 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта: Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, которая является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.

Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит через приобретение детьми культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

 Цель проекта: Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста в игровой форме.   

    Задачи проекта:

Образовательные:

- обучать детей простейшим навыкам самообслуживания;

Развивающие:

- формировать представления о правилах личной гигиены;

- развивать у детей игровые умения (отражать в игре процессы умывания, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);

- формировать простейшие навыки поведения за столом;

Воспитательные:
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

                                                     

Ожидаемые результаты:

Для детей: • Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста;

• Самостоятельно или по напоминанию взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время умывания;

 • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания, пользуются горшком;

 • Для родителей: 

• родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ;

• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

                                                  План работы.  

Наименование

мероприятия

Время проведения

Цель:

Участники

Ответственные

1.

Игровая ситуация «Научим куклу правильно умываться».

13.11.23

Учить детей правильно умываться

Воспитатель, дети

Воспитатели

2.

Игра-занятие «Уложим куклу Катю спать».

14.11.23

Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий: положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу головой на подушку, накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.

Воспитатель, дети

Воспитатели

3.

Игровая ситуация «Покажем как нужно складывать одежду перед сном».

15.11.23

Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Воспитатель, дети

Воспитатели

4.

Консультация для родителей по теме: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

16.11.23

Познакомить родителей как воспитывать культурно-гигиенические навыки у малышей.

Воспитатель, родители

Воспитатели

5.

Д/и «Кукла Катя обедает»

17.11.23

Обобщить знания детей о сервировке стола, закрепить навыки культуры еды, воспитывать положительные эмоции, развивать самостоятельную инициативную разговорную речь детей.

Воспитатель, дети

Воспитатели

6.

Чтение А.Барто «Девочка чумазая».

20.11.23

Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов, воспитывать желание быть опрятными, чистыми.

Воспитатель, дети

Воспитатели

7.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

21.11.23

Закрепить  действия одевания на прогулку; обучение элементарному самоконтролю последовательности одевания на прогулку;

8.

Фото-отчет

22.11.23

Воспитатель, дети

Воспитатели

Консультация для родителей по теме: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

 Всем нам хочется, чтобы ребёнок вырос крепким, красивым, здоровым. Поэтому с раннего детства и на протяжении всей жизни человек должен тщательно ухаживать за своим телом, кожей, волосами, ногтями, зубами. Соблюдение правил личной гигиены - непременное условие здорового образа жизни. Среди правил личной гигиены первостепенное значение имеют правила ухода за кожей. Кожа не только защищает наш организм от жары, холода и инфекций. Она помогает человеку дышать и избавляться от шлаков. С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте и здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые, в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте. Чтобы приучить ребёнка к чистоплотности, надо, чтобы все гигиенические процедуры доставляли ему удовольствие. Умывание надо проводить таким образом, чтобы не причинять ребёнку неприятных ощущений. С 2 лет ребёнок уже сам может умываться, научите его намыливать руки-всё - это вызовет интерес к умыванию. Необходимо приучать ребёнка к опрятности, надевать передник, чтобы не пачкалась одежда. Перед сном ребёнок должен аккуратно складывать свою одежду на стул. Для закрепления навыков чистоплотности и аккуратности надо, чтобы эти навыки подкреплялись примером взрослых. Родители должны приучать детей есть только чистыми руками. Надо приучать детей есть только мытые овощи и фрукты. Гигиенические навыки тесно связаны с культурными навыками. Ребёнок должен приучаться есть аккуратно, не пачкать скатерть, не бросать ничего не бросать на пол, вытирать руки и рот салфеткой, поев, благодарить старших. Все вещи должны иметь постоянное место. Дети при правильном воспитании к 2 годам уже просятся на горшок. Относитесь внимательно к естественным потребностям ребёнка: всегда высаживайте его на горшок перед сном, после сна, перед и после прогулки. В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Воронковой «Маша-растеряша», В.Осеевой «Лекарство», стихи К.Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Что взяла клади на место», И.Муравейка «Я сама», Ю.Тувима «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», народные песенки, потешки «Ай лады, лады…», «Травка-муравка…», «Ночь пришла..». Чтобы научить ребёнка правильно и последовательно научить умываться, одеваться, аккуратно кушать необходимо создавать игровые ситуации с куклой Катей такие как : «Кукла Катя умывается», «Катя обедает», «Кукла Катя идёт на прогулку», «Кукла Катя ложиться спать». Одежда это вторая кожа ребёнка. Чтобы он был крепким и здоровым надо соблюдать гигиенические требования к одежде.

Гигиенические требования к детской одежде.  Одевать ребёнка красиво, чтобы он выглядел привлекательно - это закономерное стремление родителей. Однако в погоне за красотой одежды нельзя выпускать из виду гигиенические требования к одежде ребёнка, а также удобство и целесообразность. Одежда должна предохранять ребёнка от воздействия окружающей среды: от палящего солнца, от сильного ветра, холода и дождя. Чистота и удобство, основные гигиенические требования к детской одежде. И чтобы это требования были выполнены, родители терпеливо, проявляя выдержку, воспитывали в детях желание быть чистыми и аккуратными. Вместе с этим ребенка необходимо приучать, бережно относиться к своей одежде. Для этого надо выделить место на вешалке для верхней одежды, и определить полку в шкафу, чтобы ребёнок сам убирать на место свою одежду. При выборе одежды родители должны обращать внимание на фактуру и качество ткани. Для детей хороши шерстяные, трикотажные ткани, которые гигроскопичные, мягкие и лёгкие. Способность ткани сохранять тепло зависит от воздушной прослойки, находящие в ней поры, хорошо сохраняет тепло. Например, шерстяной материал в два раза пористее – значит, он лучше сохраняет тепло тела, чем льняная ткань. А в тёплую погоду незаменима хлопчато-бумажная ткань, она сохраняет тепло, и в тоже время не перегревает тело ребенка, впитывает влагу выделяемую кожей и позволяет дышать коже. Синтетические ткани не рекомендуются для детской одежды, так как они воздухонепроницаемые, не пропускают воздух, накапливаемая влага способствует перегреву детского организма. Ситец, сатин, вольта самые подходящие ткани для летней одежды, а фланель для зимней одежды. Одежда всегда должна быть чистой у ребёнка. Надо научить ребенка следить за внешним видом своего костюма. Но привить у ребёнка навыки аккуратности трудно, если он сам не сумеет себя обслуживать: застегнуть, завязать, зашнуровать, приколоть. Поэтому одежда должна быть такой, с которой ребёнок справился самостоятельно: застёжка спереди, пуговицы легко застёгиваются, молния исправна, вместо шнурков лучше липучки. Если вы уважаемые родители будете соблюдать данные рекомендации, ваш ребенок будет всегда здоровым и счастливым. «Здоровые зубы здоровью любы» 

Необходимо правильно питаться: ежедневно ребёнок должен получать молоко или кисломолочные продукты, мясо, рыбу чёрный хлеб, овощи и фрукты. Нужно приучать детей к твёрдой пищи: это укрепляет дёсны и зубы. С 2-3 лет необходимо прививать детям привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером. Как поел почисти зубки Делай так два раза в сутки. Надо чистить каждый зуб Верхний зуб и нижний зуб. Даже самый дальний зуб. Очень важный зуб. Снизу-вверх, сверху вниз. Чистить зубы не ленись.

 

Гигиена глаз .  Необходимо рассматривать книгу сидя за столом при ярком освещении. Также необходимо ограничить время просмотра ребёнком телепередач от 15-30 минут (зависит от возраста ребёнка.). Необходимо делать зарядку для глаз. Ни в коем случаи нельзя протирать глаза руками, только чистым носовым платком. Гигиена сна Необходимо соблюдать режим: больше бывайте с ребёнком на свежем воздухе. Нельзя наедаться перед сном. Нельзя смотреть долго телевизор. Нельзя играть в шумные игры перед сном. Необходимо хорошо проветрить помещение. Перед сном нужно умыться. Чтобы ребёнок быстрее уснул можно включить спокойную музыку. Если ребёнок выспится, он будет себя чувствовать бодрым и здоровым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Педагогический проект на тему:«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»...

Педагогический проект воспитателя СП ГБОУ ООШ с.Новопавловка Третьяковой Г.В. на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

3. Цель проекта:  Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей раннего возраста посредством игры.Задачи проекта:1.       Раз...

Педагогический проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

     Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном воз...

Педагогический проект " Формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"

Представляю вам проект, который направлен на начальные представления детей  о ценности здоровья а также на активное привлечение родителей  к соблюдению и развитию навыков личной гигены...

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста....