Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем в процессе реализации задач речевого развития.
консультация

Формы работы на занятиях физкультурой, чтобы развивать речевую активность детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие инструктора по физической культуре  с воспитателем в процессе реализации задач речевого развития.

Полноценное развитие человека невозможно без его физического развития. Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на укрепление здоровья, формирование двигательных навыков, на всестороннее физическое развитие детей.

Учёные установили связь между уровнем двигательной активности детей и развитием речи. Это связано с тем, что движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только во время речи, но и при жестикуляции и выполнении движений. Поэтому движения, сопровождаемые речью, и речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию и эмоциональному восприятию информации.

Всем известно, дети стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Значит, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Особое внимание уделяем правильности произношения слов и на занятиях по физкультуре. Правильному названию упражнений, исходных положений, снарядов, инвентаря и др.

Формы работы на занятиях физкультурой, чтобы развивать речевую активность детей:

- на занятиях по физкультуре разучиваем игры  с речевым сопровождением: подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры. Такие игры положительно влияют на расширение словарного запаса и воспитание звуковой культуры. Эта форма развития речи мотивирует детей к общению и побуждает их вступать в контакт друг с другом. У детей формируется умение общаться в игре и совместной деятельности, а также появляется желание участвовать в коллективных играх. Воспитатель закрепляет и играет с детьми в свободное время

Пример:

Гуси- гуси (Га-га-га),

Есть хотите (Да-да-да),

Ну летите (Нет-нет-нет),

Серый волк под горой не пускает нас домой!

Ну летите как хотите, только крылья берегите!

- также известно, что мяч отвлекает ребёнка от деффекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка текста.

Например,  дети с удовольствием играют с мячом под отрывок из стихотворения С.Маршака «Мой веселый звонкий мяч», когда каждое слово стихотворения сопровождается отбиванием мяча и его ловлей, а затем бег за прокатывающимся мячом.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Hе угнаться за тобой!

 - считалки — это рифмованные стишки, состоящие из придуманных слов и созвучий с чётким ритмом. Считалки помогают организовать игру, распределить роли и определить очерёдность.

Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди,
Кто не верит - выходи.

- логоритмика — это система двигательных упражнений, которые сочетаются с произнесением специального речевого материала. Занятия логоритмикой помогают улучшить артикуляцию, научиться правильному дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, неправильное произношение и слишком быстрый или медленный темп речи.

Мы капустку рубим-рубим,                        Движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капустку солим-солим,                        поочерёдное поглаживание подушечек пальцев

Мы капустку трём-трём,                            потирать кулачок о кулачок

Мы капустку жмём-жмём.                         сжимать и разжимать кулачки

 - объяснение правила игры. У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору, воспитателю, потом предложить это делать и самим детям). Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

Литература:

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.  

Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики, Т.А. Ткаченко - М: Эксмо, 2011

Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. / Е. А Алябьева. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 170 с.

Интернет ресурсы  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие инструктора по физической культуре, воспитателя подготовительной к школе группы и родителей воспитанников по ПДД

Жизнь и здоровье человека являются наивысшей ценностью. Субъектами, осуществляющимися детельностью по профилактике детского дорожного-транспортного травматизма, являются подразделения Госавтоинспекции...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в процессе реализации задач образовательной области «Физическое развитие»

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. Комплекс диагнос...

Статья из опыта работы «Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС»

Одним из важнейших требований ФГОС является "взаимодействие сродителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность"....