Статья из опыта работы «Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС»
статья по физкультуре на тему
Одним из важнейших требований ФГОС является "взаимодействие сродителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty.docx | 49.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие инструктора по физической культуре с семьей в решении задач физического развития в соответствии с ФГОС
Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей.
В. А. Сухомлинский
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.
(Слайд 2) Современные требования к дошкольному образованию сегодня продиктованы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Одним из важнейших требований стандарта является«взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность».
Именно это положение требует сегодня пересмотрения вопроса.
(Слайд 3) В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
(Слайд 4) В связи с этим Целью нашего педагогического коллектива является создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений ДОУ с родителями, в котором всем его участникам (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Данная цель реализуется через следующие Задачи:
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- повышение педагогической культуры родителей;
- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;
- включение родителей в воспитательно - образовательный процесс;
- привлечение родителей к совместной активной деятельности в вопросах воспитания здорового ребёнка.
Для решения поставленных задач необходимо перейти к новым формам отношений родителей и педагогов, что невозможно в рамках закрытого детского сада. Он должен стать открытой системой, т. е. быть открытым внутри и открытым наружу. Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, что бы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятиях, желании рассказать о своем увлечении, тревогах и радостях.
(Слайд 5) С этой точки зрения педагог должен начать с себя. Ведь среди множества педагогических приемов и методов самым эффективным, убедительным и заразительным является личный пример. Поэтому одной из главных моих задач, как инструктора – зажечь искру любви к физической культуре и ЗОЖ в каждом участнике воспитательного процесса (будто педагоги, родители или дети).
Как же я могу продемонстрировать свою открытость детям? Например,рассказать им о чем-то своем – интересном, увиденном и пережитом в выходные дни, например об участии, в массовом лыжном забеге стран Баренц региона «Лыжня Дружбы», инициируя тем самым у детей желание участвовать в беседе.
(Слайд 6) Хочу отметить, что наши педагоги всегда стараются рекламировать, не только в устной форме, но и используя наглядную информацию свои личные увлечения, успехи и достижения.
(Слайд 7) Так же стараемся всегда отмечать успехи и достижения детей.
(Слайд 8) Как выяснилось у нас много талантливых родителей. Поэтому вспомнили забытые нами вечера интересных встреч, где родители рассказывают о своих интересах и увлечениях. Большинство из них поют, вяжут, валяют, рисуют, но спортсмены все-таки есть.
(Слайд 9) С целью демонстрации достижений всех участников образовательного процесса, а также проведенных мероприятий в детском саду имеются рекламные стенды.
Таким образом, открытие личной готовности каждого участника образовательного процесса обеспечивает, преждевсего, психологический комфорт, желание и готовность взаимодействовать друг с другом.
Хотелось бы отметить, что очень важно общаясь с родителями, не скрывать, когда в чем-то сомневаешься, умение попросить совета, помощи, всячески подчеркивая уважение к опыту, знаниям, личности родителя.
(Слайд 10) По этому поводу мы подготовили для вас «Памятка педагогу при общении с родителями», которая была разработанав ГАОУ ДПО «Ленинградском областном институте развития образования». Из лекции Бутиной О.А., Ребровой В.И. «Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями».
В нашем ДО образовательная работапо «Физическому развитию» строитсяв соответствии с основной общеобразовательной Программой муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №6, разработанной на основе лицензированной программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой и в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами.
(Слайд 11) Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)
- накопление и обогащение двигательного опыта у детей (овладение основными движениями)
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Для решения этих задач вовлекаем родителей в образовательный процесс и ведем работу в следующих направлениях, используя как традиционные формы работы, так и современные:
(Слайд 12)
- информационно – аналитическое направление (анкетирование, опрос, «родительская почта»);
- наглядно – информационное направление (информационные стенды, выпуск газет, открытые занятия для родителей, мини-библиотека, папки-передвижки, дни открытых дверей, выставки детских рисунков, фоторепортажи физкультурно-оздоровительных мероприятий, фотосессии детей, выполняющих различные физические упражнения, коллажи, странички сайта, видеотека, аудиотека);
- познавательное (просветительское) направление (собрания, беседы, консультации, тренинги, дискуссии, семейный клуб, консультационный пункт…) – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста;
- досуговое направление (физкультурные праздники и развлечения, туристические походы, дни и недели здоровья).
Планируя ту или иную форму работы, мы, как педагоги, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.
Работу в информационно-аналитическом направлении мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы, что помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
(Слайд 13) Например, учитывая занятость родителей, используем такую нетрадиционную форму общения с семьей, как «Родительская почта». Это такой своеобразный ящичек, который стоит в раздевалках наших групп. И любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать свое мнение по поводу методов воспитания и обучения своего ребенка, обратиться за помощью к специалисту. Заданные вопросы, в том числе и по физическому воспитанию освещаются на родительских собраниях, консультациях, семинарах-практикумах и т.д.
- (Слайд 14) Один из действенных методов наглядно – информационного направления является применение наглядной агитации.
В каждой группе имеется уголок здоровья, где помешается информация для родителей о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в дошкольном учреждении. А так же большой стенд «Здоровье и Спорт» около спортивного зала. Для того чтобы наглядная информациябыла действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Это интересно», «Давайте поиграем», «Вы спрашивали, мы отвечаем», в которых размещаю практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть с ребенком дома, и обязательно даю ответы на интересующие вопросы.
(Слайд 15) Еще одна форма работы - виртуальный информационный ресурс (сайт) нашего ДОУ. Он предоставляет родителям возможность оперативного получения информации учебного, методического или воспитательного характера, быть в курсе жизни ДОУ.Со страниц сайта родители получают информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников и т.д.
Кроме этого предлагаю вниманию родителей и свой личный сайт, где есть рубрика «Материалы для родителей».
(Слайд 16) Традиционными, как и во многих детских садах, стали Дни открытых дверей, дни и недели здоровья. Ведь именно здесь родитель имеют возможностьизнутри увидеть проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, оценить его возможности, умения, навыки и сделать для себя определенные выводы.
(Слайд 17) Вовлекая родителей в образовательный процесс детского сада,они не только наблюдают, но и становятся активными участниками развлечений, различных игр, спортивных праздников. (Слайд 18) Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье.
(Слайд 19) Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, например в спортивный зал и чему-то научат, (Слайд № 20) другие помогут в оснащении педагогического процесса.
(Слайд 21) Активность родителей в создании фотогазет, семейных альбомов, книжек - самоделок, различных выставках и конкурсах плакатов и рисунков, говорит о том, что эти формы работы являются востребованными и в нашем детском саду.
(Слайд 22)После каждого проведенного физкультурного мероприятия стараюсь дать родителям информацию о нем создаю коллажи, фотовыставки, фотосессии.
(Слайд 23) Наверно во многих детских садах на шкафчиках есть вот такие индивидуальные кармашки. Мы решили использовать их с определенной целью. Это может быть открытка с выражением благодарности, приглашение на праздник. В верхний кармашек любой педагог может положить записку о последних достижениях ребенка, его успехах. После этого у родителей появляется желание пообщаться с педагогом. Любому приятно слушать, какой у них умный, внимательный, быстрый и ловкий ребенок. Что в свою очередь помогает установить теплые и доверительные отношения.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
- Самой эффективной формой работы в познавательном направлении для нас являются мероприятия, которые предусматривают теоретическую и практическую части – это Родительский клуб. Так в первой, теоретической части родителям предлагаются консультации, лектории, семинары, организуются практические занятия. Темы самые разнообразные: «Влияние утренней гимнастики на физическое развитие детей», «Подвижная игра, как средство оздоровления детского организма» и т.д. Затем на второй, практической части подключаются дети.
(Слайд 24) Это может быть показ детьми или совместное выполнение комплекса различных физкультурно-оздоровительных мероприятий: например – игр и упражнений, направленных на профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний.
(Слайд 25) Для родителей выпускной группы ежегодно провожу консультацию о физической подготовленности детей к школе.
После чего родители и дети с удовольствием участвуют в спортивных соревнованиях «Веселые старты».
Участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.
- Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
(Слайд 26) Чтобы все эти мероприятия стали интересными и запоминающимися для детей и родителей, разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам и развлечениям:
- выделение цели и задач мероприятия;
- составление плана проведения мероприятия его место, время и степень участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- изготовление и подготовка атрибутов, пособий для игр и эстафет.
(Слайд 27) В нашем детском саду есть традиции проведения таких совместных праздников и развлечений, как «День Защитников Отечества», «Зимние забавы», «Масленица», «Веселые старты». Кто-то из родителей кроме участия в мероприятии, решается исполнить главную роль, поучаствовать в судействе соревнований, а кто-то с удовольствием поможет в оформлении и подготовке атрибутов.
(Слайд 28) Но всегда хочется чего-нибудь новенького. Наверное, во всех детских садах, по своему, но стараются отметить дни рождения детей. У наших родителей появилось желание отметить это с размахом. А почему бы и нет? Мы с удовольствием их поддержали. Так появилась идея проведения «Ковбойской вечеринки». Минимум подготовки, от родителей приглашения, сладкие угощения костюмы и активное участие, от нас желание, веселые игры, конкурсы, и заводная музыка. Конечно, дни рождения каждого ребенка отмечать хлопотно. Но ведь можно проводить дни рождения осенних, зимних, весенних и летних именинников во время проведения физкультурных досугов.
Из опыта работы могу сказать, что проведение таких праздников, которые не требуют от детей разучивания каких либо песен, стихов, танцев и игр доставляет им огромное удовольствие и родителям в том числе.
Не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости».
«Открытость детского сада наружу» означает, что наш детский сад открыт влияниям, микросоциума, своего микрорайона и готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа спортивный зал и т.д.
И конечно мы не можем стоять в стороне от мероприятий, проводимых в поселке.
(Слайд 29) Каждый год командование гарнизонного полка связи, где в основном служат папы наших воспитанников, устраивает легкоатлетическую эстафету. Мы с ребятами, приходим поболеть за своих родителей, берем с них пример и с удовольствием устраиваем свои соревнования.
(Слайд 30) 22 ноября 2014 года, в поселке Сафоново состоялось торжественное открытие детского «Городка Сказок». Где собрались не только дошкольники со своими педагогами и родителями, но и школьники. Для детей была организована праздничная игровая программа.
(Слайд 31) Установленные, на площадке современные спортивные тренажеры пробудили у наших ребят интерес к таким видам занятий, тем более что в нашем детском саду нет таких возможностей. С детьми старшего возраста мы часто совершаем оздоровительные прогулки на площадку, после чего они могутпродемонстрировать свои умения в выходные дни передсвоими членами семьи или же сверстниками, в свою очередь родителям приходится показывать и свои умения. Как говорится - хороший пример заразителен.
Заканчивая тему досуговых форм работы с родителями, хочется поделиться опытом проведением Акции «Мы, за здоровый образ жизни», которую в этом году мы проводим второй раз, в рамках которой нами был снят Флешмоб.
И так, ведя целенаправленную работу по созданию единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений ДОУ с родителями,наблюдается повышение педагогической культуры родителей по вопросам физического развития детей.
Из сравнительного анализа анкет, бесед, результатов тестирования можно увидеть повышение уровня заинтересованности родителей проблемой физического развития и оздоровления детей:
- (Слайд 32) отмечается положительная динамика активности родителей, начальном этапе только 25 % родителей воспитанников ДОУ посещали мероприятия (консультации, досуги, праздники, встречи дни открытых дверей и пр.) и являлись пассивными участниками – воспринимали информацию, на конечном этапе до 70% родителей участвуют в ВОП по физическому развитию и оздоровлению дошкольников, являясь активными участниками досугов, семинаров – практикумов, делятся своим положительным опытом семейного воспитания (предлагая практическийматериал;
- (Слайд 33) увеличилось количество семей (до 55%) которые соблюдают единый с детским садом режим дня, используют методы закаливания детей рекомендуемые медицинскими работниками в ДОУ и перекликающиеся с методами закаливания детей в группе;
- (Слайды 34,35) выросли показатели физического развития детей, и снизилась заболеваемость.
Вывод: Таким образом, мы можем говорить, что выбранные формы и методы работы с родителями и выбор направлений работы с детьми, родителями педагогами, способствовали повышению педагогической культуры и степени заинтересованности взрослых в вопросах развития и оздоровления детей, тем самым подтверждая правильность выбранной и выстроенной системы работы с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы педагога инструктора по физической культуре Григорьевой Галины Борисовны. «Военно-патриотическая игра ко дню снятия блокады». для детей старшего возраста Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, познавательное
Статья из опыта работы педагогаинструктора по физической культуре Григорьевой Галины Борисовны.« Военно-патриотическая игра ко дню снятия блокады». для детей старшего возраста Интеграция об...
Реализация образовательной области «Физическое развитие» на занятиях физической культурой в БДОУ «Детский сад № 1 г. Тары» в соответствии с ФГОС
ФГОС обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывая различные образовательные области, одно из них «Физическое развитие», о которо...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО.
Педагогическое взаимоднйствия является важным условием в реализации О художественно-эстетическое развитие по приобщению к музыкальному искусству и музыкальной деятельности...
Консультация для воспитателей: "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО"
Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников....
Семинар-практикум.«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО» 2021
laquo;Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФГОС ДО»...
Взаимодействие инструктора ФК и воспитателя во время проведения НОД по физической культуре
Консультация для педагогов о роли воспитателя в процессе проведения НОД по физической культуре в ДОУ...
Семинар - практикум «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФОП ДО»
Семинар - практикум «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального развития в соответствии с ФОП ДО»...