Выступление на ММО Мастер – класс «Игра-путешествие, как современная форма образовательной деятельности с использованием игровых технологий»
методическая разработка по окружающему миру
Актуальность:
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Появление новых информационных технологий в нашей жизни – это неизбежность, с которой сталкиваются современные дети. И чем раньше они будут с техникой на «ты», тем проще и легче нашим детям освоиться в сложном, современном мире техники и электроники. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass_kolmykova.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
«Игра-путешествие, как современная форма образовательной деятельности с использованием игровых технологий»
Колмыкова С.С.
Актуальность:
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Появление новых информационных технологий в нашей жизни – это неизбежность, с которой сталкиваются современные дети. И чем раньше они будут с техникой на «ты», тем проще и легче нашим детям освоиться в сложном, современном мире техники и электроники. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов (участников мастер-класса); знакомство педагогов с набором «Робомышь» и его применением в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях по физическому развитию и навыков пошагового программирования детей дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности с использованием STEM - Набора «Робомышь».
Задачи:
• Развивать у педагогов навыки и умения работы с интерактивным оборудованием;
• Показать участникам мастер-класса технологии работы с дошкольниками в области образовательной робототехники;
• Формировать у участников мастер-класса мотивацию для использования образовательной робототехники на примере «Робомышь».
Продолжительность мастер-класса: 30-40 мин.
Форма проведения мастер-класса: с педагогами и для них без участия детей.
Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече.
Уникален мир детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой – Игра.
Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Может быть, и самой жизнью? Впрочем, почему только ребят?
Перефразируя известное выражение, можно сказать: игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой – ИГРА.
Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Роль игровой деятельности и детской игры как таковой в решении задач разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо признана в педагогике. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра является эффективным педагогическим средством, позволяющим комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. В игре происходит всесторонняя подготовка ребенка к жизни, из чего следует, что игры связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию.
Жизнь не стоит на месте, все меняется, и меняются игрушки у наших детей. Современные дети любят играть в разные игры и с разными игрушками. Сейчас много появляется игрушек программируемых, которые дети с легкостью осваивают. Даже учат своих родителей. Современные педагоги так же должны идти в ногу со временем и тоже учиться играть в такие игрушки, и обучать других детей играть.
Существуют разные программируемые игрушки, которые дают возможность дошкольникам получать опыт управления.
Программируемые игрушки – обычно небольшие, передвигающиеся по полю роботы, на корпусе которых расположены простые кнопки, позволяющие ребенку отдавать команды типа «вперед», «назад», «вправо» и «влево».
Сегодня, я хотела бы вас познакомить с игровым набор «Робомышь», который подходит для детей в возрасте от 4-7 лет. Он был специально разработан для дошкольного образования. Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.
Благодаря этому набору формируется основа алгоритмики и программирования — что служит основой образовательной робототехнике.
Набор «Робомышь» позволяет решить задачи:
- Способствовать развитию интереса к программированию;
- Учить основным приёмам программирования робототехнических средств с использования STEM - Набора «Робомышь»;
- Формировать пространственное мышление: закрепление направлений направо, налево, вперед, назад;
- Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- Развивать психические и познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительное восприятие, воображение;
- Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу.
Набор «Робомышь» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями:
Физическое развитие – построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.
Познавательное развитие – навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние);
Художественно-эстетическое развитие - пространственное воображение.
Социально-коммуникативное развитие - навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.
Речевое развитие – используется во всех играх с набором.
Робомышь может совершать маневры на любой поверхности (бумага, стол, пол). Дети с большим интересом программируют и самостоятельно составляют маршруты для робомыши. Она легка в управлении.
Предлагаю познакомиться с особенностями управления этой игрушкой. Давайте рассмотрим её яркие кнопки управления:
- голубая копка - вперед;
- фиолетовая - вправо;
- оранжевая - влево;
- желтая – назад;
- зеленая – старт;
- красная – звук;
- жёлтая - очистка всех запрограммированных шагов.
Набор также включает в себя:
- 16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля площадью 50 кв.см.,
- 3 арки-туннеля,
- 1 кусочек сыра,
- 22 перегородки для формирования лабиринта (они могут быть как фиолетового цвета, так и синего),
- 10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов,
- 30 карточек с направлениями движения для создания последовательности пути мыши.
Красочные карты кодирования помогают отслеживать каждый шаг в последовательности. На каждой карточке изображено направление или шаг, который используется для программирования робота. Карты согласованы по цвету, чтобы соответствовать кнопкам мыши.
Яркие цвета, кнопочки на мышке и красочные карточки с заданиями вызывают неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию, увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.
Ребенок может играть с роботом как один, так и совместно с другими детьми, что создает условия и для развития коммуникативных навыков.
Цель каждой игры - составить нажатием кнопок управления на корпусе программу для мышонка, позволяющую ему найти, например, заветный сыр.
Алгоритм движения мышки выкладывается внизу под полем слева направо.
На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели.
На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком.
Дети быстро осваивают принцип работы.
И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.
Ход мастер -класса
Потребность в игре в дошкольном возрасте является основной деятельностью, поэтому первым помощником педагога в организации детской совместной деятельности становится именно игра или по-другому «Игра-путешествие». Именно она обостряет внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчает преодоление трудностей и достижение успеха. Дает возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д. В играх-путешествиях детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Именно стремление каждого ребенка овладеть правилами игры и получить результат: помочь герою, что-то узнать, чему-то научиться вызывает огромный интерес и активное участие в развитии сюжета игры.
А как же, вы, скажите, мы можем объединить игру -путешествие с Робомышью, а очень просто, сейчас мы с вами попробуем!
А сейчас я вам предлагаю побыть программистами и попробовать освоить Робомышь в игре – путешествии, которые так нравятся детям. И вам, надеюсь, они понравится тоже.
И так, мы с вами отправляемся в путешествие, в котором нас ждут удивительные приключения, с которыми я думаю мы с вами справимся.
Давайте мы с вами представим, что вы мои дети, а я ваш воспитатель. Я приглашаю вас отправиться в путешествие с Робомышью.
- Подойдите к столам с игровым полем.
- Что вы видите? (Карта путешествия, на которой отмечены станции препятствия, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь цели, т.е. дойти до «Сыры», чтобы покормить мышку).
- Напоминаю, мышка двигается в любом направлении. Маршрут движения мыши по полю вы выбираете сами.
-Алгоритм движения выкладываем с использованием карточек-схем под полем слева направо. (выполняют задание).
Отправляемся в путешествие, с собой берем хорошее настроение…Программируем мышку и вперед за приключениями.
1. Остановка «Волшебная лента»
2. Остановка «Тропа»
3. Остановка «Музыкальная пауза»
3. Остановка «Веселый мяч»
4. Остановка «Интерактивная стена»
Возвращаясь из игры – путешествия в реальность, конечно же все мы с вами прекрасно понимаем, что эта деятельность связанна с профессиональной деятельностью.
Любой процесс (выполнение любых физических упражнений, конструирование из бумаги, приготовление теста, постройка гаража) можно описать алгоритмом, т.е. набором действий, который нужно выполнить для достижения результата. Научив детей использовать алгоритмы, мы научим их оценивать эффективность своей деятельности, разовьем у них способность логически планировать (выстраивать) свою деятельность.
Занятия с набором «Робомышь» помогают дошкольникам осваивать алгоритмику и основы программирования. В свою очередь алгоритмика и программирование, развивая логическое мышление, выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей.
В рамках нашего мастер-класса, надеюсь, у вас возникло несколько интересных идей по вариативности применения данного набора в дальнейшей деятельности с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
непосредственно образовательная деятельность с использованием игровых технологий
В публикации представлена серия занятий с использованием игровых технологий по методике К.Орфа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых технологий на тему: «Кошка с котятами в гостях у детей»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием игровых технологий на тему: «Кошка с котятами в гостях у детей» (ранний возраст).Интеграция образовательных областей: «Коммуникац...
Непосредственная образовательная деятельность с использованием игровых технологий и проблемного обучения «Рыбки»
Цели:1. Упражнять детей в технике работы с гуашью;Упражнять в правильном в правильном держании кисти (не напрягая мышц, и не сжимая пальцы);Учить набирать краску на кисть аккуратно, обмакивать в...
Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности с использованием игровой технологии "Автоматизация звука "л".
Представленный конспект может быть использован на занятии по автоматизации звука"л" в слогах, словах и предложениях...
«Цыплёнок заблудился» (средняя группа) Непосредственная образовательная деятельность с использованием игровых технологий и проблемного обучения
Цели:образовательные: уточнение представлений о домашних животных, их особенностях;коррекционные: расширение словаря по теме занятия; активизация речевого подражания; формирование умения самостоятель...
Непрерывная образовательная деятельность с использованием игровых технологий «Дымковская выставка» (средняя группа)
Цели:Образовательная: закреплять знания детей о дымковской игрушке, особенностях росписи.Развивающая: развивать творческие способности, эстетическое восприятие, художественный вкус.Воспитывающая: восп...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» КОНСТРУИРОВАНИЕ «ТЕРЕМОК»
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»КОНСТРУИРОВАНИЕ «ТЕРЕМОК»...