«Нейрокольца: игровые и развивающие возможности для детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Сакулина Ирина Александровна

обогащение двигательного опыта детей за счет стимулирования общей и мелкой моторики.

Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством упражнений, игр, эстафет с использованием нейроколец и нестандартного спортивного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16

с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Районный конкурс педагогических достижений

Номинация «Педагог дошкольного образования»

Подноминация «Инструктор по физической культуре

дошкольного образовательного учреждения»

РЕФЕРАТ

Тема «Нейрокольца: игровые и развивающие возможности

для детей дошкольного возраста»

Сакулина Ирина Александровна,

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2024

  1. Вводная часть

«Ребенок играет?

Значит, он здоров.

Если он здоров – он счастлив!»

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от № 1155 (далее — ФГОС ДО), социально-коммуникативное развитие дошкольников рассматривается как необходимая образовательная область, обеспечивающая важнейшее направление развития ребенка. В качестве одного из компонентов оно включает совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками, формирование готовности к взаимодействию детей в паре, группе. Данный процесс должен быть направлен на целостную систему целевых ориентиров, связанных с получением ребенком разнообразного позитивного коммуникативного опыта и развитием у него различных коммуникативных умений.

Одним из важнейших принципов ФГОС ДО является принцип интеграции образовательных областей, применение которого стимулирует достижение более высокого качества образования, создает условия для развития ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками, обеспечивает целостность и многогранность образовательного процесса.

При интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное» и «Физическое развитие» в двигательной деятельности у детей дошкольного возраста успешно развивается коммуникативная компетентность, происходит формирование общей культуры, развитие физических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Проблема оздоровления детей, идея здоровьесозидания является одной из самых актуальных в образовании сегодня.

Современный педагог использует широкий профессиональный спектр средств и методов оздоровления детей, укрепления их физического здоровья. Разрабатываются новые технологии и подходы. Создаются условия для здоровьесозидающей педагогики в ДОО. И среди этих условий важнейшим становится создание предметно – пространственной развивающей среды, способствующей оптимальному и эффективному физическому развитию ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет предметно – пространственную развивающую образовательную среду как «третьего педагога» для ребенка и формулирует для нас задачу – научить дошкольника взаимодействовать со средой, максимально использовать ее ресурсы в развитии и саморазвитии.

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, являются первоочередной задачей дошкольного образования.

Актуальность

На современном этапе решения задачи оздоровления воспитанников я активно использую такие технологии обучения и воспитания, которые позволяют и сохранить, и укрепить здоровье детей. То есть применяю здоровьесберегающие и здоровьесозидающие образовательные технологии, обеспечивающие максимальный оздоровительный эффект.

У современного дошкольника отмечается снижение желания двигательной активности и рост эмоциональной нестабильности; снижение активности в подвижных играх и рост статичных игр, чаще компьютерных; снижение внутренней мотивации к познавательной активности и рост экранной/компьютерной зависимости, что влияет на ограничение общения со сверстниками как «живого» взаимодействия.

В последние годы традиционные общепринятые психолого-педагогические методы стали менее результативными, поэтому, в своей педагогической работе с детьми я стараюсь использовать элементы нейрогимнастики, которая приносит наравне с огромной пользой положительные эмоции моим воспитанникам.

Человек получает информацию при помощи органов чувств, которые передают сведения в мозг. Движения рук и ног, общая моторика неразрывно связаны с продуктивной работой головного мозга - внимание, память, сообразительность и реакция переключения с одного вида деятельности на другой. Как следствие – мозг можно и нужно тренировать.

Нейрогимнастика – метод, направленный на развитие нейропластичности мозга и улучшение когнитивных функций через физические упражнения и специальные задания. Результативность нейрогимнастики проявляется в нескольких аспектах:

  1. Улучшение моторики. Нейрогимнастика способствует развитию координации движений, ловкости и силы. Упражнения могут помочь улучшить как тонкую, так и крупную моторику.
  2. Развитие когнитивных функций. Регулярные занятия нейрогимнастикой могут способствовать улучшению памяти, внимания, мышления и других когнитивных процессов. Это особенно полезно для детей и взрослых.
  3. Снижение стресса и тревожности. Физическая активность, связанная с нейрогимнастикой, помогает высвобождать эндорфины, что может улучшить настроение, снизить уровень тревожности и стресса.
  4. Развитие социальных навыков. Групповые занятия нейрогимнастикой могут способствовать улучшению навыков коммуникации и взаимодействия со сверстниками.
  5. Улучшение концентрации внимания. Упражнения, направленные на развитие нейропластичности, могут помочь детям лучше концентрироваться на поставленных задачах.

Важно отметить, что эффективность нейрогимнастики может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его возраста, состояния здоровья и регулярности занятий.

Цель: обогащение двигательного опыта детей за счет стимулирования общей и мелкой моторики.

Укрепление здоровья детей дошкольного возраста посредством упражнений, игр, эстафет с использованием нейроколец и нестандартного спортивного оборудования.

Нейроупражнения полезны и взрослым, и детям, но наибольший эффект они оказывают в возрасте до 8 лет. Именно в этот период закладывается основа интеллекта, формируются межполушарные связи.

  1. Основная часть

Развивать мозг необходимо с простых упражнений и заданий в дошкольном возрасте с постепенным усложнением, тогда в школе и далее, во взрослой жизни, ребенок сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

В своей педагогической практике я использую специальные игры и упражнения, где задействована правая рука/нога, левая рука/нога и выполнение заданий двумя руками/ногами одновременно и увеличивается темп работы, в зависимости от качества выполнения упражнений и индивидуальных особенностей ребенка. Движения выполняются четко, особое внимание детей направляется на ритмичность выполнения упражнений. Задания, которые можно выполнить вне физкультурного зала, выполняю с детьми на прогулке.

Активно использую карточки «Делай, как я», на которых изображены схемы поз и движений для повторения. С помощью этих карточек дети младшего дошкольного возраста повторяют изображенные позы и движения с помощью словесной инструкции. Дети постарше выполняют задание, опираясь на зрительное восприятие. Для усложнения задания дети запоминают цепочку поз и повторяют по памяти. Каждая цепочка повторяется 3-4 раза с проговариванием. Так же предлагаю детям карточки для самостоятельного составления цепочек. Эти упражнения задействуют разные типы восприятия — зрение, обоняние, осязание, слух и вкус, что позволяет максимально развивать структуру нервной системы. Для интересной подачи упражнений на карточках я применяю неструктурированный материал: тарелки, стаканчики, ложки и др., а также нестандартное спортивное оборудование из бросового материала, сделанного своими руками. Например, «Ножки-топотожки», «Ручки-обнимушки», «Палка-выручалка» и др.

Эффективным средством развития двигательно-координационных способностей дошкольников с использованием самодельных атрибутов, на мой взгляд, немаловажное значение имеет тренажер «Нейрокольца». Один комплект состоит из 10 колец диаметром 38 см разных цветов, имеющих плоскую форму. Кольца безопасные, прочные, легкие, мобильные, эстетичные, удобные в переноске и хранении. Оборудование рекомендовано нейропсихологами. Доступно даже родителям.

Нейрокольца представляют в моей практике интересный и перспективный инструмент для работы с дошкольниками как возможность совмещения инновационного и неструктурированного материала.

Игры с использованием цветных нейроколец - это увлекательный активный процесс, в котором можно и нужно придумывать свои правила. Можно использовать как индивидуально, так и на занятиях, в эстафетах, подвижных играх. Кольца легко скрепляются в любые комбинации – в зависимости от поставленных педагогических задач и полета фантазии.

Разработанная мной методика работы с тренажером «Нейрокольца» детьми позволяет у детей:

− развить координацию движений, быстроту, ловкость, выносливость, ритмичность движений;

− укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, мышцы сводов стопы и голеностопа;

− повысить внимание, память;

− воспитать выдержку и настойчивость.

Три основных (базовых) элемента (бег, прыжки, силовые упражнения) отлично комбинируются в «Нейрокольцах» как общеразвивающие упражнения, так и с использованием неструктурированного материала. Внимание детей концентрируется на:

  • технической стороне выполнения упражнений: сохранять правильное положение тела, следить за осанкой, допуская лишь легкий естественный наклон вперед, двигаться легко на носках, в прыжках приземляться на полусогнутые ноги, смотреть перед собой;
  • физической нагрузке для детей конкретного возраста, ее распределение с учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности;
  • повторе каждого упражнения не менее двух раз, а боковых упражнений - четыре раза, (по два раза на каждую сторону – влево и вправо);
  • чередовании упражнений с отдыхом и дыхательными элементами.

При этом одежда детей должна быть легкой, удобной, не сковывающей движения; обувь должна быть легкой, устойчивой, с гибкой, нескользящей подошвой.

Занятия, игры и развлечения проходят более успешно и эффективно за счет создания насыщенной предметно – развивающей среды в спортивном зале через использование неструктурированного материала наравне с инновационным. Такой подход полностью реализовывает потребность детей в игре, повышает качество освоения детьми основных физических упражнений и мотивацию детей на двигательную активность, способствует реализации творческого подхода в моей практике. Внимание ребенка привлекает наличие неструктурированного/бросового материала, изготовленное своими руками.

  1. Заключительная часть

Таким образом, использование «Нейроколец» и элементов нейрогимнастики в развитии ребёнка в условиях ДОУ, стимулирует развитие познавательных процессов (памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики), снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, улучшает качество двигательных умений и навыков. Систематическое выполнение упражнений позволяет улучшить у воспитанников скоростные качества, маневренность, ловкость и выносливость. Организация совместных подвижных игр с применением «Нейроколец», обогащая двигательный опыт детей, влияет на общую коммуникацию между детьми, формирует командный дух, воспитывает лидерские качества.

Положительный результат образовательного процесса возможен только в том случае, если занятия с «Нейрокольцами» проводятся регулярно, обеспечивается правильное выполнение заданий и упражнений с постепенным усложнением.

Использование разнообразных форм проведения занятий по физической культуре позволяет мне, как педагогу, совершенствовать свои профессиональные навыки и становиться экспертом в своем виде деятельности.

Список литературы:

Аникин А.А. Подвижные игры как средство формирования координационных способностей у младших школьников / А.А. Аникин // Вестник спортивной науки. – 2014. – №6. – С. 17–19.

Ахтырская Ю.В., Деркунская В.А., Кристесашвили О.В. и др. Использование нестандартного оборудования в физическом развитии детей дошкольного возраста. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2023 – 64 с.; ил.

Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.- Изд.2-е .Ростов н/Д.:Феникс,2019 .-32с.

Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста

ИгСюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для п...

«Создание эффективной предметно-развивающей среды детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей - это окружающая их среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредст...

Тестопластика - как средство коррекционно развивающего обучения детей дошкольного возраста

Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобрета...

Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста

Формирование личностных качеств ребенка в игровой деятельности, осуществление двух видов взаимоотношений - игровые и реальные....

Использование прищепок при коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста

Игры с использованием прищепок в коррекционно-развивающем обучении детей дошкольного возраста...

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...