Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.
методическая разработка на тему

Котова Людмила Ивановна

1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее — игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. (Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03).

2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Требования

к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье.

 1. Настоящие Требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье, разработаны с целью оказания помощи родителям в подборе педагогически целесообразных игр, игрушек, развивающих материалов и оборудования (далее — игрушки и материалы) для детей с учетом их возраста и интересов. (Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03)

2. Игрушки и материалы, которые приобретаются для ребенка, должны быть безопасными для их физического здоровья и отвечать требованиям Госстандарта России и Госсанэпиднадзора России.

2.1.        При покупке игрушек и материалов необходимо обязательно убедиться в наличии:

  • сертификата соответствия, выданного службами Госстандарта России;
  • санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Госсанэпиднадзором России.
  1. Недопустимо приобретать игрушки и материалы у случайных людей и в несанкционированных торговых точках.
  2. Необходимо учитывать возрастную адресованность игрушек и материалов.
  3. Вновь приобретенные игрушки и материалы перед использованием детьми необходимо вымыть с мылом и ополоснуть водой (игрушки, с которых смывается краска, нельзя давать детям; мягкие игрушки очень сложны в обработке, поэтому детям в возрасте до одного года они не рекомендуются).

3.        Игрушки и материалы должны обеспечивать психическую безопасность ребенка. Они не должны:

3.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия, безнравственные поступки, насилие.

3.2. Вызывать проявления жестокости по отношению к сверстникам, взрослым, животным, а также персонажам игры.

3.3. Порождать отрицательные эмоции, проявление страха, неуверенности, беспокойства.

3.4. Вызывать преждевременный интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.

3.5. Провоцировать пренебрежительное, негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

4.        Игрушки и материалы должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка и иметь следующие качества:

  • полифункциональность (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребенка);
  • дидактическую ценность (возможность использования в качестве средства обучения детей);
  • эстетическую направленность (для художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусства);
  • соответствие возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребенка.

5.        Создание игровой зоны для ребенка в семье.

  1. Для игровой зоны ребенка необходимо отвести определенное место, которое должно отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим требованиям.
  2. Применяемое в игровой зоне оборудование должно быть устойчиво и прочно закреплено.
  3. В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов.
  4. Игрушки и материалы, размещенные на открытых местах (полках, витринах и т.д.), должны создавать приятную для глаз цветовую гамму без избытка ярких, «кричащих» тонов.
  5. В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.

5.5.1. Для игровой деятельности необходимы:

  • сюжетные игры и игрушки;
  • игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
  • игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);

—        различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);

—игры с правилами;

— мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.д. — на физическую компетенцию;

— детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п. - на умственную компетенцию;

— настольные игры типа «гусек» и «лото» — на удачу (шансовые).

5.5.2. Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.

К ним относятся:

— пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;

— настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению: разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов;

— материалы для простейшего экспериментирования: металлические деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.

Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.

5.5.3. К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.

Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.

5.5.4. Для двигательной способности ребенка необходимо иметь следующие предметы:

— мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс — для развития быстроты двигательных реакций;

— набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. — для развития координации и ловкости;

— различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) — для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;

— эспандеры, гимнастические палки и др. — для формирования правильной осанки ребенка.

При наличии «стационарного» оборудования (гимнастических стенок, колец, канатов) необходимо иметь гимнастический мат для предупреждения травматизма детей.

6. При создании развивающей среды в семье необходимо предусмотреть место для хранения дополнительного материала (различных безопасных шнуров, резиновых трубочек, палочек, пластиковых бутылок шишек, камешков, которые можно широко использовать в играх с детьми, например, шнур можно использовать для «заправки» автотранспорта, шишки и камешки — для игры в «магазин» и т.д.).

7. Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.

8. Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр и занятий.

9. Взрослым очень важно поддерживать игры детей и по возможности принимать в них участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эффективной предметно-развивающей среды детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей - это окружающая их среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредст...

Построение предметно-развивающей среды /младший дошкольный возраст/

Для осуществления образовтельного процесса в групповом помещении есть рабочие места для занятий и пространство для свободной самостоятельной деятельности по интересам....

Модель развивающей среды старшего дошкольного возраста

Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста.          Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в ...

Статья: «Значение развивающих игр математического содержания для развития детей дошкольного возраста»

Программа разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельным и личностным подходом к проблеме интеллектуального развития детей дошкольного возраста.Актуальность темы:Программа «Дава...

Состояние проблемы изучения особенностей развития детей раннего возраста, воспитывающихся вне семьи.

Специфические условия жизни детей в закрытых учреждениях часто обусловливают отставание в психическом развитии по ряду существенных параметров. Г.А. Волкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, Т.М. Землянух...

Консультация: «Развивающие игры математического содержания для развития детей дошкольного возраста»

Развивающие игры математического содержания способствуют всестороннему развитию детей и подготовке их к школе.Программа «Давайте поиграем» для детей дошкольного возраста.Программа разработ...

Консультация: «Развивающие игры математического содержания для развития детей дошкольного возраста» воспитатель: Ермолаева Ю.А.

Развивающие игры математического содержания способствуют всестороннему развитию детей и подготовке их к школе.Мною была разработана и опробована программа «Давайте поиграем» для детей дошк...