Азбука Здоровья
проект (старшая группа)
Актуальность
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения).
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Азбука здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zdorovya.docx | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №39 «Юбилейный» города Смоленск
Проект
«Азбука здоровья»
(старшая группа)
Составила: Андреева И.С.
Г.Смоленск
Актуальность
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения).
Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения:
- использование гибкого охранительного режима
- создание санитарно-гигиенических условий
- условий для закаливания
- оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей
- обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия
Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Азбука здоровья»
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшей группы, родители, воспитатели МДОУ №39.
ВРЕМЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
#1075;. – #1075;.
ВИД ПРОЕКТА:
Среднесрочный
Цель проекта: организация работы по сохранению и укреплению психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОО.
Задачи проекта:
- Создать условия для освоения детьми знаний о здоровье человека.
- Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Углублять представления о здоровье, как об одной из важнейших ценностей в жизни каждого человека.
- Внедрять современные информационные технологии в образовательный процесс
Основные пpинципы пpоекта:
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса.
- Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
- Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь умений и навыков.
- Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
- Принцип повторений умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Методы и формы обучения
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОО:
- Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
- Познавательное
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
- Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
- Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
Используются элементы различных инновационных технологий:
- Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
- Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)
- Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)
- Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)
- Элементы здоровьесберегающих технологий.
Планируемые результаты.
- Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- Создана прочная система взаимодействия ДОО с семьей, установлено единство с педагогами ДОО в воспитании, обучении и развитии детей;
- Сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- Сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОО;
- Родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- Улучшение микроклимата внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
I. Подготовительный этап:
- Донести до участников проекта важность данной темы;
-Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по данной теме;
- Подобрать материал для продуктивной деятельности.
II. Основной этап:
Ежедневная профилактическая гимнастика:
-плоскостопия;
-дыхательная;
-улучшения осанки;
-гимнастика побудка.
«Социализация»
- Беседа «О здоровье и чистоте»;
- Беседа «Чтоб здоровым быть всегда нужно заниматься»;
- Беседа «Уточнение назначение предметов личной гигиены».
«Познание»
«Опытно-экспериментальная деятельность льдинка-снежинка-капелька»
«Художественное творчество»
Лепка на тему: «Овощи», «Фрукты»
«Коммуникация»
- НОД по познавательно-речевому развитию «Чистота-залог здоровья»;
- Беседа -игры/потешки;
- «Чтение художественной литературы»;
- Чтение худ. произведений: К. Чуковский «Мойдодыр»,
«Безопасность»
- Беседа-соблюдение оптимального двигательного режима, о его дозировании и пользе;
- Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы).
-Моделирование сюжетно-ролевых игр «Аптека»;
-Дидактические игры «Мяч на поле», «Солнце, воздух и вода»;
- Игры физкультурно-оздоровительном уголке»;
- Работа в книжном уголке, рассматривание книг о закаливании;
-Индивидуальные беседы о физических качествах и умений, навыков каждого
ребенка, о значении совместной двигательной деятельности с детьми.
Ш. Перспективный план
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Сроки. Форма и тема мероприятия.
Задачи.
Сентябрь
Мероприятия «Незнайка в гостях у ребят»
Закрепить знания детей о пользе и гигиене перед употреблением овощей.
Октябрь Развлечения «Азбука здоровья»
Закрепить знания детей о витаминах в овощах и фруктах, о их пользе для организма. Лепка овощей и фруктов.
Ноябрь Исследовательская деятельность:
«Организм человека». Познакомить детей с внешним строением тела; с возможностями тела (организма): я умею прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, дышать, думать, помогать другим и т.д.
Воспитывать чувство гордости, что я– человек. Вызвать интерес к своему организму.
Декабрь
Познавательная беседа: «Витамины на тарелке и здоровый организм». Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека. Дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде). Применение по назначению врача, чужих лекарств не брать, о витаминах, продуктах, где они есть.
Январь Конспект занятия по теме «Где прячется здоровье?» Формирование элементарных представлений о том, что такое здоровье, ЗОЖ, актуализация проблемы заботы о своем здоровье.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Сентябрь
Выставка поделок из овощей и природного материала.
«Красота рядом с нами»
Консультация: «О здоровой и полезной пищи»;
Октябрь
Фотовыставка «Выходные с пользой для здоровья».
Папки – передвижки: Режим дня дошкольника».
Ноябрь
Папки – передвижки:
«Ребенок согнулся под тяжестью лет»
(об осанке).
«Больше внимания осанке»;
«Двигательные игры-разминки»,
Помощь в организации и проведении
досуга.
Досуг: «Осторожно, микробы»
Декабрь
Консультации «Закаливание, методика, противопоказания»
Анкетирование: «Спорт-это здоровье»
Январь
Консультации: «Как с пользой отдохнуть»
Спортивное развлечение: «Мама, папа, я –спортивная семья»
Заключение
Дети получили много полезной и важной информации о сохранении своего здоровья, умеют применять эти знания на практике; понимают значимость здоровья в жизни каждого человека; проявляют заботу и уважение к своему здоровью и здоровью окружающих. Отмечается повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей.
Список использованной литературы
1. Алябьева Е.А. Игры для детей 4-7 лет; развитие речи и воображения. Москва, 2009 г.
2. Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. Москва. ТЦ Сфера, 2004 г.
3. Блинкова Г.М. Занятия. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Москва. 2010 г.
4. Вахрушев А.А. Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Москва, 2003 г.
5. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.
6. Зайцев Т.К. Уроки Айболита. СПб. 2003 г.
7. Иванова А.И. Человек. Естественно-научные эксперименты в детском саду. Москва. 2010 г.
8. . Кулик Г.И. Серженко Н.Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ Сфера, 2010 г.
9. Каркушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.
10. Люцис К. Азбука здоровья в картинках. Москва. Русское энциклопедическое творчество. 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное НОД по теме здоровье "Азбука здоровья"
Закреплять и расширять знания детей о полезных продуктах питания. Закреплять знания детей на здоровье, двигательную активность, правильное питание, гигиенические процедуры. Развивать познаватель...
"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...
Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мы выбираем здоровье""
Задачи:- закрепить у детей знания особенностей своего организма;- формировать мотивацию здорового образа жизни;- помочь детям осознать личностную ценность здоровья....
"Азбуку здоровья изучай и своё здоровье сохраняй"
Предлагаемый сценарий физкультурного досуга воплощает в себе новый подход знакомства детей с темой "Здоровья". Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности в зд...