"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I, II, III уровней (моторная алалия и выход из нее), осложненным разными типами дизартрий. Наличие речевого дефекта у детей приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.
Поэтому возникает необходимость поиска новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно-профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 46 «КОТ В САПОГАХ»
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
МИНИ-ПРОГРАММА
по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста № 8
Воспитатели:
Пономаренко Л.А.
Курарару Л.А.
г. Нижневартовск, 2014 – 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
Режим двигательной активности детей младшего – старшего дошкольного возраста
групп компенсирующей направленности с 12 часовым 6
Основные направления реализации мини-программы:
Взаимодействие с детьми 9
Воспитательно-образовательное направление 9
Оздоровительно-профилактическое направление 11
Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ и поликлиники 13
Взаимодействие участников оздоровительного процесса в ДОУ 13
Взаимодействие с семьей 14
Содержание мини-программы 15
Методы реализации мини-программы 17
Тематический план образовательной деятельности в режиме дня 18
Планируемые результаты освоения мини-программы:
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения мини-программы 21
Диагностика развития знаний и умений детей по формированию начальных
представлений о ЗОЖ 22
Таблица показателей 23
Методика выявления 24
Протокол обследования сформированности уровня интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» 26
Список литературы 28
Приложение:
Журнал здоровья (Приложение 1) 30
Перечень оздоровительных игр и упражнений (Приложение 2) 35
Примерный план оздоровительных мероприятий на 2013-2014 учебный год
(Приложение 3) 36
Индивидуальный маршрут оздоровления детей (Приложение 4) 37
Качественная характеристика воспитанников (Таблица 1) 37
Профилактические игры и упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы
(Таблица 2) 39
Игры и упражнения для профилактики нарушения осанки (Таблица 3) 42
Игры, направленные на совершенствование функции дыхания (Таблица 4) 45
Игры и упражнения на развитие дыхания (элементы гимнастики
Стрельниковой А.Н.) (Таблица 5) 47
Коррекция поведения (Таблица 6) 50
Игры и упражнения на релаксацию (Таблица 7) 53
Игры и упражнения общеукрепляющей (развивающей) направленности (Таблица 8) 56
Антистрессовая гимнастика для дошкольников ( по Т.Ф. Акбашеву) (Приложение 5) 58
Самомассаж (Приложение 6) 71
Интеллектуальный массаж (Приложение 7) 73
Точечный массаж по А.А. Уманской (Приложение 8) 74
Дидактические игры развивающей направленности (Приложение 9) 75
Перечень проблемных ситуаций по формированию представлений о ЗОЖ
(Приложение 10) 78
Примерный перечень произведений художественной литературы по
формированию представлений о ЗОЖ у детей (Приложение 11) 80
План мероприятий по реализации мини – программы (Приложение 12) 81
Планирование по использованию оздоровительной системы в режиме дня (Приложение 13)84
Оздоровительные мероприятия с детьми младшего - старшего дошкольного возраста
групп компенсирующей направленности с 12 часовым пребыванием (Приложение 14) 85
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная мини программа является приложением к программе «Здоровья» МБДОУ ДСКВ № 46 и строится с учетом психофизических возможностей детей, степени отставания от возрастной нормы, динамики всех коррекционных процессов, раскрывает содержание обучения образовательной области «Здоровье».
Статистика приема детей в наше учреждение показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I, II, III уровней (моторная алалия и выход из нее), осложненным разными типами дизартрий.
Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия.
Следует отметить замедленное развитие всех видов памяти: речевой, зрительной, слуховой, моторной.
Низкие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный. Литературный текст (стихи, потешки, рассказ) запоминается ими лишь при наличии наглядно-демонстрационного материала. Наблюдаются трудности в процессах поэтапного формирования умственных действий и обобщения, низок уровень умственной работоспособности.
Своеобразно поведение и психическое развитие детей данной категории. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемленности и неполноценности от сознания своего дефекта. Также нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Из-за речевых недостатков затруднено общение со сверстниками.
Всестороннее обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:
- гипер- или гиподинамия;
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- замедленное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительно-профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Целью данной мини-программы является оптимизация условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья воспитанников путем повышения физиологической активности органов и систем детского организма, коррекции речедвигательных нарушений.
Достичь поставленной цели мы можем, только поставив перед собой конкретные задачи:
1. Создать эмоционально – психологический и оздоровительный микроклимат для успешной адаптации детей через проведение специальных мероприятий.
2. Организовать оздоровительные и профилактические мероприятия, основанные на соблюдении санитарно-гигиенического режима с учетом индивидуального и дифференцированного подхода в оздоровлении детей.
3. Повысить индекс здоровья, реализуя комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, лечебно-профилактических мер и закаливающих процедур.
4. Формировать у детей элементарные представления, умения и навыки здорового образа жизни, путем внедрения апробированных и инновационных форм, методов и приемов обучения и воспитания.
5. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации оздоровительной работы с детьми и формирования у них потребности в соблюдении привычек здорового образа жизни и навыков собственной безопасности используя активные формы взаимодействия.
Реализация программных задач не требует дополнительных часов, она осуществляется как в процессе непосредственно образовательной деятельности (физическое развитие (ОО «Физическая культура»)), плавание в бассейне (ОО «Здоровье»), так и в образовательной деятельности с детьми в режиме дня (занятие по формированию начальных представлений о ЗОЖ), оздоровительные игры, дыхательные упражнения, элементы массажа и самомассажа, пальчиковая гимнастика и т.д.)
Наиболее эффективно образовательные задачи решаются при целенаправленном использовании интегративного подхода во время организации образовательного процесса.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Интеграция с другими образовательными областями |
Физическое развитие | Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие |
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для детей 4-5 лет. Работа по формированию у дошкольников начальных представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности собственной жизнедеятельности может проводиться как фронтально, так и индивидуально.
Решением педагогического совета № 4 от 15.05.2003 г. занятия по формированию у детей элементарных представлений о ЗОЖ вынесены в совместную деятельность. Фронтальное занятие проводится 1 раз в месяц, в первую или во вторую половину дня. Длительность занятия зависит от возрастных особенностей психического развития детей (средняя – 20 мин). В остальные дни допускается проведение практических занятий дидактические, подвижные и творческие игры развивающей направленности, беседы, проблемные ситуации (ОО «Социально-коммуникативное развитие») чтение художественной литературы (ОО «Речевое развитие»), музыкально-ритмические упражнения (ОО «Художественно-эстетическое развитие») и т.п.
Ожидаемые результаты
- К условиям детского сада адаптируется 100% воспитанников.
- Повысится индекса здоровья воспитанников на 0, 5
- Уровень элементарных представлений, умений и навыков здорового образа жизни сформируется у 25 % воспитанников группы.
- Повысится уровень мотивации и компетентности в вопросах оздоровления детей у 70% родителей
Организация двигательной активности детей на занятиях по физическому развитию и плаванию осуществляется инструкторами по физической культуре и плаванию в соответствии с их рабочими учебными программами.
Основные принципы организации двигательной активности в ДОУ:
- Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
- Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
- Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
- Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
- Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и сроков медицинских отводов.
- Включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики, музыкально-ритмических движений для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Режим двигательной активности
детей младшего – старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности с 12 часовым пребыванием
Режимные моменты | Образовательные области | Вид деятельности | Особенности организации | Формы организации детей | Время проведения |
Группы компенсирующей направленности для детей среднего возраста | |||||
Утренний прием в группе и на прогулке: -игры, - самостоятельная двигательная деятельность детей оздоровительный бег | Социально- коммуникативное развитие Речевое развитие | Подвижная игра | Ежедневно, не менее 2-4 раз в день | Подгрупповая (фронтально) | 7-10 мин |
Физическое развитие | Игры с различным физкультурным оборудованием | Ежедневно (в груп-пе и на прогулке), под руководством воспитателя. | Индивидуально-подгрупповая | Продолжительность зависит от индиви-дуальных особенностей детей, состояния их здоровья. | |
Физическое развитие | 1 раз в неделю, проводится во время утренней прогулки (с учетом погодных условий) | Подгрупповая | - | ||
Утренняя гимнастика | Физическое развитие | ОРУ | Ежедневно в груп-пах, в физкультур-ном и музыкальном залах. В теплое время года на улице. | Фронтально | 6-8 мин |
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями | Социально- коммуникативное развитие Речевое развитие Физическое развитие | Хороводная игра Подвижная игра | Ежедневно. В младшей группе проводится одно занятие утром, одно – вечером | Фронтально | 3-5 мин |
Непосредственно образовательная деятельность | Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Физическое развитие | Физическое развитие Музыкально- ритмические движения | 2 раза в неделю в физкультурном зале и 1 раз на улице. В теплое время года занятия проводятся на улице. 2 раза в неделю в музыкальном зале | Фронтально | 20 мин |
Плавание | 2 раза в неделю. В холодное время года проводятся после прогулки. | Подгрупповая | |||
Физкультминутки (динамическая пауза) | Физическое развитие | Подвижная игра / ОРУ | Ежедневно, по мере необходимости, в за-висимости от вида и содержания занятий и состояния детей. | Фронтально | 2 мин |
1 Прогулка: - игры -индивидуальная работа - самостоятельная двигательная деятельность детей | Социально- коммуникативное развитие Физическое развитие Физическое развитие | Подвижные игры соревновательного характера ОРУ | Проводятся 1 раз в неделю | Фронтально- подгрупповая Индивидуально-подгрупповая | - 4-5 мин |
Спортивные упражнения | Ежедневно с исполь-зованием имеющего-ся физкультурного оборудования: зимой – санки, лыжи; летом – велосипед, самокат | Индивидуально-подгрупповая | 10-12 мин (велосипед, лыжи) | ||
Игры с мячами, скакалками, обручами | Продолжительность зависит от индиви-дуальных особенностей детей, состояния их здоровья. | ||||
Подъем воздушные, водные процедуры | Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | Упражнения на кроватях | Ежедневно, после дневного сна | Фронтально | 4-5 мин 3-4 мин |
Упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия. | Фронтально | ||||
2 Прогулка: - игры - индивидуальная работа с детьми по освоению ОВД - самостоятельная двигательная деятельность детей | Физическое развитие Социально- коммуникативное развитие Речевое развитие | Подвижная игра | Подгрупповая | 7-10 мин | |
Основные движения | Не реже 2 раз в неделю, во время вечерней прогулки | Индивидуально-подгрупповая | 5-8 мин | ||
Самостоятельные игры | Ежедневно. В млад-ших группах – игры с каталками, маши-нами, велосипедами, шарами; в старших – мячи, скакалки, обручи и пр. | Продолжительность зависит от индиви-дуальных особенностей детей, состояния их здоровья. | |||
Итого времени: из них - Непосредственно образовательная деятельность - Образовательная деятельность в режиме дня - Прогулка - Самостоятельная деятельность детей | 62 мин-100% 20 мин-32% 18 мин-29% 24 мин-39% | ||||
Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья. |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МИНИ ПРОГРАММЫ
Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, медицинского персонала дошкольного учреждения и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Настоящая программа основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях:
- Взаимодействие с детьми
- Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ и поликлиники
- Взаимодействие участников оздоровительного процесса в ДОУ
- Взаимодействие с семьей
Данная программа ориентирована на удовлетворение потребностей:
личности ребенка – в приобретении элементарных представлений о здоровом образе жизни, навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья;
медицинского персонала – в снижении уровня заболеваемости воспитанников и повышении индекса их здоровья;
педагогов – в более полном использовании педагогического потенциала для создания у дошкольников фундамента культуры ЗОЖ, включающего в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера;
родителей – в гармонизации, преемственности воспитательно-образовательного процесса, позволяющего изменить некоторые семейные установки, сам стиль жизни и взаимодействия с детьми.
Взаимодействие с детьми
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация оздоровительно-профилактических мероприятий.
Основными направлениями в работе с детьми являются:
воспитательно-образовательное:
- организация рациональной двигательной активности детей;
- воспитание культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к ЗОЖ;
- психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия;
оздоровительно-профилактическое:
- совершенствование системы оздоровительно-профилактических мероприятий (Приложение 1).
Воспитательно-образовательное направление
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
- Осознанного отношения к здоровью и жизни человека.
- Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
- Компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.
Для реализации задачи по воспитанию культуры здоровья и формированию привычек к здоровому образу жизни предполагается продолжение целенаправленной работы через такие формы взаимодействия с детьми, как:
- режимные моменты;
- непосредственно образовательная деятельность по ЗОЖ;
- занятия по физическому развитию и плаванию;
- закаливающие процедуры после дневного сна;
- организацию и проведение «Дней Здоровья».
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи. Эта задача решается через реализацию образовательной программы ДОУ:
- фронтальные занятия с детьми, в структуре и содержании которых уделяется большое внимание развитию речи, мышления, воображения детей;
- создание полноценной предметно-развивающей среды в группах;
- организацию игровой деятельности детей;
- индивидуальную коррекционную работу с детьми педагога-психолога, учителей-логопедов.
Профилактику эмоционального благополучия детей в ДОУ необходимо осуществлять в двух основных направлениях:
- обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей,
- создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
- анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
- использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
- создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
- психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации) и т.д.
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
- диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей, использование проективных методик;
- обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
- подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
- обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
- организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка на занятиях и в свободной деятельности;
- формирование культуры общения детей;
- проведение досугов, развлечений, праздников (в т.ч. совместных на возрастных параллелях, с родителями) и др.;
- рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости на занятиях, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).
Новым подходом в профилактике эмоционального благополучия является обучение детей приемам релаксации.
Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству наших воспитанников свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии). Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.
В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов (приложение 1).
Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им, молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.
Оздоровительно-профилактическое направление
Оздоровительно-профилактическая работа в ДОУ в первую очередь направлена на выполнение правил СанПиН.
Оздоровление воспитанников осуществляется:
1) специфической иммунопрофилактикой, цель которой – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Активная профилактическая вакцинация детей проводится медицинскими работниками в определенные периоды жизни и направлена на выработку общего специфического иммунитета;
2) неспецифической иммунопрофилактикой. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
- плановые оздоровительные мероприятия (приложение 3),
- закаливающие мероприятия,
- нетрадиционные методы – дыхательная гимнастика, самомассаж,
- профилактика нарушения осанки и плоскостопия.
Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.
Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Закаливающий эффект достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки.
Ведущими научно-обоснованными методами эффективного закаливания в нашем ДОУ являются:
- контрастное обливание ног;
- босохождение, являющееся эффективным закаливающим средством при условии постепенного его использования детьми;
- циклические упражнения в облегченной, не стесняющей движений одежде, на занятиях и прогулках;
- душ – сильнодействующее закаливающее средство, оказывающее стимулирующий эффект на нервную систему;
- мыльные аппликации на слизистую носовых ходов;
- полоскание горла прохладной водой;
- дневной сон при открытых фрамугах (температура воздуха медленно снижается от +18 до +15 градусов);
- фитонцид профилактика (применение чесночно-масляных растворов), повышающая сопротивляемость организма ребенка.
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Поэтому должны соблюдаться:
- четкая организация теплового и воздушного режима помещения;
- ношение детьми рациональной не перегревающей одежды;
- соблюдение режима прогулок во все времена года;
- занятия утренней гимнастикой и физкультурой с босыми ногами.
Одним из компонентов в оздоровительно-профилактической работе нашего ДОУ является использование индивидуального маршрута оздоровления воспитанников (приложение 4), цель которого – восстановление сдвигов функционального состояния детского организма. Составляющие маршрута оздоровления: элементы дыхательной гимнастики (по А.Н. Стрельниковой), оздоровительные игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, массаж БАТ (по методу А.А. Уманской), самомассаж, релаксационные упражнения, элементы антистрессовой гимнастики по методике А.Ф. Акбашева.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной само регуляции.
В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания (приложение 4).
Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую – на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого — психолога, педагога, родителей) для контроля за полнотой дыхательных движений.
После выполнения дыхательных упражнений можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Точечный массаж (по А.А. Уманской). Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.
Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой (приложение 8).
Формирование и коррекция осанки. Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят:
- укрепление опорно-двигательного аппарата,
- усиление мышечного «корсета» позвоночника,
- улучшение функций дыхания,
- улучшение функций сердечнососудистой системы.
В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесия Упражнения в играх чередуются с дыхательными упражнениями.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Нужно давать позитивные формулировки («иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.
Профилактика плоскостопия. Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стоп расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому изменение формы стопы влияет не только на ее функцию, но и изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательно сказывается на осанке и общем состоянии ребенка.
Поэтому игры и задания подбираются таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы.
Релаксационные упражнения способствуют стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка и повышению пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Антистрессовая гимнастика для детей по методике Т.Ф. Акбашева. Упражнения по данной методике позволяют развивать в детях более тонкое восприятие и чувствование самих себя, своего состояния, ощущения тела; способствуют освоению детьми навыков самомассажа и «коллективного» массажа стрессозависимых зон тела.
Взаимодействие с медицинским персоналом ДОУ и поликлиники
Одним из направлений работы по формированию навыков здорового образа жизни является воспитание здорового ребенка усилиями ДОУ и медицинского персонала поликлиники.
Совместная работа с медицинским персоналом ДОУ позволяет осуществлять:
• медицинское обследование состояния здоровья и физического развития воспитанников;
• санитарно-педагогический контроль над местами, где проводятся оздоровительные мероприятия;
• контроль влияния физкультурно-оздоровительной работы на динамику физического развития и состояния здоровья детей;
• реализацию лечебных и оздоровительно-профилактических мероприятий согласно годовому планированию;
• пропаганду здорового образа жизни.
Взаимодействие участников оздоровительного процесса в ДОУ
Педагог-психолог – внедрение здоровьесберегающих технологий, охранительный режим, выявление особенностей детей и ознакомление с ними педагогического коллектива в целях учета в работе, коррекция отклонений в психическом развитии детей, методы психологической разгрузки.
Воспитатели – учет особенностей детей, внедрение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, проведение с детьми оздоровительных мероприятий: закаливающих процедур, дыхательной гимнастики, релаксационных и кинезиологических упражнений, самомассажа, упражнений для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
Инструктор по ФИЗО – учет особенностей детей, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик, коррекция отклонений физического развития детей, проведение спортивных праздников, развлечений, Дней здоровья, пропаганда здорового образа жизни.
Учитель-логопед – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, как следствие, повышение уверенности ребенка в себе, соответственно, повышение его социального статуса, психоэмоциональной устойчивости.
Музыкальный руководитель - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека.
Младший обслуживающий персонал – соблюдение санитарно-охранительного режима, помощь педагогам в организации образовательного процесса, физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Взаимодействие с семьей
Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ, обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ и ОБЖ, вовлечение в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада является реализация специальных мероприятий: изучение представлений родителей о ЗОЖ и ОБЖ, консультации, практические занятия, наглядная агитация, «Дни здоровья», «Дни открытых дверей». (Приложение 8).
Для обучения родителей способам организации совместной деятельности детей и взрослых предусмотрено знакомство родителей с различными методическими приемами и особенностями педагогического воздействия на ребенка; организация и проведение специальных практических занятий для родителей: «Играем вместе с ребенком», «Читаем детям о здоровье», «Наблюдения и опыты с целью формирования представлений о здоровом образе жизни» и т.д. В ходе этих занятий в качестве наглядного материала могут быть использованы видеозаписи – наблюдения за разнообразной деятельностью дошкольников в детском саду.
Развитию представлений родителей о месте специально организованного активного отдыха в структуре ЗОЖ, а также делового сотрудничества педагогов и родителей, совместной работы взрослых с детьми способствует вовлечение родителей в досуговые и оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, досугов, выставок, спортивных соревнований, театрализованных представлений.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Наблюдения последних лет показывают, что в жизнь входит новое поколение родителей, понимающих значение здорового образа жизни, хорошего образования и воспитания и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Совместная работа образовательного учреждения и семьи способствует решению этих важных задач.
СОДЕРЖАНИЕ МИНИ-ПРОГРАММЫ
Учитывая активно развивающиеся потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, содержание работы предусматривает следующие направления:
- Я и мое тело
- О навыках личной гигиены
- О роли лекарств и витаминов
- Движение – это жизнь
- Закаляйся, если хочешь быть здоровым
- Профилактика заболеваний и травматизма
В каждом направлении выделены два компонента:
- Обучающий — получение первоначальных сведений о здоровом образе жизни и основах безопасности собственной жизнедеятельности.
- Воспитывающий — понимание значения ведения здорового образа жизни и соблюдения основ безопасности, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
«Я и мое тело». Обучающий компонент: Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья. Воспитывающий компонент: Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.
«О навыках личной гигиены». Обучающий компонент: Формирование представлений о правилах гигиены тела. Воспитывающий компонент: Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.
«О роли лекарств и витаминов». Обучающий компонент: Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи. Воспитывающий компонент: Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению врача, родителей и в присутствии родителей. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.
«Движение – это жизнь». Обучающий компонент: О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа. Воспитывающий компонент: Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.
«Закаляйся, если хочешь быть здоровым». Обучающий компонент: Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма. Воспитывающий компонент: Положительное отношение к закаливающим процедурам.
«Профилактика заболеваний и травматизма». Обучающий компонент: Правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитывающий компонент: Сознательное отношение у дошкольников к безопасности жизнедеятельности.
Возрастная группа | Кол-во часов | Задачи |
1. Я и мое тело | ||
Среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет) | 2 |
|
2. О навыках личной гигиены | ||
Среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет) | 4 |
|
3. О роли лекарств и витаминов | ||
Среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет) | 1 |
|
4. Движение – это жизнь | ||
Среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет) | 2 |
|
5. Закаляйся, если хочешь быть здоровым | ||
Среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет) | 1 |
|
6. Профилактика заболеваний и травматизма | ||
Среднего дошкольного возраста (дети 4-5 лет) | 2 |
|
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на теоретических занятиях, проводимых в совместной деятельности.
Всего в средней группе в течение года проводятся 12 занятий по ЗОЖ.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ МИНИ-ПРОГРАММЫ
Практические | Словесные | Наглядные |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание привычек здорового образа жизни. Организация ухода за детьми младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей
Условия жизни детей в детском саду следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша. Отрывной точкой служит следующее: все, что есть в детском саду (в ...
Статья "Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста".
В статье представлен материал, способствующий формированию здорвого образа жизни у детей дошкольного возраста....
Программа по охране здоровья, физическому развитию и формированию здорового образа жизни для детей младшего и среднего школьного возраста
Данная программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохраниение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культ...
Планирование мероприятий по формированию здорового образа жизни посредством досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не могут найти достаточно свободного времени для занимательных дел с ...
Статья. Здоровый образ жизни - важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.
Принципы,на которых основан здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста....
Статья на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №82 Красносельского района Санкт-Петербурга Статьяна тему: «Формирование навы...
Анализ результативности реализации проекта «Мы за здоровый образ жизни» в группе компенсирующей направленности среднего дошкольного возраста
Сравнительный анализ заболеваемости детей среднего дошкольного возраста по простудным заболеваниям за 2017-2018 учебный год....