Краткосрочный физкультурно-оздоровительный проект Нетрадиционные формы утренней гимнастики
методическая разработка

И одним из главных видов двигательной активности дошкольников является утренняя зарядка. Это один из основных режимных моментов в детском саду, являющийся здоровье сберегающим видом деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. И именно от эффективной, правильно составленной и эмоционально проведенной, утренней гимнастики зависит - как у ребенка пройдет день, какое будет настроение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный физкультурно-оздоровительный проект

Нетрадиционные формы утренней гимнастики

Пояснительная записка

В дошкольном возрасте закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка, и двигательная активность является важнейшим компонентом его образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных и функциональных возможностей растущего организма.

 И одним из главных видов двигательной активности дошкольников является утренняя зарядка. Это один из основных режимных моментов в детском саду, являющийся здоровье сберегающим видом деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. И именно от эффективной, правильно составленной и эмоционально проведенной, утренней гимнастики зависит - как у ребенка пройдет день, какое будет настроение. Утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психологическую.

 Актуальность.

 Наблюдения за детьми во время проведения зарядки навели на мысль провести утреннюю зарядку в нетрадиционной форме. Свой выбор я остановила на фитбол-гимнастике и гимнастики в парах. Реакция детей была вполне предсказуемой, все мы знаем, что дети очень любят прыгать на больших мячах, любят подражать животным. Эксперимент оказался удачным и очень полезным, а так же показал, что утренняя зарядка может  быть веселой и интересной и оказывает позитивное влияние на детское настроение, психику и поведение.

Еще один момент, который привлек мое внимание и заставил задуматься и продлить начатое. Мы все прекрасно знаем, как малыши любят копировать и повторять за нами движения, жесты, даже мимику.

Существует замечательный прием «танец по показу», который, очень кстати используется в современном молодежном направлении «Флешмоб». 

Мгновенное «копирование» и получение от этого колоссальный заряд энергии, удовольствие и бодрое настроение, чего мы в принципе и ожидаем от утренней зарядки.

Цель проекта : Повысить интерес дошкольников старшей и подготовительной к школе групп к физической культуре через нетрадиционные формы утренней зарядки.

Название проекта : «С добрым утром, малыши!»

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы ,воспитатели групп,  инструктор по физическому воспитанию.

Вид проекта : познавательный, физкультурно-оздоровительный.

Продолжительность проекта : краткосрочный .

Задачи проекта :

1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;

2. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;

3. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Ожидаемый результат:

• Устойчивое желание посещать и заниматься утренней зарядкой.

• Наличие позитивного настроя на зарядку.

• Повышение качества овладения музыкально – образными движениями.

• Улучшение координации движений, способности импровизировать.

• Повышение творческой активности (импровизации).

Реализация проекта.

Этапы проекта :

Подготовительный этап с 22.10 - 26.10.

От правильно составленной утренней гимнастики зависит, как у ребенка пройдет день, какие у него будут эмоции, какое будет у него настроение. Ведь утренняя гимнастика несет не только физическую нагрузку, но и психическую, и эмоциональную. И в связи с этим на первом этапе реализации проекта я занималась изучением соответствующей литературы и интернет ресурсами. Составляла комплексы, подбирала музыку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Большое внимание уделила вопросу, какие физические упражнения будут более эффективны. Поскольку организм после сна еще не полностью перешел к состоянию активного бодрствования, применение интенсивных нагрузок в утренней гимнастике противопоказано, по крайней мере, в начале занятия. Не целесообразно упражнениями утренней гимнастики доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня.

Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений утренней зарядки

- Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)

- Увеличить тонус нервной системы

- Усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.

Поскольку выполнение любых физических движений сопровождается повышенным выделением тепла, утренняя гимнастика приводит к умеренному повышению температуры тела. В определенных физиологических пределах, повышение температуры тела является положительным фактором. При повышении температуры ускоряются процессы обмена веществ, интенсифицируется деятельность всех органов. В частности, увеличивается скорость передачи нервных импульсов, что в совокупности с другими изменениями облегчает процессы управления нервной системой различными функциями организма, увеличивает скорость и точность реакций, координацию движений, повышает все виды чувствительности, улучшает умственную работоспособность.

Наиболее подходящие упражнения для утренней гимнастики :

- Упражнения на потягивание

- Различные виды ходьбы

- Общеразвивающие упражнения (наклоны, повороты, приседания, выпады, вращения в суставах и др.)

- Упражнения на растягивание (на развитие гибкости)

- Танцевальные движения

- Бег трусцой и легкие прыжки

- Дыхательные упражнения.

Завершить комплекс гимнастики полезно дыхательными упражнениями.

Упражнения утренней гимнастики лучше проводить под ритмичную, веселую музыку.

Громкость музыки не должна быть слишком низкой, но и не должна быть слишком высокой, так как чрезмерно громкая музыка вызывает развитие охранительного торможения в нервной системе.

Бодрая ритмичная веселая музыка увеличивает тонус нервной системы, поднимает настроение, вызывает желание двигаться. Она в существенной мере облегчает процессы пробуждения, снижая вялость после сна.

Следует избегать использовать музыку, содержащую напряженные пугающие звуки, так как после сна, находясь в заторможенном состоянии, организм чрезвычайно чувствителен к подобным влияниям на уровне подсознательного восприятия.

Для поддержания интереса к занятиям музыкальное сопровождение следует периодически менять.

Практический этап с 29.10 – 07.12.

1. С 29.10 – 09.11  на мячах хопах.

Цель: Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия у детей.

Задачи: 1. Тренировать силовую выносливость мышц, участвующих в создании мышечного корсета.

2. Содействовать развитию равновесия у детей.

3. Повысить положительный эмоциональный тонус детей.

Оборудование:

Мячи – фитболы: диаметр – 45-50 см. (на каждого ребёнка)

Магнитофон

Предварительная работа:

Разучивание исходных положений для упражнений на фитбол – мячах

Обучение элементам самостраховки

Придумывание детьми образных названий для упражнений.

Под ритмичную музыку

1. Ходьба на месте.

2. Поднимание на носочки, руки вверх.

ОРУ на фитболах

1. «Проверим осанку». И. П. : сидя на мяче, ноги на ширине стопы, параллельно, руки за спиной на мяче, голова прямо.

2.«Птица» И. П. :Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз, лёгкие прыжки на мяче

3. «Ветка» И. П. :Сидя на мяче, ноги на ширине плеч, руки – вверх, наклоны в стороны, мяч не подвижен.

4. «Мостик» И. П. : Сидя на мяче, ноги на ширине ступни, руки на поясе

на 1-4 – шаги вперёд лечь спиной на мяч, руки на поясе;

на 5-8 – вернуться в И. П.

5.«Крокодил» И. П. : Лёжа на мяче на животе; руки, ноги в упоре на полу

На 1-8 – продвижение на руках вперёд, вытянутые ноги на мяче

На 1-8 – вернуться в И. П

6 .«Ящерица»

И. П. :Лёжа на спине на полу, руки вдоль туловища, вытянутые ноги на мяче

На 1-2 – приподнять таз

На 3-4 – И. П.

7. «Радуга и солнышко»

И. П. : стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках, внизу

на 1-2 – мяч в сторону – вверх вдох

3–4 – в другую сторону через низ в и. п. выдох (упражнение выполняется с ходьбой на месте).

2. 12.11 – 23.11 Комплекс гимнастики в парах

    Комплекс общеразвивающих упражнений в парах под весёлую музыку

1. «Вместе дружно потянулись,

И друг другу улыбнулись!»

И. п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки внизу. 1-2 – шаг назад, руки вверх дугами наружу, потянуться, вдох, 3-4 – и. п., выдох; 5-8 – то же в другую сторону.

2. «Покачаемся немного,

В сторону отставим ногу».

И. п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки, руки вниз. 1-2 – шаг вправо (влево, ногу на носок, руки в стороны, вдох, 3-4 – и. п., выдох; 5-8 – то же в другую сторону.

3.«Силачи».

И. п. – стоя ноги врозь, лицом друг к другу на расстоянии шага, правая рука вперед, левая согнута перед грудью, упираясь ладонями в ладони партнера. 1-14 – поочередное сгибание – разгибание рук при небольшом взаимном сопротивлении.

4. «Наклоняемся синхронно,

Вправо, влево, спину ровно!».

И. п. – стоя ноги врозь, спиной друг к другу вплотную. Руки на пояс. 1- наклон вправо, ощущая спину партнера; 2- и. п. ; 3-4 – то же влево.

5. «А сейчас мы повернемся,

И друг другу улыбнемся».

И. п. – стоя ноги врозь, спиной друг к другу на расстоянии шага, руки к плечам. 1 – поворот вправо, правую руку вперед, коснуться ладони партнера; 2- и. п. ; 3-4 – то же влево.

6. «Покрути педали вместе,

А останешься на месте!».

И. п. - лежа, напротив друг друга, 1-8 – синхронно с правой ноги выполняются движения вперед – назад.

7. «Наклоняемся вперед».

И. п. - сидя, напротив друг друга, 1-наклон вперед первый ребенок; 2- и. п. ; 3-4 – то же втрой ребенок.

8. «Приседаем очень дружно,

Спину прямо держать нужно».

И. п. – стоя ноги на ширине ступни, взявшись за руки, на расстоянии вытянутых рук друг от друга. 1-16 – приседания; 1-16 - ходьба на месте.

8. «Мы друзья».

И. п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, руки опущены. 1-2 – шаг вперед, поворот головы вправо, руки в стороны, вдох; 3-4 – дети обнимают друг друга; 5-6 – и. п, выдох.

9. «А теперь с тобою вместе

Мы попрыгаем на месте!».

И. п. – стоя ноги вместе, лицом друг к другу, взявшись за руки выполняют прыжки на правой ноге, левой ноге, на двух ногах попеременно.

3. Заключительная часть.

Движение в обход обычной ходьбой парами с перестроением в одну колонну. Дыхательное упражнение на восстановление дыхания.

После зарядки дети произносят:

«Мы дружные ребята!

Пришли мы в детский сад.

И каждый физкультурой

Заниматься очень рад.

      3. 26.11 – 07.12  – флешмоб.

Цель :

Сформировать позитивное отношение у детей дошкольного возраста к утренней зарядке и уверенность в себе;

Задачи:

• Создать приподнятое настроение;

• Развивать активность, инициативу;

• Развивать умение легко двигаться;

Оборудование:

Магнитофон

Предварительная работа:

Разучивание движений на занятиях.

Заключительный этап подведение итогов с 10.12 – 14.12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма утренней гимнастики с элементами логоритмики.

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, с  дошкольниками с речевой патологией имеют свои особенности.    Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интен...

Проект «Нетрадиционные виды утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении»

Одной из задач  программы развития нашего учреждения является приобщение детей к здоровому образу жизни. В результате планомерной деятельности в нашем ДОУ была выработана целостная система...

Нетрадиционные формы утренней гимнастики

Утренняя гимнастика не продолжительна по времени, однако оказывает огромное оздоровительное влияние, повышая возбудимость нервной системы, и способствует более быстрому вхождению в работу, ускоря...

Краткосрочный физкультурно- оздоровительный проект "В гостях у Неболейки" в старшей группе

Краткосрочный физкультурно- оздоровительный проект "В гостях у Неболейки" в старшей группе...

Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»

Поделилась опытом работы на РМО  на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ «MULTI-AGE» ОБУЧЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ И В ФОРМАХ АКТИВНОГО ОТДЫХА

В статье представлены методы достиженияположительной динамики двигательного развития дошкольников на основе внедрения «multi-age обучения» в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и в ф...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство оздоровления и развития дошкольников»

Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребёнка в семье и детском саду....