Проект «Нетрадиционные виды утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении»
проект по физкультуре на тему

Чебушева Юлия Владимировна

  Одной из задач  программы развития нашего учреждения является приобщение детей к здоровому образу жизни. В результате планомерной деятельности в нашем ДОУ была выработана целостная система физкультурно –оздоровительной работы, создана предметно –пространственная и коррекционно- развивающая среда: физкультурный зал, тренажерный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в групповых комнатах, уголок волейбола и баскетбола, секция тенниса и музыкальный зал.

Актуальность разработки проекта состоит в том, что среди многих факторов ,оказывающих  влияние на состояние и здоровье ребенка, физическому воспитанию отводится особая роль. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени,  она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима.

       Особое место утренней зарядки в дошкольном учреждении обусловлено важной ролью, которую в суточном биологическом ритме организма играет переход от сна к бодрствованию.

Цель проекта:

Повышение функциональной деятельности органов и систем организма путем внедрения вариативных подходов к проведению утренней гимнастики.

Задачи:

 

n     Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости

n     Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.

n     Поддерживание интереса детей к занятиям.

n     Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

Участники ,с которыми осуществляется работа по проекту: дети 5-7 лет.

Участники, реализующие данный проект:

-Инструктор по физической культуре ДОУ

-Педагоги МБДОУ

-Родители воспитанников ДОУ

 

  Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ с детьми от 5 до 7 лет в непосредственной образовательной деятельности, на утренней гимнастике, в индивидуальной и подгрупповой деятельности педагога и детей, а также в режимных моментах  вместе с родителями воспитанников. Формы взаимодействия инструктора и родителей воспитанников включает следующие направления работы:

n     Дни открытых дверей

n     Фотовыставки

n     Анкетирование

n     Консультации

n     Совместные спортивные праздники и досуги

n     Спартакиады

n     Оформление информационных стендов

Формы работы с педагогами по проекту:

 

n     Семинар –практикум «Проектная деятельность в условиях  дошкольного учреждения» 2012

n     Городской семинар –практикум«Психолого-  педагогическое сопровождение  становления современной модели  образования детей раннего возраста».2013

n       Педсовет «Интеграция физкультурно- оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в МБДОУ» ,2013

n      Педсовет «Организация двигательной деятельности детей в ДОУ» ,

      2013

 

n     Городской фестиваль МБДОУ «Краски лета»,2013

 

Необходимые средства:

n     Единство действий участников воспитательно –образовательного процесса

n     Интегрирование педагогического процесса с использованием современных технологий

n     Разработка конспектов

n     Усовершенствование оборудования и физкультурного инвентаря

 

 

Концепция проекта:

 

   Если повысить на занятиях по физической культуре не интенсивность, а систематичность нетрадиционных вариативных форм проведения утренней гимнастики, то у детей повысится запас двигательных навыков, которые позволят чувствовать себя более уверенными.

  На организационно- подготовительном этапе проекта были выделены следующие направления работы:

- Составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, технологий (См. Приложение№1)

- Проведение диагностического  обследования детей

- Составление перспективного плана по работе с детьми

- Составление и подбор  упражнений для игростречинга,

степ аэробики

 

На основном этапе работы с детьми введены следующие виды нетрадиционной утренней гимнастики: (см. Приложение №3)

·        Степ –аэробика

·        Игровой стретчинг

·        Гимнастика на фитболах

 

Описание нетрадиционных видов утренней гимнастики в ДОУ.

1.Степ -аэробика

В форме утреней гимнастики степ аэробика имеет колоссальный оздоровительный эффект, что усиливает ее размеренную  кардио нагрузку

и эмоциональный эффект. Степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые

ограничители персонального пространства «Домики» ,для нас, педагогов,

подобные «ограничители» места являются действенным способом

организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного

чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на

коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная

ориентировка. Но задача эта, если усложнить ее постепенно, для детей

посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами.

Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям.

 

Цель спеп фитнеса:

 

Оздоровление организма детей посредством комплекса упражнений на степах.

Задачи степ фитнеса:

 

• формирование правильной осанки и укрепление опорно-

двигательного аппарата;

• предупреждение плоскостопия — укрепление мышц стопы и голени;

• развитие и укрепление всех мышечных групп;

• повышение функциональных возможностей вегетативных органов,

укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оптимизация

пищеварения и теплорегуляции, улучшение обменных процессов и

предупреждение застойных явлений;

• улучшение координации движений, силы, скорости, выносливости;

• формирование двигательных умений и навыков;

• повышение интереса к занятиям спортом.

 

2. Игровой стретчинг

  Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную ак тивность, что благоприятно сказывается на суставах и профи лактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освое ния приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с боль шей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

 

Цель Игростретчинга:

Увеличить подвижность мышц и суставов.

Задачи игрового стретчинга состоят в следующем:

·        Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).

·        Совершенствовать физические способности: развивать мы шечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

·        Развивать психические качества: внимание, память, во ображение, умственные способности.

·        Развивать и функционально совершенствовать органы ды хания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную си стемы организма.

·        Создавать условия для положительного психоэмоциональ ного состояния детей.

·        Воспитывать умение эмоционального выражения, рас крепощенности и творчества в движений.

·        Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

 

3. Гимнастика на фитболах

 

Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим имеют хороший лечебный эффект. 

Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.

 

Цель:

Оздоровительное воздействие на опорно- двигательный аппарат.

Задачи:

·        Формирование правильной осанки.

·        Развитие координации движений.

·        Закаливание организма.

·        Способствовать развитию положительных эмоций и творческого воображения.

·         

 

Сроки и этапы реализации проекта:

1.Организационно-подготовительный

Сентябрь – декабрь 2012

2.Основной

 Январь -октябрь 2013

3.

Заключительный этап

Ноябрь –декабрь 2013

В реализации проекта были разработаны следующие виды педагогической деятельности:

Семинар –практикум «Проектная деятельность в условиях  дошкольного учреждения» 2012

Городской семинар –практикум«Психолого-  педагогическое сопровождение  становления современной модели  образования детей раннего возраста».2013

  Педсовет «Интеграция физкультурно- оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в МБДОУ» ,2013

 Педсовет «Организация двигательной деятельности детей в ДОУ» ,

      2013

 

Анализ результатов работы проекта:

n     Итоговая диагностика детей (см. Приложение №2)

n     Анкетирование родителей и педагогов(см. Приложение №4)

n     Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми

n     Обобщение опыта работы по теме

n      

Итоги проекта:

Внедрение игрового стретчинга, степ аэробики и гимнастики на фитболах в занятия утренней гимнастики  позволили сформировать у детей интерес к этому важному элементу режима дня . Такой вид гимнастики стать элементом личной физической культуры каждого ребенка.

     Проект был апробирован и реализован в МБДОУ ЦРР ДС №57 «Катюша». В ходе реализации проекта у детей четко выработались умения и навыки :

 

n     Выполнять упражнения в различных видах ходьбы, бега

n     Свобода движения, культура и пластика жеста

n     Сформирован навык поддержания правильной осанки

n     Развили мышечную систему, глазомер и координацию движений

n     Сформировался и укрепился позитивный эмоциональный тонус

 

n     Перспективы дальнейшего планирования  физкультурно –оздоровительной работы :

n      повысить уровень профессионального мастерства для достижения педагогических целей;

n     -совершенствовать свою деятельность в плане изучения и дальнейшего  освоения ИКТ;

n     -развивать сотрудничество с родителями: организовывать встречи, проведение консультаций, открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности дошкольников;

n     -разнообразить методы и приемы организации двигательной деятельности дошкольников;

n     -дополнить групповые и физкультурные уголки оборудованием с целью развития двигательных навыков, а также дополнять спортивные уголки на улице;

n     -пополнить спортивный зал тренажерами

 

Уникальность проекта «Нетрадиционные виды утреней гимнастики» состоит в том, что в результате использования инновационных форм проведения утренней гимнастики моторная плотность утренней гимнастики достигла 90% . Что в свою очередь обуславливает повышение функциональной деятельности органов и систем организма путем внедрения вариативных подходов к проведению утренней гимнастики. Именно поэтому актуальность данного опыта очевидна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

·        Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.

·        Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002

·        Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.

·        Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

·        Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.

·        Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.

·        Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей....

Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...

Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении

Данный материал предназначен для  педагогических работников  дошкольных организаций , а также может быть интересен родителям детей дошкольного возраста от двух до семи лет....

ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация: В статье приведены нестандартные методы использования артикуляционной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении, которые эффективно влияют на речевое развитие ребёнка. Такие как: и...

Понятие «модель», виды моделей, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.

Данное понятие довольно обширное, имеет несколько трактовок, объяснений. Однако, существует то, которое больше других используется в практике дошкольных образовательных учреждений. «Модель &nda...

Нетрадиционные виды утренней гимнастики

Каждый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Именно утренняя зарядка заряжает энергией на весь день. Пед...

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении...