Проект «Нетрадиционные виды утренней гимнастики в дошкольном образовательном учреждении»
проект по физкультуре на тему
Одной из задач программы развития нашего учреждения является приобщение детей к здоровому образу жизни. В результате планомерной деятельности в нашем ДОУ была выработана целостная система физкультурно –оздоровительной работы, создана предметно –пространственная и коррекционно- развивающая среда: физкультурный зал, тренажерный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в групповых комнатах, уголок волейбола и баскетбола, секция тенниса и музыкальный зал.
Актуальность разработки проекта состоит в том, что среди многих факторов ,оказывающих влияние на состояние и здоровье ребенка, физическому воспитанию отводится особая роль. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима.
Особое место утренней зарядки в дошкольном учреждении обусловлено важной ролью, которую в суточном биологическом ритме организма играет переход от сна к бодрствованию.
Цель проекта:
Повышение функциональной деятельности органов и систем организма путем внедрения вариативных подходов к проведению утренней гимнастики.
Задачи:
n Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости
n Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.
n Поддерживание интереса детей к занятиям.
n Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
Участники ,с которыми осуществляется работа по проекту: дети 5-7 лет.
Участники, реализующие данный проект:
-Инструктор по физической культуре ДОУ
-Педагоги МБДОУ
-Родители воспитанников ДОУ
Данный проект осуществляется в рамках МБДОУ с детьми от 5 до 7 лет в непосредственной образовательной деятельности, на утренней гимнастике, в индивидуальной и подгрупповой деятельности педагога и детей, а также в режимных моментах вместе с родителями воспитанников. Формы взаимодействия инструктора и родителей воспитанников включает следующие направления работы:
n Дни открытых дверей
n Фотовыставки
n Анкетирование
n Консультации
n Совместные спортивные праздники и досуги
n Спартакиады
n Оформление информационных стендов
Формы работы с педагогами по проекту:
n Семинар –практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» 2012
n Городской семинар –практикум«Психолого- педагогическое сопровождение становления современной модели образования детей раннего возраста».2013
n Педсовет «Интеграция физкультурно- оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в МБДОУ» ,2013
n Педсовет «Организация двигательной деятельности детей в ДОУ» ,
2013
n Городской фестиваль МБДОУ «Краски лета»,2013
Необходимые средства:
n Единство действий участников воспитательно –образовательного процесса
n Интегрирование педагогического процесса с использованием современных технологий
n Разработка конспектов
n Усовершенствование оборудования и физкультурного инвентаря
Концепция проекта:
Если повысить на занятиях по физической культуре не интенсивность, а систематичность нетрадиционных вариативных форм проведения утренней гимнастики, то у детей повысится запас двигательных навыков, которые позволят чувствовать себя более уверенными.
На организационно- подготовительном этапе проекта были выделены следующие направления работы:
- Составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, технологий (См. Приложение№1)
- Проведение диагностического обследования детей
- Составление перспективного плана по работе с детьми
- Составление и подбор упражнений для игростречинга,
степ аэробики
На основном этапе работы с детьми введены следующие виды нетрадиционной утренней гимнастики: (см. Приложение №3)
· Степ –аэробика
· Игровой стретчинг
· Гимнастика на фитболах
Описание нетрадиционных видов утренней гимнастики в ДОУ.
1.Степ -аэробика
В форме утреней гимнастики степ аэробика имеет колоссальный оздоровительный эффект, что усиливает ее размеренную кардио нагрузку
и эмоциональный эффект. Степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые
ограничители персонального пространства «Домики» ,для нас, педагогов,
подобные «ограничители» места являются действенным способом
организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного
чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на
коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная
ориентировка. Но задача эта, если усложнить ее постепенно, для детей
посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами.
Занятия на степах приносят ощутимую пользу гиперактивным детям.
Цель спеп фитнеса:
Оздоровление организма детей посредством комплекса упражнений на степах.
Задачи степ фитнеса:
• формирование правильной осанки и укрепление опорно-
двигательного аппарата;
• предупреждение плоскостопия — укрепление мышц стопы и голени;
• развитие и укрепление всех мышечных групп;
• повышение функциональных возможностей вегетативных органов,
укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, оптимизация
пищеварения и теплорегуляции, улучшение обменных процессов и
предупреждение застойных явлений;
• улучшение координации движений, силы, скорости, выносливости;
• формирование двигательных умений и навыков;
• повышение интереса к занятиям спортом.
2. Игровой стретчинг
Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную ак тивность, что благоприятно сказывается на суставах и профи лактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освое ния приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с боль шей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.
Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.
Цель Игростретчинга:
Увеличить подвижность мышц и суставов.
Задачи игрового стретчинга состоят в следующем:
· Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
· Совершенствовать физические способности: развивать мы шечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.
· Развивать психические качества: внимание, память, во ображение, умственные способности.
· Развивать и функционально совершенствовать органы ды хания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную си стемы организма.
· Создавать условия для положительного психоэмоциональ ного состояния детей.
· Воспитывать умение эмоционального выражения, рас крепощенности и творчества в движений.
· Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.
3. Гимнастика на фитболах
Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим имеют хороший лечебный эффект.
Фитболы укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, развивают координацию и чувство равновесия, но главное – формируют, сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях, навык правильной осанки. Кроме того, происходит тренировка сердечно-сосудистой, дыхательной системы, развивается выносливость, повышается подвижность и гибкость позвоночника.
Цель:
Оздоровительное воздействие на опорно- двигательный аппарат.
Задачи:
· Формирование правильной осанки.
· Развитие координации движений.
· Закаливание организма.
· Способствовать развитию положительных эмоций и творческого воображения.
·
Сроки и этапы реализации проекта:
1.Организационно-подготовительный
Сентябрь – декабрь 2012
2.Основной
Январь -октябрь 2013
3.
Заключительный этап
Ноябрь –декабрь 2013
В реализации проекта были разработаны следующие виды педагогической деятельности:
Семинар –практикум «Проектная деятельность в условиях дошкольного учреждения» 2012
Городской семинар –практикум«Психолого- педагогическое сопровождение становления современной модели образования детей раннего возраста».2013
Педсовет «Интеграция физкультурно- оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в МБДОУ» ,2013
Педсовет «Организация двигательной деятельности детей в ДОУ» ,
2013
Анализ результатов работы проекта:
n Итоговая диагностика детей (см. Приложение №2)
n Анкетирование родителей и педагогов(см. Приложение №4)
n Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
n Обобщение опыта работы по теме
n
Итоги проекта:
Внедрение игрового стретчинга, степ аэробики и гимнастики на фитболах в занятия утренней гимнастики позволили сформировать у детей интерес к этому важному элементу режима дня . Такой вид гимнастики стать элементом личной физической культуры каждого ребенка.
Проект был апробирован и реализован в МБДОУ ЦРР ДС №57 «Катюша». В ходе реализации проекта у детей четко выработались умения и навыки :
n Выполнять упражнения в различных видах ходьбы, бега
n Свобода движения, культура и пластика жеста
n Сформирован навык поддержания правильной осанки
n Развили мышечную систему, глазомер и координацию движений
n Сформировался и укрепился позитивный эмоциональный тонус
n Перспективы дальнейшего планирования физкультурно –оздоровительной работы :
n повысить уровень профессионального мастерства для достижения педагогических целей;
n -совершенствовать свою деятельность в плане изучения и дальнейшего освоения ИКТ;
n -развивать сотрудничество с родителями: организовывать встречи, проведение консультаций, открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности дошкольников;
n -разнообразить методы и приемы организации двигательной деятельности дошкольников;
n -дополнить групповые и физкультурные уголки оборудованием с целью развития двигательных навыков, а также дополнять спортивные уголки на улице;
n -пополнить спортивный зал тренажерами
Уникальность проекта «Нетрадиционные виды утреней гимнастики» состоит в том, что в результате использования инновационных форм проведения утренней гимнастики моторная плотность утренней гимнастики достигла 90% . Что в свою очередь обуславливает повышение функциональной деятельности органов и систем организма путем внедрения вариативных подходов к проведению утренней гимнастики. Именно поэтому актуальность данного опыта очевидна.
Литература
· Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.
· Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2002
· Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
· Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
· Синкевич Е.А. Физкультура для малышей СПб: 2003 – 48 с.
· Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.
· Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей....
Проект «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому восп...
Утренняя гимнастика в дошкольном образовательном учреждении
Данный материал предназначен для педагогических работников дошкольных организаций , а также может быть интересен родителям детей дошкольного возраста от двух до семи лет....
ПРИМЕНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ СПОСОБОВ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Аннотация: В статье приведены нестандартные методы использования артикуляционной гимнастики в дошкольном образовательном учреждении, которые эффективно влияют на речевое развитие ребёнка. Такие как: и...
Понятие «модель», виды моделей, используемых в дошкольных образовательных учреждениях.
Данное понятие довольно обширное, имеет несколько трактовок, объяснений. Однако, существует то, которое больше других используется в практике дошкольных образовательных учреждений. «Модель &nda...
Нетрадиционные виды утренней гимнастики
Каждый день в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Именно утренняя зарядка заряжает энергией на весь день. Пед...
Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении
Интеграция физкультурно-оздоровительной работы с разными видами детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении...