Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство оздоровления и развития дошкольников»
материал
Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного режима ребёнка в семье и детском саду.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 8 «Колосок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников »
Мастер-класс
для педагогов
«Нетрадиционные формы утренней гимнастики как средство оздоровления и развития дошкольников»
Подготовили: Гамбург Елена Николаевна инструктор по физической культуре высшая квалификационная категория.
Пешкова Татьяна Владимировна, музыкальный руководитель
высшая квалификационная категория,
Стрижова Наталья Михайловна музыкальный руководитель
высшая квалификационная категория.
П.Метлино
Задачи:
- Осветить задачи и значение утренней гимнастики
- Определить содержание утренней гимнастики в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей
- Представить методику проведения утренней гимнастики с педагогами в форме мастер – класса.
- Формирование у детей интереса и ценностного отношение к занятиям физкультурой.
С 2.Каждый день в детском саду начинается сутренней гимнастики, которая имеет большое оздоровительное и воспитательное значение.Именноутренняязарядка заряжает энергией на весь день ипозволяет постепенно ввести организм в благоприятную двигательную активность.С 3В группах детского сада утренняя гимнастика является обязательной частью режима дня и проводится ежедневно перед завтраком.С 4Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически, с соблюдением методики.
Важно, чтобы дети с желанием и интересом включались в коллективную двигательную деятельность, испытывали от нее радость.
С 5 Коллеги подскажите, какие задачи решает утренняя гимнастика?
(физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания,формируютсянеобходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.)
С 6Существуют разные виды утренней гимнастики, некоторые из них ва мы с вами вспомним.
С 7.-8 На Ваш взгляд, что такое традиционная гимнастика?
- Традиционная гимнастиканепродолжительная ходьба разного вида переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе. Широко применяться ОРУ с пособиями.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ НА ВОЗДУХЕ.
Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. Летом дети занимаются в трусах и босиком.
Что подразумевает под собой игровая гимнастика?
Гимнастика игрового характерапостроенная на основе подвижных, народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с музыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети в старших группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.
Например:
- Игра средней подвижности «Совушка»
- Подвижная игра «Выше ноги от земли»
- Малоподвижная игра «Найди друга»
Как на ваш взгляд где лучше применять такую форму проведения утренней гимнастики?
Такую форму чаще используют при проведении гимнастики на воздухе и рекомендуют ее использовать воспитателям в летний период.
- Гимнастика с использованием полосы препятствий
с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, создаются разные полосы препятствий с использованием мягких модулей. Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и совершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызывает интерес и доставляет радость детям.Например: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать по наклонной доске и спуститься с нее приставным шагом, подлезть под дуги разной высоты и т.д. В конце предлагаются дыхательные упражнения, релаксация. Данную форму гимнастики используют со старшими детьми, т.к. она требует самостоятельности, самоконтроля со стороны детей
- С 9 Ритмическая гимнастикаДвижение под музыку - любимое занятие детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понятным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, воспитывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой, парами) важным дополнением является атрибутика, которая делает ритмику более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.
- игровой стретчинг
- степ-аэробика
- гимнастика на фитболах
- «Мультигимнастика»
- Сюжетная утренняя гимнастикастроится на обыгрывании какого – либо сюжета, например: «Машина», «В лесу», «В зоопарке» и т. д. В такие комплексы подбирают сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия героя в соответствии с сюжетом.Этот вид утренней гимнастики чаще применяют для младших дошкольников, в старшей, подготовительной группе используют такую форму проведения при тематическом планировании, к календарным датам.
А сейчас коллеги предлагаю вам один из комплексов сюжетно-игровой гимнастики попробовать, в месте, со мной.
Комплекс сюжетно-игровой гимнастики«Репка».
- Гимнастика с использованием различных предметов и простейших тренажеров
Как вы думаете какие тренажеры и предметы можно использовать?
дает оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени. Помогает решить проблему дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения. Работа на тренажерах является прекрасным средством для развития органов дыхания и всех групп мышц.
- Утренняя гимнастикас использованием карточек – заданий, или«самостоятельная»- итоговая форма работы за определенный период времени самими детьми. Она проводится с использованием карточек с символьными рисунками определенных упражнений.
А теперь уважаемые коллеги попрошу вас самим придумать и нарисовать карточки-задания для разминки шеи, плечевого пояса, туловища и ног (по одной карточке на каждую группу мышц).
С 10Все перечисленные формы утренней гимнастики очень нравятся детям. И если вы в своей работе будете применять разные виды гимнастики, то с успехом решите поставленные задачи, а именно формирование у детей интереса и ценностного отношение к занятиям физкультурой. И в завершении всего сказанного хочу поделиться с вами советами по проведению утренней гимнастики.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, если вам понравился мастер-класс попрошу вас похлопать.
Если вам не только понравился, но вы будите применять то на практике – потопайте. Если вам было скучно и не интересно – покачайте головой.
Список литературы
- Евразийский научный журнал // Психолого-педагогические основы формирования интереса к занятиям физической культуры в дошкольном возрасте. URL: http://journalpro.ru/articles/psikhologo-pedagogicheskie-osnovy-formirovaniya-interesa-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kultury-v-doshkoln/ (дата обращения: 15.10.2020)
- Журнал для воспитателей и педагогов ДОУ // Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики с дошкольниками. URL: https://www.vospitatelru.ru/categories/4/articles/266 (дата обращения: 12.11.2020)
- Инфоурок // Картотека подвижных игр в старшей группе детского сада. URL: https://infourok.ru/kartoteka-podvizhnih-igr-v-starshey-gruppe-detskogo-sada-bolshoy-podvizhnosti-s-begom-2586916.html (дата обращения: 28.02.2021)
- Инфоурок // Опыт педагогической деятельности педагога в дошкольной организации. URL: https://infourok.ru/opit-pedagogicheskoy-deyatelnosti-utrennyaya-gimnastika-v-dou-2027847.html (дата обращения: 12.11.2020)
- Кладовая развлечений // Комплекс музыкальной ритмической утренней гимнастики с подушками в старшей группе. URL: https://kladraz.ru/blogs/blog16781/kompleks-muzykalno-ritmicheskoi-utrenei-gimnastiki-s-podushkami-v-starshei-grupe.html (дата обращения: 23.02.2021)
- Кладовая развлечений // Комплексы дыхательной гимнастики для всех возрастных групп. URL: https://kladraz.ru/blogs/blog19682/kompleksy-dyhatelnyh-gimnastik-dlja-vseh-vozrastnyh-grup-doshkolnikov.html (дата обращения: 22.02.2021)
- Международный образовательный портал Маам // Конспект игрового стретчинга в старшей группе. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-stoit-v-pole-teremok-konspekt-igrovogo-stretchinga-v-starshei-grupe.html (дата обращения: 27.02.2021)
Советы воспитателю по проведению утренней гимнастики:
- не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;
- никакой заорганизованности, строгих правил, требований;
- нужно обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения чтобы ребенок выполняя их получал радость;
- во время проведения разных видов гимнастики важно правильно дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься только в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без перегрузок;
- в период карантина, повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом гимнастика проводится с преобладанием малых нагрузок. После разминки, поднимаем детям настроение, веселыми оздоровительными играми;
- в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении температуры увеличивая ее, изменяя темп, при повышении температуры снижая, чтобы избежать перегревания организма;
- -комплекс составляется на 2 недели из знакомых, освоенных упражнений, что помогает сократить время на объяснения и показ. Чтобы повысить нагрузку и поддержать интерес детей к гимнастике, меняем темп, усложняем упражнения и увеличиваем количества повторений, заменяем образы;
- -гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны;
- -в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ исключаются.Они заменяются подвижной игрой или танцевальными движениями.
- желательно по возвращению с гимнастики в группы, чтобы дети принимали водную процедуру, выполняя обтирание рук.
КОМПЛЕКС
ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ
«РЕПКА»
Вводная часть
Взрослый. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в сказку «Репка». Давайте вспомним, как она начиналась. Жили- были дед и баба. И был у них огород (обычная ходьба в колонне по одному по кругу).
Корригирующая ходьба по кругу
Взрослый рассказывает сказку; дети выполняют движения.
Пошел дед репку сажать.
Дети ходят вперевалочку.
Погода хорошая. Птички чирикают.
Прыгают на двух ногах с продвижением вперед, взмахивая руками, как крылышками.
Солнышко светит.
Ходят на носках, руки в стороны, пальцы растопырены.
Вдруг дождик закапал!
Ходят на пятках, руки вверху; встряхивают кистями рук.
Взрослый. Закрылся дед руками от дождя, побежал скорее (обычный бег друг за другом, руки над головой «домиком»).Бежит, через грядки перепрыгивает (прямой галоп). Вдоль забора бежит (боковой галоп).Но тут неожиданно дождь закончился. С облегчением вздохнул дед.
Упражнение на восстановление дыхания
Руки через стороны вверх до уровня плеч — глубокий вдох через нос; резко опустить руки вниз — выдох через рот.
Повторить 2—3 раза.
Построение в звенья для общеразвивающих упражнений.
Общеразвивающие упражнения
Взрослый. Собрался дед репку сажать, а лопаты-то и нет. Где лопата?
«Где лопата?»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.
Поднять плечи, развести руки в стороны («удивился дед»), сказать: «Где лопата?» Вернуться в и. п.Повторить 6—8 раз.
Взрослый. А лопата-то вот где — позади лежит. Посадил дед репку. Выросла репка болыпая-преболыыая!
«Вот какая репка!»
И. п.: ноги чуть шире плеч, руки на поясе.
Наклониться вперед, развести руки в стороны. Вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Взрослый. Стал дед репку из земли тянуть. Тянет- потянет дед, а вытянуть не может.
«Не вытянуть деду репку»
И. п.: ноги шире плеч, руки внизу сцеплены в «замок».
- —наклониться;
- — выпрямиться;
3—4 — «вытереть со лба пот».
Повторить 6—8 раз.
Взрослый. Позвал дед бабку. Стали они по-другому репку тащить. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
«Бабка»
И. п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты полукольцом перед собой.
Выполнять наклоны в стороны.
Повторить 5—6 раз в каждую сторону.
Взрослый. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
«Внучка»
И. п.: ноги на «узкой дорожке», руки соединены внизу.
Присесть, не разгибаясь, выпрямить ноги — «потянуть репку», вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Взрослый. Прибежала на помощь собака Жучка. Ухватились все друг за друга. Тянут-потянут, а вытянуть не могут.
«Жучка»
И. п.: стоя на четвереньках.
«Повилять хвостиком».
Вернуться в и. п.
Повторить 4—6 раз.
Взрослый. Позвала Жучка своих друзей — кошку да мышку. Прибежали они дружно.
«Кошка да мышка»
И. п.: в упоре сидя.
- — принять упор лежа, опираясь на руки, прыжком выпрямить ноги;
- — вернуться в и. п.
Повторить 6—8 раз.
Взрослый. Все вместе вытянули репку. Обрадовались они! Запрыгали возле репки.
«Вытянули репку!»
И. п.: основная стойка, руки на поясе.
Выполнять серию прыжков:
- прыжки на двух ногах на месте с хлопками над головой;
- прыжки на двух ногах из стороны в сторону;
- перескоки с левой ноги на правую.
Повторить 3 раза по 8—10 прыжков в чередовании с ходьбой на месте.
Заключительная часть
Взрослый. Пошли они все вместе домой кашу варить (ходьба в колонне по одному по кругу, положив руки на течи впереди идущему). А тут опять дождь пошел. Некогда дорогу выбирать. Поскакали все через грядки с морковкой, капустой (бег с высоким подниманием ног). Сильно дождь припустил! Быстро побежали все домой (бег взахлест).Забежали домой, отдышаться не могут, пыхтят как паровозы (обычная ходьба и упражнение на дыхание: «Уф! Уф! Уф!»).
УТРЕННЯЯГИМНАСТИКАДЛЯДЕТЕЙВПЕРВОЙМЛАДШЕЙГРУППЕ.
Содержание гимнастики составляет 3-4 общеразвивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются.
Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для общеразвивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.
Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.
УТРЕННЯЯГИМНАСТИКАДЛЯДЕТЕЙВОВТОРОЙМЛАДШЕЙГРУППЕ.
Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений общеразвивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.
Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами, не держась за руки. Она чередуется с бегом.
Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. Применяются упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены обще-развивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.
УТРЕННЯЯГИМНСТИКАСДЕТЬМИСРЕДНЕГОВОЗРАСТА.
Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике.
Продолжительность ее 6 – 8 минут.
В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе.
Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После общеразвивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза).
Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели.
УТРЕННЯЯГИМНАСТИКАСДЕТЬМИСТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА.
Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут и 12 минут. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.
Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.
В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, чтобы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.
Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на конкурс педагог года. Использование здоровьесберегающих технологий при решении задач физического развития дошкольников с учётом ФГОС ДО.
В представленном материале автор рассказывает о том, как с помощью здоровьесберегающих технологий можно эффективно решать задачи по физическому развитию детей в дошкольном учреждении, кото...
Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.
Консультация направленная на просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, о важности и необходимости утренней гимнастики для детей....
Представление собственного инновационного педагогического опыта «Танцевально-ритмическая гимнастика, как средство оздоровления и развития дошкольников»
С каждым годом растет колличесто детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки и координации движений..В связи с этим актальной становится проблема поиска эффектив...
Мастер-класс «Степ-аэробика как нетрадиционная форма развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задача: познакомить педагогов с разнообразными здоровьесберагающими методами и приёмами, которые оказыва...
Консультация для педагогов: " Стоунтерапия, как эффективное средство оздоровления и развития дошкольников".
Консультация предназначина для педагогов детских садов и родителей дошкольников....
Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики", 2021 год
Мастер-класс для молодых педагогов "Организация проведения утренней гимнастики"...
"Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей"
Гимнастика - важная составная часть физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагр...