Главные вкладки
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет
проект (младшая группа)
Актуальность: Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоениии навыков самообслуживания, режимные моменты (гигиенические процедуры, кормление, сборы на прогулку и возвращение с нее, укладывание на сон, подъем) занимают большую часть времени бодрствования.
Цель проекта:
Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематезировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umelochka.docx | 178.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
второй группы раннего возраста
Выполнила: воспитатель
Белова Н.П.
г. Дивногорск
2024г.
Тема: «Умелочка»
Руководитель проекта: Воспитатель Белова Нина Петровна.
Участники проекта: воспитатели, дети группы раннего возраста, родители.
Возраст участников проекта: дети раннего возраста (2- 3г.).
База реализации: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17
Сроки реализации: 2 недели
Тип проекта: краткосрочный, групповой, познавательно – игровой.
Цель проекта:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.
3. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.
Актуальность проекта:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Ожидаемые результаты:
- С помощью взрослого приводить себя в порядок.
Пользоваться индивидуальными предметами
(носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком)
Держать ложку в правой руке.
По порядку одеваться и раздеваться.
При небольшой помощи взрослого снимать одежду и обувь
(расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках) .
- Аккуратно складывать снятую одежду.
Этапы реализации проекта.
1 этап Подготовительный
Подборка литературы, игр, иллюстрации.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта
2 этап Основной.
1 неделя
Познавательное развитие:
Ситуативная беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом» (Приложение №1)
Алгоритм мытья рук.
Социально коммуникативное развитие:
- Дидактическая игра «Вымой руки» (Приложение №2)
- Дидактическая игра «Кукла идет на прогулку»
- Дидактическая игра «Умывалочка»
Речевое развитие:
Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» , рассматривание иллюстраций к сказке (Приложение №3)
Художественно-эстетическое развитие (лепка):
«Мыло для куклы» (Приложение №4 )
Музыка
Муз. игра «Где же наши ручки» (Приложение №5)
2 неделя
Речевое развитие:
Заучивание потешки «Водичка, водичка »(Приложение № 6)
Чтение (А.Барто). Девочка чумазая
(К.Чуковский). Надо, надо умываться
(Лагдынь Г.)Аккуратные зайчата
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование НОД «Укрась полотенце для куклы Кати» (Приложение №7)
Физкультура( Приложение№8)
П/и «Дождик и солнце».
П/и «Зайка белый умывается».
П/и «Пузырь»
Аппликация «Полотенца для кукол» (Приложение №9)
Социально коммуникативное развитие:
Игровая ситуация «Купание куклы Насти» (Приложение № 10)
Консультация для родителей:
«Воспитываем чистюлю», рекомендации «Приучаем детей к самостоятельности»
III этап - заключительный.
Проведение итогового занятия
Создание презентации по проектной работе.
Выставка работ детей и родителей на тему « Да здравстствует, мыло душистое! ».
Приложение№1
Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ:
- Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).
- Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
- Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
- Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — «Не забудь помыть руки!
- Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
В глубоком, чёрном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо днём и ночью,
Они детей не мытых ждут.
С не мытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он…
… Но только не надо бояться,
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого… .
МЫЛА!
Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.
Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.
Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).
Чтобы не заболеть – надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.
- Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?
Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
Алгоритм мытья рук.
ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.
Приложение №2
Дидактическая игра «Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Дидактическая игра
Тема: «Оденем куклу на прогулку»
Цель:Развивать умение последовательного одевания,закрепить название одежды,её цвет.Различать и называть одежду.Закреплять понятие «одежда».Развивать память,внимание,мышление.Воспитывать желание быть аккуратным,бережно относиться к своей и кукольной одежде.
Оборудование: кукла
Кукла Катя тоже хочет пойти с нами на прогулку. Давайте поможем Кате одеться. Ребята, какое сейчас время года? Правильно, зима. На улице холодно. Надо надеть теплую одежду. Как вы думаете, что надо одеть Кате? (Воспитатель показывает брюки, надевает кукле, уточняет, что это и какого цвета). Что оденем дальше? Правильно, ботинки. Какого они цвета? А это что? (Показывает кофту). Еще мы оденем Кате кофту. Какого она цвета? А что мы оденем дальше? Чтобы Катя не замерзла, мы оденем ей пальто. Какое оно? Пальто теплое и красное. (Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили слова.) Что я сейчас делаю? (Застегивает пуговицы.) Дальше оденем Кате шапку и шарф. Что я делаю (завязывает шарф). Вот наша Катя и одета. Теперь ей не будет холодно.
Дидактическая игра «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало.
Приложение №3
Корней Чуковский — Мойдодыр:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:
«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.
А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.
Как пустился я по улице
бежать,
Прибежал я к умывальнику
опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»
А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!
Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!
Приложение №4
КОНСПЕКТ НОД
по художественно-эстетическому развитию (лепке)
в первой младшей группе (2-3 года)
Тема: «МЫЛО ДЛЯ КУКОЛ»
Цель НОД: Формирование интереса к лепке.
Задачи:
Развивающие: Развивать понимание речи, активизировать словарь.
Обучающие: Познакомить детей с приёмами лепки: раскатывание, сплющивание. Продолжать знакомить детей с формой предмета - кирпичик.
Воспитательные: Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие (беседа с детьми), физическое развитие (физминутка, подвижная игра).
Предварительная работа: Рассматривание кусочка мыла, заучивание отрывка стихотворения К. Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
Интеграция детских видов деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная деятельность.
Планируемый результат: расширение знаний воспитанников о культурно-гигиенических навыках.
Средства и оборудование:
Методические: кукла
Организационные: столы, стулья, пластилин, салфетки, кусочек мыла, доска для пластилина (на каждого ребенка).
Словарная работа: кусок мыла, туалетная принадлежность, прямоугольник.
Ход НОД:
1 часть – Мотивационный этап
Создать игровую ситуацию по сюжетно-ролевой игре «Кукла умывается». Предложить детям рассмотреть кусочек настоящего мыла и проговорить, что для куклы оно очень большое, т.к. ручки у нее маленькие. Предложить детям слепить маленькие кусочки мыла.
2 часть – Содержательный этап
Дети встают полукругом и рассматривают настоящее мыло.
Воспитатель: Ребята, на что похоже мыло?
Дети: Ответы детей (кубик, кирпичик)
Воспитатель: Мыло - это туалетная принадлежность.
(Дети рассматривают и отвечают на вопросы педагога.)
Показ приёмов работы
Воспитатель: Я беру в ладони кусочек пластилина, кладу его между ладонями и раскатываю его. Покажите, как вы будете раскатывать (имитация). Затем я зажимаю и сплющиваю кусочек пластилина. Сплющиваю, он у меня становится похож на «кирпичик». Закрепляю с детьми форму предмета - кирпичик.
Воспитатель: Что я делаю?
Дети: Сплющиваю (ответы детей)
А теперь я вас прошу пройти за подготовленное место, но прежде, чем вы начнете свою работу, давайте разогреем ваши ручки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Тушки – тутушки,
Пекла бабка ватрушки.
Всем по ватрушки
Да молока по кружке.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Всех угощала.
Выполнение работы детьми.
3 часть – Рефлексивный этап
Воспитатель: Что мы сегодня лепили ?(мыло). На какую форму оно похоже?
Дети: Кирпичик (ответы детей)
Выставка работ.
Приложение №5
Конспект музыкального занятия. Тема: «Где же наши ручки?»
Цель: учить выполнять простые танцевальные движения, начинать и заканчивать движения с музыкой.
Где же наши ручки, Где же наши ножки .Где же наши ручки, Где же наши ручки, Где же наши ножки, Где же наши ручки, Где же наши ручки? Где же наши ножки? Где же наши ручки? Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Где же наши ручки, Где же наши ножки, Где же наши ножки, Где же наши ручки, Где же наши ножки, Где же наши ножки? Где же наши ручки? Где же наши ножки? Где же наши ножки, Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! Вот они! ПРИПЕВ. Потрясём, ПРИПЕВ. Потрясём, ПРИПЕВ. Потрясём, Потрясём и помашем, Потрясём и помашем, Потрясём и помашем, Вот они, вот они, Вот они, вот они, Вот они, ручки Ручки наши –повт. Ножки наши –повт. Ножки наши – повт.
Приложение №6
Потешки
Водичка,водичка
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Стихи:
Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Уши? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли!
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).
Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
На локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги-как у негра.
— Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте
Ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос —
Разобиделась до слёз:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы —
Кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (А.Барто).
Надо, надо умываться
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое. (К.Чуковский).
Приложение №7
Конспект НОД для детей младшего возраста
Тема: «Укрась полотенце для куклы Маши»
Цель: формирование навыка рисования гуашью трёх цветов; пользования водой для промывания кисточки.
Задачи:
Закрепить название цветов красок (красный, жёлтый, зелёный); тренировать в умении правильно держать кисть. Упражнять в рисовании прямых полос сверху вниз; использовать в работе приём «прикладывания кисти».
Развивать творчество в работе; глазомер, координацию в системе «глаз – рука».
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Материал: альбомный лист формат А4, палитра с красками гуаши (красная, жёлтая, зелёная), баночки с водой, салфетки на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» и рассматривание иллюстраций; помочь детям понять, что «чистота – залог здоровья».
Содержание деятельности:
Организационный момент.
Игра «Кукла Маша пришла в гости».
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Она гуляла на улице и испачкалась. Можно быть таким грязным? – нет.
Как говорил Мойдодыр:
«А нечистым
Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!».
Что же нужно сделать кукле Маше? – помыть руки и умыть лицо.
Какие предметы понадобятся для этого? – мыло, мочалка, вода, полотенце. Правильно.
Давайте поможем Маше (Воспитатель умывает куклу: мылит мылом мочалку, моет лицо и руки, смывает водой и цитирует произведение Корнея Чуковского «Мойдодыр»).
«Мылом, мылом,
Мылом, мылом
Умывался без конца.
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица».
Но полотенца нет! Давайте мы вытрем салфеткой. Теперь с такой куклой приятно играть.
Ребята, давайте нарисуем полотенца для куклы Маши. (Дети идут рисовать за столы).
Рисование: (Воспитатель напоминает детям, как правильно держать и работать с кисточкой, водой, красками).
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем украшать полотенце. Скажите мне, какие цвета красок мы будем использовать в работе? – зелёный, красный, жёлтый. Начнём мы рисовать с зелёной краски. Проведём по краям полоски сверху вниз. Потом жёлтой и красной краской украсим середину полотенца, используя приём прикладывания кисточки.
Самостоятельная деятельность детей.
Приложение №8
П/и «Пузырь».
Правила: дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
-"Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся".
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется. Вариант игры После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели!..» В этом варианте игру можно повторить 3—4 раза.
Игра "Солнышко и дождик"
Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя. Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».
Игра "Снежинки и ветер"
Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).
Приложение №9
НОД по аппликации в младшей группе на тему: «Красивые полотенца для кукол»
Цель: Совершенствовать навыки и умения детей в аппликации; развитие детского творчества.
Задачи:
- Продолжаем учить детей наклеивать готовые формы и наклейки.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Расширять представления о культурно - гигиенических навыках.
- Учить составлять аппликацию на полосе.
- Доводить начатое дело до конца.
- Радоваться конечному результату.
Ход занятия
Воспитатель загадывает малышам загадку.
Махровое, душистое,
Мягкое, пушистое
Любит воду промокать,
Где, что влажно вытирать.
ДЕТИ: Полотенце.
Молодцы, ребятки отгадали вы загадку.
А вы знаете для чего нам нужно полотенце?
(ответы детей)
Посмотрите на мое полотенце (показывает) Какое оно?
(мягкое, красивое, пушистое, душистое.)
А у вас дома у всех есть полотенце?
(ответы детей)
У кукол, которые живут в нашей группе нет полотенец.
Надо кукол выручать -
Чем им руки вытирать?
Давайте им поможем, сделаем для них красивые полотенца!
Ребята, полотенца бывают разного цвета:
Желтые, красные, синие, белые и т. д.
Но особенно красивы те полотенца,
Которые украшены фигурками.
Но для начала проведем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика "Моем руки"
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики,
как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)
Вот ручки наши готовы к работе, приступаем!
Воспитатель объясняет порядок выполнения аппликации.
Итог занятия: выставка работ.
Воспитатель. Сколько красивых полотенец вы сделали!
Какие вы молодцы, куклы говорят вам спасибо.
Приложение №10
Тема: «Купание кукол»»
Цель : Побуждать детей воспроизводить в игре быт семьи.
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать культурно-гигиенические навыки детей.
- Обучающая: учить дошкольников называть названия предметов, действий, познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь.
- Развивающая: развивать внимание детей, их наблюдательность, память, речь, умение отвечать на простые вопросы.
Этапы: #1056;ассматривание атрибутов
#1044;ействия с куклой
#1048;тог.
Речевой материал: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная вода.
Ход игры. Дефектолог ставит ванночку с водой, рядом 2 ведерка и кружку.
-Сегодня мы будем купать куклу Катю А в какой водичке? (В теплой)
Приглашает определить какая вода в ванночке. Приносит куклу, снимает с нее рубашку, сажает в ванну. Предлагает кому-нибудь из детей принести мыло (вещи разложены на столе)
Дети повторяют слова : мыльница, мыло.
Педагог просит принести губку.
Спрашивает: «Зачем нам нужна губка?»
Моет Катю, намыливает ей голову и говорит: «Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется» Повторяют вместе.
Педагог говорит детям: «У меня в желтом ведерке горячая вода, а в синем холодная (Какая вода у меня в этом ведерке?»
Я смешаю горячую и холодную воду, и у меня получится какая вода? (Теплая).
Моет куклу приговаривая:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку»
Эти строки повторяют дети.
Ребенок приносит полотенце, объясняя его назначение.
Помогает поддержать куклу, которую вытирает педагог. Далее Катю заворачивают в простынку, надевают ночную рубашку или пижамку и укладывают в кровать.
Вода в ванночке мыльная и грязная. Дети повторяют качества воды. Ее надо вылить.
Педагог убирает так же мыло (прячет в мыльницу, приговаривая: «Вот домик-теремок, в нем мыло живет), вешает сушиться полотенце, отжимает губку.
Затем, он предлагает спеть Кате колыбельную.
Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Кате спатеньки велят.
Потешки:
Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
И кусался зубок.
Куп, куп.
Кто тут будет куп -куп ?
По водичке хлюп, хлюп?
В ванну быстро прыг -прыг,
В ванной ножкой дрыг-дрыг,
Будет мыло пенится,
И грязь куда-то денется.
Хлюп-хлюп ручками.
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Катенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Катенька помоется.
Катенька разденется.
Итог
Педагог: А давайте, детки, посмотрим, какая наша Катя стала?
Дети: Чистая и красивая
Педагог: А что мы с ней сделали?
Дети: Помыли
Педагог: Как мы мыли Катю, что мы брали?
Дети: Мыло, губку, полотенце.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Личная гигиена ребенка:воспитываем чистюлю.
Прививать гигиенические навыки нужно с пеленок, вель это важная составляющая не только культурного поведения в обществе. но, и во многом, основа здоровья! Раннее знакомство с правилами гигиены делает их для ребенка естественными и необходимыми, а фантазия мамы превращает процесс обучения в веселую и интересную игру.
Умываемся и моем руки.
Первый важнейший ритуал детской гигиены - это утреннее и вечернее умывание. Такие процедуры можно сопровождать потешками и стишками.
Например:
"Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Помоем глазки,
Чтобы видеть сказки.
Помоем ушки,
Чтобы слушать ладушки."
По мере роста учите ребенка умываться самостоятельно. Параллельно обязательно объясняйте, что у каждого члена семьи должно быть свое личное полотенце - это очень важно. Повесьте крючок с полотенцем на уровне роста ребенка, чтобы он мог самостоятельно вытирать лицо и руки.
Ребенку нужно с самого раннего возраста объяснять, что необходимо мыть руки перед едой, после улицы, туалета и игр с животными. Для малышей, опять же, применимы стишки и прибаутки, а также игры в ощущения (мыло гладкое, вода приятная) или в догонялки (можно ловить вместе с ребенком скользкое мыло в раковине).
Детям постарше уже можно рассказывать, что на руках может быть не только грязь, но и невидимые глазу злые микробы, а мыло, как добрый и отважный рыцарь, может их победить. Помните, что запугивать и рассказывать страшные истории не стоит, важно просто привить ребенку гигиенические навыки, основываясь на доводах.
Почаще хвалите малыша, ведь поощрение, как правило, помогает двигаться дальше. В то время, как упреки и замечания тормозят развитие самостоятельности в целом, и в гигиеническом воспитании в частности.
В помощь родителям современные производители детских средств стараются на славу, выпуская зубную пасту с приятным вкусом, нещиплющие глазки мыло и шампунь, зубные щетки со сказочными персонажами и полотенца ярких расцветок. Безусловно, все это привлекает ребенка, делая процесс умывания веселым и позитивным.
Помимо крючка с полотенцем, выделите ребенку место для стаканчика, где будет стоять его зубная паста и щетка. С лет ребенка можно начинать обучать умываться и чистить зубы самостоятельно - при этом он должен иметь возможность достать все, что ему необходимо.
Расческа и носовой платок.
Деткам, достигшим двухлетнего возраста, нужно выделить свою расческу и платок, обучить, как ими пользоваться, и рассказать, где их необходимо хранить. Важно научить ребенка тому, что платок и расческа - его верные помощники, которые будут всегда и везде с ним, но и не забыть рассказать о том, что это индивидуальные предметы, которыми может пользоваться только их хозяин.
Таким образом постепенно вы сможете привить малышу все необходимые гигиенические навыки и знания, которые помогут ему расти культурным, аккуратным и внимательным к своему здоровью.
Рекомендации по обучению ребенка самостоятельному одеванию
- Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
- Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
- Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
- Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
- При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
- Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
- Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
- Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
- Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
- Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
- Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
- Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
- Поощряйте проявление вкуса в одежде.
Используемая литература:
1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж «Учитель», 2006.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.
4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – Ярославль: Академия
5. Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2005.
9. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы «Чистые ладошки».
Формирования культурно-гигиенических навыков подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарн...
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы...
Метод проектов в формировании культурно - гигиенических навыков детей дошкольного возраста..
Использование метода проектов для формирования культурно - гигиенических навыков делает процесс увлекательным и интересным....
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы «Аккуратные ребята»
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"14122867","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","f...
Проект по формированию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей 3 – 4 лет «Какой же я, опрятный!»
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх - упражнениях специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры - упражнения были интересны, могли увле...
Проект по формированию культурно- гигиенических навыков у детей при организации приема пищи в средней группе на тему: «Культура питания. Культурно – гигиенические навыки питания»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАЦель проекта: формировать культурно-гигиенические навыки питания у детей средней группы в повседневной жизни, в детском саду и в семье.Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенически...