Создание развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка
проект
Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развёртывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание развивающей предметно-пространственной среды
в МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде:
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной,
- полифункциональной,
- трансформируемой,
- вариативной,
- доступной и безопасной.
Преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду в МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка, мы опирались на предложения Н.А. Коротковой, пространство групп делим на три части:
1. Рабочая зона;
2. Зона двигательной деятельности;
3. Зона спокойной деятельности.
Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развёртывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.
Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».
Для игр изготовлены зоны: (пароход, машина, зона для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах.
Зона «Машина» может служить сюжетом для игр и позволяет ребёнку ограничить свою игровую зону.
Зона для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребёнок может модернизировать её с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал) помогут быстро организовать игру.
Зона для девочек дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик).
Мягкие модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.
Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Изготовлены игровые поля:
«Лесная поляна», оснащённая набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.
«Дорога» -способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.
Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игровой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс современным увлекательным содержанием. Педагогический проект «СозданиеРППС в группах ДОО»
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Вид проекта: творческий.
Цель проекта: привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
Результат для всех участников проекта:
С детьми: Предметно-развивающая среда обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка, позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя, дети проявляют умения общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.
С родителями: заинтересовать родителей созданием предметно-развивающей среды в группе.
Разработка проекта:
1. разработать проект по созданию РППС в группах.
2. провести консультации для родителей.
3. довести до родителей важность данной проблемы.
4. предложить разработанный проект администрации ДОУ для дальнейшей реализации.
Выполнение проекта:
Исходя из задач проекта, мы наметили следующие этапы в работе:
1. анализ методической литературы.
2. беседа с родителями о важности создания РППС в группах.
3. отчет о проделанной работе.
Отчет о проделанной работе.
Большинство педагогов испытывает затруднение в создании развивающей среды в ДОУ, более тщательного продумывания и особой организации обстановки в групповых комнатах. Учитывая возрастные особенности детей, я попыталась создать в своей группе следующие развивающие зоны.
1. Книжный уголок. Для развития художественно-эстетического вкуса провожу тематическую выставку книг, знакомлю с произведениями разных писателей и поэтом с демонстрацией их произведений и портретов.
2. Игровая.
Игрушки-предметы оперирования. С одной стороны они усиливают реалистичность облика игрушки(автомобили), с другой, привлекательны для детей т. к. позволяют ребенку осуществить действие, приближающееся к реальному, не просто его изображение, а имеющие определенный результат (холодильник).
Игрушки-маркеры условного пространства. Они позволяют детям построить сложные игровые «миры» в режиссерской игре (совместной или индивидуальной).
Игрушки-персонажи. Разнообразие тем, активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится к игрушкам-персонажам. Они нужны не только для осуществления игровых действий, реализации ролей, но и для построения своего игрового мира, которым можно управлять. Это позволяет ребенку быть творцом, режиссером.
Игры с правилами. Это игры как на ловкость и на «удачу», так и на умственную компетенцию.
Тип материала | Наименование |
Игрушки-предметы оперирования | Набор посуды, набор медицинских принадлежностей, весы, кассовый аппарат, часы, швейная машинка, телефон, холодильник, стиральная машина, автомобили, почтовый ящик, бинокли, фотоаппарат, утюг… |
Игрушки-маркеры условного пространства | Ширма, кукольный дом, строительные наборы, мебель |
Игрушки-персонажи | Куклы, плоскостные фигурки, мелкие фигурки животных, маски, костюмы, головные уборы. |
Игры с правилами | Кольцеброс напольный, кегли, мячи, лото, домино, шашки, настольные игры. |
3. Изобразительная и конструкторская. Реализует потребность детей в получении продукта собственной деятельности, а также развивает их творчество в самостоятельной работе.
Тип материала | Наименование |
Для рисования | Цветные карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, трафареты. |
Для конструирования | Наборы игрушек( транспорт, фигурки животных) |
Конструкторы | Пазлы, «Лего», наборы мелкого строительного материала (Кубики, примы, арки), «Уникуб». |
4. Исследовательская. В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата. Успешность этого перехода зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.
Для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т. п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, лупа и т. п.), позволяющие установить причинно-следственные связи.
Для возможности исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установления пространственно-временных отношений в исследовательской зоне должен быть образно-символический материал (серия картинок «Раньше – сейчас»), а также наглядно-графические модели(мозаики, головоломки, линейки, лекала). Кроме того, в группе должны быть наглядно-графические модели пространства (географические карты, атлас, альбомы, книги).
С проблемой оснащения исследовательской зоны я вышла на родителей, провела собрание, на котором ознакомила их с необходимостью создания предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда в группе выстроена с учетом программы М. А. Васильевой. Вместе с тем, содержание предметно-развивающей среды в группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект. Поэтому и предложила совместными усилиями дополнить ее.
На первом этапе пополнили уголок природы аквариумными рыбками и цветами, мини-музей «Головных уборов» новыми экспонатами
На втором этапе пополнили исследовательский уголок объектами для исследований, наглядно-графическими моделями и наглядно-графическими моделями пространства.
В будущем планирую пополнить уголок Родного края, сделать в группе планшет «Панорама добрых дел», «Наше настроение», пополнить содержание сюжетно-ролевых игр, обновить дидактические и настольные игры. Для безопасности детей планирую заменить в логопедическом уголке и уголке изодеятельности старые столы на столы «фасольки», которые лучше вписываются в интерьер группы, менее травмоопасны, т. к. имеют закругленные углы, могут регулироваться по высоте, заменить в раздевалке полку для обуви. Также планирую модернизировать «Зону отдыха» в спальне, где дети, устав от окружающих смогли бы перебраться в тихий уголок, чтобы поиграть, полистать любимые книги, просто помечтать.
Таким образом, содержание РППС в группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект.
Анализ методической литературы
Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально – бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мыли ребенка.
Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т. е. из окружающей среды ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ.(Л. С. Выготский, Н. Т. Гринявичене, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и др.). Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В игровую предметно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком - то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке участка детского сада.
Часто в понятии развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка с взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, Т. А. Репина, В. А. Петровский, и др.) именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения с взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства.
На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе »
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;2. Учет возрастных особенностей детей;3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)....
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вспрос создан...
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Проект "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "
Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группев соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Создание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада.
Эссе на тему: Создание развивающей среды в младшей группе по области художественно-эстетическое развитие....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...