Создание развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка
проект

Иконникова Елена Владимировна

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход   в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развёртывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организации   сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpps.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды
в МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

  • содержательно-насыщенной,
  • полифункциональной,
  • трансформируемой,
  • вариативной,
  • доступной и безопасной.

Преобразовывая развивающую предметно-пространственную среду  в МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка, мы опирались на предложения Н.А. Коротковой, пространство групп делим на три части:

1. Рабочая зона;

2. Зона двигательной деятельности;

3. Зона спокойной деятельности.

Разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход   в образовательном процессе. Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности. Детям предоставлено больше открытых поверхностей: стеллажи, столы – для развёртывания сюжетно – ролевых игр, разыгрывания кукольных мини – спектаклей, составления макетов, а также для продуктивной, познавательной, исследовательской деятельности. Для организации   сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами.

Полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы. Она позволяет детям вырваться из мира взрослых и поселиться в своем «гнездышке».

Для игр изготовлены зоны: (пароход, машина, зона для девочек), что позволяет использовать игровое оборудование в разных вариантах.

Зона «Машина» может служить сюжетом для игр и позволяет ребёнку ограничить свою игровую зону.

Зона для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребёнок может модернизировать её с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики (якорь, штурвал) помогут быстро организовать игру.

Зона для девочек дополнена атрибутами для маленькой барышни. (сундук, шляпка, бусы, зонтик).

Мягкие   модули обогащают детскую игру, обеспечивают трансфор-мируемость, полифункциональность игрового пространства. На усмотрение играющих это может быть ракета, бассейн, дворец, автобус и т.д.

Наполняемость предметно-развивающей среды позволяет детям каждый раз проживать событие в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Изготовлены игровые поля:

«Лесная поляна», оснащённая набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения, использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки.

«Дорога» -способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры.

Предметно - пространственная развивающая среда помогает в организации игровой деятельности детей, позволяют создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс современным увлекательным содержанием. Педагогический проект «СозданиеРППС в группах ДОО»

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Вид проекта: творческий.

Цель проекта: привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Результат для всех участников проекта:

С детьми: Предметно-развивающая среда обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка, позволяет ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя, дети проявляют умения общаться; отражают свои творческие замыслы в продуктивной деятельности.

С родителями: заинтересовать родителей созданием предметно-развивающей среды в группе.

Разработка проекта:

1.  разработать проект по созданию РППС в группах.

2.  провести консультации для родителей.

3.  довести до родителей важность данной проблемы.

4.  предложить разработанный проект администрации ДОУ для дальнейшей реализации.

Выполнение проекта:

Исходя из задач проекта, мы наметили следующие этапы в работе:

1.  анализ методической литературы.

2.  беседа с родителями о важности создания РППС в группах.

3.  отчет о проделанной работе.

Отчет о проделанной работе.

Большинство педагогов испытывает затруднение в создании развивающей среды в ДОУ, более тщательного продумывания и особой организации обстановки в групповых комнатах. Учитывая возрастные особенности детей, я попыталась создать в своей группе следующие развивающие зоны.

1.  Книжный уголок. Для развития художественно-эстетического вкуса провожу тематическую выставку книг, знакомлю с произведениями разных писателей и поэтом с демонстрацией их произведений и портретов.

2.  Игровая.

Игрушки-предметы оперирования. С одной стороны они усиливают реалистичность облика игрушки(автомобили), с другой, привлекательны для детей т. к. позволяют ребенку осуществить действие, приближающееся к реальному, не просто его изображение, а имеющие определенный результат (холодильник).

Игрушки-маркеры условного пространства. Они позволяют детям построить сложные игровые «миры» в режиссерской игре (совместной или индивидуальной).

Игрушки-персонажи. Разнообразие тем, активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится к игрушкам-персонажам. Они нужны не только для осуществления игровых действий, реализации ролей, но и для построения своего игрового мира, которым можно управлять. Это позволяет ребенку быть творцом, режиссером.

Игры с правилами. Это игры как на ловкость и на «удачу», так и на умственную компетенцию.

Тип материала

Наименование

Игрушки-предметы оперирования

Набор посуды, набор медицинских принадлежностей, весы, кассовый аппарат,

часы, швейная машинка, телефон, холодильник, стиральная машина, автомобили, почтовый ящик, бинокли, фотоаппарат, утюг…

Игрушки-маркеры условного пространства

Ширма, кукольный дом, строительные наборы, мебель

Игрушки-персонажи

Куклы, плоскостные фигурки, мелкие фигурки животных, маски, костюмы, головные уборы.

Игры с правилами

Кольцеброс напольный, кегли, мячи, лото, домино, шашки, настольные игры.

3.  Изобразительная и конструкторская. Реализует потребность детей в получении продукта собственной деятельности, а также развивает их творчество в самостоятельной работе.

Тип материала

Наименование

Для рисования

Цветные карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры, гелиевые ручки, трафареты.

Для конструирования

Наборы игрушек( транспорт, фигурки животных)

Конструкторы

Пазлы, «Лего», наборы мелкого строительного материала (Кубики, примы, арки), «Уникуб».

4.  Исследовательская. В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата. Успешность этого перехода зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.

Для познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы материалы разных типов. При этом объекты исследования в действии должны включать в себя широкий спектр природных объектов (коллекции минералов, ракушек, плодов растений и т. п.), наборы для моделирования тех или иных природных явлений (магнит, лупа и т. п.), позволяющие установить причинно-следственные связи.

Для возможности исследования и выделения существенных признаков предметов и явлений окружающего мира, установления пространственно-временных отношений в исследовательской зоне должен быть образно-символический материал (серия картинок «Раньше – сейчас»), а также наглядно-графические модели(мозаики, головоломки, линейки, лекала). Кроме того, в группе должны быть наглядно-графические модели пространства (географические карты, атлас, альбомы, книги).

С проблемой оснащения исследовательской зоны я вышла на родителей, провела собрание, на котором ознакомила их с необходимостью создания предметно-развивающей среды.

Предметно-развивающая среда в группе выстроена с учетом программы М. А. Васильевой. Вместе с тем, содержание предметно-развивающей среды в группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект. Поэтому и предложила совместными усилиями дополнить ее.

На первом этапе пополнили уголок природы аквариумными рыбками и цветами, мини-музей «Головных уборов» новыми экспонатами

На втором этапе пополнили исследовательский уголок объектами для исследований, наглядно-графическими моделями и наглядно-графическими моделями пространства.

В будущем планирую пополнить уголок Родного края, сделать в группе планшет «Панорама добрых дел», «Наше настроение», пополнить содержание сюжетно-ролевых игр, обновить дидактические и настольные игры. Для безопасности детей планирую заменить в логопедическом уголке и уголке изодеятельности старые столы на столы «фасольки», которые лучше вписываются в интерьер группы, менее травмоопасны, т. к. имеют закругленные углы, могут регулироваться по высоте, заменить в раздевалке полку для обуви. Также планирую модернизировать «Зону отдыха» в спальне, где дети, устав от окружающих смогли бы перебраться в тихий уголок, чтобы поиграть, полистать любимые книги, просто помечтать.

Таким образом, содержание РППС в группе недостаточно отвечает потребностям и половозрастным особенностям детей и не всегда присутствует развивающий эффект.

Анализ методической литературы

Данные исследователи доказывают, что среда – это окружающие социально – бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответственную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мыли ребенка.

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т. е. из окружающей среды ребенка.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ.(Л. С. Выготский, Н. Т. Гринявичене, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова и др.). Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В игровую предметно-развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком - то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке участка детского сада.

Часто в понятии развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка с взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, Т. А. Репина, В. А. Петровский, и др.) именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения с взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства.

На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе »

1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе;2. Учет возрастных особенностей детей;3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)....

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В связи с введением новых федеральных государственных образовательных  стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вспрос создан...

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Проект "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "

Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группев соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе детского сада.

Эссе на тему: Создание развивающей среды в младшей группе по области художественно-эстетическое развитие....

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...