Как помочь тревожному ребёнку проявлять своё Я
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал содержит описание причин тревожности и её проявлений, предложены игровые приёмы и способы снижения тревожности, практические рекомендации родителям, как помогать ребёнку в обретении уверенности, преодолении нерешительности, стеснительности через диалогическое общение. Акцент делается на развитии у детей способности к рефлексии с помощью специальных вопросов, формирование у детей навыка анализа своего состояния, своих действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_trevozhnomu_rebyonku_proyavlyat_svoyo_ya.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация. Как помочь тревожному ребёнку проявлять своё Я.
Тема детской тревожности актуальна по следующим причинам:
- Стремительно меняющийся мир и агрессивная информационная среда
- Постоянная фоновая тревога (иррациональный страх жизни)
- Информационная перегрузка с детства (взрослые сами её создают)
- Увеличивается количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью уже с 3–х лет
- Тревожность к ребенку приходит извне, из мира взрослых, из системы отношений, которые задаются родителями, педагогами, средой, в которой пребывает ребёнок
Тревожность – это эмоциональное нарушение. Это состояние предчувствия, предвосхищения опасности, ожидание неприятностей и негативного разворачивания событий. В её основе лежат различные страхи, но они, как правило, не обоснованы (нет явного предмета страха).
Страхи в разном возрасте:
- 5-7 лет: страх темноты, глубины, чудищ, насекомых, животных, уколов, что-то случится с родителями, наказания
- 7-10 лет: наказания, оценки, войны, смерти близких, своей, болезни
- 11-17 лет: насмешек, неудачи, смерти близких
Ребенок не в состоянии самостоятельно понять причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира солидарно с родителями. И взрослые зачастую переносят собственные страхи на детей (тревожная интонация, напряжённый взгляд, высказывания). Есть 2 типа страхов – природные (инстинкт самосохранения) и социальные.
Причины тревожности и её проявления
Причины | Проявления |
|
|
Как помогать тревожному ребёнку
- Анализ стрессоров (что запускает тревогу) и, при возможности, их исключение
- Ребёнок сам не скажет, что ему тревожно. Вы можете это определить по его поведению и реакциям (наблюдение)
- Можно прямо спросить, есть ли что-то, что пугает (с 3 лет)
- Диагностика (лучше со специалистом)
- Применение различных приёмов, техник (своя копилка, спец.упражнения - дыхательные, рисуночные, релаксационные и др.)
Простые доступные способы ослабления тревожности
- Игра
- Сочинение сказок
- Рисование
- Танец
- Массаж
- Игры с водой, водные процедуры
- Любые физические упражнения
- Творчество
- Объятия, поглаживание
Игры для повышения уверенности и самоценности
- Волшебная подушка
- Микрофон
- Пьедестал
- Обнимашки
- Ладошка
- Каракули
Игра-техника « Не могу – не буду!»
- При отказе ребёнка что-то делать, уточните: «Ты не можешь это сделать?». Когда он ответит «Да, не могу», предложите ему поиграть, сказав: «Скажи громко НЕ БУДУ!». Добейтесь, чтобы он это произнёс 3 раза. «Скажи ещё раз громко НЕ БУДУ»!». Как правило, ребёнка это озадачивает, и он начинает ПРОБОВАТЬ. Похвалите за это.
- Психологический смысл игры: «разрушаются» незримые границы опыта. НЕ МОГУ – это отказ от возможности, НЕ БУДУ – это выбор. И это мотивирует.
- Ребёнок сам принимает решение, делать или не делать, сам выбирает, как ему поступить. Он сам управляет ситуацией, и уходит ощущение беспомощности и неуверенности.
Рефлексивное или диалогическое общение как способ снижения тревожности у ребёнка
Цель – дать возможность ребёнку осмыслить неприятную ситуацию, увидеть её под другим углом и отреагировать разные эмоциональные состояния, в частности, страхи (основу тревожности). Условия:
- взрослый должен понимать, что и зачем говорить: задавание направления содержания (проблемы) диалога и понимание его цели;
- грамотно подбирать вопросы по теме беседы;
- как говорить (эмоциональная окраска вопросов, комментариев, невербальные проявления);
- в какой момент и при ком говорить (создание безопасного пространства, установление доверительного контакта);
- выдерживать паузу для осмысления ребёнком вопроса и ответа;
- избегать домысливания за ребёнка (не спешит отвечать за него);
- побуждать ребёнка не только слушать, но и говорить (применять активное слушание, Я-высказывания, открытые вопросы, вопросы поискового плана).
Начало развития способности к рефлексия - с 5-ти лет. Вопрос – это ключевой приём в рефлексивном общении. Важно задавать открытые вопросы, чтобы побудить ребёнка задуматься о своих реакциях, поведении и о том, что он может сделать, чтобы изменить ситуацию, если она не нравится. Например:
- Что тебя порадовало сегодня? Почему тебя это порадовало? Что именно порадовало? Как ты радовался? Покажи!
- Что тебя огорчило? Почему? Что ты сделал, когда огорчился?
- Как ты с этим справился? Кто тебе помог? Что помогло?
- Как ещё можно было справиться?
- Что хорошего ты получил в этой ситуации?
- Что ты делаешь, когда тебе страшно?
- А что ещё можно сделать?
Примеры рефлексивных вопросов
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
- Что тебя порадовало в садике сегодня?
- Как ты радовался? Опиши.
- Почему тебя это порадовало? Что хорошего ты получил при этом?
- Что тебя огорчило? Почему? Как ты с этим справился? Кто тебе помог? Что помогло? Как ещё можно было справиться?
Рефлексия поведения и реакций:
- Ты расстроился, потому что…
- Как ты думаешь, почему он так сделал?
- Что можно сказать ему, чтобы он больше так не делал?
- Что он чувствует, как ты думаешь? Как ты понял, что он злится?
- Как помочь ему перестать злиться?
- Что тебя пугает? Почему?
- Что ты делаешь, когда тебе страшно (ты боишься)?
- Что ещё можно сделать? Кто/что тебе может помочь перестать бояться?
Рефлексия ценностей:
- Что для тебя значит дружба?
- Что для тебя значит Добро? Зло?
- Что для тебя означает семья?
- Что для тебя означает Счастье? Любовь? Мама? Папа?
- Если бы ты был волшебником, чему бы ты научил других людей?
Рефлексия выполнения правил, просьб:
- Что будет, если игрушки останутся лежать на этом месте до утра?
- Что будет, если ты не будешь спать?
- Что будет, если ты не пойдёшь в кружок?
- Что будет, если ты не наденешь варежки?
Рефлексия потребностей:
- Что ты умеешь делать хорошо? Что тебе это даёт?
- Что ты любишь? Почему?
- Что ты не любишь? Почему?
- Зачем нужно учиться? Зачем нужно ходить в школу?
- Что будет, если люди не будут ходить в школу и учиться?
Рефлексивное диалогическое общение - это основа для продуктивного воспитания ребёнка, мягкого воздействия и взаимодействия, ведущего к желаемым результатам. Как его выстраивать:
- внимательное слушание и вслушивание в слова и фразы ребёнка;
- внимание к его жестам и мимике;
- предоставлению ребёнку возможности задать тему разговора;
- побуждение к свободному изложению ребёнком того, что его волнует;
- создание общего смыслового пространства;
- Я-общение взамен Ты-общения;
- позитивная обратная связь в доступной форме;
- не отмахивайтесь, не насмехайтесь над тем, что ваш ребенок боится. Для вас это пустяк, а для него это серьезная проблема;
- не внушайте страхи – не пугайте ребенка врачами, школой, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ребенок все воспринимает всерьез;
- уделяйте ребенку время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе малыш будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь;
- разрешайте ребенку пошуметь, побегать, покричать (в рамках). Ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.
Упражнение для повышения уверенности
- Я хочу, чтобы ты повторил за мной:
- Я смогу. Сделай это десять раз. Мы вместе! Нам никто не страшен.
- Скажи мне, что может самое плохое с тобой случиться?
- Ты молодец! Я тобой УЖЕ горжусь!
Развитие родительской рефлексии путём задавания вопросов самому себе:
- Что со мной происходит? О чём я думаю, когда наблюдаю...что мой сын сторонится детей, прячется за моей спиной, капризничает, отказывается читать стихи, идти в садик..и т.д.
- То, о чём я думаю, добавляет ли позитива в ситуацию и в моё состояние? Состояние ребёнка? ДА/НЕТ
- Справедливы ли мои мысли по отношению к ребёнку? Все ли они истинны? ДА/НЕТ
- Что я чувствую при этом, какие эмоции возникают? В связи с чем я испытываю именно такие эмоции? Какое отношение они имеют к моему ребёнку?
- Какие иные эмоции я хотела бы испытывать? Что мне нужно сделать для этого?
- Что я делаю, когда вижу, слышу это (наблюдаю за поведением ребёнка)?
- То, что я делаю, как влияет на поведение моего ребёнка? Способствует ли изменению ситуации в лучшую сторону?
- Что я могу сделать иначе? Делаю ли я это? Как?
В копилку родителям
- Домашний практикум для детей и взрослых «Расслабляемся вместе!» – презентацию скачайте (вверху кнопки – файлы), видео-запись https://disk.yandex.ru/i/2W7K2x70pIuW0A
Литература:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться. Так?
- Захаров А.И. НОЧНЫЕ ДНЕВНЫЕ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»
Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...
Консультация для родителей по теме: «Как помочь тревожному ребёнку» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.
Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.Сов...
«Тревожный ребёнок и как ему помочь»
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в так...
Тревожный ребёнок: как ему помочь? Консультация
Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, ко...
Статья "Тревожный ребёнок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением".
Тревожность - это беспричинный. немотивированный страх....