Как помочь тревожному ребёнку проявлять своё Я
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Грачева Арина Юрьевна

Материал содержит описание причин тревожности и её проявлений,  предложены игровые приёмы и способы снижения тревожности, практические рекомендации родителям, как помогать ребёнку в обретении уверенности, преодолении нерешительности, стеснительности через диалогическое общение. Акцент делается на развитии у детей способности  к рефлексии с помощью  специальных вопросов, формирование у детей навыка анализа своего состояния, своих действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_trevozhnomu_rebyonku_proyavlyat_svoyo_ya.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация. Как помочь тревожному ребёнку проявлять своё Я.

Тема детской тревожности актуальна по следующим причинам:

  • Стремительно меняющийся мир и агрессивная информационная среда
  • Постоянная  фоновая тревога (иррациональный страх жизни)
  • Информационная перегрузка с детства (взрослые сами её создают)
  • Увеличивается количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью уже с 3–х лет
  • Тревожность к ребенку приходит извне, из мира взрослых, из системы отношений, которые задаются родителями, педагогами, средой, в которой пребывает ребёнок

Тревожность – это эмоциональное нарушение. Это состояние  предчувствия, предвосхищения  опасности, ожидание неприятностей и негативного разворачивания событий. В её основе лежат различные  страхи, но они, как правило, не обоснованы (нет явного предмета страха).

Страхи в разном возрасте:

  • 5-7 лет: страх темноты, глубины, чудищ, насекомых, животных, уколов, что-то случится с родителями, наказания
  • 7-10 лет: наказания, оценки, войны, смерти близких, своей, болезни
  • 11-17 лет: насмешек, неудачи, смерти близких

Ребенок не в состоянии самостоятельно понять причинно-следственную связь испуга. Восприятие мира солидарно с родителями. И взрослые зачастую переносят собственные страхи на детей (тревожная интонация, напряжённый взгляд, высказывания). Есть 2 типа страхов – природные (инстинкт самосохранения) и социальные.

Причины тревожности и её проявления

Причины

Проявления

  • Внутренние факторы: наследственные и генетические факторы, неврологические отклонения, тип темперамента
  • Внешние факторы:  стиль семейного воспитания (гиперопека, авторитарный, отчуждённый, конфликтная семья, завышенные требования и т.д.), социальное окружение, среда обучения
  • Негативный опыт: травмирующие, стрессовые события (болезни, утраты, семейные неурядицы и др.)
  • Виртуальная реальность: компьютерный мир

  • Лишние движения (теребит одежду, сосёт палец, кусает губы,  моргает часто, много говорит и др.)
  • Близкие слёзы, неулыбчивость или наоборот постоянная улыбка, стеснительность, зажатость
  • Всплески эмоций, агрессия как защитный механизм
  • Не может сосредоточиться, трудности в высказывании мыслей
  • Склонность подчиняться, уступать, уединяться
  • Фразы – я не смогу, не получится, я боюсь (!), а вдруг…
  • Напряжённый взгляд, плечи опущены, неловкая  поза, тихий голос, поза «поникшего»
  • Часто влажные ладони
  • Вздрагивание от громких звуков (может закрывать уши)
  • Настороженность при контактировании с незнакомыми людьми

Как помогать тревожному ребёнку

  • Анализ стрессоров (что запускает тревогу) и, при возможности,  их исключение
  • Ребёнок сам не скажет, что ему тревожно. Вы можете это определить по его поведению и реакциям (наблюдение)
  • Можно прямо спросить, есть ли что-то, что пугает (с 3 лет)
  • Диагностика  (лучше со специалистом)
  • Применение различных приёмов, техник (своя копилка, спец.упражнения - дыхательные, рисуночные, релаксационные и др.)

Простые доступные способы ослабления тревожности

  • Игра
  • Сочинение сказок
  • Рисование
  • Танец
  • Массаж
  • Игры с водой, водные процедуры
  • Любые физические упражнения
  • Творчество
  • Объятия, поглаживание

Игры для повышения уверенности и самоценности

  • Волшебная подушка
  • Микрофон
  • Пьедестал
  • Обнимашки
  • Ладошка
  • Каракули

Игра-техника  « Не могу – не буду!»

  • При отказе ребёнка что-то делать, уточните: «Ты не можешь это сделать?». Когда он ответит «Да, не могу», предложите ему поиграть, сказав: «Скажи громко НЕ БУДУ!». Добейтесь, чтобы он это произнёс 3 раза. «Скажи ещё раз громко НЕ БУДУ»!». Как правило, ребёнка это озадачивает, и он начинает ПРОБОВАТЬ. Похвалите за это.
  • Психологический смысл игры:  «разрушаются» незримые границы опыта. НЕ МОГУ  – это отказ от возможности, НЕ БУДУ – это выбор. И это мотивирует.  
  • Ребёнок сам принимает решение, делать или не делать, сам выбирает, как ему поступить. Он сам управляет ситуацией, и уходит ощущение беспомощности и неуверенности.

Рефлексивное или диалогическое общение как способ снижения тревожности у ребёнка

Цель – дать возможность ребёнку осмыслить неприятную ситуацию, увидеть её под другим углом и отреагировать разные эмоциональные состояния, в частности, страхи (основу тревожности). Условия:

  • взрослый должен понимать, что и зачем говорить: задавание направления содержания (проблемы) диалога и понимание его цели;
  • грамотно подбирать вопросы по теме беседы;
  • как говорить (эмоциональная окраска вопросов, комментариев, невербальные проявления);
  • в какой момент и при ком говорить (создание безопасного пространства, установление доверительного контакта);
  • выдерживать паузу для осмысления ребёнком вопроса и ответа;
  • избегать домысливания за ребёнка (не спешит отвечать за него);
  • побуждать ребёнка не только слушать, но и говорить (применять активное слушание, Я-высказывания, открытые вопросы, вопросы поискового плана).

Начало развития способности к рефлексия - с 5-ти лет. Вопрос – это ключевой приём в рефлексивном общении.  Важно задавать открытые вопросы, чтобы побудить ребёнка задуматься о своих реакциях, поведении и о том, что он может сделать, чтобы изменить ситуацию, если она не нравится. Например:

  • Что тебя порадовало сегодня? Почему тебя это порадовало? Что именно порадовало? Как ты радовался? Покажи!
  • Что тебя огорчило? Почему? Что ты сделал, когда огорчился?
  • Как ты с этим справился? Кто тебе помог? Что помогло?
  • Как ещё можно было справиться?
  • Что хорошего ты получил в этой ситуации?
  • Что ты делаешь, когда тебе страшно?
  • А что ещё можно сделать?

Примеры рефлексивных вопросов

Рефлексия настроения и эмоционального состояния:

  • Что тебя порадовало в садике сегодня?
  • Как ты радовался? Опиши.
  • Почему тебя это порадовало? Что хорошего ты получил при этом?
  • Что тебя огорчило? Почему? Как ты с этим справился? Кто тебе помог? Что помогло? Как ещё можно было справиться?

Рефлексия поведения и реакций:

  • Ты расстроился, потому что…
  • Как ты думаешь, почему он так сделал?
  • Что можно сказать ему, чтобы он больше так не делал?
  • Что он чувствует, как ты думаешь? Как ты понял, что он злится?
  • Как помочь ему перестать злиться?
  • Что тебя пугает? Почему?
  • Что ты делаешь, когда тебе страшно (ты боишься)?
  • Что ещё можно сделать? Кто/что тебе может помочь перестать бояться?

Рефлексия ценностей:

  • Что для тебя значит дружба?
  • Что для тебя значит Добро? Зло?
  • Что для тебя означает семья?
  • Что для тебя означает Счастье? Любовь? Мама? Папа?
  • Если бы ты был волшебником, чему бы ты научил других людей?

Рефлексия выполнения правил, просьб:

  • Что будет, если игрушки останутся лежать на этом месте до утра?
  • Что будет, если ты не будешь спать?
  • Что будет, если ты не пойдёшь в кружок?
  • Что будет, если ты не наденешь варежки?

Рефлексия потребностей:

  • Что ты умеешь делать хорошо? Что тебе это даёт?
  • Что ты любишь? Почему?
  • Что ты не любишь? Почему?
  • Зачем нужно учиться? Зачем нужно ходить в школу?
  • Что будет, если люди не будут ходить в школу и учиться?

Рефлексивное диалогическое общение - это основа для продуктивного воспитания ребёнка, мягкого воздействия и взаимодействия, ведущего к желаемым результатам. Как его выстраивать:

  • внимательное слушание и вслушивание в слова и фразы ребёнка;
  • внимание к его жестам и мимике;
  • предоставлению ребёнку возможности задать тему разговора;
  • побуждение к свободному изложению ребёнком  того, что его волнует;
  • создание общего смыслового пространства;
  • Я-общение взамен Ты-общения;
  • позитивная обратная связь в доступной форме;
  • не отмахивайтесь,  не насмехайтесь над тем, что ваш ребенок боится. Для вас это пустяк, а для него это серьезная проблема;
  • не внушайте страхи – не пугайте ребенка врачами, школой, чужими тетями и дядями, полицейскими, сказочными персонажами. Ребенок все воспринимает всерьез;
  • уделяйте ребенку время, не смотря на усталость и огромное количество работы, иначе малыш будет ощущать себя ненужным. Ребенок должен чувствовать вашу защиту и любовь;
  • разрешайте ребенку пошуметь, побегать, покричать (в рамках). Ребенок выплеснет накопившуюся негативную энергию.

Упражнение для повышения уверенности

 - Я хочу, чтобы ты повторил за мной:

- Я смогу. Сделай это десять раз. Мы вместе! Нам никто не страшен.

- Скажи мне, что может самое плохое с тобой случиться?

- Ты молодец! Я тобой УЖЕ горжусь!

Развитие родительской рефлексии путём задавания вопросов самому себе:

  • Что со мной происходит? О чём я думаю, когда наблюдаю...что мой  сын сторонится детей, прячется за моей спиной, капризничает, отказывается читать стихи, идти в садик..и т.д.
  • То, о чём я думаю, добавляет ли позитива в ситуацию и в моё состояние?  Состояние ребёнка? ДА/НЕТ
  • Справедливы ли мои мысли по отношению к ребёнку? Все ли они истинны? ДА/НЕТ
  • Что я чувствую при этом, какие эмоции возникают? В связи с чем я испытываю именно такие эмоции? Какое отношение они имеют к моему ребёнку?
  • Какие иные эмоции я хотела бы испытывать? Что мне нужно сделать для этого?
  • Что я делаю, когда вижу, слышу это (наблюдаю за поведением ребёнка)?
  • То, что я делаю, как влияет на поведение моего ребёнка? Способствует ли изменению ситуации в лучшую сторону?
  • Что я могу сделать иначе? Делаю ли я это? Как?

В копилку родителям

  • Домашний практикум для детей и взрослых «Расслабляемся вместе!» – презентацию скачайте (вверху кнопки – файлы),  видео-запись  https://disk.yandex.ru/i/2W7K2x70pIuW0A

            Литература:

  • Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.
  • Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться. Так?
  • Захаров А.И. НОЧНЫЕ ДНЕВНЫЕ И СТРАХИ У ДЕТЕЙ
  • Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация с родителями на тему: «Тревожный ребенок. Как помочь тревожным детям? Как предупредить тревожность?»

Очевидно, не один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако действия взрослых способствуют развитию тревожности у детей. Нередко они предъявляют ребенку требования, соотве...

Консультация для родителей по теме: «Как помочь тревожному ребёнку» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.Сов...

«Тревожный ребёнок и как ему помочь»

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в так...

Тревожный ребёнок: как ему помочь? Консультация

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, ко...

Статья "Тревожный ребёнок. Как помочь дошкольнику управлять своим поведением".

Тревожность - это беспричинный. немотивированный страх....