Семинар - практикум: "Использование технологи Ю.Ф. Змановского в физкультурно - оздоровительной деятельности".
методическая разработка

Заболотная Анна Юрьевна

Здоровье – это основание жизненной целостности организма, а болезнь источник ее распада. Здоровый ребенок – эталон и практически достижимая норма детского развития. Его оздоровление это не совокупность лечебно- профилактических мероприятий, а форма развития. Именно поэтому здоровье детей и основанная в нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий педагогов.

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно - оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 21 г. Россоши

Семинар - практикум:

"Использование технологи Ю.Ф. Змановского

 в физкультурно - оздоровительной деятельности".

Воспитатель ВКК:  Заболотная А. Ю.

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …»

В.А. Сухомлинский

Здоровье – это основание жизненной целостности организма, а болезнь источник ее распада. Здоровый ребенок – эталон и практически достижимая норма детского развития. Его оздоровление это не совокупность лечебно- профилактических мероприятий, а форма развития. Именно поэтому здоровье детей и основанная в нем жизненная целостность организма должны стать точкой приложения усилий педагогов.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Важнейшим условием оздоровления в ДОУ является организация двигательной активности детей.

Двигательная активность способствует:

- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

- росту физической работоспособности;

- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

Оздоровительная работа с дошкольниками  в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. Необходимость  комплексного похода к организации оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении  ни у кого не вызывает сомнения.

Авторская  технология доктора медицинских наук  профессора Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»  привлекает тем, что оздоровление детей осуществляется не медикаментозными средствами, а естественными силами природы, что обеспечивает не только физическое, но и эмоциональное развитие детей. Физкультурно - оздоровительное направление  осуществляется комплексно,  несёт в себе и воспитательную нагрузку – формирование у ребёнка потребности здорового образа жизни.

Реализация технологии носит преимущественно индивидуально-дифференцированный  характер,  имеет физиологическое обоснование каждого раздела, учитываются закономерности возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. Рекомендуемые средства и методы просты и не требуют необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования, специальной переподготовки педагогов ДОУ.

Программа «Здоровый дошкольник» посвящена проблемам воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях и принципиально отличается от других программ воспитания в детских садах. Основные отличия заключаются в следующем.

1. Комлексный подход, включающий различные компоненты, совокупность которых объединена в понятие «здоровый образ жизни» ребенка. Реализация программы носит преимущественно индивидуально-дифференцированный характер.

2. Наличие физиологического обоснования в каждом из разделов программы наряду с учетом ряда закономерностей возрастной психологии, педагогической психологии и спортивной медицины.

3. Данная программа может применяться в дошкольном учреждении благодаря простоте большинства рекомендуемых средств и методов, отсутствию необходимости в приобретении дорогостоящей аппаратуры, необязательности высокого уровня профессиональной подготовки персонала, но при обязательном и добросовестном выполнении рекомендаций.

4. В ряде разделов программы предусмотрен учет климато-географических и экологических особенностей региона (кластерный подход).

В программе дано совокупное «физиологическое» определение здоровья ребенка как динамического и вместе с тем устойчивого к патологическим (болезнетворным) и экстремальным воздействиям состояния детского организма, что достигается благодаря формированию комплекса функциональных систем, обеспечивающих оптимальный приспособительный эффект.

Такое определение здорового ребенка дошкольного возраста включает большой набор характеристик – жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешне средовым факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности.

Первый раздел программы – определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей. В комплекс антропометрических показателей, регистрируемых медицинским персоналом дошкольного учреждения, включены определения длины и массы тела, а также индексов: отношений длины тела к возрасту, массы тела – к возрасту  и массы – к длине. Последний показатель отражает гармоничность физического развития ребенка. Наличие этих параметров обеспечивает возможность их сравнения с международными стандартами, показателями по таблице, периодически издающимися ВОЗ.

В диагностический комплекс включены проявления биоритмологического профиля профиля ребенка по околосуточной динамике умственной (основной параметр), физической работоспособности и эмоциональной реактивности. Эти показатели определяются педагогами при взаимодействии с родителями. Тестирование проводится в начале, середине (по отдельным параметрам) и в конце учебного года.

Второй раздел – рациональная организация двигательной активности детей.  Рассматриваются положения о жизненно важном значении движения для развития физиологических систем растущего организма (энергетическое правило скелетной мускулатуры И.А. Аршавского) и об эффективном оздоровительном влиянии циклических упражнений. В первую очередь оздоровительного бега на все физиологические системы, биохимичесакие процессы и психические функции. Этот раздел программы характеризуется изложенными ниже основными особенностями и принципиальными отличиями от существующих рекомендаций по развитию моторики детей дошкольного возраста.

Третий раздел – система эффективного закаливания детей. Научным обоснованием его является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции. Даются определения физической и химической терморегуляции, их основных механизмов у взрослого человека и особенностей формирования в онтогенезе. В программе закаливание рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребенка в детском саду (и желательно – в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции (терморецепторы и сосуды кожи и подкожной клетчатки), плохо функционирующей в периодах раннего и дошкольного детства.

В программе описываются два основных метода контрастного закаливания, которые могут использоваться как в дошкольных учреждениях, так и в домашних условиях.

Для качественной реализации третьего раздела выделены следующие позиции для организационно-финансового сопровождения:

— организация родительского университета (8 мероприятий в год);

— организация курсов повышения квалификации персонала (2- 3 подгруппы);

— приобретение необходимого медицинского и спортивного оборудования;

— создание в дошкольном учреждении оздоровительного комплекса: бассейна, сауны, фитобара;

— создание или восстановление развивающей оздоровительной среды на участках детского сада и т.д.

Четвертый раздел – комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в дошкольных учреждениях.

В программе указываются основные задачи и обязанности педагогов-психогиенистов:

— выявлять факторы, способствующие возникновению и развитию дистрессовых невротических состояний у детей;

— применять психолого-педагогические приемы, направленные на купирование и предупреждение нежелательных аффективных проявлений, прежде всего у гиперактивных детей;

— обеспечить условия для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня детей;

— создавать благоприятный психологический климат в ДОУ и по возможности в семье;

— организовывать специальные игровые комнаты в ДОУ для проведения индивидуально-подгрупповой психокоррекционной работы.

Пятый раздел – обеспечение рационального питания детей. Раздел содержит общие положения концепции сбалансированного калорийного питания. Излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные ВОЗ: выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное ее хранение и т.д.

Шестой раздел – создание условий для оздоровительных режимов детей.

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения  определенного распорядка для ребенка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов  в живых организмах. Именно наличие цикличности  в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создает возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.

Выделены важнейшие условия:

— комплекс внешнесредовых факторов: воздух, почва. вода, питание, тепло, свет, одежда, жилище, шум, радиация и т.д.;

— психолого-педагогические аспекты сексуального развития и здоровья детей. Дается определение сексуального здоровья как комплекса физических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных аспектов полового поведения человека, обогащающих его личность, повышающих способность к любви и уменьшающих, таким образом, распространенность сексопатологических проявлений. Обязательной необходимостью подчеркивается учет пола ребенка в реализации оздоровительных и педагогических средств и методов.

Эффективная реализация программы возможна при добросовестном выполнении своих обязанностей персоналом дошкольных учреждений в постоянном взаимодействии с родителями.

Рекомендации при планировании оздоровительно-профилактической работы

Содержание

Возрастная группа

Особенности организации

Ответственные

Организация жизни детей, в том числе в адаптационный период, создание комфортного режима

Все

Ежедневно, в течение всего дня

Воспитатели

Организация двигательного режима

Утренняя гимнастика

Ранний возраст,

Младшие группы

Ежедневно в группе

(в летний период на открытом воздухе)

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Средние, старшие, подготовительные к школе

Ежедневно в зале

(в летний период на открытом воздухе)

Двигательные паузы

Все

ежедневно

Воспитатели

Оздоровительная гимнастика после сна

Все

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей

Воспитатели, медицинская сестра

Подвижные игры

Все

Ежедневно во время дневной прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей

Воспитатели,

специалисты

Физкультурные упражнения на прогулке

Все

Воспитатели, специалисты

Физкультурные досуги

Все

1 раз в месяц, на воздухе совместно со сверстниками одной- двух групп

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Спортивные праздники

Средние, старшие. подготовительные к школе

1 раз в год, внутри детского сада

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Неделя здоровья

Все

Два раза в год

Воспитатели, медицинская сестра

Самостоятельная двигательная деятельность

Все

В помещении и на воздухе.

Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Воспитатели

Индивидуальная работа

Все

Ежедневно,  в группе и на прогулке

Воспитатели

Охрана психического здоровья

Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

Все

ежедневно

Воспитатели, специалисты

Оздоровление фитонцидами

Оздоровление луком, чесноком

Все

Во время обеда

Воспитатели. помощники воспитателей

Ароматизация помещений

(чесночные бусы)

Все

Ежедневно, в течение дня

Воспитатели, помощники воспитателей, медицинская сестра

Витаминотерапия

Витаминизация третьего блюда

Все

ежедневно

медицинская сестра

Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка

Утренний прием на свежем воздухе

Все

Ежедневно в летнее время

воспитатели

Воздушные ванны (облегченная одежда по сезону)

Все

ежедневно

воспитатели

Прогулки на воздухе

Все

ежедневно

воспитатели

Босохождение по «дорожке здоровья»

Все

ежедневно

воспитатели

Босохождение по траве

Все

Ежедневно в летнее время

воспитатели

Умывание в течение дня прохладной водой

Все

Ежедневно после сна

воспитатели

Полоскание горла кипяченной и охлажденной подсоленной водой

Младшие – подготовительные к школе

Ежедневно после обеда

воспитатели

Игры с водой

Все

Ежедневно (в летний период на открытом воздухе)

воспитатели

Контрастное обливание ног

Все

Ежедневно после прогулки в летнее время

Воспитатели, помощники воспитателей

Сон с доступом свежего воздуха

Все

Ежедневно, в зависимости от температуры помещений спальни

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум : «Использование технологии дизайна в работе над формированием у детей целостной картины мира»

Презентационный материал по обобщению и систематизации знаний воспитателей по данной теме....

Семинар-практикум «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста

Слайд 1.«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»Слайд 2.Цель: Повышение профессиональной компетентности педа...

Семинар -практикум: « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Цель: повышение профессиональной компетенции  педагогов посредством знакомства с современной технологией работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика».Задачи:1.Сформировать предст...

Презентация к семинару-практикуму « Использование технологии «Социо-игровая педагогика» в работе с дошкольниками в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Задачи:1.Сформировать представление у педагогов о современной технологии  работы с дошкольниками «Социо-игровая педагогика» в условиях ДОУ.2. Познакомить педагогов с возможностями...

Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ

Семинар-практикум «Использование технологии сотрудничества в организации совместной деятельности с детьми» для педагогов ДОУ...

Семинар - практикум: «Использование логоритмических игр и упражнений в оздоровительной работе с детьми»

       Материал будет полезен педагогам при подготовке семинаров-практикумов, а также для занятий с детьми....