«Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»
статья (младшая группа)

Евстафьева Анастасия Евгеньевна

Статья описывает опыт применения нейроупражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vyatka.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.2

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ»

А. Е. Евстафьева

Инструктор по физической культуре 

С. Н. Петрова

Воспитатель

МАДОУ детский сад №21 «Ладушки», г.о.г. Бор, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье проанализировано применение нейроигр и нейроупражнений, раскрыто преимущество тесного сотрудничества воспитателя и инструктора по физической культуре. Данная статья предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре, узких специалистов.

Ключевые слова: нейроигры, нейроупражнения, сотрудничество, развитие детей.

" FEATURES OF THE APPLICATION OF THE KINESIOLOGICAL METHOD IN WORKING WITH CHILDREN 3-4 YEARS OLD "

S. N. Petrova, A. E. Evstafieva

Annotation. The article analyzes the use of neuro-games and neuro-exercises, reveals the advantage of close cooperation between a teacher and a physical education instructor. This article is intended for educators, physical education instructors, and specialized specialists.

Keywords: neuro-games, neuro-exercises, cooperation, child development.

Введение

Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективных средств её реализации.

Работая в детском саду, мы как педагоги, а именно: инструктор по ФК и воспитатель, заметили тенденцию к увеличению роста воспитанников, имеющих трудности в развитии и обучении. В следствии этого, пришли к выводу о необходимости поиска инновационных технологий, способствующих эффективности работы с такими детьми. Для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми дошкольного возраста, мы выбрали кинезиологический и нейропсихологический подход.

Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей  дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоционально-волевой сфере детей имеющим дефицит нейродинамических и регуляторных компонентов деятельности, таких как: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоционально-волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее.

Методы

Нейро-кинезиологические методы предполагают дополнительную коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы ребенка через движение. Кинезиологическая и нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.  

Одной из главных задач нашего детского сада является всесторонней развитие личности ребенка с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения новыми методами и приемами обучения интеллектуальным способностям, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. В свете этого метод кинезиологии стал очень актуален для детей и взрослых, т.к. он интересен, необычен и продуктивен. Педагоги в течение дня на своих занятиях и в свободной деятельности закрепляют кинезиологические упражнения, которые позволяют настроить детей на активную работу межполушарного взаимодействия. От такой совместной работы у детей наблюдается положительная динамика не только во всестороннем развитии ребенка, но и в усвоении методов выполнения упражнений, а также применении их в играх, соревнованиях, различных праздниках.

Кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Снижают заболеваемость, утомляемость детей. При

использовании кинезиологических методов повышается стрессоустойчивость организма, работоспособность. Улучшается мыслительная деятельность детей. Повышается уровень развития памяти, внимания, речи, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка.

Результаты

Нейрокинезиологические игры и упражнения использовались в течении года систематически как дополнение к основным занятиям. Применение данных методов положительно сказывается на эффективности коррекционно-развивающей работы, что подтверждается динамикой в развитии воспитанников. Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия. Оказывает положительное влияние на развития интеллекта, улучшает состояния физического здоровья и социальной адаптации.

В результате применения комплексного подхода с активным использованием в коррекционно-образовательном процессе методов кинезиологии у наших воспитанников отмечается стойкая положительная динамика, которую отмечают родители и педагоги ДОУ. Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. Улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения. Гармонизировались процессы торможения и возбуждения. Как следствие, стала более высокая продуктивность деятельности, улучшились навыки прочности усвоения программного материала.

Обсуждение

Развитие интеллектуальных и творческих возможностей детей через развитие межполушарных связей отражает реальную потребность общества и отвечает современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях. Влияние кинезиологических упражнений на активизацию межполушарного взаимодействия. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов у детей дошкольного возраста необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.

Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Как показывает наш опыт работы, кинезиологические упражнения в условиях ДОУ расширяют круг общения детей, создают общность интересов между дошкольниками и их родителями. Воспитывают коммуникативные качества. Позволяют активизировать познавательные интересы. Организуют и дисциплинируют детей. Одним из существенных плюсов является то, что данные методы не требуют материальных затрат, удобны в применении.

Заключение

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми можно сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. Внедрение кинезиологических упражнений дало следующие результаты: снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее; улучшились навыки самообслуживания; развивается устная речь; видна динамика формирования логическое мышление; улучшились коммуникативные навыки, внимание, память, воображение.

Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития интеллекта у детей. У них исчезло раздражение, взаимное недовольство, обиды. Родители делятся впечатлениями от того, что, применяя кинезиологические упражнения, дети стали усидчивее, внимательнее, могут легче преодолеть стрессовые ситуации.

Список литературы

  1. «Гимнастика для мозга: упражнения для детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i, свободный.
  2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2019.
  3. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственногомышления. М., 2018
  4. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
  5. Праведникова Ирина Игоревна Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС-пресс»,2017
  6. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. :Аркти, 2008. – 60 с.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. – 41с.
  8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  9. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.

Кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельн...

«Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»

Перед современными дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в ...

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик  Н.М. Амосов....

«Применение кинезиологических тренажеров в работе с детьми с ТНР»

Данную методическую разработку могут использовать воспитатели. учителя-логопеды, педагоги-психологи и родители в работе с детьми. Данные тренажеры способствуют улучшению памяти, внимания и речи; сниже...

«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ»

Стасья предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре, узких специалистов...

«Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»

laquo;Особенности применения кинезиологического метода в работе с детьми 3-4 лет»...