Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа)
Кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, а также развивать творческую деятельность дошкольника. Тем самым, через эти методики можно помочь ребенку - дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовиться к предстоящему обучению школе.
На авторских курсах и занятиях А.В. Бояринцевой мы с удовольствием познакомились со сборником "Обучение на основе движения: от теории к практике образовательной кинезиологии." В этом сборнике представлены материалы участников ΙІ Всероссийской с международным участием конференции "ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ДВИЖЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ", состоявшейся в Москве 16 - 18 марта 2017 года. Авторы представляют разные аспекты реализации идей обучения на основе движения и методов образовательной кинезиологии - молодого и перспективного направления в российском образовании. Работа с детьми раннего и дошкольного возраста, школьниками и студентами, применение кинезиологических практик в работе специалистов помогающих специальностей в работе с детьми ОВЗ, в спорте, соединение движения с музейной педагогикой, музыкой, ритмической игрой и речью. Методические разработки, опыт реализации упражнений, игр, программ и идеи, представленные в сборнике, будут интересны и полезны как начинающим специалистам и студентам, изучающим психологию и педагогику, так и кинезиологам, педагогам, психологам, дефектологам, физкультурным и музыкальным работникам образовательных организацийи другим специалистам, имеющим интерес к данной области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya_po_kinez.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
В истекшем 2017 году произошло очень интересное событие в моей профессиональной деятельности. Я познакомилась с кинезиологией, как наукой о развитии головного мозга человека через движение, пройдя курсы повышения квалификации по теме «Школа без стресса: обучение на основе движения» при ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». Считаю, что полученные знания будут полезны мне в работе с детьми дошкольного возраста.
Методы образовательной кинезиологии в здоровьесберегающем образовательном процессе и специальные упражнения будут полезны и самим педагогам, и воспитанникам, т.к. эти упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие на головной мозг и являются простыми и приятными. Пять – семь минут занятий такими упражнениями повышают умственную энергию, работоспособность, улучшают эмоциональное состояние, что немаловажно для современного ребенка - дошкольника.
Совершенствование процессов мышления у ребенка – дошкольника начинается с развития движений пальцев и тела. Наиболее эффективны эти упражнения в комплексе, сочетании друг с другом, т. к. позволяют выявить способности ребенка и расширить возможности его мозга. Поэтому очень важны для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, а также физкультминутки во время непосредственно образовательной деятельности.
Пусть это не так легко для детей, но зато очень интересно и весело. А систематическое повторение таких упражнений помогает наладить образовательный процесс. И очень скоро детские движения становятся более дружными и четкими, а затем их выполнение становится непринужденным, интересным для самого ребенка. У детей зачастую возникает желание научить этому своего товарища, показать и слаживать движения вместе с другими детьми.
У многих современных детей можно отметить снижение двигательной активности. Отсутствие достаточной физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания у детей, а также координационные способности, выносливость, очень часто возникают проблемы с речевым развитием. Движение является инструментом, при помощи которого педагог – кинезиолог может воздействовать на развитие ребенка. При организации воспитательно-образовательной работы в дошкольном отделении специальные кинезиологические упражнения обладают и оздоравливающим, и антистрессовым свойством.
Итак, можно сделать вывод, что кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, а также развивать творческую деятельность дошкольника. Тем самым, через эти методики можно помочь ребенку - дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к предстоящему обучению школе. Поэтому хочется выразить слова благодарности за столь ценный и полезный курс преподавателям - кинезиологам Бояринцевой Анне и Ермолиной Татьяне за интересное обучение педагогов дошкольных групп ГБОУ «Школа Перспектива».
Перед современными дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении и трудностями в адаптации к условиям школы. Каковы же эффективные формы и приемы профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного отделения?
Считаю, что одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.
В каждом дошкольном отделении встречаются гиперактивные, вспыльчивые, раздражительные дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, контролировать свои эмоции и поведение. И, конечно же, как все педагоги, мы ищем свои подходы и методы воздействия на таких дошколят.
Большим подспорьем в нашей работе стала кинезиология как наука, способствующая развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения, которые можно выполнять в течение всего дня и в различных режимных моментах.
Особенно нравится дошколятам изображать добродушного слоника с большими ушами и длинным хоботом. В игровой форме дошколята рисуют в воздухе длинным носом – хоботом незамысловатые фигуры, энергично массируют ушки, тянутся за воображаемыми высоко растущими экзотическими фруктами. Вживаясь в роль, охотно демонстрируют свои актерские способности. Как маленькие исследователи, дошкольники не остались равнодушны к упражнению «Сова». Выполняют с удовольствием, очень точно передавая интонацию ночной охотницы с острым зрением и цепкими когтями.
Кинезиологические упражнения проводятся с детьми в речевом сопровождении: стихи, потешки, чистоговорки, песенки. Например, упражнение «Массаж ушных раковин»: «Уши сильно разотрем и погладим, и потрем». Стихи и песенки очень нравятся детям, они обеспечивают весёлое общение, снимают напряжение, учат малышей быть дружными и доброжелательными.
Рисование и раскрашивание разноцветными карандашами двумя руками –это занятие очень увлекательное для дошколят. Такая «кляксография» развивает воображение: чего только не увидишь в тех линиях, что переплелись на бумаге и сложились в красивые узоры!
Я считаю, что кинезиологические упражнения позволяют улучшить работу головного мозга детей, улучшают память, развивают речь, активизируют словарь, развивают их воображение и мышление.
Систематическое включение кинезиологических упражнений в повседневную жизнь дошколят, использование во время зарядки, динамических пауз, физкультминуток, подвижных игр на прогулке дает положительные результаты. Дети от рождения артисты, актеры и музыканты одновременно, и поэтому необходимо использовать музыкальное сопровождение в сочетании с физическими упражнениями. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии. Знакомые и полюбившиеся мелодии, песни, музыкальные зарисовки помогают поднять настроение, улучшить самочувствие и помочь включиться в ритм активной жизни в детском саду.
Великий русский физиолог Павлов Иван Петрович считал, что любая мысль заканчивается движением. Неподвижный ребенок не обучаем, поэтому его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность. Неусидчивому, чрезмерно активному, подвижному ребенку для закрепления мысли необходимо движение.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движений пальцев и тела. Наиболее эффективны эти упражнения в сочетании друг с другом, т. к. позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Поэтому так важны для детей дошкольного возраста пальчиковая гимнастика, игровой массаж и самомассаж, физкультминутки во время образовательной деятельности.
Это не всегда легко для детей, но интересно и забавно. А систематическое ненавязчивое повторение таких упражнений помогает наладить процесс. И очень скоро нескладные движения становятся более осмысленными, дружными и четкими, а затем выполнение их становится непринужденным, доставляющим удовольствие самому ребенку. Возникает желание научить этому своего соседа, подсказать советом, синхронизируя движения вместе с другими детьми.
Не всем детям и не сразу удалось освоить перекрестные движения рук и ног. Но мы работаем в этом направлении, ребята помогают друг другу, подбадривая тех, кому нелегко они даются. А это очень важно – научить ребенка не только научиться самому, но и иметь желание помочь окружающим его людям.
Активные, подвижные дети более любознательны и способны буквально на лету схватывать новую информацию, запоминать ее, решать сложные задачи, запоминать схемы, тексты и заучивать наизусть стихи. Да, они менее усидчивы, но вероятнее всего им и времени на усвоение нового материала потребуется меньше. Важно именно в дошкольном возрасте научить такого ребенка самодисциплине, умению учиться, направляя его двигательную активность в нужное русло. Здесь и приходит на помощь педагогу универсальные кинезиологические упражнения, позволяющие эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее этим детям давались с трудом.
Также у многих современных детей отмечается снижение двигательной активности. Отсутствие физической нагрузки тормозит мыслительные процессы, снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, возникают проблемы с речевым развитием. Движение является своеобразным рычагом, с помощью которого творческий педагог можем воздействовать на развитие ребенка. В данном случае специальные кинезиологические упражнения обладают не только оздоравливающим, но и антистрессорным эффектом, улучшают мыслительную деятельность.
Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы занятий круговой тренировки (для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)
Комплексы занятий круговой тренировки Используются как тренировочные занятия с детьми от 3 лет....
Практический материал для работы с детьми дошкольного возраста (Кинезеологические упражнения)
Комплекс по развитию познавательных функций через движение рекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания, повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность или ра...
Практическое применение лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста
В презентации отражен опыт работы применения лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста. Что такое лэпбук? Как создать лэпбук своими руками?...
Комплексы занятий круговой тренировки (для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)
(для практического применения в работе с детьми дошкольного возраста)...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «ТВОРИМ И ГОВОРИМ» по применению в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования и элементов логоритмики.
Мероприятие проведено совместно с учителем - логопедом А. В. Сухарниковой...
«Технология «лэпбук» и ее применение в работе с детьми дошкольного возраста»
Технология Лепбук Что такое лэпбук и как его использовать?...