«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ»
статья (младшая группа)
Стасья предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре, узких специалистов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_primeneniya_kineziologicheskogo_metoda_v_rabote_s_detmi_3-4_let.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.2
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ»
С. Н. Петрова
Воспитатель
А. Е. Евстафьева
Инструктор по физической культуре
МАДОУ детский сад №21 «Ладушки», г.о.г. Бор, Нижегородская обл.
Аннотация. В статье проанализировано применение кинезиологических методов, раскрыты преимущества данного направления, описывается польза применения кинезиологического подхода. Данная статья предназначена для воспитателей, инструкторов по физической культуре, узких специалистов.
Ключевые слова: кинезиологический метод, кинезиологические упражнения, сотрудничество, развитие детей.
"FEATURES OF THE APPLICATION OF THE KINESIOLOGICAL METHOD IN WORKING WITH CHILDREN 3-4 YEARS OLD "
A. E. EvstafievaS. N. Petrova,
Annotation.The article analyzes the application of kinesiological methods, reveals the advantages of this direction, and describes the benefits of using the kinesiological approach. This article is intended for educators, physical education instructors, and specialized specialists.
Keywords:kinesiological method, kinesiological exercises, cooperation, child development.
Введение (Introduction).
Самой главной целью современного дошкольного образования является развитие и воспитание разносторонне развитого ребенка, раскрывая при этом личный потенциал каждого из них. Так как современный мир стремительно развивается, появляется потребность в новых методах и технологиях для доступного изучения инноваций, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей[3].
Являясь сотрудниками детского сада, мы – инструктор по физической культуре и воспитатель обратили внимание на тенденцию к повышению числа воспитанников, которые имеют трудности в обучении и развитии. Особенно расстраивает увеличение числа детей с нарушением речи и психически незрелых. Поэтому мы решили искать эффективную инновационную технологию, которая смогла бы повысить качество развития таких воспитанников и помочь им справиться со всеми трудностями. Из всего многообразия методов коррекции умственного и психического развития, мы выбрали кинезиологический метод.
Кинезиологический подход позволяет стимулировать мозг и способствует полноценному развитию межполушарного взаимодействия[6]. Также к преимуществам данного метода можно отнести: повышение концентрации внимания, улучшение моторики, корректируется психическое развитие. Используя кинезиологический метод повышается интерес к занятиям у воспитанников и наблюдается благоприятный эмоциональный фон, а в следствии, происходит рост результативности работы педагога.
Кинезиология является здоровьесберегающей технологией. Она помогает увидеть способности ребенка, которые скрыты. Многие упражнения способствуют развитию физического и психического развития ребенка, а также являются профилактикой для предупреждения этих проблем позднее [1].
Теоретические основы (Theoreticalfoundations).
Чтобы стимулировать развитие мозговой деятельности требуется развитие межполушарного взаимодействия. Поэтому для стимуляции интеллекта детей нужно применять кинезиологические упражнения [9].
Работы Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, В.Н. Бехтерева показали, что воздействие на деятельность рук положительно влияет на развитие речи и на функциональностьвысшей нервной деятельности в целом. А значит развитие способностей у детей требуется начинать именно с развития пальцев, а потом и тела [5].
А.В. Семенович [7] смогла доказать, что двигательные методы должны применяться с учетом их взаимодополняющего влияния. Именно такие методы, по её мнению, могут активизировать, восстановить, простроить взаимодействие между различными уровнями психической деятельности.
Важность и значимость применения методов кинезиологии раскрывали в своих трудах А.Л.Сиротюк[8],Деннисон П. И., Деннисон Г. И[2] и др. Даже в древней философской системе и учения Гиппократа рассказывали о важности конкретных движения, чтобы укрепить здоровье и стимулировать развитие ума.
Наш личный опыт использования кинезиологических методов показал, что подобная работа, которая опирается на когнитивные и двигательные методы, является самой оптимальной, чтобы стимулировать коррекцию отклонений и способствует развитию возможностей всей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна нашей работы является в использовании комплексного подхода кинезиологических методов для лучшего результата у воспитанников. Самым важным периодом для развития интеллекта является возраст от 3 до 9 лет[4]. Поэтому, чем раньше приступить к работе, тем выше будет конечный результат.
Результаты (Results).
В самом начале внедрения и апробации кинезиологического метода в работу образовательной организации, мы столкнулись с проявлением безразличности со стороны родителей (законных представителей), это проявлялось в полном отказе от совместной работы и принятии информации. Мы провели беседы, семинары, предоставили буклеты, в которых была предоставлена значимость данного метода, также же проводились индивидуальные консультации. После этого мы увидели первые плоды, у родителей появился интерес к данной теме, и они стали активно изучатьпредоставленную информацию. В настоящее время мы ведем плотное сотрудничество с родителями.
Для определения уровня развития межполушарного взаимодействия использовали эффективный метод, предложенный Н. И. Озерецким. Ниже приведем результаты.
Анализ диагностики уровня развития межполушарного взаимодействия:
2023 год:
Высокий уровень –15% (3 ребенка)
Средний уровень – 20% (4 ребенка)
Низкий уровень – 65% (13 детей)
2024 год:
Высокий уровень – 50% (10 детей)
Средний уровень –40% (8 детей)
Низкий уровень – 10% (2 ребенка)
Так как органической частью интеллектуального развития являются познавательное иречевое развитие, то их диагностика позволит судит так же об уровне развитияинтеллектуальных способностей.
После проведенной работы по межполушарному развитию с уверенностью можем сказать, что кинезиологический подход положительно влияет
Обсуждение (Discussion).
В МАДОУ детский сад №21 «Ладушки» г.о.г. Бор, Нижегородской области инструктор по физической культуре и воспитатель группы младшего возраста решили применять в своей работе кинезиологические упражнения. Когда обучение проходит при проведении такого метода с детьми 3-4 лет, то развитие навыков ускоряется, а выносливость – растёт, что, в свою очередь, ведёт к повышению физического состояния детей. Дети становятся более умными, здоровыми и активными.
Самым первым шагом стало обучение, чтобы иметь полное преставление как действовать, чтобы помочь детям развиваться и не навредить им. Для этого они прошли курсы повышения квалификации «Нейропсихология дошкольников». Также они прослушали ряд вебинаров по данной теме «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста», «Мозжечковая стимуляция в дошкольном возрасте: развиваем мелкую моторику, улучшаем речь, корректируем особенности поведения», «Использование нетрадиционных способов развития познавательной сферы у дошкольников», «Нейропсихологические игры с мячом в ДОУ», «Нейропсихологические методы и приёмы в работе с детьми дошкольного возраста», «Нейрогимнастика как средство комплексного развития детей дошкольного возраста». Полученные знания были использованы для разработки совместного плана применения кинезиологических методов для профилактики нарушения психического и физического развития с детьми 3-4 лет.
Далее последовала разработка и подготовка развивающей среды, а также подключение родителей для достижения наилучших результатов.
Для информирования родителей по данной теме подготовили и провели следующие мероприятия:
- информация для родителей «Нейроигры дома, это легко и интересно»
- буклет «Кинезиология для всей семьи»
- Семинар практикум для родителей «Кинезиологические упражнения весело и полезно. Попробуйте сами».
Заключение (Conclusion).
Подводя итоги, использование кинезиологического метода стимулирует развитие многих психических процессов: памяти, внимания, мышления, активизация речи, развитию зрительно – моторной пространственной координации, повышению уверенности в своих силах. Такие упражнения оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического здоровья и самое главное, способствует коррекции недостатков речевого развития детей. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.
Полученный результат показывает, что мы не ошиблись, выбирая технологию, и кинезиология действительно способствуют развитию способностей детей 3-4 лет. После начала применения кинезиологического подхода за очень небольшое время неговорящие дети начали связно говорить, другие ребята стали более комплексно ориентироваться в пространстве и увереннее управлять своими движениями.
Список литературы:
- Воронина Л. П., Червякова Н. А. Картотеки артикуляционной и дыхательнойгимнастики, массажа и самомассажа. СПб, ООО «Издательство Детство-пресс»,2015г. – 80 с.
- Деннисон П. И., Деннисон Г. И. Образовательная кинестетика для детей: Базовоепособие по Образовательной Кинезиологии для родителей и педагогов,воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998г. – 85 с.
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие.М., ТЦ Сфера, 2005г. – 187 с.
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.М., ТЦ Сфера, 2005г. – 144 с.
- Основы физиологии человека: учебник для ВУЗов / под ред. Б. И. Ткаченко. СПб.:Международный фонд истории науки, 1994г. – 567 с.
- Сазонов В. Ф., Кирилова Л. П., Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика противстрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. Рязань, 2000г. – 48 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте:Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2002г. – 232 с.
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002г. – 80 с.
- Ти Д. Кинезиология: Оздоравливающее прикосновение. М.: Восхождение, 1998г. –85 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения помогают педагогам дошкольного воспитания повышать стрессоустойчивость организма у детей, синхронизировать работу полушарий головного мозга, улучшать мыслительную деятельн...
Консультация для педагогов «Применение современных методов в работе с детьми с ОВЗ»
Коррекционное обучение — это не просто добавка к общеразвивающей работе с детьми. Оно выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологическог...
«Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
Перед современными дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в ...
Консультация для педагогов «Кинезиология - наука будущего» «Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»
laquo;Особенности использования кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста»...
Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
laquo;Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно» Академик Н.М. Амосов....
Особенности применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Данная статья содержит информацию касательно здоровьесберегающих технологий, их видов и особенностей применения в работе с детьми дошкольного возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенносте...
«Применение кинезиологических тренажеров в работе с детьми с ТНР»
Данную методическую разработку могут использовать воспитатели. учителя-логопеды, педагоги-психологи и родители в работе с детьми. Данные тренажеры способствуют улучшению памяти, внимания и речи; сниже...