Долгосрочный проект "Береги здоровье смолоду"
материал (подготовительная группа)

Агашкина Анна Сергеевна

Фраза «Здоровый образ жизни» слышна буквально на каждом шагу? Сегодня эта тема интересует всех. Особое внимание уделяется правильному  питанию – одно из главных составляющих здорового образа жизни. Уже давно подмечено, что с изменением режима и качества питания меняются даже физиологические параметры человека! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_zdorove_smolodu.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект для детей подготовительной группы и их родителей «Береги здоровье смолоду».

Подготовила: Агашкина А.С.

МДОУ «Детский сад «Медвежонок»

Срок реализации:2021-2022 уч .год.

 Цель: формирование у детей представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Задачи:

  • Воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью;
  • Расширение представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья, знаний об отдыхе и спорте, необходимых для его сохранения;
  • Формирование представлений об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;
  • Обогащение и закрепление представлений детей о том, что для жизни необходимы хорошие условия;
  • Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=520dd33d074de5ae47bfd0fdf645e973&n=33&h=190&w=314

В рамках проекта проведены следующие мероприятия:

  • анкетирование родителей и детей
  • индивидуальные беседы с детьми по темам: «Почему человеку нужен отдых», Что полезно и что вредно для здоровья» и др.
  • выступление на родительском собрании
  • подготовлены информационные буклеты для родителей о здоровом образе жизни
  • неделя здоровья, детские спортивные праздники и развлечения
  • спортивный семейный праздник,  посвящённый Дню защитника отечества
  • конкурс «Спортивный фотоальбом  моей семьи»

                  Конспект спортивного праздника  для детей и родителей

"Мама, папа, я - спортивная семья"!

Цели:

— Привлекать родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях.

— Развивать у детей и родителей интерес к физической культуре, спорту.

— Формировать стремление к здоровому образу жизни, умение активно, организованно отдыхать.

— Доставить детям и родителям удовольствие от совместных занятий физкультурой, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи.

Задачи:

— В игровой форме развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений, формировать двигательные навыки.

— Формировать морально-волевые качества (целеустремлённость, смелость, выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов, уважение соперников по состязанию, доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать).

Ведущий:

Приветствует садик веселых гостей,
От теплых улыбок в нашем зале светлей.

Оставили папы сегодня работу.
И мамы забыли большие заботы,
Обули кроссовки, и взяв малышей,
Пришли на спортпраздник сегодня скорей.

И с гордостью каждый сможет сказать,
Что ближе семьи никого не сыскать!!!

А что же такое семья? Кто может нам рассказать?

Дети:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

 Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

 

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Любителям спорта наше - ура!

Все: Ура!

ведущий: Дорогие гости, мы рады приветствовать вас на семейном празднике "Мама, папа, я - спортивная семья"! Наш праздник пройдет под лозунгом: "Спорт-это жизнь! Мы за здоровое будущее!".

 Этот праздник спорту и здоровью посвящен,

Гости готовы?

Тогда мы начнем!

ведущий:

Олимп - Богов великое творенье! 
Спортивный мир - единая семья!
Олимпа получив благословенье,
Спортивный праздник открываю я!
Объявляю встречу между командами открытой!

Соревнования пройдут по нескольким Олимпийским видам спорта. Наши Олимпийские игры - необычные, и в этом вы сегодня убедитесь сами.

Команды готовы к испытаниям? Тогда начнем. И сразу же вопрос к болельщикам.

Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовку - стрелять!
Бьют прицельно по мишеням, - 
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? (
Биатлон)

Отвечают болельщики.

1конкурс

 ведущий: Сейчас мы посмотрим, как наши спортсмены умеет метко стрелять и быстро бегать на лыжах. Первый участник стартует от стартовой линии, и на лыжах подбегает к огневому рубежу. Совершает выстрел по мишени. и возвращается к команде, передавая эстафету следующему участнику.

Инвентарь: лыжи, корзинки 2шт., мячи 12шт., обруч 2шт.

В этом конкурсе победила команда : (название команды). Ей присуждается 2 очка.

2 конкурс

ведущий: Снова вопрос к болельщикам:

Сияет ярко-белый склон,
Мчится в санках чемпион
И не страшен поворот.
Что же это?: (
Санный спорт)

Правильно! Второй конкурс - "Санный спорт". На противоположной стороне склона, встают мамы-участницы. Папа мчит сани с ребенком и передает эстафету маме. Она стремительно несется к финишу и передает эстафету следующим участникам команды. Задание понятно?

Занимайте свои места.

Инвентарь: сани 2 шт., конусы 2 шт.

Ведущий. А сейчас немного отдохнём и вспомним пословицы и поговорки о семье. Я начну а вы должны закончить пословицу.

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Семья в куче - не страшна и туча.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В семье дружат - живут не тужат.
  • Семья без детей что цветок без запаха.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • Согласие да лад в семье клад.

3 конкурс

 ведущий: А мы продолжаем наши спортивные состязания. И снова загадка для болельщиков: Во дворе с утра игра, разыгралась детвора.

Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -

Значит там игра: (Хоккей)

ведущий: Правильно. Следующий конкурс - "Хоккей". Хоккеист клюшкой ведет шайбу (напоминаю, что Олимпийские игры у нас необычные, и шайба будет тоже необычная), между сигнальными конусами к воротам, обводя препятствия. И старается со штрафной линии, забить гол в ворота. Затем возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету. Но, команда, которая забьет наибольшее количество шайб, получает за это бонус - 1 очко. Команды готовы?

Инвентарь: конусы 4шт., клюшки 2шт., ворота 2шт., воздушные шары 12шт.

4 конкурс

 ведущий: следующее  соревнование - "Необычное двоеборье". Первый участник стартует от стартовой линии, и, преодолевает препятствия на пути. Затем бегом возвращается к своей команде и передает эстафету следующему участнику. Команды готовы?

Инвентарь: стойки 4 шт., гимнастические скамейки 2 шт., гимнастические дуги , кегли 8 шт.

5 конкурс

 ведущий: И, наконец, новый вид спорта, который, мы надеемся после нашего праздника, включат в программу Олимпийских игр в Сочи - "Семьяборье"! Вся семья встает на чудо- лыжи и движется по лыжной трассе до стойки и обратно. Команды готовы?

Инвентарь: стойки 2 шт., лыжи 2 шт.

ведущий: Внимание - ответственный момент! Кто же стал победителем наших сегодняшних соревнований:

Слово предоставляется члену жюри.

ведущий: Внимание, самый приятный момент - награждение команд!

ведущий: Поздравим наших спортсменов. Аплодисменты!

ведущий:

Вот и подошел к концу наш праздник.
Пусть все это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо - семья!
Храните ее, береги ее!
Нет в жизни важнее цели!!!

ведущий: А наша цель - воспитать здоровое, достойное поколение, которое будет представлять нашу Великую Россию.

Звучит песня "Гимн Олимпиады в Сочи"

ведущий: Спасибо, команды! Спасибо, гости! До новых встреч!

Под музыку команды удаляются из зала.

Конспект занятия

для детей подготовительной к школе группы

«Зачем человеку нужен отдых»

Тема: «Зачем человеку нужен отдых».

Цель. Формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи: - Познакомить детей с понятием «отдых», и показать его необходимость. Раскрыть возможное содержание отдыха; учить интересно проводить свободное время; дать понятие, что во время отдыха человек восстанавливает силы.

- Коррекция и развитие речи посредством беседы.

- Воспитывать у детей заботу друг о друге и о взрослых.

Материалы к занятию: иллюстрации из комплекта наглядных пособий «Ребенку о его правах», «Право ребенка».

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим разговор о правах и обязанностях человека – гражданина. В нашей стране ещё в 1990г. Была принята «Конвенция о правах ребенка», где сказано, что и вы, ребята, являетесь полноценными гражданами России и имеете свои права. (Стук в дверь, заходит почтальон)

Почтальон. Ребята, я сегодня разнёс очень много писем, но это какое-то необычное. Написал вам его какой-то дядя Фёдор. Он вам знаком?

Дети. Да. Это герой мультфильма «Трое из Простоквашино».

Воспитатель. Давайте прочитаем, о чём нам пишет дядя Фёдор.

«Ребята, хочу написать о том, как я провожу каникулы в Простоквашино. Здесь прекрасно отдыхается на природе. Красота кругом. Воздух чистый. Мы с Шариком ходим на охоту, он фотографирует птиц, зверей и насекомых. Кот Матроскин научил меня ухаживать за домашними животными. Питаемся мы только вкусной и полезной пищей. Посоветуйте, что еще можно делать во время отдыха. С уважением е вам, дядя Фёдор»

Воспитатель. Вот ребята вы слышали, как дядя Федор проводит каникулы. По конвенции он имеет право на отдых. И вы ребята имеете права на: полезное и качественное питание; на медицинскую помощь; образование; заботу со стороны взрослых; досуг; право на жизнь и право на отдых. Давайте вспомним, как вы отдыхаете, чем занимаетесь в свободное время?

Дети. Гуляем, смотрим телевизор, играем, читаем, летом ездим отдохнуть на море и т. д.

Воспитатель. Для чего нужен отдых?

Дети. Чтобы набраться сил

Воспитатель. Молодцы ребята. Все эти мероприятия можно назвать отдыхом. Так давайте все же дадим точное определение отдыху.

Дети. Отдых - это проведение времени без занятий для восстановления сил.

Воспитатель. Ребята, давайте отдохнем немножко, восстановим свои силы.

Физминутка.

Отдых нам - физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

(Соответствующие движения)

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать потом разжать

Руки вниз и так стоять

Наклониться вправо, влево

И садиться вновь за дело.

Воспитатель. Ребята, давайте подумаем и приведем примеры. От чего люди могут устать?

Дети. От физического и умственного труда.

Воспитатель. А теперь давайте немножко поиграем.

Дети. В школе от занятий, от шума.

Воспитатель. А как вы отдыхаете в школе, а дома на выходных, каникулах? А какой отдых бывает?

Дети рассказывают.

Воспитатель. Ребята, отдых бывает активный и пассивный. А что значит отдыхать активно?

Дети. К активному отдыху относиться прогулка на свежем воздухе, разные игры и т. д.

Воспитатель. А к пассивному отдыху, что можно отнести?

Дети. Сон, просмотр телевизора или посидеть тихо на диване и т. д.

Воспитатель. Хорошо. А сейчас я вам предлагаю ответить на письмо дяди Фёдора нашими рисунками о том, как мы умеем отдыхать. Что вы изобразите на своих картинках?

Дети рассказывают, что они изобразят.

Практическая часть \Дети рисуют, воспитатель оказывает индивидуальную дозированную помощь \.

Стук в дверь и снова входит почтальон.

Почтальон. Ребята, вы приготовили ответ дяде Фёдору?

Дети. Да,

Почтальон. Молодцы, ребята, какие красивые работы у вас получились. Я их быстро доставлю по адресу.

Воспитатель и дети отдают рисунки почтальону.

Воспитатель. Ну вот мы и ответили дяде Фёдору как и зачем люди отдыхают. Теперь мы знаем, что все люди, в том числе и дети, имеют право на отдых, который записан в специальном документе, «Конвенция о правах ребенка». Что особенно вам сегодня понравилось?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель. Спасибо вам за активную работу, а сейчас пришло время отдыхать.

Консультация для родителей

«Формирование у детей привычек

 здорового образа жизни»

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки.

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

• Формирование понятия "не навреди себе сам". Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.

Движение - врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 2-3 лет осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.

Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1, 5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.

Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемым их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Береги здоровье смолоду

Непосредственно образовательная деятелбность, Ознакомление с окружающим миром, Подготовительная группа....

Конспект занятия из авторизированной программы "Мир гармонии"(авторы Сухорукова Т.А,, Умбеталиева К.С., Рехтина М.Г.) "Берегите здоровье смолоду"

В данном занятии раскрываются понятие здоровье, основные его составляющие. Дети в ходе беседы, через игры узнают много интересного о здоровье, учатся обсуждать, делать выводы....

Консультация для родителей "Береги свое здоровье смолоду"

«Здоровье человека – это главная ценность жизни. Его не купишь, его надо сохранять, сберегать, улучшатьсмолоду, с первых дней жизни ребенка"Что же такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос ...

День здоровья «Береги здоровье смолоду!» (для детей старшего дошкольного возраста)

День здоровья в детском саду "Береги здоровье смолоду!"...

Консультация для родителей "Береги здоровье смолоду! Здоровый образ жизни в семье."

laquo;Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осозн...

Проект по валеологии "Береги платье снову, а здоровье смолоду".(Формирование у детей культуры здорового образа жизни)

Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у ...