Проект по валеологии "Береги платье снову, а здоровье смолоду".(Формирование у детей культуры здорового образа жизни)
проект (средняя группа)
Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги, совместно с родителями, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_sredney_gruppe_detskogo_sada.docx | 38.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в средней группе детского сада
Тема: Береги платье снову, а здоровье смолоду.(Формирование у детей культуры здорового образа жизни)
Актуальность проблемы
Задача раннего формирования культуры здорового образа жизни актуальна, своевременна и сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие организма, становление его функциональных систем, кроме того закладываются основные черты личности, формируется характер. Поэтому дошкольный возраст очень важен и для сохранения здоровья, и для формирования основы ответственного отношения к нему. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физкультурой.
Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги, совместно с родителями, должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.
Концептуальное обоснование проекта
Проект предусматривает просвещение детей дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.
Проект раскрывает формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и родителей.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает.
Важное место в решении социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли центра пропаганды здорового образа жизни, формирования знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья детей.
В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
На базе детского сада созданы условия для физического развития и оздоровления детей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок: в нем есть физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
Накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.
Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении . Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование и аппликация.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используется методический прием: слушание колыбельных песен. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна. В вечернее время включаются мероприятия на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко- и сказкотерапии.
Здоровый образ жизни невозможен без рационального разнообразного питания, отвечающего следующим принципам: регулярность, полноценность, разнообразие, режим питания, норма потребления продуктов, индивидуальный подход к детям во время приёма пищи.
Обязательным условием воспитания культуры здоровья ребенка является культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются такие формы работы с родителями, как информационные стенды , тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья «Как я расту», проводятся консультации, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.
Обоснование проекта.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми.
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте.
А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.
К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Будь здоров!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.
Участники проекта: дошкольники 4 -5 лет, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат проекта: способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения.
Цель проекта : Формирование культуры здорового образа жизни в семье и в дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
2. Привить любовь к физкультуре.
3. Привить навыки личной гигиены детей.
4. Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
5. Дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный постановка целей и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.
2 этап- основной: выполнение основных мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели.
3 этап- заключительный: проведение итогового мероприятия, оформление продукта проекта, анализ и обобщение результатов работы, обобщение опыта, планирование перспектив.
План мероприятий по реализации проекта
Проект краткосрочный (неделя ). Каждый день отражал определённую тему здорового образа жизни.
Сроки | Мероприятие | Краткое описание деятельности |
понедельник | Познание. Формирование целостной картины мира. Занятие по валеологии «Будем здоровы» | Создание педагогической ситуации. Иллюстрации с изображением правил ЗОЖ . Вопросы: - Какие продукты полезны, а какие нет? - Что такое режим дня? Зачем его соблюдать? - Что такое гигиена? - Зачем нужно закаляться? Познание. Формирование целостной картины мира. Тема: «Будем здоровы» Цель: продолжать знакомить детей с правилами здорового образа жизни; формировать личное отношение к соблюдению (и нарушению) правилами ЗОЖ; воспитывать желание быть здоровым. Виды деятельности: Познавательно-исследовательская. Рассматривание иллюстраций с изображением полезных и вредных продуктов, режимом дня, правилами ЗОЖ. Отгадывание загадок о полезных продуктах и средствах гигиены. Коммуникативная. - Какие продукты полезны, а какие нет? - Что такое режим дня? Зачем его соблюдать? - Что такое гигиена? - Зачем нужно закаляться? Физкультминутка: «Я иду, и ты идёшь». Игровая.Развивающие игры: «Полезно – не полезно», « Добавь слово». Цель: закрепить знания детей о полезных продуктах и здоровом образе жизни. Подвижные игры: «Кто скорее соберёт?». Цель: учить группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слова, выдержку, дисциплинированность. «Где мы были?» Цель: развивать двигательные навыки и умения, наблюдательность, сообразительность; закрепить знания о режиме дня. |
вторник | Чтение художественной литературы. М. Пляцковский «Однажды утром» | Создание педагогической ситуации. Иллюстрации с изображением средств гигиены. Вопросы: -Какие водные процедуры ты делаешь по утрам? -Почему грязнули и неряхи часто болеют? Коммуникация. Тема: «Правила гигиены» Цель: познакомить детей с правилами гигиены; продолжить прививать навыки гигиены; учить отвечать на вопросы; активизировать словарь детей. Виды деятельности: Чтение. Чтение воспитателем и слушание детьми М. Пляцковский «Однажды утром». Отгадывание загадок о предметах гигиены. Познавательно-исследовательская. Рассматривание иллюстраций по теме. Коммуникативная. Беседа по вопросам: - Почему нужно соблюдать гигиену? -Какие водные процедуры ты делаешь по утрам? -Почему грязнули и неряхи часто болеют? Физкультминутка « Зайка серый умывается». Игровая. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», « Третий-лишний». Цель: закреплять знания детей о предметах и средствах гигиены; воспитывать привычку к чистоте и аккуратности. Подвижные игры: « Найди себе пару», « Перенеси предметы». Цель: развивать ориентировку в пространстве, координацию движений; закреплять знания детей о предметах и средствах гигиены. |
среда | Лепка. Тема: «Лыжник». | Создание педагогической ситуации. Иллюстрации с изображением зимних видов спорта. Вопросы: -Для чего надо заниматься спортом? -Какие зимние виды спорта вы знаете? Лепка. Тема: «Лыжник». Цель: закреплять представления ребёнка о пользе спорта и физкультуры; продолжать формировать умение самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать после окончания занятия; развивать образные представления, воображение; воспитывать усидчивость. Виды деятельности: Познавательно-исследовательская. Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов. Физкультминутка: «А теперь на месте шаг». Продуктивная. Лепка «Лыжник». Игровая. Дидактические игры « Что для кого?», « Назови правильно». Цель: закрепить знания детей о видах спорта, спортивном инвентаре; продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением. Подвижные игры: « Мы – весёлые ребята» Цель: развивать ловкость, внимание. « Мы - спортсмены» Цель: учить детей имитировать движения разных спортсменов. |
четверг | Познание. Формирование элементарных математических представлений. Спортивно-математическая игра. «Мы шагаем - раз, два, три.» | Познание. Формирование элементарных математических представлений. Цель: продолжать учить порядковому счёту в пределах 5, различать количественный и порядковый счёт; учить соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов; закреплять знания о геометрических фигурах; воспитывать любовь к спорту, подвижному образу жизни. Оборудование: кегли, кубики, мячи, массажная дорожка. Дидактический материал: карточки с цифрами, картинки с изображением спортинвентаря; геометрические фигуры. Виды деятельности: Познавательно-исследовательская. Счёт порядковый и количественный, отгадывание загадок, подбор геометрических фигур. Игровая. Игровые упражнения «Слушай, считай», «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Подбери заплатку». Подвижные игры: « Берегись, заморожу!», игра-эстафета « Передай снежок», « Кто быстрее слепит пять снежков». Цель: развивать ловкость, внимание, двигательную активность. |
пятница (первая половина дня) | Рисование. Тема: «Овощи на тарелке». | Создание педагогической ситуации. Муляжи овощей; «волшебный» мешочек. -Какие овощи вы знаете? -Чем полезны овощи? Рисование. Тема: «Овощи на тарелке». Цель: продолжать работу по формированию представлений о пользе овощей; формировать умение самостоятельно готовить своё рабочее место и убирать после занятия; развивать умение рисовать всей кистью и концом; воспитывать аккуратность при работе с краской, водой. Виды деятельности Познавательно-исследовательская. Рассматривание муляжей, разгадывание загадок. Продуктивная. Рисование «Овощи на тарелке». Физкультминутка «В огород пойдём». Игровая. Дидактические игры « Что сажают в огороде», «От какого овоща эта часть?», «Угадай по описанию». Цель: закреплять знания детей об овощах, их пользе. Подвижные игры: «Кого позвали – тот лови» , «Лепим снежный огород». Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции. |
пятница (вторая половина дня) | Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Здоровье». | Проведение мероприятия с участием родителей и воспитанников по теме «Путешествие в страну Здоровье». Цель: закрепление у детей первоначальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни, формирование положительной самооценки; включение родителей в воспитательно-образовательный процесс. |
Продукт проекта:
- для детей:
- выставка детского творчества; лепка «Лыжник»; аппликация «Овощи в банке»; рисование «Овощи на тарелке»; совместная с родителями аппликация «Полезные и вредные продукты»
- итоговое мероприятие «Путешествие в страну Здоровье»
- для педагогов
- создание проекта.
- для родителей
- итоговое мероприятие-развлечение «Путешествие в страну Здоровье»
- создание сборника пословиц и поговорок, потешек о здоровье
- создание фотовыставки «Путешествие в страну Здоровье»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Социальное партнерство детского сада и семьи при формировании у детей культуры здоровья"
Теоретическая часть1. Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явлениеСогласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %,то состояние здоровья л...
Презентация проекта "Организация работы детского сада и семьи по формированию у детей навыков здорового образа жизни""
Взаимодействие ДОУ с семьёй - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребёнка....
Педагогический образовательный проект для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста «Формирование у детей ценностей здоровья и здорового образа жизни»
Формирование у детей здоровья и здорового образа жизни....
Особенности использования метода проектов при формировании у детей потребности здорового образа жизни (дошкольное образование)
Особенности использования метода проектов при формировании у детей потребности здорового образа жизни...
Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»
Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...
Формирование у детей культуры здоровья
Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, привычки людей изменяются. Особенно...
Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий
Дошкольный возраст является по-настоящему уникальным: в этот период идет интенсивное развитие, его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенци...